Способности и выбор профессии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности и выбор профессии



 

Необходима ли взаимосвязь способностей и выбора профессии? Наверное да, иначе, к примеру, мир лишился бы нового Моцарта, а несостоявшийся Моцарт, может быть, стал бы посредственным врачом или инженером. Чтобы понять всю важность проблемы своевременного выявления задатков и развития способностей, выбора жизненного пути в соответствии с возможностями личности, не обязательно конструировать столь экзотические ситуации.

Проблема профессионального самоопределения стоит сегодня перед каждым старшеклассником. Карл Маркс в своем сочинении на выпускных экзаменах на тему «Размышления юноши при выборе профессии» писал: «Возможность такого выбора является огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с тем выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным.

Серьезно взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность молодого человека, начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые важные свои дела». А дальше необычайно точно определены основные условия правильного выбора профессии: «…главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества и наше собственное совершенствование…».

Если мы избрали профессию, в рамках которой больше всего можем трудиться для человечества, то «мы не согнемся под ее бременем, потому что это – жертва во имя всех, тогда мы испытываем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам...».

Следовательно, чтобы найти себя и правильно определить свое место в жизни, необходимо ответить на главные вопросы:

- В чем больше всего нуждается сегодня моя страна?

- Что она ждет от меня?

- На что я способен?

- В какой области деятельности я смогу полнее всего раскрыть себя?

Эти вопросы неразрывно связаны: ты принесешь Родине наибольшую пользу, если сможешь точно «вписать» свои мечты, склонности и способности в то дело, которому собираешься посвятить свою жизнь, если дело, которому ты собираешься служить, и особенности твоей личности гармонически сочетаются. Не даром в ст. 40 Конституции РФ записано, что «граждане России имеют право на труд… включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей».

Но как оказаться «человеком на своем месте», как правильно выбрать профессию, если их тысячи, а ты один? В книге «Путь в профессию» психолог Е.А.Климов предлагает хороший комплекс психодиагностики, который выявляет особенности отношений
к пяти типам профессий.

 

 

Теоретические предпосылки построения
профессиограммы

 

Цель: изучить теоретические предпосылки построения профессиограммы

 

В настоящее время рынок профессий и рынок образо­вательных услуг в России практически не связаны между собой: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование; около 60 % выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не во­стребованными предприятиями и организациями.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является ос­новой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жиз­ни.

Определение профессии предполагает решение следующих вопросов:

- Кем быть?

- К какой социальной группе принадлежать?

- Какой стиль жизни выбрать?

- Какие цели определить для себя в будущем?

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится про­делать большую внутреннюю работу:

- проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

- узнать и принять требования избираемой профессии;

- осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозмож­ность коррекции этих несоответствий.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают чело­вечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описать и классифицировать профессии:

- по предмету труда, профессиональным областям;

- требованиям, предъявляемым к работнику;

- степени самостоятельности в труде;

- напряженности труда и т. п.

Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.

При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.

Профессиограмма, составленная на основе анализа содержания профессиональной деятельности, включает в себя общую характери­стику профессии и требования, которые профессия предъявляет к че­ловеку.

Если человек хочет выбрать профессию в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, ему больше подойдут профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем такие, которые построены на основании формальных признаков профессий.

Так, при смене профессии или при выборе запасного варианта лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками: способ мышления, тип личности, предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов:

- классификационная карточка профессий;

- доминирующие виды деятельности;

- качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональ­ной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);

- качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;

- область применения профессиональных знаний;

- история профессии;

- перечень профессий, которые также подходят человеку с данным типом личности;

- учебные заведения, обучающие данной профессии.

Знакомство с разделами профессиограммы начинается с класси­фикационной карточки профессии, где в краткой форме из­ложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

- наименование профессии;

- доминирующий способ мышления;

- область базовых знаний;

- профессиональная область;

- межличностное взаимодействие;

- доминирующий интерес;

- дополнительный интерес;

- условия работы.

Наименование профессии. Выше уже отмечалось, что при выборе или смене вида деятельности лучше ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе частного психологического изучения той или иной профессии, чем на общие ха­рактеристики предмета труда, цели, средств, условий и т.п. Именно поэтому в данном пособии каждая профессиограмма включает важнейшие психологические ка­чества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Доминирующий способ мышления. Практически в любой деятельности человек сталкивается с различными проблемными ситуациями, и ему все время приходится решать различные профессиональные задачи. При этом одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений; другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое; третьи предпочитают не размышлять, а действовать.

В одинаковой проблемной ситуации один человек будет переби­рать различные способы выхода из нее, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии вы­хода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных, житей­ских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия посто­янно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не смо­жет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышле­ния у человека преобладает, можно, если проанализировать, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наи­более привлекательны, какое хобби у него имеется.

Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

1) приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура ре­шения достаточно четко определена и заранее выучена);

2) адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);

3) производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Рассмотрим эти способы подробнее:

Приложение. Этот способ разрешения проблемной ситуации четко определен, у человека имеется ясная внутренняя модель того, как все должно быть. Разновидности: приложение-процедура, приложение-диагно­стика, приложение-регуляция.

Адаптация. Имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный (в зависимости от об­стоятельств). Разновидности: адаптация-анализ, адаптация-координация, адаптация-формализация;

Производство. Представление о выполнении задачи хранится в дви­гательной памяти человека, в связи с чем производится непосредственное действие. Разновидности: производство-сила, производство-ловкость.

Данная классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

1. С преобладающим способом мышления «приложение – процедура». Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунк­туально выполнить известные им заранее процедуры решения по­ставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быс­трого и точного исполнения известных процедур решения.

2. С преобладающим способом мышления «приложение-диагностика». Люди такого типа лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормаль­ного течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Про­фессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профи­лактики, контроля исправности и устранения неисправностей.

3. С преобладающим способом мышления «приложение-регуляция». Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы, с тем чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отноше­ния между частями целого, достигать равновесия, избегать напря­жения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техниче­ским, так и к организационным системам.

4. С преобладающим способом мышления «адаптация-анализ». Эти люди склонны анализировать ситуации, выделять существен­ное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью даль­нейшего обобщения и планирования.

5. С преобладающим способом мышления «адаптация-координация». Такие люди могут согласовывать цели и решения различных мно­гочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и иннова­циям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мыш­ления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.

6. С преобладающим способом мышления «адаптация-форма-лизация». Люди такого типа хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профес­сии, которые им подходят, требуют следующего:

- умения слушать и переводить на понятный другим язык раз­личные сложные проблемы;

- коммуникативности;

- умения считаться с ситуацией и другими людьми.

7. С преобладающим способом мышления «производство-сила». Та­кие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. Им подходят в основном профессии ручного труда.

8. С преобладающим способом мышления «производство-ловкость». Это люди, которые предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки ручного труда. Им необходимо выбирать профессии, требующие ловкости и сноровки.

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

Область базовых знаний. Для каждой профессии требуется опре­деленная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень зна­ний может быть:

- высоким (теоретическое знание);

- средним (практическое использование знаний);

- низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний:

- область базовых знаний № 1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);

- область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Профессиональная область. Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой отно­сится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

Межличностное взаимодействие. В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. Люди же различаются тем, что предпочитают частое или редкое взаимодействие, решение задач вместе или в одиночку.

На этом основании можно выделить следующие типы взаимодействия.

1. Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действо­вать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами орга­низуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.

2. Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых контактах с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.

3. Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стре­мится находиться рядом с другими людьми при решении профессио­нальных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональ­ным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что рабо­тает не в одиночку.

4. Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотноше­ниях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

Предпочитая определенный тип взаимодействия, человек подбирает такую работу, где он чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.

Определить свой тип взаимодействия можно проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.

В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

Доминирующий интерес. Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов все люди подразделяются на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладаю­щих определенными личностными и профессиональными особенно­стями. Люди разных типов предпочитают одни виды деятельности (работу, отдых, хобби) и отвергают другие. Каждый тип личности в наи­лучшей степени может выразить себя в определенной профессиональ­ной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

В зависимости от доминирующего (ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы личности.

1. Реалистический (практический) тип – любит заниматься конкрет­ными вещами и их использованием. Он ориентирован на практи­ческий труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конк­ретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практи­ческим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практи­ческое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветери­нара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, кар­тографа.

2. Исследовательский (интеллектуальный) тип – сообразителен и на­блюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии –эколога, футуро­лога, философа, химика, биолога.

3. Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устана­вливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа личности: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник.

4. Конвенциональный (стандартный) тип – усидчивый, исполнитель­ный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцеляр­ским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).

5. Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к ли­дерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усид­чивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.

6. Артистический тип – отличается высокой эмоциональной чувствительностью, творческим воображением, образным мышлением, богатой фантазией. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обосно­вания). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер).

В классификационной карточке профессии отмечено, какой доми­нирующий интерес характерен для каждой из них.

Для определения своего типа личности можно использовать «Опросник профессиональных предпочтений», опирающийся на теорию про­фессионального выбора Дж. Холланда.

Дополнительный интерес. Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. При анализе профессий необходимо учесть кроме основного и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профес­сии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. На­пример, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

В профессиограмме в разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности» перечислены виды дея­тельности, предпочтительные для человека с психологическими при­знаками, соответствующими ее требованиям. Это означает, что доми­нирующие и дополнительные интересы у этих профессий совпадают. Такая информация, как уже отмечалось ранее, может быть полезной при смене профессии или при ее выборе в качестве запасного варианта. Каждый человек при желании может получить дополнительные знания и освоить новую профессию. Главное, чтобы она соответствовала типу личности, интересам и складу мышления.

Дополнительный интерес, как и доминирующий, определяется на основе «Опросника профессиональных предпочтений».

Условия работы. Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

- работа в помещении или вне помещения;

- мобильная (подвижная) или сидячая работа.

При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

После знакомства с квалификационной карточкой профессии можно перейти к изучению профессиограммы.

В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основ­ные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии, т.е. действия, которые он выполняет.

В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения про­фессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:

- способности;

- особенности личности;

- интересы;

- склонности.

В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессио­нальной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности. В разделе «Области применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать спе­циалист, овладевший данной профессией. В разделе «История профессии» приводятся сведения о возник­новении, изменении, развитии данной профессии с древних времен до нашей дней.

В разделе «Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности» перечислены иные профессии, которые может успешно выполнять человек, имеющий соответствующие интересы. В разделе «Учебные заведения, обучающие данной профессии» указаны некоторые учебные заведения, в которых можно получить инте­ресующую человека специальность.

Пример того, как заполняется карточка работника, приведен ниже.

Классификационная карточка профессии «Психолог»

Наименование профессии психолог
Доминирующий способ мышления адаптация - формализация
Область базовых знаний № 1 и их уровень общественные или естественные науки (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2 и их уровень педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область психология
Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом»
Доминирующий интерес социальный
Дополнительный интерес исследовательский
Условия работы в помещении, сидячий

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.015 с.)