Методика 24. «Анкета самоанализа»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 24. «Анкета самоанализа»



 

Утверждения, подвергающиеся анализу Выбор
I. Что в твоем характере тебя радует, помогает в жизни, чем ты можешь гордиться? А. 1 – хорошие способности к учению; 2 – хорошая работоспособности на уроке; 3 – хорошая память, внимание; Б. 4 – сильная воля, внимание, уверенность в себе; 5 – дисциплинированность, вежливость; 6 – умение быть всегда в хорошем настроении; 7 – доброта, чуткость, внимательность к людям; 8 – умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями; 9 – умение вести себя в обществе; В. 10 – отсутствие мстительности, злопамятности; 11 – умение трудиться, трудолюбие; 12 – скромность.  
II. Что в твоем характере огорчает тебя, приносит много неприятностей, от чего хотел(а) бы избавиться? А. 1 – хорошие способности к учению; 2 – хорошая работоспособность на уроке; 3 – хорошая память, внимание; Б. 4 – сильная воля, внимание, уверенность в себе; 5 – дисциплинированность, вежливость; 6 – умение быть всегда в хорошем настроении; 7 – доброта, чуткость, внимательность к людям; 8 – умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями; 9 – умение вести себя в обществе; В. 10 – отсутствие мстительности, злопамятности; 11 – умение трудиться, трудолюбие; 12 – скромность.  

Дешифратор проблем:

Блок А – интеллектуальное развитие;

Блок Б – эмоционально-волевое развитие;

Блок В – сфера нравственно-волевого развития.

 

 

Методика 25. «Анализ значимых личностных качеств»
(бланк-анкета практических советов)

 

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания.

Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.

Выполняя тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:

- хорошая память;

- наблюдательность;

- сообразительность;

- тонкость и точность движений и действий;

- тонкое обоняние;

- умение различать цвета и их оттенки;

- рассудительность;

- здравый смысл;

- устойчивый интерес ко всем наукам;

- высокая умственная работоспособность;

- увлеченность техникой;

- умение конструировать, моделировать;

- интерес к экспериментам;

- любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;

- страсть к путешествиям, желание много увидеть;

- любовь к природе, к животным;

- интерес к кулинарии;

- постоянно испытываемое удовольствие от общения;

- свои наблюдения:

Чем ты отличаешься от других?

В чем превосходишь своих сверстников?

В чем отстаешь от них?

Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:

- аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;

- плохое здоровье;

- болезненность;

- быстрая утомляемость;

- повышенная нервная чувствительность;

- раздражительность;

- нетерпеливость;

- боязнь крови, человеческих страданий;

- вспыльчивость, неуравновешенность;

- быстрая утомляемость от общения с людьми;

- неаккуратность, неряшливость;

- небрежное отношение к работе и быту;

- отсутствие выдержки;

- конфликтность со сверстниками, взрослыми;

- нежелание переделывать плохо выполненную работу.

 

Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:

- моторист;

- милиционер;

- строитель;

- сторож;

- шофер;

- продавец;

- кулинар;

- овощевод…. (подчеркните свой вариант выбора).

 

Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:

- знание своего дела;

- вдумчивость;

- пытливость;

- цепкость в работе;

- творческий склад ума;

- нестандартность мышления;

- умение быть простым, доступным в общении с людьми;

- требовательность к себе и своей работе;

- высокая результативность труда и качество его выполнения;

- полная самоотдача в любом деле;

- умение учитывать условия и обстоятельства;

- умение преодолевать трудности;

- уверенность в своих силах.

 

Подчеркни требования к своей будущей профессии:

- отсутствие чрезмерной физической нагрузки;

- конкретные результаты;

- возможность творчества;

- возможность заниматься любимым делом;

- общение с интересными людьми;

- высокая общественная значимость;

- разнообразие в содержании работы;

- свободное время;

- возможность самому регулировать рабочее время.

 

Какой учебный предмет является твоим любимым и почему:

(Люблю……………...……... (учебный предмет), потому что):

- он легко усваивается;

- развивает хорошо ум и способности;

- нравится преподаватель этого предмета и мои взаимоотношения с ним;

- нравится, как преподают этот предмет;

- знание этого предмета необходимо для поступления в институт;

- знание этого предмета пригодится для будущей профессии;

- испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой дисциплины;

……………………..………………………(своя причина).

Анализ ответов

Ответыучащихся могут дать первичную информацию о них, т.е.:

- об интересах;

- склонностях;

- увлечениях;

- способностях;

- возможностях;

- характере мотивации выбора профессии;

- уровне самооценки;

Ответы помогут определить главные направления профориентационной работы при последующих встречах с ребенком.

 

Бланк для выделенных ответов

Твои способности, одаренность, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2–3 признака).  
Чем ты отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников? В чем отстаешь от них?  
Твои недостатки, которые, возможно, мешают тебе и могут считаться как «противопоказания» к профессии.  
Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет?  
Профессиональные черты личности – твой образец человека (твой идеал).  
Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии?  
Какой твой любимый школьный предмет и почему?  

Анализ ответов:

Интересы:  
Склонности:  
Увлечения:  
Способности:  
Возможности:  
Мотивация выбора:  

 

Методика 26. «Теппинг-тест»
(определение типа нервной системы)

 

Тест определяет один из пяти типов нервной системы:

А) По уровню нейродинамики (сила – слабость):

1-й тип – сильный тип нервной системы;

2-й тип – среднесильный тип нервной системы;

3-й тип – средний тип нервной системы;

4-й тип – среднеслабый тип нервной системы;

5-й тип – слабый тип нервной системы.

Б) По уровню психодинамики (подвижность – инертность):

1-й тип (45 – 50 точек) – высокая подвижность;

2-й тип (35 – 45 точек) – средневысокая подвижность;

3-й тип (25 – 35 точек) – средняя подвижность;

4-й тип (20 – 25 точек) – склонность к инертности;

5-й тип (до 20 точек) – ярко выраженная инертность.

Ход работы:

В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы.

Задание выполняется для каждой руки отдельно.

Бланк к теппинг-тесту:

I   II III IV
VIII   VII VI V

 

В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы «Правой рукой», а римскими – порядок работы «Левой рукой».

Результаты, полученные с помощью «бланка к теппинг-тесту», необходимо занести в «график нейродинамических процессов». С помощью графика определите «силу-слабость» и «подвижность-инертность» нервных процессов испытуемого.

 

 

График нейродинамических процессов:

(Представить две кривые – на левую и правую руку отдельно).

 

Кол-во точек:

50

15

Кол-во 1 2 3 4 5 6 7 8

клеток:

Обработка результатов:

Обработка производится по анализу графической кривой.

I. Сила-слабость:

1. Сильный тип нервной системы:

 
 


2. Средний тип нервной системы:

 
 


3. Низкий тип нервной системы:

II. Подвижность – инертность:

1. Подвижный тип – ближе к 50 точкам.

2. Слабоподвижный – 25 – 35 точкам.

3. Инертный тип – ближе к 10 точкам.

В случае, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникают вопросы, сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией и какой ценой он добьется в ней успеха, т.е. речь идет о соответствии возможностей и способностей интересам и склонностям. Иногда психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ученика его возможностям. В этом случае ему необходимо изучить «общие» и «специальные» способности ребенка, чтобы подсказать ему правильный выбор. Речь идет об исследовании:

- типологических свойств нервной системы;

- психических процессов;

- психомоторных процессов;

- психических состояний.

 

 

Методика 27. «Художник или мыслитель»
(изучение когнитивного стиля)

 

Чтобы узнать, какое полушарие головного мозга у вас доминирует и к какой сфере профессиональной деятельности вы природно предрасположены, мы предлагаем Вам ответить на представленные ниже вопросы. Оцените предложенные утверждения, пользуясь одиннадцатибалльной шкалой, где «Абсолютное «Да» оценивается в 10 баллов, а «Категоричное «Нет» – в 0 баллов.

 

(Нет 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да)

1. У меня преобладает чаще хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.

5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.

6. Мне трудно дается математика.

7. Я легко запоминаю незнакомые лица.

8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает плохое настроение.

Ключ: Подсчитайте отдельно сумму ответов по номерам утверждений:

№№ 1, 2, 5, 8, 9 – (левое полушарие);

№№ 3, 4, 6, 7, 10 – (правое полушарие).

 

Обработка результатов:

1. Если ваш «Л» результат более чем на 5 баллов превышает результат «П», то у вас логический тип мышления. Вы в общем-то оптимист и любите самостоятельно принимать решения.

Как правило, вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Испытываете больше доверия информации, полученной из СМИ, достоверных источников, чем собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, физиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертежником... Продолжите этот список сами.

2. «П» больше «Л» более чем на 5 баллов. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом ошибается редко. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению (художник, актер, архитектор, врач, воспитатель и др.).

3. «П» примерно равно «Л».Вы человек, в равной степени сочетающий в себе признаки логического и художественного мышления. Перед Вами открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно обрабатывать информацию, а также продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

Что же делать, если вы считаете, что недобрали нужных баллов? Не отчаивайтесь! Вам необходимо больше работать над собой. Людей, сумевших «сделать себя», множество. Нет границ человеческому самосовершенствованию и саморазвитию.

 

 

Методики диагностики значимых
личностных свойств

 

Цель: изучить методики диагностики значимых личностных свойств:

- анкета преференции – психических проявлений свойств регуляторных систем ВНД;

- определение типа темперамента;

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.017 с.)