ТОП 10:

Тема 1. Предмет социологии семьи.



Введение в курс. Тест на информированность. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья в системе первичных и вторичных групп.

 

Слайд 3.1.

Тема 3. Структура семьи

1. Типология семейных структур.

Комплектность внутрисемейных ролей.

 

1.Типология семейных структур.

 

Слайд 3.2.

Структура семьи - вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений.

_______________________________

Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в т. ч. авторитета, власти и т. д.

 

Слайд 3.3.

Биологическая семья – супружеская чета и ее потомство.

_________________________________

Биологическая семья – супружеская чета и ее потомство. Обычно имеются в виду только два поколения (родители и их дети). Биологическую семью образуют люди, связанные только отношениями кровного родства. Дети имеющие общих отца и мать называются родными, или полнородными; имеющими только одного общего родителя – неполнородными (общего отца – единокровными, общую мать -единоутробными). Дети одной супружеской четы по отношению друг к другу называются братьями и сестрами. Дети от разных браков одного из родителей называются сводными.

 

Слайд 3.4.

По характеру супружества:

· моногамия

· полигамия: полигиния, полиандрия

_____________________________________

Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия.

Полигамия – брак одного супруга с несколькими. Бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак). Полигиния часто реализовывалась в форме семьи гаремного типа. Свойственна преимущественно патриархату. Позднее полгиния сохранилась у некоторых муслуманских народов Востока; была признана исламом (по Корану, мусульманину разрешается иметь до 4 законных жен). Ко 2 –ой половине ХХ в. почти во всех мусульманских странах (Пакистан, Египет и др.) полигиния ограничивается). В большинстве стран мира полигиния запрещена и существует в скрытой форме. Установлено, что полигиния снижает показатель плодовитости, но в некоторых случаях (при нехватке мужчин, большом калыме и пр.) может увеличить показатель рождаемости. Полиандрия как более редкая форма брака в 19 в. бытовала в частности у алеутов и некоторых групп эскимосов; еще дольше она сохранилась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана. Различаются «братская» (тибетцы) и неродственная (например, Южная Индия) формы полиандрии. Она обусловлена прежде всего нехваткой женщин из-за традиционного пренебрежительного отношения к девочкам и их высокой смертностью. Во многих случаях к этому добавляются и экономические причины – трудность для моногамной семьи вести хозяйство в тяжелых природных условиях. Влияние полиандрии на плодовитость еще не изучено.

 

Слайд 3.5.

По характеру супружества и системе родства:

· кровнородственный брак;

· фратернальная полиандрия;

· сороральная полигиния.

______________________________

По характеру супружества и системе родства:

Кровнородственный брак – брак между людьми, связанными кровным родством по отцовской или материнской линии; брак между самыми близкими родственниками. Считается кровосмешением. Наиболее типичными для первобытной эпохи были браки кузенные – между двоюродными братьями и сестрами, входящими в отцовский и материнский род. В ходе истории с преодолением замкнутости жизни соседской общины, ликвидацией брачных сословных ограничений и др. кровнородственный брак постепенно вытесняется другими формами брака. Сохраняется в сравнительно небольших популяциях, а также среди многих мусульман (например, в Средней Азии), стремящихся таким образом сберечь родовую собственность. Отрицательные последствия кровнородственного брака – распространение наследственных болезней, поэтому они осуждаются во многих странах и запрещены законодательно.

Фратернальная полиандрия – брак нескольких братьев с одной женщиной.

Сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужем.

 

Слайд 3.6.

Групповой брак – отношения между родами.

· эндогамные браки

· экзогамные браки

___________________________________________

Групповой брак – отношения между родами, характерные для ранней стадии первобытного общества, где господствовала так называемая дуально-родовая организация. Среди них выделяются экзогамные браки - где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Многочисленные теории происхождения такого брака объединяются в 3 группы:

1) экзогамия возникла как необходимость избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками;

2) стремление расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами;

3) экзогамия – средство установления социального мира в родовом коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за пределы рода. У некоторых народов прослеживается осуждение браков между родственниками любой степени родства (у китайцев, абхазов и др. – между однофамильцами).

 

Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. При этом роды был экзогамен, а племя эндогамно. В ранних обществах у многих народов (малагасийцы, часть банту, арабы, узбеки, туареги и др) возникла патронимическая эндогамия с преимущественными браками между родственниками по отцу, что было вызвано стремлением сохранить имущество (у мусульман большой калым и приданое) внутри круга близких лиц. Возникшая в этот период религиозная эндогамия до сих пор является (особенно во многих странах Азии) сильнее этнической. Браки заключались между детьми двоюродных, троюродных и др. братьев и сестер по отцовской или (реже) по материнской линии (так называемый ортокузенный брак). Сегодня термин «экзогамия» используется для обозначения тенденции преимущественного заключения этнически однородных браков (между лицами одной национальности).

Слайд 3.7.

По социальным и демографическим характеристикам супругов и родителей:

· гомогамия– (от греч. homos–один и тот же и gamos – брак) брак внутри определенной социальной группы или общности: этнической, религиозной, кастовой, сословной, профессиональной, локальной и т. д.);

· гетерогамия – (от греч. heteros –другой и gamos – брак), браки между лицами, относящимися к различным социальным группам или общностям. Противоположность гомогамии.

______________________________________________

По социальным и демографическим характеристикам супругов и родителей:

Гомогамия – (от греч. homos–один и тот же и gamos – брак) брак внутри определенной социальной группы или общности: этнической, религиозной, кастовой, сословной, профессиональной, локальной и т. д.). С древнейших времен вплоть до конца средних веков (за исключением периодов войн, социальных катастроф и т.п.) гомогамные браки являлись повсеместно господствующими, нарушение обычая гомогамии (особенно в религиозных общинах) строго осуждалось. В ряде случаев гомогамия приводила к ухудшению генетического фонда. С ослаблением этнических, религиозных, сословных и др. барьеров число гомогамных браков сокращается, уступая место гетерогамным. Отдельные виды гомогамии (преимущественное заключение браков внутри каких-либо этнических локальных общностей) сохраняются и в настоящее время.

Гетерогамия – (от греч. heteros –другой и gamos – брак), браки между лицами, относящимися к различным социальным группам или общностям. Противоположность гомогамии.

 

Слайд 3.8.

На основе принципов социального наследования:

· патрилинеальные семьинаследование фамилии, имущества, социального положения по отцу;

· матрилинеальные семьи - наследование фамилии, имущества, социального положения по матери.

 

____________________________________________

На основе принципов социального наследования выделяют

· патрилинеальные семьи – наследование фамилии, имущества, социального положения по отцу.

· Матрилинеальные семьи - наследование фамилии, имущества, социального положения по матери.

 

Слайд 3.9.

По пространственно-территориальной локализации:

· патрилокальные семьи;

· матрилокальные семьи;

· монолокальные семьи;

· неолокальные семьи.

_______________________

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переезжают в дом мужа и матрилокальные, где дочь с мужем остается жить у родителей.

А также монолокальные, где супруги входят в состав одного домохозяйства. Наиболее распространенный тип современного брака. И неолокальные семьи, супруги создают свое собственное домохозяйство, независимое от родителей.

Слайд 3.10.

В зависимости от структуры родственных связей:

· простая или нуклеарная семья (от лат. Nucleus – ядро);

· сложная семья;

· неполная семья.

_____________________________

В зависимости от структуры родственных связей выделяют

· Простую или нуклеарную семью (от лат. Nucleus – ядро), состоящую из супружеской четы без детей или с детьми или одного родителя со своими детьми, не состоящими в браке. В отличие от биологической семьи, включающей все потомство супругов, нуклеарной семьей обычно считается лишь супружеская чета и ее дети, которые живут вместе с родителями на момент исследования. Например, мать с ребенком образует нуклеарную семью, а бабка с внучкой нет. Несколько нуклеарных семей, состоящих в родстве и совместно живущих, могут образовать сложную семью.

· Сложная семья, состоящая из нескольких объединенных родственными отношениями нуклеарных семей, каждая из которых может быть полной или неполной и включать также родственников супругов по прямой или боковой линиям. Например, сложную семью образуют супружеская пара с сыном и женой сына или супружеская чета с сестрой или матерью жены.

· Неполная семья –обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящими в браке. Образуется такая семья вследствие прекращения брака из-за развода, смерти одного из супругов или раздельного из места жительства, может также образоваться из-за внебрачного рождения ребенка (одинокая мать).

Слайд 3.11.

Структура расширенной семьи (по Г. Мэрдоку):

· стержневая семья (stem family)

· линеальная семья (lineal family)

· полносуществующая семья (fully extendedfamily).

_______________________________________________

Сравнительный кросс-культурный анализ распространенности структур расширенной семьи позволил Г. Мэрдоку выделить 3 наиболее часто встречающихся типа:

1) стержневая семья (stem family) – когда только один ребенок остается в родительской семье вместе с супругом и детьми. Этот тип заметен в сельской местности Европы и у нас также в городах.

2) Линеальная семья (lineal family) – если все дети одного пола (братья или сестры) остаются в родительском доме после брака.

3) Полносуществующая семья (fully extendedfamily). В Индии наблюдается вариант этой семьи, где братья после смерти их отца формируют свои семьи. Это система с 2 и более нуклеарными семьями, каждая из которых имеет не менее 2 поколений.

____________________________

Слайд 3.12.

В зависимости от степени функциональности и адекватности решения семейных проблем:

· полифункциональная семья;

· малофункциональная семья.

В зависимости от степени функциональности и адекватности решения семейных проблем выделяют:

· полифункциональную семью, использующую весь потенциал расширенной семьи для решения конкретеных ситуаций, теоретически самая эффективная модель семьи. Сегодня данный тип семьи наблюдается в развивающихся странах мира.

· Малофункциональная семья (с 1-2 детьми, бездетные и однодетные семьи) не способная к адекватному разрешнию семейных ситуаций. Такая семья находится под воздействием не “старых”, а новых социокультурных норм и действиует по общесоциальному стереотипу, не используя даже скудные возможности своих систем родства-свойства.

 

Слайд 3.13.

По критерию власти:

патриархальные семьи;

матриархальные семьи;

эгалитарные семьи

___________________________

По критерию власти

· Патриархальные семьи. Отец – глава семьи. Глава семьи –лидер. В некоторых странах глава семьи наделен особыми правами и несет за нее ответственность. Иногда глава семьи рассматривается как главный кормилец, т. е. доставляющий другим членам семьи основные средства к жизни В статистике главой семьи записывается тот, кого считают главой остальные члены семьи. Согласно рекомендациям ООН, в последних переписях ряда стран (США, Великобритании, Франции) категория глава семьи не применяется, а семейное состояние членов семьи определяется по отношению к взрослому человеку, записанному в переписном листе первым.

· Матриархальные семьи – Мать – глава семьи.

· Эгалитарные семьи –семьи без четко выраженных семейных глав и где присутствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

Слайд 3.14.

По критерию власти (Моррис Зелдич):

· партнерская семья;

· синкретическая семья;

· коллегиальная семья;

· автономная семья.

______________________________

 

Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, можно выделить большее число семейных структур.

Так американский социологМоррис Зелдич, помимо названных, выделяет партнерскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причем, если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкретичекий тип партнерства будет иметь место с равным влиянием супругов. При совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов автономная семья.

Слайд 3.15.

 

 

 

Одно из первых исследований, специально посвященное изучению механизма принятия семейных решений, было проведено Р. Блудом и Д. Вольфом в США в 1960 г. Были опрошены 900 жен. Судя по их ответам, в 72% пар практически действует эгалитраный механизм принятия решений (все решения принимаются либо обоими супругами, либо муж и жена «пропорционально» отвечают за «мужские» и «женские сферы) В 25% семей большинство решений принимает муж, в 3% - жена. Авторы сформулировали гипотезу, вытекающую из теории обмена. Тот супруг, который обладает большими ресурсами имеет и больше власти в семтье. В понятие «ресурсы» в данном случае вкладывались высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход. Так, например, в тех обследованных семьях, где жена работала набюдался и более эгалитраный стиль принятия решений.

Впоследствии выдвинутая гипотеза подверглась критике. Первое возражение. Механизм принятия решений – недостаточный критерий супружеской власти. Не менее важным ее проявлением может быть степень супружеской автономии, разделение труда в семье. Второе возражение – кроме «статусных ресурсов» необходимо определить личностные особенности партнеров и способы их взаимодействия. Треье возражение – авторы не включили в опрос некоторые важные сферы семейных отношений, например, сколько иметь детей или как часто каждый из супругов может встречаться с друзьями. Волна критики была вызвана и основным выводом исследователей, гласившим, что на смену партриархальной власти приходят эгалитраные взаимоотношения.

По мнению представительницы феминистского движения Д. Гиллепси, «ресурсы» мужей и жен пока неодинаковы. У жен обычно более низкий доход, после появлени ядетей они становятся зависимыми от мужа, т. к. в случае развода им самим придется содержать семью. Ла Росса говорит, что в период беременности жены теряют свою власть из-за сексуальной непривлекательности. Если женщина работает, это тоже еще не означает, что она становится равноправной. В отношении распределения домашней работы, например, мнение мужа остается наиболее «значимым» даже в тех парах, где оба супруга работают.

Изучение культурных особенностей в механизме супружеской власти в какой-то мере опровергают теорию ресурсов. Так, супружеская власть в семьях пуэрториканцев, живущих в США, в большей мере определяется бытующими патриархальными установками, нежели реальными «ресурсами» супругов. Однако эмиграныт во втором и последующих поколениях из числа национальных меньшинств в меньшей степени придерживаются каких-либо общепринятых стереотипов и строят свои взаимоотношения, опираясь на индивидуальные особенности.

Ряд американских ученых пришли к выводу, что супружсекая власть – комплексное понятие, которое не может быть объяснено только экономическими факторами. Например, силу любви одного партнера и степень потребности каждого из них в другом можно рассматривать в качестве критических переменных при изучении структуры власти. Тот из супругов, который меньше заинтересован в дургом, и будет доминировать в браке. Почему же с точки зрения данной теории женщины чаще занимают зависимую позицию в семье? По мнению американских авторов, посольку женщины больше ориентированы на отношения и сильнее испытывают потребность в любви, менее вероятно, что им будет принадлежать власть в семье. Значимо и то обстоятельство, что женщины чаще, чем мужчины открыто выражают свои чувствва.

В то же время жены, нахдящиеся обычно в зависимом положении, чаще используют различные «манипуляции», непрямые эмоциональные приемы с тем, чтобы восстановить баланс власти во взаимоотношениях с мужем. По мнению Бернард, если женская позиция в структуре власти будет усиливаться, этот «синдром леди Макбет» постепенно исчезнет. В будущем, считают американские ученые, баланс супружеской власти восстановится благодаря повышению как профессионального статуса женщины, так и социального престижа «женских» ценностей – уход за детьми, экспрессивность и т. д. Кроме того, поскольку в общественном мнении американцев находт широкую поддержку идея равноправия во всех сферах, такая норма должна утвердиться и в супружеских взаимоотношениях вне зависимости от «ресурсов» мужа и жены.

В советской литературе долгое время употребляли термин «глава семьи». Это институциональная характеристика обозначала лицо, которму беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патрархальной семье, как правило, муж или кто-либо из страшего поколения). Для современной семьи, которая отходит от функционирования в качестве института… к группе взаимодейтсивя» понятие «глава», по-видимому уже устарело, во всяком случае при опросах супруги обычно затрудняются определить, кто из них глава.

Чтобы выявить живучесть традиционной нормы, требующей наличия «главы семьи», были проанализированы ожидания молодых супругов. Обнаружилось, что несмотря на общую тенденцию демократизации семейных отноошений, даже в представлениях молодых людей понятие «главы семьи» связывается с мужчиной. Так считают среди москвичей 18% женихов и 9% невест (1980 г.), 26% молодых мужей и жен (1989 г.). Среди мужчин таких взглядов придерживаются преимущественно выходцы из села и имеющие лишь среднее образование (более 40%). Остальные женихи и невесты, а также молодые супруги – их подавляющее большинство – ориентированы на совместное принятие семейных решений или ответственность мужа или жены за разные вопросы.

Как принимаются решения в современной семье? Приведем результаты исследований в Москве. Практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж, принимает решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. Что касается различий между стадиями жизненного цикла, то в молодых семьях несколько чаще демократичнее решаются вопросы о распределении денег; несколько больше жен в семьях старшего поволкения, в отличие от молодых жен, единолично организуют досуг. В 80-е г.г. жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей.

Симптоматичен в этой связи следующий факт. Американская журналистка Ф. Грэй, опросив в 1989 г. женщин бывшего Советского Союза, обнаружила, что наиболее распространенные определения, даваемые мужчинам, это «пассивные», «грубые», причем нередко такие качества проявляются именно в семье.

Причины того, что лидерство в части семей принадлежит женщинам, по-видимому, имеют исторический и социально-экономический характер. В эпоху диктатуры пролетариата немногие мужчины маогли самоутвердиться, не идя при этом на компромисс со своей совестью. Постепенно формировалась психология «винтика», не изжитая и по сей день. В исследовании супружеских пар в Рязани было обнаружено, что у поколения 30-летних мужчин «локус контроля» в большинстве исследуемых сфер является внешним. Иначе говоря, они объясняют (и оправдывают) многие происходящие с ними события внешними обстоятельствами, но не собственными качествами. Одним из следствий такого самощущения мужчин в социальной сфере, наряду с доаольно частой отстраненностью от семейной жизни и родительских функций, является уход в «пассивные» виды самоутверждения, например, пьянства.

Тенденция женского лидерства в семье стала особенно ощущаться, начиная с послевоенного периода, когда резко повысилась численность работающих женщин. В соответствии с теорией «ресурсов». Активное участие женщин в профессиональной деятельности, их высокйи образовательсный статус способствовали и упрочению лидирующей позиции в семье.

В русской патриархальной семье – сельской и городской – пожилые родители проживали с младшим сыном. Сейчас родители чаще живут с дочерью. В такой ситуации в молодой семье жена имеет некоторые преимущества в сравнении с мужем, которого в пролшом называли «примаком», т. е. пришедшим в дом. Поскольку молодые супруги, как правило, пользуются материальной помощью родителей, это также не способствует утверждению авторитета мужа в глазах жены. Социальный статус молодых мужчин до недавнего времени был крайне низким. Так по данным на начало 1990 г., только 2,8% лиц до 30-летнего возраста занимали руководящие должности. Структура власти в семье, сложившаяся на первом этапе жизненного цикла, возможно мало меняется и в последствии.

В России многие женщины работают по тем профессиям – воспитательницами в дошкольных учреждениях, учителями, судьями и т. д. – которые (по крайней мере в русской культуре) формируют властные, командные, дисциплинирующие, психологичесие качества. В результате модель внесемейного поведения невольно переносится на семью.

Каким образом описанная ситуация распределения власти в семье влияет на удовлетворенность браком7 Конечно, как и в любой сфере совместной жизни, здесь важна согласованность ожиданий супругов. И все-таки в случае женского лидерства более вероятна меньшая удовлетворенность браком как жен, так и мужей. Для женщин – функция лидера – дополнительная нагрузка, которая добавляется к нагрузке по выполнению домашней работы и воспитанию детей. Женщины часто жалуются: «Надоело решать все самой», сетуют на мужскую безинициативность, пассивность, безразличие по отношению к тому, что происходит в семье. Но нередко такие ситуации напоминают порочный круг. С одной стороны женщина устает от собственного лидерства, а с другой – постояннно его добивается. На страницах печати нередко высказываются опасения, что некоторые женщины несколько «перегнули палку» в борьбе за свою независимость в семье. Появился один из типов «современной женщины», которая всегда во всем права, которую боятся как муж, так и дети. В исследовании замужних женщин в Москве удивительны, возможно, не только полученные результаты, но и сама постановка вопроса: «Как часто случается Вам критиковать мужа при посторонних, знакомых, друзьях, родственниках?» 13,35 женщин ответили, что делают это часто, и еще 35,7% - редко. Это служит одним из показателей того, что имея реальную власть в семье, жены нередко используют ее в ущерб своим супружсеким взаимоотношениям. К сожалению неизвестно. Как ответили бы на данный вопрос женатые мужчины.

В отличие от США, в России по рассматриваемой проблеме накоплено слишком мало данных. Понятие семейной власти редко употребляется в социологичсеких работах. Специальных же социально-психологических исследований на эту тему практически нет. Поэтому трудно сделать и сколь-обоснованный прогноз. Можно лишь предположить, что в ближайший период в России структура власти и лидерства будет определяться вкладм супругов в семейный бюджет. Важной представляется позиция российских и американских ученых относительно необходимости поднятия социального престижа родительства – как материнства, так и отцовства – в качестве важнейшего «ресурса» обоих полов.

Слайд 3.16.

Детоцентристская семья:

«авторитарная»;

«амбивалентная»;

«квазиавтономная».

____________________________________

На рубеже 19-20 в.в. возникло и такое явление индустриального общества как детоцентристская семья. Ей присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Характер межпоколенных отношений приоткрывает возможность для классификации детоцентристских моделей семьи. Критетрием здесь выступает мера эмансипации детей от родителей, в частности, переход от монологического диалога к диалогическому принципу отношений между поколениями. В психологической литературе показано: отношений родителей к ребенку зависит как их собственного, так и от его, ребенка, возраста и пола. Так, мать и отец неодинаково относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и подросткам. По некоторым свидетельсвам, отец, в отличие от матери играет роль «мостика» между узким семейным окружением и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Помимо того, отношения поколений, согласно этнокультурным исследованиям, обусловлены конкретными социальными условиями: «естественное», нормативное для одного времени, к примеру инфантицид, выгладит противоестественным, странным и даже чудовищным в другую эпоху.

С сожалением приходится констатировать и иное: в отечественной социологии никто (за исключением, пожалуй, И. С. Кона и Т. А Гурко серьезно и целенаправленно не изхучал практику, стиль взаимоотношений родителей и детей. Впрочем, аналогичну. Оценку положения дел в этой области на Западе 3 десятилетия тому назад дал У. Гуд.

Базовые модели детоцентристкой семьи:

1. «Авторитарная». В решающей степени сохранилось доминирования старшего порколения: ребенок часто выступает средством самоутверждения родителей (как правило, матери). Сотрудники сектора семьи ИС АН СССР задали вопрос 60 родителям в Мосвке, Тбилисе и Саранске такой вопрос: «Будете ли вы помогать материально вашим детям после окончания школы?» Около 90% опрошенных в крупных городах и почти 100% в среднем ответили, что будут помогать детям столько, сколько нужно. Интерпретируя эти данные, чоциологи заметили: «… когда материальная помощь растягивается на долгие годы, она может стать фактором, препятствующим развитию и укреплению во взрослеющих детях качеств труженика и гражданина». Кризисы в отношениях между поколениями, по А. Г. Ковалеву, выражаются наиболее наглядно, когда родители, прежде всего императивными средствами воздействия фрустрируют естественные потребности детей в автономии и саморазвитии. Недостаток в тактильных и эмоционально насыщенных контактах с отцом и матерью, т. е. интимность, является непосредственной причиной задержек физического и психического развития, деструкций в ходе созревания психофизических функций и процессов, детерминирует раннее формирование негативных личностных обрзований: страхов, неврозов, коммуникативных барьеров и психопатологических комплексов. Клинические наблюдения показали, что матери детей, страдающих неврозами, в отличие от матерей контрольной группы реже общаются с ребенком на равных, подавляют све «Я», а главное – не стремятся установить с ним эмоциональных отношений. Напротив, они безоговорочно навязывают свое мнение детям, тормозя проявление им самостоятельности. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение «Я», а главное – не стремятся установить с ним эмоционально близких отношений. Напротив, они безоговрочно навязывают све мнение детям, тормозя проявление ими самостоятельности. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я». Такому человеку, полагает Е. Т. Соколова, недоступно чувство общения и единения с другими людьми так же, как и другим не дано пробиться к его душе. Психологу как бы вторит медик: «Мелочная опека матери своих взрослеющих детей приводит к частым конфликтам, лжи со стороны детей, у них развивается ипохондрическая озабоченность своим здоровьем».

Вредит и избыток нежности. Поощрение ребенка отнюдь не должно выражаться в удовлетворении всех и вся его желаний, т. к. в потакании и попустительстве прекращается забота. Заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать.Созвучная идея о результате авторитарного воспитания, правада более изящно, высказывается Я. Корчаком: «Вежлив, послушен, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутрене безволен и жизненно немощен».

 

2. «Амбивалентная». На ребенка воздействует «отраженный свет» супружеских отношений – волны тепла чередуются с волнами холода. Преобладание тех или иных, особенно на решающих стадиях индивидуального формирования психофизики, предопределяет в конечном счете духовный и эмоциональный потенциал взрослого человека. Явные или подспудные конфликты между мужем и женой неизбежно негативно сказываются на их взаимоотношениях с детьми независимо от того, хотят этого супруги или нет. Согласно лонгитюдному исследованию, проведенному в округе Сан-Франциско, отношения родителей между собой и ребенком имели выраженную корреляцию с уровнем развития ребенка к 3,5 годам. Родители, удовлетворенные своим супружеством, как правило,относятся к детям с нежностью, употребляя при этом «более экспрессивную и недирективную речь, что в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность ребенка».

3. «Квазиавтономная». Эта модель представляет собой переходный этап от ярко выраженного детоцентризма – родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей – к новому типу семьи, в котором придается главенствующее значение автономному развитию ребенка. Уменьшается доля формальных контактов и, напротив, возрастают эмоционально насыщенные отношения, сопровождаемы автономией детей от родителей. Родители дают возможность детям проявить самостоятельность и познакомится с обширным кругом явлений, разумеется, перед старшими открывается в этом смысле более широкое поле деятельности. Вместе с тем и дошкольники муогт свободнее, чем в недалеком прошлом выражать взгляды и выстраивать свой собственный мир. Конечно, фиксируемая эмпирическая закономерность интерпретируется исследователями по-разному. Например, российские специалисты по семье с нескрываемым порицание констатируют экстенсивную вовлеченность подростков в рутинную ломашнюю деятельность. «Более половины школьников, - отмечают М. С. Мацковский, Л. Е. Дарский и А. Атанасов, - участвуют только в 3 видах домашних работ – покупке продуктов, уборке дома, мытье посуды… Значительно нижн процент учащихся, принмающих участие в таких формах деятельности, ка кприготовление пищи, починка одежды, починка бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе. Родители считают, что дети дошкольного возраста должны активно участвовть в домашней работе. Только 8 % опрошенных ответили, что основная обязанность детей – учеба… 48% считали, что дети должны постоянно принимать участие и 16% - что девочки должны помогать матери, а мальчики – отцам». Только в 8% семей ребенок, вероятнее всего, чувствует, что его обязательства по отношению к родителям состоят не только в рутинной помощи поведению домашнего хозяйства, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, представленные ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь воспитатели, отходя от скуруплезной регламентации, поощрают этику самореализации как социально-нравственную ценность.

Слайд 3.17.

Конвенционально «нетрадиционные» семьи:

· внебрачные семьи;

· альтернативные стили;

· альтернативные браки.

_________________________________

Конвенционально «нетрадиционные», т. е. в том или ином качестве отличные от классической моногамии, модели могут быть сведены к внебрачным семьям, альтернативным стилям и собственно, альтернативным бракам.

Слайд 3.18.

Внебрачные семьи - союзы, не зиждущиеся на актуальном браке:

· неполные семьи;

· материнские семьи.

____________________________

К внебрачным семьям отнесем союзы, не зиждущиеся на актуальном браке – неполную и материнскую.

Неполную форму нельзя приравнивать к материнской уже потому, что у них разный генезис. Действительно, материнская семья, условно говоря, изначально безбрачна, тогда как неполная не что иное, как «осколок» моногамии. Источники формирования неполных семей легко понять – овдовение и разводы. По расчетам А. Г. Волкова, к 75 годам в России распадаются все браки. При этом в конечном счете 23% браков прекращается из-за смерти жены, 53% - из-за смерти мужа и остальные 24% - из-за развода.

Слайд 3.19.

Альтернативные семейные стили:

фактические браки;

последовательная полигамия;

семья с неродными родителями.

___________________________

К альтернативным семейным стилям отнесем: фактические браки (число которых все время увеличивается, в 1994 г. сожительствовали 6,5% мужчин 6,7% женщин от 16-20 лет), последовательная полигамия (повтроно втупают в брак19,6% женщин и 22,9% мужчин) и семья с неродными родителями.

Фактические браки приобретают все большую популярность в западном мире – в Швеции и Англии, Франции и Нидерландах, США и Канаде. Не осталась в стороне и Россия. Молодые люди во всех странах полгают, что ни любовные клятвы, ни заверения в вечной верности не делают брак устойчивым, оношения могут быть стабильными в большой мере благодаря рождению желанного ребенка. Исходя из этого, юноши и девушки предпочитают интенсивное общение, которое подразумевает и сексуальную близость, но юридически оформляют свои отношения, как правило, лишь в случае, когда по обоюдному согласию зачинают ребенка. Эти контакты, даже существующие достаточно долго, правовым закреплением могут и не завершиться.

По свидетельству Л. Русселя, проанализировавшего статистический материал по пяти странам (Дания, Франция, Голландия, Швеция и США), широкое распространение фактических браков начинается с середины 70-х г.г. В этом смысле наиболее показательны кривые по Швеции и Франции. В Швеции – среди мужчин 25-29 лет в 1975 г. сожительствовали 21% , к 1985 г. доля подобных отношений возросла до 31%, среди женщин – соответственно 17 и31%; во Франции – та же возрастная когорта – у мужчин (в течение 10 лет) от 3% до 17%, у женщин от 2% до 11%.

В Швеции (1981 г.) был осуществлен национальные репрезентативный почтовый опрос мужчин (5733 человека), родившихся в 1922 – 1961 г.г., по повод







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.027 с.)