Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоактуализация человека в профессии

Поиск

 

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек – профессия» стоит человек.

Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии. Выбор профессии – это процесс принятия решения относительно получения социально значимого результата – вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями, способностями.

Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска «своей профессии» соответствующей склонностям и способностям.

Процесс профессионального самоопределения – это работа молодого человека, включающая самоанализ, самопознание и оценку собственных способностей и ценностных ориентацией, собственных особенностей и требований выбираемой профессии, а также саморазвитие способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Следовательно, содержанием активного самоопределения являются процессы самопознания – (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнения результатов самопознания с имеющимися представлениями, выдвигаемыми со стороны выбираемой профессии), саморазвития (целенаправленного формирования в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Проблема самоактуализации становится особенно важной при осуществлении взрослым работником выбранной трудовой деятельности. Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация школьника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношения человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.

В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, школьника или взрослого: он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения и, наконец, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал.

Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении профессионального роста, а часто и всего жизненного пути человека.

Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с этими целями.

На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека – условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени его активности в процессе профессионального самоопределения. О пассивности личности говорят тогда, когда она «идет на поводу» у обстоятельств, ситуации или целей других людей.

И наоборот, высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений.

Личность и профессия

План темы:

- психологические аспекты изучения профессиональной деятельности;

- развитие человека как субъекта труда;

- взаимосвязь профессиональных требований индивидуально-психологических особенностей личности;

- способности и выбор профессии

 

Психологические аспекты изучения
профессиональной деятельности

 

При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности служит регулятором его поведения в деятельности.

Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому психологию «интересует» прежде всего деятельность индивидов, индивидуальная деятельность, а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, решающих конкретную профессиональную задачу.

Для психологии наиболее важным является изучение характера, форм и динамики отражения объективной реальности субъектом труда и факторов, обусловливающих конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельные, но взаимодействующие группы:

- объективные факторы;

- субъективные (субъектные) факторы;

К первой группе (объективные факторы) относятся: социальные, производственно-технические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессионального труда.

Вторая группа (субъективные факторы) включает: личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-психологические качества субъекта труда. Изучение субъективных факторов должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломляется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда.

Для этой цели можно использовать психологические признаки труда и их градации.

Первый признак – это осознание социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется на основании:

- степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда;

- характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу);

- эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.

Второй признак – сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании:

- оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках;

- оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.

Третий признак – сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности следующих характеристик:

- степень теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда);

- степень сформированности профессиональных умений и навыков;

- адекватность эмоциональных проявлений соответственному уровню профессиональной готовности субъекта труда.

Четвертый признак – осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей, а также на основании характера эмоционального переживания отношения к людям труда и ценностям, которые они создали.

Изучение этих четырех признаков раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операционных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью, подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.006 с.)