Перечень мотивационных факторов для методики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень мотивационных факторов для методики



При проведении профконсультации следует постоянно спрашивать клиента: «Хотели бы Вы, чтобы в Вашей будущей профессии (в учебном заведении, на работе…) появилось…?», «Хотели бы Вы, чтобы у Вас была возможность…?», «Хотели бы Вы учесть во время своего выбора…?», «Важно ли для Вас при выборе…?» и т.п. При этом клиент может не только выбирать ограниченное количество факторов, но из каких-то групп называть столько, сколько считает нужным.

I. Факторы общего порядка

1. Собственное желание:

- осознанное, хорошо продуманное желание;

- интуитивное предчувствие успеха.

2. Отношение (одобрение) близких людей:

- отец;

- мать;

- любимый человек;

- друг (подруга) и др.

3. Собственные способности и возможности для реализации варианта.

4. Желание проявить те или иные качества (насколько данный вариант позволяет это):

- физическую силу;

- красоту, внешнюю привлекательность;

- умение общаться;

- интеллект;

- чувство прекрасного;

- волю, решительность;

- самостоятельность;

- нравственные качества;

- общую эрудицию;

- жизненный опыт и др.

5. Информированность, знание о том или ином варианте (знание того, что ждет …).

6. Наличие (или отсутствие) друзей и знакомых на месте будущей учебы или работы.

7. Престиж (в понимании клиента и его близкого окружения).

8. Перспективность варианта для будущей жизни.

9. Близость месторасположения и др.

II. Характеристики возможного места учебы

Данные характеристики используются в консультациях, где решается проблема помощи в выборе учебного заведения. Но если среди вариантов клиента имеются те, что связаны и с дальнейшим обучением, и с трудоустройством, то тогда приходится рассматривать полные наборы мотивационных факторов.

1. Легкость поступления (или, наоборот, сложность, чтобы потом можно было хвалиться...)

2. Легкость обучения (или наоборот).

3. Большая стипендия, льготы (можно уточнить какие).

4. Наличие общежития.

5. Хороший социально-психологический климат (приятная «атмосфера»).

6. Интересная производственная практика или стажировка.

7. Хорошее распределение (гарантированные хорошие места трудоустройства).

8. Отличная культурная, спортивная жизнь.

9. Качественный преподавательский состав.

10. Отличная материальная база (кабинеты, лаборатории…).

11. Отсутствие взяток (или, наоборот, возможность поступить за взятку и купить отличный диплом) и др.

III. Характеристики возможного места работы

Данные характеристики больше подходят для консультаций, где решается вопрос о том, где именно работать клиенту.

1. Легкость трудоустройства.

2. Возможность дополнительного обучения или переподготовки за счет организации.

3. Возможность работать по контракту.

4. Хороший социально-психологический климат («атмосфера»).

5. Развитый социокультурный быт (свои санатории, детские сады, снабжение продуктами, различные культурно-развле-кательные программы и т.п.).

6. Льготы (уточнить, какие именно).

7. Перспективы профессионального роста и построения карьеры.

8. Высокая официальная зарплата, возможность зарабатывать валюту.

9. Возможность дополнительного заработка (чаевые, взятки-подарки, использование в личных целях техники и оборудования организации…).

10. Возможность работать по совместительству в других местах.

11. Относительно свободный режим посещения.

12. Возможность использовать ранее приобретенный профессиональный опыт.

13. Легкость увольнения из организации.

14. Стабильная работа организации (без кадровых перетрясок, без массовых увольнений, без риска банкротства и т.п.) и др.

IV. Характеристики выбираемых профессий

Данная группа характеристик необходима для работы с людьми, еще не выбравшими профессию (включая случаи выбора профессионального заведения, когда обучение предполагает работу по тем или иным профессиям). Менее значимо использование данной группы факторов в работе со взрослыми клиентами, уже имеющими профессию, совершенно не собирающимися ее менять и лишь подыскивающими другое место работы. Хотя, например, для большинства клиентов службы занятости (безработных) актуальным является вопрос смены имеющихся специальностей и приобретения новых.

1. Предмет труда:

- природа (животные, растения, организм человека);

- материалы и заготовки;

- дети;

- взрослые люди;

- техника;

- транспорт;

- знаковые системы (стабильные, меняющаяся информация);

- художественный образ (красота).

2. Цели труда:

- контроль, оценка, диагноз;

- преобразование (материалов, человеческого сознания…);

- творчество, изобретательство;

- транспортирование;

- обслуживание (поддержание в определенном состоянии);

- собственное развитие и самосохранение.

3. Средства труда:

- ручные и простые приспособления;

- механические;

- автоматические;

- функциональные (зрение, слух, голос, физическая сила);

- теоретические (знания, способы мышления);

- переносные или стационарные.

4. Условия труда:

- бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора…);

- большие помещения с людьми (аудитории, торговые и концертные залы…);

- обычный производственный цех;

- необычные производственные условия (особая стерильность, режим влажности, температуры…);

- экстремальные (риск для жизни и здоровья);

- работа на открытом воздухе;

- домашний кабинет.

V. Характер подвижности в труде:

- преимущественно сидя;

- преимущественно стоя;

- длительная ходьба;

- вынужденные статичные позы;

- множество разнообразных движений;

- высокая избирательная подвижность (в основном, только рук, только головы, …ног).

VI. Характер общения:

- минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд);

- работа с клиентами и посетителями;

- обычный коллектив («свои люди», одни и те же лица…);

- работа с аудиториями;

- особая дисциплина и субординация;

- небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты).

 

VII Характер ответственности в труде:

- материальная;

- моральная;

- за жизнь и здоровье людей;

- обычная (невыраженная) ответственность.

VIII. Различные особенности профессий:

- высокая официальная зарплата;

- возможность дополнительного заработка (чаевые, взятки-подарки, использование оборудования организации, возможность что-то унести…);

- возможность проявить власть;

- изысканные отношения (особый этикет…);

- встречи со знаменитостями;

- частые командировки по стране;

- загранкомандировки (или просто – валюта…);

- завершенный или промежуточный результат труда (возможность полюбоваться тем, что сделал…);

- минимальные профвредности (уточнить, какие именно);

- спокойная работа (минимальное нервное и физическое напряжение);

- отсутствие мата и сквернословия на работе;

- увлекательная, рискованная работа;

- ярко выраженная общественно полезная работа.

IХ. Минимальное профессиональное образование, необходимое для профессии:

- без специального профессионального образования;

- краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев);

- начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ);

- среднее профессиональное образование (техникум, училище);

- высшее профессиональное образование (вуз), бакалавриат, магистратура;

- ученая степень;

- дополнительное профессиональное образование, переподготовка, доподготовка (к уже имеющемуся).

В заключение примите добрый совет: используйте представленные опросники именно для активизации самопознания клиентов и лишь в очень незначительной степени – для психодиагностики (обязательно соотнося полученные результаты с результатами «настоящих» тестов).

РАЗДЕЛ 4. ТРЕНИНИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Обоснование практической тренинговой работы

С подростками по программе

Данное пособие раскрывает особенности работы педагога-психолога с воспитанниками (детьми и подростками) детского оздоровительно-образовательного лагеря в направлении содержательно-практического блока – блока тренинга. Необходимо отметить, что тренинговый блок, здесь реализуются с помощью «Тренинга сплоченности и толерантности в группе» (К.Фопеля), «Социально-психологического тренинга» (А.С.Прутченкова), тренинга «Жизнь в мире с собой и другими» (Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова) и др., научное обоснование которых будет представлено ниже.

Важно отметить, что основными принципами работы психологической службы выступили ведущие теоретико-концептуальные положения как отечественных, так и зарубежных психологов:

- принцип самоценности личности; в соответствии с ним личность человека представляется самостоятельной ценностью, обладающей безусловным правом на свободный выбор целей и путей своего развития;

- принцип самоценности возраста; исходя из этого принципа, недопустимо относиться к детству, отрочеству и юности как к периоду подготовки к взрослой жизни. Каждый возрастной этап – это полноценная часть человеческого бытия, которая должна быть прожита полноценно и недопустимо форсирование развития личности любого человек – взрослого, подростка или ребенка, поскольку это наносит вред целостности личности в целом;

- принцип свободосообразности; сутью данного принципа классиками отечественной науки провозглашалось обеспечение условий для свободного самосозидания личности, развития ее из собственных природных основ. “Свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа” (К.Роджерс);

- принцип ценностно-смыслового равенства, который предполагает наличие у педагога, психолога и воспитанника общих целей, интересной совместной деятельности, одинаковых взглядов на общечеловеческие ценности; позицию равенства и взаимоуважения. Ведущими у взрослого в отношении ребенка являются отношенческие и деятельностные позиции: «Первый среди равных»; «Не «Под», не «Над», не «Рядом», а «Вместе!»»;

- принцип природосообразности, который определяет позицию, как психолога, так и педагога (воспитателя и вожатого), основывающихся на обязательном учитывании в своей деятельности половозрастных особенностей воспитанников, фактора наследственности, психофизиологических и биологических особенностей детей и подростков;

- принцип креативности, который обосновывает деятельность творческой личности, которую возможно воспитать только в творческой обстановке, в условиях эмоционально комфортных отношений, при участии педагога-творца. Реализация принципа начинается с творческого характера моделирования смены;

- принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания, который призывает педагога помочь воспитаннику осуществить свое право самостоятельного выбора сферы самореализации, саморазвития и самоутверждения с учетом внутренней направленности, способностей, интересов и склонностей;

- принцип демократического и ситуационного руководства воспитательным процессом, который основан на одинаковом соблюдении законов и правил как педагогом, так и воспитанником, гуманистическое, толерантное, эмпатийное отношение к воспитанникам, и принципиальное, ответственное, серьезное отношение к делу, основанные на педагогических технологиях корпорации и единоначалия;

- принцип коллективности, определяющий необходимость воспитывать социально значимые качества личности у воспитанников, развивать каждого ребенка как ценного члена коллектива (микрогруппы) и общества в целом.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.01 с.)