ТОП 10:

Методы социально-психологического изучения военнослужащих: анализ документов, беседа, наблюдение.



Как показывает практика, одним из наиболее доступных и широко применяемых методов изучения психологических особенностей личностной сферы военнослужащих является наблюдение. Под ним понимается изучение психологических особенностей личности на основе анализа их внешнего проявления в естественных (служебных, вахтенных, боевых) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личности подчиненного, позволяющее сделать выводы о его индивидуальных психологических особенностях. При помощи наблюдения можно выявить многие индивидуальные особенности и состояние человека. Внешняя сторона поведенческой активности (жесты, мимика, речевые особенности, поступки) является только эмпирическим, исходным материалом (информацией), а действительным предметом изучения служит их психологическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильная (обоснованная) интерпретация (толкование) психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.Достоверность результатов наблюдений зависит от следующих условий: четкости осознания офицером того, что он хочет узнать о подчиненном; целенаправленности планирования и выбора ситуаций, в которых изучаемый наиболее полно проявляет себя; систематичности; избирательности; длительности; сопоставления данных наблюдения с данными, полученными другими лицами и другими методами психолого-педагогического изучения.Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии военнослужащего дополняют наблюдения за ритмикой его движений, походкой, а также физиогномикой - проявлением личностных особенностей в мимике, принятой им позе в процессе невербального общения. Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого офицером изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные особенности проявления личностных особенностей подчиненного, дополнения полученных результатов с помощью других психолого-педагогических методов. Как показывает практика, это достаточно успешно делается в ходе индивидуальной диагностической беседы с подчиненным.

Диагностическая беседа

в изучении индивидуальных особенностей подчиненных

Индивидуальная беседа предусматривает достижение как диагностической (познавательной), так и воспитательной целей. Обе они достигаются одновременно и разделять их неправомерно. В противном случае диагностическая беседа может вылиться в допрос, а воспитательная - в голое назидание.С точки зрения отечественной психологии и педагогики, индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуальных особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания его устных ответов на заранее определенный перечень вопросов. Как показывает анализ, это один из доступных, важных и наиболее действенных методов изучения военнослужащего. В ее ходе офицер имеет возможность не только глубже познать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на овладение своей специальностью, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.Каждая индивидуальная беседа требует специальной предварительной подготовки: ознакомления с содержанием личного дела; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана проведения беседы, вопросов и методики ее проведения (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие воспитателя вопросы и т.д.).Наиболее результативно беседа проходит в непринужденной обстановке, когда военнослужащий в большей степени предрасположен к разговору: во время вахты, обеденного перерыва (если у него нет на это время собственных планов), в часы вечернего отдыха и т.д. Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним следует отнести: четкое осознание офицером, что ему необходимо узнать о подчиненном; активность беседы с его стороны и стороны собеседника; непринужденность, допустимую откровенность, принципиальность со стороны командира. Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий офицера. После беседы целесообразно провести ее анализ, сделать выводы и наметить направления дальнейшей работы с ним. Это позволяет накапливать и обобщать полученные факты о подчиненном и более активно использовать знание его индивидуальных психологических особенностей в процессе последующей работы с ним. Полученная информация может дополняться результатами специальных опросов военнослужащего.

Виды опросов и методика их проведения

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым военнослужащим (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Методика проведения опроса предусматривает несколько вариантов: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных методик опроса, применяемых в последнее время в воинских подразделениях, является письменный опрос с применением специальных опросных листов. Опросный лист - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей изучения военнослужащего. Его принципиальное отличие от анкеты заключается в том, что они всегда предлагают для выбора определенные варианты ответов, наиболее полно, по оценке опрашиваемого, отвечающие на заданный вопрос.

Известно несколько типов опросных листов:

опросные листы, основанные на самооценке опрашиваемыми военнослужащими своих свойств и качеств;

опросные листы, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

опросные листы, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе опроса данные могут быть статистически обработаны. Это достигается определенной стандартизацией (формализацией) вариантов ответов, технологии их обработки и интерпретации (толкования) как военными психологами, так и другими категориями офицерского состава, знакомыми с используемой методикой проводимого опроса.

Анализ документов и результатов деятельности

Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения офицерам подразделений, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего на основе анализа качества выполняемой им служебно-боевой (профессиональной) деятельности. Этот метод предусматривает учет офицером действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др. Анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях и навыках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и др.Также применимым в служебной и профессиональной деятельности офицера выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: личное дело, характеристики, документы об образовании с прилагаемыми к ним оценочными листами, медицинские книжки и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень дисциплинированности, состояние здоровья и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.

Предметом изучения являются:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.005 с.)