ТОП 10:

Большое значение в работе с личным составом, заступающим на боевое дежурство или в караул, имеет психологическая работа, которая проводится в четыре основных этапа.



1. Организационный этап. На этом этапе (перед началом летнего и зимнего периодов обучения) проводится психологическое изучение военнослужащих и состояния межличностных отношений в воинских коллективах, инструкторско-методические занятия с командирами и личным составом. По итогам изучения личного состава (в том числе и пополнения) представляются списки военнослужащих, которые не рекомендуются для несения боевого дежурства и караульной службы. Основанием для такого заключения является наличие у военнослужащих нервно-психической неустойчивости. С учетом рекомендаций психолога издается приказ по воинской части «О составе дежурных боевых смен». Кроме того, психологом части проводятся практические занятия с военнослужащими по ознакомлению и обучению их приемам и методам психической саморегуляции. Ежеквартально проводится промежуточное психологическое обследование личного состава.

2. Этап подготовки к несению службы. Он начинается за 2 - 3 дня до заступления на боевое дежурство, в караул. В этот период деятельность должностных лиц должна быть направлена на подбор личного состава и расстановку его по сменам и постам. Офицеры подразделений осуществляют наблюдение в целях выявления военнослужащих с признаками повышенной нервно-психической напряженности и дополнительного углубленного психологического их изучения. Особое внимание обращается на такие проявления, как повышенная рассеянность, несобранность, заторможенность, нескоординированность действий, повышенная раздражительность, конфликтность, уныние, апатия, тревожность, быстрые колебания настроения, быстрая утомляемость. Повышенное внимание уделяется вновь сформированным сменам и военнослужащим, впервые заступающим на боевое дежурство.

3. Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. При несении службы основные усилия направляются на создание обстановки оптимальной готовности к немедленным действиям по боевому расчету и другим внезапным изменениям. На данном этапе достигается соотношение необходимого и достаточного количества проверок несения службы, осуществляется контроль над материально-техническим обеспечением и своевременным и рациональным питанием личного состава.

В ходе несения боевого дежурства, караульной службы визуально или с помощью общения оценивается психологическое состояние отдельных военнослужащих, выявляются преобладающие психологические реакции. Офицеры осуществляют включенное, скрытое наблюдение за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава. Цель наблюдения - выявить воинов с повышенной психической нагрузкой. В конце проверки оформляется специальный план-схема наблюдения с фиксацией признаков состояния напряжения:

1. Рот, брови, общее выражение лица: губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы; страдальческое выражение лица.

2. Глаза: унылый, недовольный взгляд; «горящие» беспокойные глаза.

3. Цвет кожи лица: значительное покраснение, появление пятен; бледность, желтизна.

4. Движения: закрепощенность, нарушение точности движений; суетливость, сильное дрожание пальцев рук.

5. Особенности поведения: замкнутость, апатия; плохой самоконтроль, бравада.

По результатам наблюдения в зависимости от количества регистрируемых признаков в отношении военнослужащего принимается определенное решение - усилить контроль, произвести замену в составе смены, расчета ит. д.

4. Этап после смены с боевого дежурства, караула. Для личного состава после смены с боевого дежурства, караула организуются мероприятия, направленные на снятие нервно-психической нагрузки и подготовку военнослужащих к очередному заступлению на боевое дежурство (в караул).

Для предупреждения негативных состояний и срывов в деятельности военнослужащих должны планироваться профилактические мероприятия:

1. Планирование и организация эргономических условий, способствующих сохранению оптимального уровня работоспособности личного состава (освещенность, цвет, температурный режим, оборудование рабочего места оператора, устранение лишнего шума и т. п.). Установлено, в частности, что красный, оранжевый цвета возбуждающе действуют на эмоциональную сферу человека, повышают артериальное давление, усиливают мускульное напряжение, увеличивают частоту дыхания и пульс. Зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета, напротив, действуют успокаивающе.

2. Организация оптимального режима труда и отдыха в процессе несения службы. Например, в ходе боевого дежурства зачастую наблюдается очень слабая нагрузка на определенные группы мышц. Регулярная и длительная недогрузка мышц вызывает своеобразное заболевание, называемое гиподинамией. Это явление характерно прежде всего для представителей операторских специальностей и проявляется в вялости человека, апатии, нежелании двигаться, быстрой утомляемости, снижении физической силы и выносливости.

Кроме того, длительное пребывание человека в закрытых помещениях, подземных сооружениях вызывает так называемую сенсорную депривацию (невозможность удовлетворения потребности в разнообразии красок, свете солнца, смене дня и ночи, запахе земли, деревьев и т. п.). В изоляции человек, лишаясь привычных раздражителей, ощущает сенсорный голод, действие которого проявляется в снижении работоспособности, ухудшении внимания, памяти, мышления, возникновении иллюзий. Нейтрализация этих негативных явлений требует особого внимания со стороны командного звена и психолога.

3. Психологическое просвещение, направленное на разъяснение условий и особенностей несения боевого дежурства и караульной службы, влияния данных условий на психику человека, показ психологической природы трудностей деятельности и возможных ошибок. Важно разъяснять военнослужащим возможные способы профилактики усталости, не допускать ее хронических форм, закрепляющих «привычку усталости» на службе. Данное явление возникает даже при отсутствии реального утомления, становится своего рода профессиональным отягощением. Испытываемые каждый раз при заступлении на службу неприятные ощущения могут значительно опережать реальное утомление и становиться причиной не только ошибок, сбоев в осуществлении деятельности, но и профессиональных кризисов и заболеваний.

4. Обеспечение оптимальной системы взаимодействия военнослужащих при несении службы, подбор и расстановка по сменам и постам с учетом их психологической совместимости.

5. Проведение в период подготовки к несению службы групповых психологических тренингов. В состав их участников могут входить члены одного расчета, смены. Учебным материалом для тренинга являются возможные боевые ситуации. Задается, как правило, лишь основное направление событий (условия и цель), а участники должны определить алгоритм решения задачи каждым специалистом в составе расчета. Моделирование боевых ситуаций призвано не только актуализировать профессиональные качества военнослужащих для действий в этих ситуациях, но и вызвать у них (за счет варьирования условий выполнения задачи) сходные с «боевыми» психические состояния. Создаваемые тем самым эмоционально насыщенные элементы будущей деятельности становятся критериальным средством преодоления возможных негативных психических состояний.

6. Эффективным средством предупреждения негативных состояний, мобилизации сил на успешное выполнение боевой задачи является овладение методиками психической саморегуляции, т.е. регуляцией различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности.

У каждого человека есть свой набор приемов выхода из трудных ситуаций. Эти приемы предполагают нерефлексивное применение методов психической саморегуляции, поддержания требуемого в данный момент психического состояния. Так, некоторые военнослужащие для поддержания бдительности в карауле на посту применяют своеобразную тактику передвижения по маршруту - через каждые четыре шага оглядываться поочередно через правое и левое плечо. Многие знают, что ходьба в темпе 140 - 150 шагов в минуту создает бодрое самочувствие и хорошее настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного в разном ритме по 10 -12 шагов усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, элементы самомассажа головы, другие психофизиологические приемы активирующего самовоздействия.

Необходимость освоения приемов психической саморегуляции обусловлена возможностью для военнослужащих с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, снижение аппетита, падение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями боевого дежурства и несения службы в карауле.

Правильное применение форм и методов работы офицеров в период подготовки и несения военнослужащими боевого дежурства, внутренней и караульной службы, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

Таким образом, морально-психологическое обеспечение задач боевого дежурства, несения караульной службы - важная составная часть работы командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб по поддержанию постоянной боевой готовности частей и подразделений, формированию у воинов активной жизненной позиции и высоких морально-боевых и психологических качеств.

54. Сущность и содержание психодиагностической работы в подразделениях.

Психологическая работа в подразделениях – это целенаправленная и планомерная деятельность по формированию и развитию у в/с психических качеств и состояний, необходимых для успешного выполнения задач по защите Отечества.

Содержание психологической работы в армейских условиях:

1. Изучения индивидуальных психологических особенностей в/с

2. Формирование здорового морально-психологического климата в военном коллективе

3. Организация психологической помощи

Психодиагностическая работа – это изучение индивидуально-психологических особенностей в/с с помощью различных методик.

Методы диагностической работы: беседа, опрос, анкетирование, экспертная оценка, изучение документов, социометрия, хронометрия, наблюдение, составление характеристик, сочинение интервью, созда­ние ситуаций, изучение биографий, самооценка, психолого-педагогическое и медицинское обследование, метод «баллотирова­ния» и др.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.007 с.)