ТОП 10:

Общая характеристика психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и основные этапы ее развития.



Принципы психологической работы.

1)Принцип профессиональной компетентности. Правовой и этической правомочности.

2)принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации. необходима координация должностных лиц.

3) принцип деятельностного подхода. учёт роли воинской деятельности в рамках которой возникают многое пси явления её обусловленные.

4) принцип субъектно ориентированного взаимодействия. в целях самовоспитания и саморазвития .

5)принцип своевременности и постоянства. психологическая работа должна проходить на всех этапах социализации военнослужащих.

6) принцип материально технической обеспеченности психологической работы.

Психологическая работа в вооружённых силах это целенаправленная и планомерная деятельность по развитию у В\С по формованию психологических качеств и состоянии и необходимых для успешного выполнения задач по вооружённой защите отечества.

Психологическая работа осуществляется.

· Командиры.

· Штабы.

· офицерами воспитательных структур.

· психологами специалистами центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации и медицинской службы.

Основное содержание психологической работы в армейских условиях.

· Изучение индивидуально психологических особенностей военнослужащих и социально психологических процессов в воинском коллективе.

· Формирование здорового морально-психотического климата в воинских коллективах.

· Организация психологической помощи, сопровождение воинского труда и реабилитации.

Важные составляющие МПО есть психологическая работа.

Виды психологической подготовки в ВС РФ.

1)Общая психологическая подготовка.

2)специальная психологическая подготовка. Особенности вида и рода войск, наступление борона и действие в особых условиях

3)целевая психологическая подготовка. ориентирована на конкретны бой или задачи специальной операции…

В МПО входят

· информационно-пропагандистская работа

· психологическая работа

· военно-социальная работа,

· культурно-досуговая работа,

· информационно-психологическая защита от воздействия противника,

· техническое обеспечение.

Задачи психологической работы.

1) Поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению в различных условиях обстановки.

Задачи в подразделении психологической помощи.

Ø -Поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава. К выполнению задач по предназначению в различно обстановке

Ø - психологическая подготовка вс к боевым задачам

Ø -психологические сопровождение военнослужащих при несение боевого дежурства и службы

Ø -изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащего, процессов воинских коллективов выработка и реализация мер по подержанию здорового морального климата

Ø -выявление лиц с неустойчивая психикой и отклоняющимся поведением.

Ø -пси помощь и реабилитации в\с получавших травмы.

Психологическая работа направлена на разрешение следующих проблем.

Ø -Личностные проблемы

Ø -коллективно групповые проблемы

Ø -деятельностные проблемы.

Важнейшие профессиональные волевые черты военнослужащего.

-целеустремлённость

-самообладание

Материальная база социально психологической работе.

Рабочий стол, аудио техника. ПК, методическая литература.

+директивы, указания штабов, приказы.

+ анкеты и ключи.

Рекомендации должностным лицам.

Комната для психологической работы. (КИД) в клубе.

Игры, приставки, мягкие цвета, на стене фотообои.

В комнате можно снимать напряжение,

Мягкая мебель, библиотека с психологической литературой.

Психологическое сопровождение адаптивного персонала

Первичное

Углублённое

последующее изучение

Приказом командира создаётся внештатная группа психологов.

Ø Психолого.

Ø медик.

Ø офицер воспитательных структур.

 

Основные направления, задачи и принципы организации психологической работы в войсках.

Общие обязанности должностных лиц воинской части по организации и проведению психологической работы.

Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы.

В решении задач психологической работы участвуют различные субъекты. Каждый из них выполняет свои специфические функции. Вместе с тем успех этой работы может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными усилиями всех ее участников. Это предполагает сочетание двух уровней организации и проведения мероприятий психологической работы:

а) уровень применения методов и процедур специального психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированным специалистом - психологом воинской части;

б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской, воспитательной деятельности и обучения военнослужащих на основе учета информации, полученной от психолога воинской части.

Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия психолога как основного специалиста в воинской части с другими субъектами психологической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. В иерархии этих взаимоотношений можно выделить как минимум четыре типа связей:

-отношения с должностными лицами;

- отношения с военнослужащими и членами их семей;

-отношения с другими психологами;

-отношения с другими специалистами.

Профессиональное пространство взаимодействия для войскового психолога может быть представлено, следовательно, как социотехническая система, объединяющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы. Модель такого взаимодействия показана на рис. 2.

Основанием для выделения типов и форм взаимодействия является понимание психолога как субъекта служебно-профессиональной деятельности, включенного в кооперацию содеятельностей различных субъектов психологической работы, в которой определенному виду “заказа” на обеспечение необходимой продуктной основы его деятельности соответствуют реализуемые психологом профессиональные позиции (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик).

При этом позиция “исполнитель” отражает служебную составляющую его активности, направленную на выполнение распоряжений командования и обязанностей по службе.

Позиция “исследователь” в качестве продуктной основы подразумевает психологический диагноз как результат работы по изучению психологических факторов воинской деятельности и психологических характеристик личного состава, включающий психологическую характеристику объекта изучения, прогноз его возможного развития, рекомендации и предложения по его оптимизации.

Позиция “управленец” реализуется посредством применения специальных психологических процедур и средств по разрешению психологических проблем военнослужащих и гражданского персонала, а также путем оказания методической помощи должностным лицам при проведении различных мероприятий по воспитанию и обучению личного состава.

Позиция “проектировщик” предусматривает участие психолога не только в разработке специальных психологических средств (методики, приемы, техники и т.п.), но и в проектировании различного рода нормативных документов, разрабатываемых в части по вопросам психологической работы, а также проектировании условий, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий.

АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Военный руководитель

· Уяснение полученной задачи (проблемной ситуации)

· Сбор объективной информации о структуре и характеристиках управляемой системы и внешних факторах

· Формирование концептуальной модели решения проблемы

· Выявление имеющихся способов и средств воздействия на ситуацию

· Всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом определенных критериев требуемой эффективности

Психолог

· Представление необходимой информации:

- о психологических факторах, влияющих на выполнение поставленной задачи и обусловливающих специфику ситуации;

- о психологических характеристиках личного состава, определяющих профессионально-психологическую готовность к выполнению задачи;

- о состоянии, особенностях и возможностях психологического обеспечения различных аспектов деятельности военнослужащих

ЭТАП ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Военный руководитель

· Определение основного направления действий

· Выбор перспективных и текущих целей

· Определение программ-планов деятельности подчиненных, а также условий, средств и способов их реализации

· Определение форм взаимодействия исполнителей между собой

· Нормирование трудозатрат и определение сроков выполнения задачи

Психолог

· Представляет рекомендации и предложения:

- по рациональной расстановке и обучению военнослужащих с учетом их психологических особенностей;

- о возможности и специфике применения военным руководителем социально-психологических методов управления;

- по созданию необходимых условий, способствующих сохранению психического здоровья военнослужащих

ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ

Военный руководитель

· Доведение служебных задач, распределение функций подчиненных

· Стимулирование деятельности подчиненных

· Согласование и координация действий, поддержание всех форм дисциплины, осуществление текущего контроля

· Обеспечение необходимых условий деятельности (материально-техничес-кие, бытовые, санитарно-гигиеничес-кие, информационные)

· Развитие профессионально важных качеств, поддержание оптимальных межличностных отношений

Психолог

· В интересах решения задачи организует методическую помощь должностным лицам, а также организует и проводит мероприятия психологической работы лично

Основные методы работы:

- психодиагностика;

- психологическое консультирование;

- психологическое обучение и просвещение военнослужащих и членов их семей;

- психотерапия и психокоррекция;

- психогигиена и психопрофилактика

ЭТАП ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА

Военный руководитель

· Оценка соответствия полученного результата поставленным целям и нормативным требованиям

· Оценка деятельности подчиненных

Психолог

· Оценка действенности мероприятий психологического обеспечения и участия различных должностных лиц в их проведении

Как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано "движением" между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде:

· аналитической справки (например, оценка морально-психологического состояния л/с части, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т.п.);

· консультации по интересующему вопросу;

· рекомендации и предложения (они должны быть конкретными, иметь адресата, взвешены и корректны, документированы).

Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру:

· в первом случае выполняет информационную функцию (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса);

· во втором - консультативную (т.е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгих рекомендаций относительно выбора одного из них),

· в третьем - экспертную (заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий).

Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует все субъекты психологической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельности

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.01 с.)