Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности интерпретации результатов КРС.

Поиск

При обычном задании «нарисуй свою семью» ребенок часто рисует статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя полезная информация и может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, то есть просьбу к ребенку представить изображение, где бы фигуры двигались или делали что-нибудь, является более информативным.

Несмотря на то, что при интерпретации результатов «Кинетического рисунка семьи» учитываются все вышеперечисленные уровни анализа, интерпретации кинетических рисунков фокусируется на действии или движении, а не на инертных фигурах.

Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. «Энергии» или «поля напряжения» могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе). Вот некоторые характеристики КРС и их значение2:

Стиль

1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение.

2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для детей из неустойчивых семей

Действия.

1. Мать:

а) Готовка. Это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей.

б) Уборка. Это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены домом» чем людьми в доме. Уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению.

в) Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пытающихся дать ребенку «тепло».

 

__________________

2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.

 

2. Отцы:

а) Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.

б) Едет на работу или находится на работе. Обычно обнаруживаете у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих вне ее, а не интегрированных в нее.

в) Резание. Такие действия как подстригание газона, рубка деревьев, резание и т.д. обнаруживаются у «жестких» или «кастрирующих» отцов (иногда матерей).

3 Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т.п. Выступает у сильно конкурирующих или «ревнивых» детей.

Это малая часть обычных «действий», которые часто повторяются в КРС.

Для оценки внутрисемейных отношений, воспринимаемых ребенком, можно использовать следующую таблицу3.

 

________________________

3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – МН.: «ТЕСЕЙ», 1999. С 157 – 164.

 

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи.

Симптомокоплекс Симптом Балл
Благоприятная семейная ситуация Общая деятельность всех членов семьи 0,2
Преобладание людей на рисунке 0,1
Изображение всех членов семьи 0,2
Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
Отсутствие штриховки 0,1
Хорошее качество линий 0,1
Отсутствие показателей враждебности 0,2
Адекватное распределение людей на листе 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Тревожность Штриховка 0,1,2,3
Линия основания – пол 0,1
Линия над рисунком 0,1
Линия с сильным нажимом 0,1
Стирание 0,1,2
Преувеличения внимания к детям 0,1
Преобладание вещей 0,1
Двойные или прерывистые линии 0,1
Подчеркивание отдельных деталей 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Конфликтность Барьеры между фигурами 0,1
Стирание отдельных фигур 0,1,2
  Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур 0,2
Выделение отдельных фигур 0,2
Изоляция отдельных фигур 0,2
Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1
Преобладание вещей 0,1
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
Член семьи, стоящий спиной 0,1
Другие возможные признаки 0,1
Чувство неполноценности в семейной ситуации Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
Расположение фигур на нижней части листа 0,2
Линия слабая, прерывистая 0,1
Изоляция автора рисунка от других членов семьи 0,2
Маленькая фигура 0,1
Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0,1
Отсутствие автора 0,2
Автор стоит спиной 0,1
Враждебность в семейной ситуации Одна фигура на одной стороне листа 0,2
Агрессивная позиция фигуры 0,1
Зачеркнутая фигура 0,2
Деформированная фигура 0,2
Обратный профиль 0,1
Руки раскинуты в стороны 0,1
Пальцы длинные, подчеркнутые 0,1
Другие возможные варианты 0,1

 


Выявление семейно - обусловленных психотравмирующих состояний

 

Методика «Семейно-обусловленное состояние» («Типовое семейное состояние»)

(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)1

 

Назначение методики

Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния.

Описание методики

Она представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех состояний — общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Отсюда и название трех оценочных шкал:

· У (общая неудовлетворенность),

· Т (семейная тревожность),

· Н (нервно-психическое напряжение).

В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого – 12 субшкал) Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности и расслабленности.

__________________

1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 42 – 43, 553 – 554.

 

 

Процедура опроса

Психолог просит пациента охарактеризовать свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам или дихотомиям самочувствия.

 

1. Психолог (П): «Мысленно вернитесь домой в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете домашние, дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах».

П вручает бланк для ответов.

Обследуемый (О) отмечает.

2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах): «Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень... (называют соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень...(называется то же состояние)».

3. О рассказывает.

П: «Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих. же шкалах. Все остается по-старому или что-то изменяется?»

О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вея процедура повторяется от пункта 2).

 


Бланк к методике «Семейно-обусловленное состояние»

 

Ф.И.О.

 

Довольным                   Недовольным У
Спокойным                   Встревоженным Т
Напряженным                   Расслабленным Н
Радостным                   Огорченным У
Нужным                   Лишним Т
Отдохнувшим                   Усталым Н
Здоровым                   Больным У
Смелым                   Робким Т
Беззаботным                   Озабоченным Н
Плохим                   Хорошим У
Ловким                   Неуклюжим Т
Свободным                   Занятым Н

 

Т -; У -; Н -;

 

Обработка результатов: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) 24 баллам; по Н. (нервно-психическое напряжение) — 25 баллам; по Т (семейная тревожность) — 24 баллам.2

_____________________

2. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб. 2002. С. 74.

 

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)1

Цель методики: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.007 с.)