Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среди людей. Тренинг коммуникативных умений и навыков

Поиск

«Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» - С. Экзюпери

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, помочь участникам понять особенности содержания именно данной тренинговой группы, настроиться на серьезную работу над своими коммуникативными навыками.

 

 

Упражнение 50

Представление

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется» - Генри Форд

«Вначале работы группы каждому из участников предлагается оформить собственную визитку, где указываются тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которым вас нарекли родители, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля ил литературного героя и т.п. Вам предоставляется полная свобода выбора и фантазии. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочитать ваше новое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будет обращаться друг к другу по этим именам. Время на оформление визиток – 3 минуты.

После оформления визиток и их закрепления на видном месте найдите себе партнера, с которым в течение 5 минут вы должны подготовиться к представлению всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность СВОЕГО ПАРТНЕРА, рассказать о нем так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Мы объединимся в большой круг, и вы по очереди расскажите о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.).

Имейте в виду, что вы должны настолько хорошо владеть информацией о своем партнере, чтобы без запинки не только рассказать о нем, но и ответить на вопросы других участников, если они возникают. Будьте предельно искренни друг с другом. Откройте свой внутренний мир этому человеку. Он будет говорить о вас!»

Рекомендации ведущему:

Вам следует позаботиться о карточках для визиток (плотная бумага, картон или сами пластиковые визитки). Также лучше иметь под рукой булавки, ручки, карандаши. В случае, если несколько участников выберут себе одинаковые имена, ведущий должен посоветовать им найти вариант этого имени или взять другое тренинговое имя. Это нужно для целого ряда упражнений, чтобы участники не делали ошибок при обращении друг к другу, при передаче обратной связи. Но основной замысел в том, чтобы каждый член группы мог уже на первом занятии почувствовать свою индивидуальность даже в такой детали, как имя.

Вы даете время для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. Помогите каждой паре участников настроиться на доброжелательную работу и максимально возможную искренность.

После окончания работы в парах вся группа собирается в большой тренинговый круг для взаимного представления. Вы даете слово всем (или в порядке очереди, или по желанию), следите за тем, чтобы все смогли представить своего партнера. Подчеркните, что участникам следует внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы запомнить индивидуальные качества того, кого представили.

Психологический комментарий:

Это самое первое упражнение данного тренинга. Оно предназначено настроить участников на серьезное отношение к делу. Процедуры выбора имени и представления своего партнера могут дать многое для понимания человека. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку, который в данную минуту находится рядом с вами.

Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Участники должны научиться внимательно слушать выступление каждого члена группы с тем, чтобы уметь слышать друг друга, подмечать особенности каждого члена.

 

 

Упражнение 51

Твое имя, или Я хочу тебя называть…

 

«Наше знакомство будет проходить следующим образом. Сейчас каждый из вас приготовит лист бумаги, где он будет записывать те имена, которые ему назовут члены группы. В течение 10 минут вы будете свободно двигаться по комнате, подходить друг к другу, устанавливать контакт, здороваться и говорить примерно следующую фразу: «Я хочу тебя называть…», и вы указываете имя, которое, на ваш взгляд, подошло бы вашему партнеру. При этом учитывайте, кто перед вами, как выглядит этот человек, во что одет, какие у него глаза, какой голос, манера общаться и т.д. Главное – ваше представление о том, какое имя ему (ей) подойдет, больше соответствует характеру этого человека. Все имена, которые вам назовут ваши партнеры, нужно записать.

После того, как вы поприветствуете всех членов группы, вы внимательно просмотрите полученный список и выберите то имя, которое вам больше всего пришлось по душе. Вы вправе оставить себе и свое настоящее имя, если в перечне предложенных вам имен не нашлось ни одного устраивающего вас.

Когда вы решите, какое имя взять нужно оформить визитку, где указывают это тренинговое имя. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать ваше тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы будете обращаться друг к другу по этим именам. Не забудьте, что подойти нужно к каждому человеку».

 

 

Упражнение 52

Благодарный поступок

«Уважение к людям есть уважение к самому себе» - Дж.Голсуорси

«Для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, иногда приходится чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу приходится идти по заданию мамы в магазин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия. Кто этот человек? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек?

Итак, вы припомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок? Это была ваша инициатива, вам очень хотелось сделать именно так для этого человека? Или он сам попросил, требовал, приказывал или унижался, моля вас об определенной услуге, и вы после некоторого колебания (а может быть, и без всяких колебаний) выполнили его просьбу? Вспомните эти обстоятельства».

Рекомендации ведущему:

Этот этюд можно проводить либо в большом кругу, либо в больших «малых» группах по 7-8 человек. Во время выступления очередного участника остальные должны внимательно слушать и помогать ему высказываться. В случае отказа участника от высказывания вы можете попросить его попробовать еще раз после того, как выступят остальные члены группы, но, если он так и не сможет преодолеть внутренний барьер, не следует настаивать. Дайте ему возможность прочувствовать атмосферу группы, убедиться в доброжелательности участников тренинга и вас в том числе. На таких членов группы вам стоит обратить особое внимание, естественно, ничем не выделяя их из всех остальных участников. При организации и проведении следующих упражнений и этюдов чаще давайте им возможность включаться в работу малых групп, отвечать на ваши вопросы, выступать пере всей группой.

Психологический комментарий:

Это одно из самых первых упражнений тренинга, в ходе которого участникам приходится откровенно говорить о себе, своих поступках, их внутренних мотивах. С одной стороны, это прекрасная диагностика готовности членов созданной группы работать над собой, делиться своими мыслями и своим опытом. С другой стороны, это психологический настрой на доверительный стиль общения, показ возможности жить так, не боясь откровенных высказываний, делясь своими чувствами и размышлениями с другими людьми.

 

 

Упражнение 53

Список претензий

«Если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди сам» - Б. Франклин

«Мы живем среди людей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают отрицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает все человечество. Давайте проанализируем наше «недовольство» окружающими нас людьми. И назовем это списком претензий.

Ваши претензии должны быть четкими и конкретными, причем список лиц, которым вы предъявляете свои претензии, может быть и значительно расширен и дополнен. Для этого вы можете использовать свободные строки, а при необходимости продолжить таблицу. На эту не очень приятную работу вам отводиться до 10 минут. В течение этого времени вы должны заполнить список, подготовиться к выступлению. Будьте предельно откровенны и помните, что это вы делаете только для себя. Чтобы принять людей, нужно понять, чем же они нас не устраивают. Итак, заполните предлагаемую ниже таблицу.

Список претензий к окружающим.

Люди, которыми я недоволен Мои претензии к ним
Мама  
Папа  
Бабушка  
Дедушка  
Брат  
Сестра  
Соседи  
Друзья (подруги)  
Знакомые  
Одноклассники  
Товарищи отряда  
Мужчины  
Женщины  
Все человечество  

Затем на втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и поделитесь результатами своего анализа с другими членами группы. Вы поможете друг другу разобраться в том, чем же вас не устраивают окружающие.

Рекомендации ведущему:

Для более организованного проведения этого этюда целесообразно приготовить необходимое количество бланков таблиц. Во время объяснения задания обратите внимание участников, что претензии должны быть очень конкретными, пусть совсем незначительными, но конкретными. Например, «брат, который постоянно кладет зубную щетку не на свое место». Иначе это будет бессодержательная работа.

При проведении второго этапа этого этюда нужно помочь ребятам добровольно объединиться в малые группы и установить очередность выступлений. Время на выступление одного члена малой группы ограничивается 2 минутами. В целом для работы малых групп отводится 10 минут. Все малые группы работают одновременно.

Вам нецелесообразно вмешиваться в работу малых групп, но если в какой-то из них слишком долго длится молчание или ребята занимаются посторонними разговорами, вы должны помочь группе настроиться на серьезную работу – обсуждение списков претензий.

Психологический комментарий.

В ходе этого упражнения участники должны осознать, что жить среди людей, постоянно обращая внимание на их недостатки, нельзя. Это не продуктивно, порождает массу жизненных проблем и неприятностей, ведет к конфликтам и ссорам, непониманию и обидам. Тем более неконструктивно постоянно высказывать свои претензии окружающим. Нужно запомнить, что каждый человек имеет право быть самим собой. Поэтому разрешите окружающим людям быть! И если вас что-то не устраивает, сделайте сами так, как вам нравится!

 

 

Упражнение 54

Общительный ли я?

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя» - Марк Твен

«Любому человеку интересно и полезно знать мнение о себе окружающих людей. Что о вас думают другие люди? Каким они воспринимают вас, ваши поступки, слова, вашу внешность? И самое обидное – очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято, например, подойти в автобусе или трамвае и проста спросить у человека: «Как ты ко мне относишься?» Нас не поймут. Да только ли в трамвае, ведь и в школе, и в доме, где мы живем, не всегда это удобно сделать. Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам относятся люди.

В нашей группе у вас такая возможность есть. Давайте прямо сейчас попробуем провести импровизированный социологический опрос членов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулировать. Но мы будем задавать друг другу только один вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?». Для более организованного проведения этого опроса будем использовать специальный бланк – опросный лист.

Тренинговое имя партнера Мнение в баллах Подпись партнера
     

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, общительный ли я человек?» Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше мнений о себе. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать оценку по следующей шкале:

+ 2 балла - ты самый общительный человек;

+ 1 балл – ты общительный человек, но есть и более общительные люди;

0 баллов – я тебя совсем не знаю;

- 1 балл – ты необщительный человек, но есть более необщительные люди

- 2 балла – ты совсем необщительный человек.

Вы оцениваете спрашивающего, исходя из своих представлений о нем и того нового, что вы уже смогли узнать на этом занятии. Оценка сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то балл не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут.

Рекомендации ведущему:

Бланки опросных листов можно приготовить до начала занятия. Если такой возможности нет, то участникам следует дать определенное время на то, чтобы они каждый самостоятельно оформили такой бланк по образцу, который вы им покажете. Псле окончания времени, отведенного на проведение опроса, участники подводят итоги, суммируя полученные баллы с учетом знака «+» или «-». При подведении итогов у членов группы часто возникают затруднения с расчетами. Помогите им или попросите участников, уже закончивших свои расчеты, помочь справиться с этим затруднением. После этого вы просите участников встать по убывающему рангу, т.е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество баллов по итогам опроса общественного мнения, и кончая тем участником, у которого самая маленькая сумма баллов. В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковую сумму баллов. Они могут встать друг за другом (в затылок) или, что более предпочтительно, - в общий ранг.

Если кто-либо из членов группы подходит со своим опросным листом к вам, вы вправе высказать свое мнение, оценив в баллах общительность обратившегося члена группы.

Психологический комментарий:

Процедура социологического опроса очень полезна для формирования активной жизненной позиции. Опрос помогает преодолевать внутренние барьеры, снимает стереотипы, позволяет попробовать новые стили и способы общения. Результаты опроса, выраженные рангом, дают материал для размышления как самому участнику, так и ведущему. Тем, кто оказался в последней пятерке общего ранга, необходимы психологическая поддержка, особое внимание на этом и последующих занятиях. У этих участников должна быть возможность почувствовать себя в числе психологически сильных людей, что требует от ведущего включения в план занятий таких этюдов и упражнений, в ходе которых эти участники могли бы проявить свои способности.

Упражнение 55

Тимуровцы

«Люди рождены, чтобы помогать друг другу» - Марк Аврелий.

«Наверное, вы помните рассказ А.Гайдара «Тимур и его команда». Если в нескольких словах о сути этого рассказа – делайте добро окружающим!

Давайте и мы расскажем друг другу о том, кому и в чем вы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек, который нуждался в вашей помощи, и вы вовремя пришли, чтобы помочь ему?

Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своем «тимуровском поступке», т.е. о бескорыстной помощи людям?

Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т.д. Не забывайте при этом слышать и содержание его рассказа, о чем говорит человек, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было».

Рекомендации ведущему:

Этот этюд можно проводить в большом круге, если в группе не более 15-16 человек. Если в тренинге участвует большее количество людей, то это упражнение следует провести в малых группах по 7-8 человек. Если кто-то из участников отказывается рассказывать о своем «тимуровском» поступке, не следует настаивать, а тем более требовать. Вы можете попросить его об это еще раз после того, как выскажутся все остальные члены группы. Но если и на этот раз он не готов говорить о себе, не следует настаивать.

Вместо этого дайте ему возможность услышать других, почувствовать атмосферу группы, которая сложилась в группе. На таких участников тренеру следует обратить особое внимание.

Психологический комментарий:

В ходе этого упражнения участникам приходится откровенно говорить о себе, своих поступках, их внутренних мотивах. Это прекрасная диагностика готовности членов группы, показывающая их настрой на глубокую работу над собой. С другой стороны, это дальнейшее усиление психологического настроя на доверительный стиль общения, показ возможности жить так, не боясь откровенных высказываний, делясь своими чувствами и размышлениями с другими людьми.

 

 

Упражнение 56

Улыбка

«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам» - кодекс психолога.

«К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается на встречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное – сами перестали улыбаться. Давайте введем в традицию нашей группы улыбку. Это означает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благожелательная улыбка. С какими бы словами мы ни подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. И не только в группе, пусть это станет вашей хорошей новой привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала нашей доброй традицией, мы будем особенно во время первых занятий специально обращать на это внимание. При контакте с любым членом группы, если вы видите, что человек не улыбнулся вам (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы очень тактично напоминаете ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой.

А теперь подойдите друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Обратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает ли чувство неловкости, натянутости мышц лица? А что вы учувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

У вас есть 10 минут для общения с улыбкой. После этого мы соберемся в большой круг и обсудим ваши впечатления».

Рекомендации ведущему:

Это одно из первых упражнений, которое имеет выход за пределы группы, так как вы настоятельно рекомендуете участникам улыбаться не только во время занятий «среди своих», но и обязательно использовать этот прием и после окончания занятий. Поэтому вам следует обратить особое внимание участников на то, что эта традиция вводится постепенно, не стоит сразу улыбаться всем подряд. Не ставьте в неудобное положение окружающих, будет неудобно и вам. И в то же время не стоит откладывать «на завтра» хотя бы одну - две улыбки окружающим».

Психологический комментарий:

Смысл этой традиции заключается с том, что участники с первых контактов в группе и за ее пределами получают возможность (и принимают на себя обязанность) использовать самый эффективный прием психологической аттракции (привлечения) внимания партнера. Психологический механизм этого приема достаточно прост:

- улыбка, обращенная к человеку, напоминает ему о приятных минутах его жизни, которые были у каждого человека;

- воспоминания о приятных минутах жизни всегда сопровождаются положительными эмоциями, которые могут и не осознаваться данным человеком;

- любой человек всегда стремится к тому, кто вызывает у него положительные эмоции. Следовательно, улыбаясь окружающим, человек находит все больше и больше людей, которые тянутся к нему как к источнику своих положительных эмоций.

 

 

Упражнение 57

Мой стиль общения

 

«Сильнейший тот, кто улыбается!» - японская пословица.

«Человек, который не находит никаких хороших качеств у других людей, просто ленится искать их, и вряд ли имеет их в достаточном количестве у себя» - Н. Энкельманн.

«Это домашнее задание. Все время проведения нашего тренинга мы будем вести специальный дневник, где будут фиксироваться все основные изменения, касающиеся стиля вашего общения с людьми, ваши эмоции, связанные с этой сферой человеческих отношений, ваши личные «открытия» в этой области и т.д.

Дневник будет называться «Мой стиль общения» (хотя можно придумать и другое название). Лучше всего всегда иметь при себе записную книжку (дневник), где можно записывать все интересные случаи, которые произошли с вами во время общения с окружающими людьми.

Образец для записи может быть следующим.

Дневник «Мой стиль общения»

Партнер(ы) по общению Содержание общения Мои новые ощущения
     

Конкретные выводы: ___________________________________________________

Мои практические шаги:________________________________________________

Ведите этот «Дневник» в течение всех занятий. Анализируйте, чаще ли вы стали общаться с людьми? Повторяются ли ваши ощущения, которые возникают в процессе общения? Помогают ли вам сделанные выводы? Главное – будьте искренни сами с собой!»

Рекомендации ведущему:

На каждом занятии вы должны выделить время для работы с дневником «Мой стиль общения», предлагая участникам зачитать свои записи. Желательно выслушать всех, но принуждать никого не следует.

В самом начале обсуждения записей дневника можно проводить в парах. Так легче начать анализ своей практики общения и итогов наблюдения за своими ощущениями. В дальнейшем следует переходить к работе в малых группах по 3-4 человек, затем по 7-8 и завершать общей работой группы – большим кругом. Такая последовательность вносит элементы новизны и, главное, постепенно готовит участника к более откровенному и серьезному отношению к записям в своем дневнике.

Психологический комментарий:

Задание стимулирует активность участников, так как им приходится сознательно анализировать контакты, обобщать получаемые ощущения, более внимательно относиться к самому процессу общения. Его выполнение для многих является очень трудным, заставляет задуматься о стиле своих отношений с людьми, обратить внимание на свою марену и стиль общения. После выполнения этого задания у членов группы появляется опыт, который послужит предметом для обсуждения во время групповых дискуссий.

 

 

Упражнение 58

Мнение

 

«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» - Б. Шоу

«Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно ответить на вопросы анкеты, выказав свое мнение о прошедшем занятии. Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему тренеру продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом»

Мнение.

Твое тренинговое имя:

Дата занятия:

1. Что тебе удалось понять в самом себе, в чем лучше разобраться?

2. Твои основные ошибки и ходе занятия:

- по отношению к себе;

- по отношению к отдельным участникам и к группе в целом;

- по отношению к тренеру.

3. Кто из участников тебе больше всего помог сегодня? Чем именно?

4. Что тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему?

5. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).

Рекомендации ведущему:

Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность). Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают вам. Естественно, их нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.

Психологический комментарий:

Систематическая работа, которая предусматривается в конце каждого занятия, необходима для того, чтобы помочь участникам сформировать (или закрепить) прочные навыки самоанализа. Без такой аналитической практики эффективность проводимых занятий будет не очень высокой.

Анализ помогает не только тренеру в подготовке следующего занятия, но и каждому участнику 0 в планировании своего поведения в ходе тренинга.

Член группы может более обстоятельно продумать (за пределами группового процесса) свои действия, вернуться к осмыслению своих ошибок, еще и еще раз похвалить себя за достигнутые успехи и прочее.

 

 

Упражнение 59

Мнение

 

«Люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь» - И.И.Мечников

Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать стиль общения, способствовать закреплению навыков самоанализа, обсудить качества, важные для эффективного межличностного общения, ввести общие для данной группы игровые процедуры, помогающие формированию коммуникативных навыков.

Рекомендации ведущему:

В самом начале занятия участникам следует напомнить об основных правилах тренинга, о необходимости работать с визитками. Занятие целесообразно начать с анализа анкет «Мнение». При этом надо обратить особое внимание участников на те причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть искренними и откровенными. Не называя тренинговых имен, перечислите наиболее типичные ошибки членов группы, отметить те значимые для них упражнения и эпизоды прошедшего занятия.

Откровенно перечислите те пункты, которые не понравилось участникам на прошлом занятии, и, кончено, проанализируйте замечания и пожелания вам как ведущему. Обязательно подчеркните, как вы собирайтесь реагировать на эти замечания и пожелания в ходе всех последующих занятий данного тренинга. Включите в это занятие работу с денниками «Мой стиль общения» и новый тест, который поможет узнать свои коммуникативные способности.

Данное занятие в основном посвящено работе над списком качест, важных для общения. Задача занятия – провести «инвентаризацию» всех личностных качеств, которые помогают людям общаться между собой, понимать и принимать друг друга.

Психологический комментарий:

С одной стороны, второе занятие для участников проще и легче, чем первое, так как у них уже есть определенный опыт тренинга, они знают друг друга, познакомились с правилами работы и т.д.

Но, с другой стороны, они еще не успели глубоко войти в суть предлагаемой работы над собой, своими коммуникативными навыками. Поэтому эйфория первой встречи, определенная «легкость» общения и хорошие добрые люди, участвующие в работе, могут помешать серьезному настрою отдельных участников.

Следует иметь в виду, что «качества, важные для общения» - необязательно только положительные качества, как считают многие люди. Некоторым из нас в процессе общения помогают так называемые «отрицательные» качества. О них также необходимо поговорить, расставить акценты над содержанием каждого из них.

Такое осмысление поможет в дальнейшем проводить более глубокую тренинговую работу, добиваясь высокой эффективности каждого занятия.

 

 

Упражнение 60

Комплимент

«Ты должен направить свое внимание на другого человека. Уже одним этим приятный человек отличается от неприятного» - Н.Власова

«Умение видеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения. Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом, не стесняясь своих слов, не отворяя стыдливо глаза в сторону.

А как мы умеем принимать комплименты, которые нам говорят наши знакомые? Что мы при этом испытываем? Какие чувства вызывает комплимент, сказанный в наш адрес? Желание стать лучше или раздражение от «бестактности» человека, сказавшего вам несколько слов? Итак, давайте попробуем и говорить комплементы, и слушать, благосклонно принимая их в свою честь».

Рекомендации ведущему:

Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот участник, которому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить, а затем, установив контакт с партером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное партнеру.

Во время высказывания участника вы должны следить за тем, чтобы все остальные ребята не мешали ему говорить. Необходимо их настроить на тактичное отношение друг к другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт (как поприветствовал своего партнера или забыл это сделать, смотрит ли в глаза или в сторону, как держит руки, как говорит и т.д.).

Если кто-то из участников не готов к тому, чтобы сделать комплимент, он имеет право пропустить ход и сказать после всех. Следить за тем, чтобы каждый сделал комплимент соседу, сидящему слева, должен ведущий.

 

Психологический комментарий:

Это упражнение из серии психологической разминки, поэтому его основная задача – активный запуск групповых процессов. В ходе его выполнения участники вынуждены активно общаться друг с другом, позабыв о тех неприятностях, которые могли случиться за пределами группы. Активное взаимодействие настраивает на продуктивную работу во время всего тренинга, снимает определенную зажатость и скованность, которые бывают у некоторых участников в самом начале встречи.

 

 

Упражнение 61

Список качеств, важных для общения

 

«Не делайте другим того, чего себе не пожелаете» - Конфуций

«Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.

На первом этапе в течение 5 минут вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше вы включите в этот список качеств, тем интереснее вам будет работать на занятии. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним сломом, ваш образ общительного человека. Вспомните очень общительных литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это вам поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.

Ваш собственный список качеств, важных для общения, нужно обязательно составить письменно. Это очень важно для дальнейшей работы, поэтому не следует лениться, а записать свои предложения в этот список на отдельном листке бумаги (или в своем рабочем блокноте, которым вы пользуетесь во время тренинга).

На втором этапе мы проведем общую дискуссию, основная цель которой – выработать согласованный список качеств, важных для общения. При этом любой член группы может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда это качество помогало преодолеть то или иное обстоятельство, улучшить отношения с окружающими. Качество включается в общий список, если за него проголосовало большинство участников (более половины). Список оформляется на классной доске (табло).

Вы сможете уже на этом этапе проверить свои коммуникативные навыки. Понаблюдайте за собой, как вы убеждаете тех, кто не согласен с вами, кто категорически против вашего предложения. А как вы реагируете на возражения?

На третьем этапе каждый участник записывает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Например, этот список имеет следующий вид:

Список качеств, важных для общения:

Качества личности в общении Самооценка
  Умение слушать людей  
  Тактичность  
  Умение убеждать  
  Интуиция  
  Наблюдательность  
  Душевность  
  Энергичность  
  Открытость  
  И т.п.  

Подпись__________________

Затем в графе «самооценка» каждый из вас в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество, должен поставить оценку по 10-ти балльной шкале. Естественно, чем выше степень проявления того или иного качества, тем выше балл, который вы себе выставляете. Не забудьте подписать свой оценочный лист и сдать ведущему. Они будут нужны для следующего занятия».

Рекомендации ведущему:

В случае необходимости вы должны перечислить названия основных личностных характеристик человека, не комментируя их, или обратиться за помощью к ребятам, попросив их перечислить все известные им психологические качества. Во время группового обсуждения вам не следует навязывать свою точку зрения, необходимо лишь следить за ходом дискуссии и соблюдением правил голосования при включении того или иного качества в общий список.

Время на дискуссию не ограничивается, она может длиться от 0,5 до 1,5 часа. Главное, чтобы было серьезное и содержательное обсуждение. Вы можете оформлять список на классной доске самостоятельно, но можно поручить эту работу кому-нибудь из членов группы. Этот участник должен наравне со всеми участвовать в обсуждении и составлении общего списка качеств.

Психологический комментарий:

Это основная процедура занятия, в ходе которой участники должны обсудить различные точки зрения на модель общительного человека. Естественно, что мнения разные, но этим и интересно данное упражнение. Во-вторых, оно дает возможность увидеть, что одно и то же явление может восприниматься по-разному. Во-вторых, каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии. В-третьих, в итоге получается обобщенный список, который можно рассматривать в качестве результата «мозгового штурма», т.е. своеобразного ориентира на будущее.

 

 

Упражнение 62

Экстрасенс

 

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний обнаружив свое невежество» - Конфуций.

«Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т.е. как он сидит, и т.п. А теперь среди участников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы письменно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал, и т.п.

Затем вы сядете в большой круг и, обращаясь к человеку, состояни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.021 с.)