Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самоактуализация человека в профессииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек – профессия» стоит человек. Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора будущей профессии. Выбор профессии – это процесс принятия решения относительно получения социально значимого результата – вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями, способностями. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска «своей профессии» соответствующей склонностям и способностям. Процесс профессионального самоопределения – это работа молодого человека, включающая самоанализ, самопознание и оценку собственных способностей и ценностных ориентацией, собственных особенностей и требований выбираемой профессии, а также саморазвитие способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений. Следовательно, содержанием активного самоопределения являются процессы самопознания – (осознания собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнения результатов самопознания с имеющимися представлениями, выдвигаемыми со стороны выбираемой профессии), саморазвития (целенаправленного формирования в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). Проблема самоактуализации становится особенно важной при осуществлении взрослым работником выбранной трудовой деятельности. Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация школьника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношения человека к своей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, школьника или взрослого: он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения и, наконец, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении профессионального роста, а часто и всего жизненного пути человека. Об активном профессиональном самоопределении молодого человека можно говорить тогда, когда в его деятельности преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональной ситуации преобразуются и учитываются в соответствии с этими целями. На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека – условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени его активности в процессе профессионального самоопределения. О пассивности личности говорят тогда, когда она «идет на поводу» у обстоятельств, ситуации или целей других людей. И наоборот, высокий уровень активности в процессе профессионального самоопределения проявляется в том, что молодой человек способен преодолевать неблагоприятные условия в ходе осуществления своих намерений. Личность и профессия План темы: - психологические аспекты изучения профессиональной деятельности; - развитие человека как субъекта труда; - взаимосвязь профессиональных требований индивидуально-психологических особенностей личности; - способности и выбор профессии
Психологические аспекты изучения
При изучении профессиональной деятельности познание предмета, средств и условий труда является лишь необходимым объективным ориентиром, позволяющим понять сущность субъекта труда как личности и как профессионала, так как субъективное отражение человеком заданной объективной реальности служит регулятором его поведения в деятельности. Субъективное отражение объективной реальности всегда индивидуально, и поэтому психологию «интересует» прежде всего деятельность индивидов, индивидуальная деятельность, а затем уже ее проявления в совместной деятельности людей, решающих конкретную профессиональную задачу. Для психологии наиболее важным является изучение характера, форм и динамики отражения объективной реальности субъектом труда и факторов, обусловливающих конкретные типы этого отражения в профессиональной деятельности. Среди факторов четко выделяются две самостоятельные, но взаимодействующие группы: - объективные факторы; - субъективные (субъектные) факторы; К первой группе (объективные факторы) относятся: социальные, производственно-технические, экономические, организационные и санитарно-гигиенические характеристики профессионального труда. Вторая группа (субъективные факторы) включает: личностные, профессионально-психологические, психофизиологические и индивидуально-психологические качества субъекта труда. Изучение субъективных факторов должно раскрыть, как в сознании субъекта труда преломляется заданная объективная реальность и каково ее влияние на его трудовое поведение и на результаты труда. Для этой цели можно использовать психологические признаки труда и их градации. Первый признак – это осознание социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется на основании: - степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда; - характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу); - эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям. Второй признак – сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании: - оценки характера сознания необходимости и ответственности выполнения работы в строго заданных рамках; - оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания. Третий признак – сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности следующих характеристик: - степень теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); - степень сформированности профессиональных умений и навыков; - адекватность эмоциональных проявлений соответственному уровню профессиональной готовности субъекта труда. Четвертый признак – осознание межличностных отношений. Оценка уровней данного признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей, а также на основании характера эмоционального переживания отношения к людям труда и ценностям, которые они создали. Изучение этих четырех признаков раскрывает обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операционных и аффективных компонентов деятельности субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью, подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.239.254 (0.011 с.) |