Тренинг лидерских качеств «Голосуй за меня» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг лидерских качеств «Голосуй за меня»



«Хотите подчинить себе других – начинайте с себя» - Л.Вовенарг

Тренинг лидерских качеств продолжает серию тренингов, начатых тренингами личностного роста и коммуникативных навыков. После этих занятий предлагается поработать над развитием лидерских качеств. Желательно проводить тренинги именно в этой последовательности, но вполне возможно проведение занятий данного тренинга без предварительных других тренингов. Этот тренинг более жесткий, требующий больших усилий со стороны участников, поэтому отбор членов группы должен быть тщательным.

Описание разработок тренинга личностных качеств начнем со сравнения понятий «менеджер» и «лидер». Эти понятия не идентичны. Главное качество лидера – четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего – эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. Но это не означает, что лидер не может быть менеджером, то есть выполнять его функции, так же как и менеджер вполне может совмещать свои основные функции с ролью лидера того коллектива, группы, которыми он руководит и ведет к поставленной цели.

В специальной литературе имеются различные точки зрения на структур личности лидера. Это сложнейшее многомерное образование, состоящее из различных, но взаимосвязанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные характеристики лидера в шесть блоков:

- представления лидера о себе;

- потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера;

- система важнейших убеждений;

- стиль принятия решений;

- стиль межличностных отношений;

- устойчивость к стрессу.

Остановимся еще на «Я-концепции» лидера, которая поможет организовать проведение тренинговых занятий. Американские психологи Д.Оффер и Ч.Строзаер включают в образ «Я» лидера шесть различных частей:

- Я – физическое;

- Я – семейное;

- Я – социальное;

- Я – психологическое;

- Я – коммуникативно-общительное (половые взаимоотношения);

- Я – преодолевающее конфликты.

Физическое «Я» - это представления лидера о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости. Лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы болезни или недомогания не препятствовали его деятельности.

Семейная «Я» - это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанностях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возможность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке.

Социальное «Я» - это представления лидера о своих способностях к совместной деятельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами.

Психологическое «Я» - это представления лидера о своем внутренне мире, своих желаниях, страхах и т.д. Лидер должен понимать, что происходит с ним в те или иные моменты, в тех или иных ситуациях.

«Я» коммуникативно-общительное - это представления лидера о своих претензиях и возможностях. Лидер не должен иметь проблем во взаимоотношениях в деловом и личностном общении (в том числе и с противоположным полом), чтобы целиком отдаваться своему делу.

«Я», преодолевающее конфликты – это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему, и быть достаточно самоуверенным, чтобы приняться за ее решение передать свою уверенность другим.

Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия и упражнения данного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками лидера. Любое занятие в определенной мере является и диагностическим, т.е. участник с помощью ведущего и самостоятельно, используя предложенные тесты и другие методики, может проверить себя, свою готовность выступать в качестве лидера, увидеть и прочувствовать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в данном направлении.

Цель занятий: создать благоприятные условия для эффективного начала работы группы, взаимного представляя участников; рассказать об основных правилах социально-психологического тренинга, разработать и принять правила данной группы; начать освоение активного стиля общения, запустить процесс коррекции самооценки участников и самораскрытия членов группы, сформулировать индивидуальные задачи членов группы на предстоящие занятия.

Рекомендации ведущему:

Ваша основная задача на протяжении всего тренинга – создавать и поддерживать условия, необходимые для активной самостоятельной работы каждого участника над собой в процессе предлагаемых упражнений, тестов и игр. Ведущий призван помогать группе в целом и отдельном участникам тренинга настроиться на сознательную работу над собой. Для этого ведущему тренеру необходимо:

- организовать обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следить за их выполнением на каждом занятии;

- объяснять цель предлагаемого упражнения, разъяснять инструкцию к очередному заданию, процедуре, тесту; отвечать на возникающие вопросы участников, а затем контролировать ход упражнений и правильность их выполнения;

- передавать свои права ведущего участникам (по очереди) для самостоятельного проведения ими одного из упражнений. За время занятий каждый из них должен провести хотя бы по одному упражнению со всей группой. Упражнения, рекомендуемые для самостоятельного проведения участниками в качестве ведущих группы, обозначены значком (+);

- организовать совместное обсуждение и анализ ситуации во время очередного упражнения или процедуры, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из заданных целей и задач тренинга и конкретного занятия;

- подводить итоги каждому занятия и объяснять очередное домашнее задание.

 

 

Упражнение 67

Автобиография

 

«Способность концентрироваться является важнейшим качеством для лидера» - Н. Энкельманн.

«В начале работы каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографии. Вам нужно буквально за 1 минуту рассказать о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. При этом имейте в виду, что это ваша первая заявка – представление себя всей группе от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить: о том, где вы учитель (учились), где живете, какой вы человек, а может быть, вы скажете, сколько вам лет и какой рост? Одним словом, подумайте и запишите свою биографию, чтобы при выступлении не забыть.

Кстати, не забудьте начать со своей фамилии и имени и помните, что основная тема нашего тренинга – лидерские качества личности. Так что во время составления автобиографии следует основное внимание уделить проявлениям своего лидерского потенциала.

На составление биографии отводится 5 минут.

Затем мы соберемся в большой круг, и вы по очереди выступите перед свей группой, рассказывая свою биографию. Задача – четко и ясно рассказать о себе так, чтобы вас запомнили все присутствующие на данном занятии. Но при этом не забудьте запомнить наиболее интересные моменты в биографиях других участников группы».

Рекомендации ведущему:

На первом этапе участники работают самостоятельно, размышляя над своей прошлой жизнью, основными эпизодами, которые имеют отношение к теме тренинга. Затем все собираются в большой круг и по очереди выступают перед группой.

После представления своих биографий участники оформляют визитку, где указывается имя, которое каждый будет использовать во время занятий. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли их прочитать. Участники обращаются в дальнейшем друг к другу по этим именам. Вам следует позаботиться о карточках для визиток.

Работу над автобиографиями следует продолжить и на следующих занятиях, чтобы у участников была возможность постоянно размышлять над собой. Поэтому лучше собрать автобиографии участников, чтобы они не забыли их к следующему занятию.

Психологический комментарий:

Это самое начало встречи, поэтому участники должны подумать над представлением себя. Причем именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Участники с первых минут тренинга понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, занимательных тестов и упражнений, а серьезный тренинг (от слова «тренировка») своих лидерских качеств. Кроме того, биографический подход охватывает все основные сферы, над которыми и предстоит работать участнику. Прежде всего, при составлении автобиографии человек ясно проявляет представление о себе, видно его самовосприятия как в социальном, так и в психологическом плане.

Упражнение 68

Правила группы

 

«Человек обретает истинное лицо, когда получает возможность самовыражения» - И.Н.Шевелев

«После представления автобиографий и оформления визиток мы ознакомимся с основными правилами социально – психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Замет мы должны выработать и принять правила работы именно нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы.

Эти правила являются универсальными. Еще раз кратко повторим эти правила:

- доверительный стиль общения;

- общение по принципу «здесь и теперь»;

- персонификация высказываний;

- искренность в общении;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- определение сильных сторон личности;

- недопустимость непосредственных оценок человека;

- разнообразие контактов и общения с различными людьми;

- активное участие в происходящем;

- уважение говорящего.

Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, помогающие более эффективно провели специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их. Итак, дополнительные правила специализированного тренинга:

1. Конструктивность общения

Во время занятий группы мы говорим только по делу, обсуждаем только то, что имеет непосредственное отношение к содержанию прошедшего упражнения, и т.д. Поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не касающиеся хода и содержания проводимой процедуры, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность, уводящие в сторону от основной темы встречи. Ведущий имеет право остановить любого участника, если он видит, что его выступление или вопрос не имеют отношения к делу.

2. Сознательность

Мы настроены на серьезное продвижение вперед, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам.

3. Самостоятельность в подведении итогов

Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов, полученных за проведенное упражнение, подсчитывают итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и определяют свое ранговое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости:

Имя участника ___________________________________Дата__________________

Название упражнения Сумма баллов Штраф в баллах Итого Подпись
      -    
      -    
           
  И т.д.        

Графа «подпись» заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего.

4. Использование системы штрафов

Для упорядочения работы группы и повышения эффективности занятий предусматриваются следующие штрафы:

- за опоздание на занятие или с перерыва – за 1 мин. 1 балл,

- за неконструктивный вопрос – 1 балл;

- за последнее место в упражнении или этюде – 2 балла;

- за предпоследнее место в упражнении – 1 балл и т.д.

Участники вправе самостоятельно вводить новые штрафные санкции.

5. Ведущий всегда прав!

Несмотря на то, что атмосфера социально-психологического тренинга очень доброжелательна и демократична, способствует творчеству и активности, решение ведущего данного цикла тренингов подлежит обжалованию только после занятий (в устной форме или ив письменной, при ответе на вопросы заключительной анкеты).

Рекомендации ведущему:

Более подробное описание правил поведения в тренинге смотрите выше (в предыдущем разделе). После объяснений каждого правила необходимо ответить на все вопросы участников.

Предложения об изменении правил или добавлении новых обсуждаются группой. Во время обсуждения правил вы должны дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения и обсудить их. Ваша задача – разъяснить участникам, что данные правила – это не просто формальные требования, а необходимость, способствующая формированию привычки систематически планировать свою деятельность и наблюдать за изменением ситуации, отработке приемов отслеживания хода работы и анализа показателей результативности своей деятельности.

Затем должно быть проведено поименное принятие окончательно согласованного текста привил, которыми и будете руководствоваться вы и группа на протяжении всего тренинга. Правила работы группы записываются на отдельном листе бумаги, который подписывается каждым участником. Лишь после этого участник становится членом группы.

Примерная СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ, которая может быть использована в ходе данного тренинга. Она включает в себя оценку работы (соблюдение принятых правил, степень включенности, осознание происходящего, умение ориентироваться в заданной ситуации и т.д.). Стимулирование осуществляется как прямым поощрением участников определенным количество баллов, так и их наказанием с помощью штрафных баллов. Рекомендуются следующие способы оценки:

1. Оценка ведущим каждого участника (не более 10 баллов) без обсуждения (на основе правила «тренер всегда прав») (на начальных этапах тренинга)

2. Индивидуальная самооценка участника (в процессе тренинга постепенно следует переходить к другим оценкам, чтобы помочь участникам научиться делать выбор, принимая на себя ответственность). (от 5 до 10 баллов). Каждый оценивает свою работу, и его оценка может быть заслушана группой и, по необходимости, откорректирована. Этот способ помогает формированию критического отношения к себе.

3. Распределение определенной суммы баллов. Ведущий выдает за проведение различных этюдов определенную сумму баллов. Участники должны самостоятельно распределить ее между собой, но при этом категорически запрещается делить полученную сумму поровну или бросать жребий. Эти принципы распределения баллов в ходе тренинга использовать нельзя. Группа самостоятельно решает, по каким критериям она будет делить полученные баллы. Если участники не успевают разделить эту сумму баллов за отведенное, как правило, очень ограниченное, время, то вся группа получает штраф в баллах. Если группа успевает, то все получают дополнительный премиальный балл. Этот способ помогает освоить групповые формы работы, вносит большой эмоциональный накал, учит быть более терпимым и сдержанным по отношению к другим. Но он может способствовать и возникновению разногласий, конфликтов и определенных трений между участниками. Поэтому его использование должно быть дозированным.

4. Взаимная оценка (в парах, в малых и больших группах друг друга). В этом случае минимальную и максимальную сумму баллов также называет тренер. Участники самостоятельно оценивают друг друга в пределах указанной ведущим суммы баллов (5-8). Группа решает самостоятельно, кому и какой балл в пределах указанных следует поставить в зависимости от критериев, которые может задать тренер на время выполнения этюда, или участники сами выбирают эти критерии. Это один из самых предпочтительных способов оценки, так как он дает возможность ориентироваться в ответственном отношении к другим людям, их поступкам и словам. Это хорошая практика социальной активности.

5. Решение лидера. Ведущий выдает на малую группу определенную сумму, а оценку, то есть распределение баллов, осуществляет лидер каждой малой группы по своему усмотрению. Какими критериями он при этом руководствуется, лидер решает сам. Лидер может это объяснять группе или нет, если группа этого нет требует. Данный способ – это прекрасная возможность формирования лидерских качеств, умения принимать ответственность на себя. Его целесообразно использовать в большинстве групповых форм работы, особенно во второй части тренинга.

6. Перераспределение баллов. В этом случае баллы, которые должна была получить группа, занявшая последнее место, передаются остальным группам. Группы должны поделить эти баллы между собой, а потом внутри групп, между отдельными участниками. Для первичного распределения баллов между группами представители каждой из них должны обосновать свои притязания на то или иное количество баллов. Это могут быть устное обоснование или письменное заявление с указание оснований, по которым группа претендует на определенную часть баллов. Окончательно вопрос решается голосование м представителей групп, но его может решить и сам тренер. После получения определенной части баллов группа самостоятельно распределяет их внутри по своему усмотрению в соответствии с третьим способом («Распределение определенной суммы баллов»). Этим способом не следует злоупотреблять, чтобы в группе не возникло раздражения и отрицательных эмоций, связанных со злорадством по поводу ошибок и неудач слабых участников. Но, с другой стороны, это эффективный способ воздействия на тех, кто недостаточно активно включен в работу.

7. Премиальные баллы за быстроту и правильность выполнения данного этюда. Участник, первым выполнивший задание этюда, получаете первую премию (5 баллов), кто выполнил задание вторым – 3 балла, кто третьим – 1 балл. Если идет соревнование между групп, то размер премий увеличивается с таким расчетом, чтобы группа-лидер могла получить по 1-3 балла на каждого члена группы. Этот способ хорошо стимулирует участников, но не следует его использовать слишком часто, чтобы не произошло потери глубины и содержания работы в погоне за скоростью выполнения задания.

8. Премиальные баллы за место в итоговом ранге. По ходу работы участники постоянно подводят итоги и проводится их ранжирование. В этом случае используется обратная зависимость: участник, стоящий первым в ранге, получает максимальный премиальный балл, а несколько последних штрафуются. Величина премиального балла зависит от количества участников тренинга. Если в группе до 15 человек, то премиальный балл первого участника должен быть в пределах 10, второй получает 9, третий – 8 и т.д., а штрафы составляют от 5 до 1 балла. Если группа значительно больше, то премиальный балл первого стоящего в ранге увеличивается до 20 баллов, а штраф – от 10 баллов и менее. Возможен вариант премирования целыми группами в ранке. Например, тренер премирует сразу первых пять человек по 10 баллов каждому участнику, следующие пять получают по 8 баллов, еще одна группа стоящих рядом в одном ранге получает по 6 баллов, а последние 5 человек платят штраф и размере 5 баллов. Этот способ целесообразно использовать, когда у участников, стоящих в ранге, одинаковые или очень близкие результаты.

9. Собственный премиальный фонд участника. Ведущий периодически выдает каждому участнику премиальный фонд, который тот может оставить себе или распределить его между другими участниками тренинга. В этом случае участник имеет право при объявлении ведущим о выдаче очередного премиального фонда сразу записать всю сумму на свой счет. Но участник вправе передать часть своих баллов другому человеку. По каким критериям это делается, каждый решает самостоятельно, но при желании той или другой стороны эти мотивы можно объяснять. Участник, получивший очередной премиальный фонд, может передать его целиком другому человеку. Передавать баллы другим больше, чем было объявлено ведущим, категорически запрещается. В то же время каждый участник должен записывать все полученные им баллы. От передаваемых баллов отказываться нельзя, они должны быть зафиксированы в ведомости учета.

10. Собственный штрафной фонд участника. Ведущий периодически выдает каждому участнику штрафной фонд, который тот обязан распределить между другими участниками тренинга, причем оставлять себе более 1 штрафного балла категорически запрещается. В остальном правила штрафного фонда повторяют правила работы с премиальными баллами.

11. Оценка наблюдателя. В этом случае свою оценку действий любого участника группы дает наблюдатель. Ведущий должен заранее оговорить сумму баллов, которой располагает наблюдатель. Участник тренинга, который на время оказался в позиции наблюдателя, должен внимательно следить за тем, что происходит в группе, и после того, как тренер предоставит ему слово, сказать свою оценку и поставить балл в пределах той суммы, которую назвал тренер.

Психологический комментарий:

Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать их и следовать этим правилам или покинуть группу, не начиная занятий. Выбор участник делает самостоятельно без советов и давления со стороны других членов группы.

 

 

Упражнение 69

Моя цель (+)

«Большие обещания уменьшают доверие» - Гораций

«Лидера отличает четкое и ясное осознание целей свой деятельности. Наш тренинг посвящен отработке лидерских качеств, поэтому начнем с простого и трудного вопроса: «Зачем я сюда пришел?». Каждый из вас должен четко и кратко ответить на этот вопрос перед всей группой. Приложите максимум усилий, чтобы самостоятельно сформулировать те цели, ради которых вы решили потратить достаточно много времени и собственных сил. Что вы хотели бы получить от предстоящего тренинга? С каким качествами личности поработать? А может быть, что-то изменить, от каких-то привычек и стереотипов отказаться в ходе работы в составе группы?

Вам дается 3 минуты на подготовку ответа на этот простой и одновременно сложный вопрос.

Группа будет оценивать ваш ответ – система оценки от 1 до 5 баллов. Тот, кто не сможет получить положительный балл, может остаться на занятии только в качестве кандидата в члены группы».

Рекомендации ведущему:

Группа располагается большим кругом, таки образом, чтобы все участники могли хорошо видеть друг друга. Начинается сама работа: первый участник отвечает на вопрос «Зачем я сюда пришел?», и группа ставит ему оценку в баллах, определяя ее простым большинством голосов. Затем слово берет второй участник, который также отвечает только на этот вопрос, потом третий и т.д.

Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свои результаты в ведомость учета результатов работы.

После этого и практически всех других упражнений и заданий вы организуете работу в режиме рефлексии, т.е. осмысления того, что произошло, позиций и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: «Что произошло во время упражнения? Что помешало тебе ответить на этот вопрос? В чем причина? Тебе нахватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо, молодец! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай».

Главная ваша задача – настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. «Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?» - эти и подобные вопросы должны стать неименным спутником тренинговых процессов.

Психологический комментарий:

Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение, которое является постоянны для всего тренинга, решает именно эту задачу – научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.

В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять говорить нельзя, не следует и торопить. Каждый должен созреть до потребности высказываться по поводу происходящего. Эта психологическая готовность - основа эффективной работы группы и отдельных участников.

Упражнение 70

Самопрезентация, или Кто Я

«Недостаточно иметь заслуги, надо уметь людям понравиться» Ф.Честерфилд

«Проложим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 10 минут вы должны ответить на единственный вопрос «Кто я?», используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов на этот вопрос. Пишите первое, что приходит вам в голову, когда вы думаете о себе.

Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Постарайтесь сосредоточиться на понимании самого себя, на своих особенностях, ярких проявлениях, индивидуальных характеристиках. Постоянно помните об основной теме тренинга. Затем мы обсудим ваши ответы, чтобы еще глубже понять друг друга».

Рекомендации ведущему:

На первом этапе целесообразна индивидуальная работа, а в дальнейшем – в составе всей тренинговой группы, перед которой выступает каждый участник по очереди.

При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на три группы в зависимости от объяснения причин:

- «Я», то есть все происходящее зависит от меня»;

- «Д», то есть это зависти от других;

- «П», то есть это просто так случилось»

Например, если участник ответил на данный вопрос «Я умный», то вполне возможны следующие варианты объяснения:

«Я» - это зависит в основном от меня, так как я все время прилежно учился в школе, ходил на занятия кружка любителей географии и прочее, много читал и т.д.;

«Д» - то, что я стал умным, заслуга в основном моих родителей, которые заставляли меня учиться, покупали интересные книги, водили в театр, брали с собой в интересные поездки и т.д.;

«П» - это судьба преподнесла мне такой подарок (хорошая школа, талантливый учитель, умные друзья и т.п.).

Чем больше ответов участника относится к группе «Я», тем выше балл, который он получает (от 0 до 10).

Психологический комментарий:

Данное упражнение предназначено для дальнейшего самораскрытия и представления членов группы друг другу. Чем больше ответов можно отнести к первой группе – «Я», тем выше уровень лидерских притязаний данного участника.

Упражнение 71

Голосуйте за меня

«Потерпев поражение, начинай сначала» - Французская пословица

«Лидер – это независимый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Тем более если он хочет оставаться признанным лидером среди людей. Их мнение необходимо знать для успеха его дела. Давайте попробуем провести предварительные выборы, например, лидера нашей группы. Для этого заготовьте бюллетени.

Избирательный бюллетень:

Тренинговое имя Результат голосования Подпись опрашиваемого
       
       

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Ты проголосуешь заменяя во время выборов лидера нашей группы?». Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше подписей для себя. Но если он решается ответить на этот вопрос, но нужно давать ответ «Да», «Нет», или «Пока не знаю».

Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участника, который к вам подходил с данным вопросом. Не забудьте вместе с ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан.

На всю процедуру выборов отводится максимум 5-7 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ «Да» дает вам 1 балл».

Рекомендации ведущему:

Для более организованного проведения предварительных выборов лидера группы заготовьте необходимое количество бланков избирательных бюллетеней.

После подведения итогов попросите участников встать по убывающему рангу, т.е. встать в одну линию, начиная с того. Кто получил максимальное количество голосов (ответов «да»), и заканчивая тем участником, у которого самая маленькая сумма голосов. Напоминаем, что последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей ведомости.

В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковое количество ответов «Да». Они могут встать друг за другом, или, что еще более предпочтительно, в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим бюллетенем к вам, вы также вправе высказать свое мнение.

Психологический комментарий:

Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика предвыборной борьбы за голоса своих будущих избирателей. И, разумеется, это своеобразный диагноз отношения группы к лидерскому потенциалу каждого участника.

После ранжирования важно обсудить его результаты и причины, по которым каждый участник оказался на данном месте.

 

 

Упражнение 72

Я лидер?

«Человек отчаянно хочет побеждать и выделяться» - Т. Питерс

«Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Сейчас вы проанализируете собственные качества. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не мерее 5 ответов на каждый из предложенных вопросов:

1. Какие качества и умения лидера я знаю в себе?

2. Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?

На втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и обсудите свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый из вас может комментировать свои ответы. Время на эту работу в малых группах – 10-15 минут.

Замет каждый участник самостоятельно оценивает свою работу по 5-ти балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов с ответами других членов малой группы. Этот Балл записывается в ведомости.

На третьем этапе мы снова соберемся в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме самоанализа».

Рекомендации ведущему:

Вы должны приготовить для участников чистую бумагу (лучше блокноты) и ручки (если они понадобятся). Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом.

Психологический комментарий:

Это упражнение настраивает на содержательное обсуждение проблем лидерства, его проявления к личности каждого участника. Вполне допустимо привести в качестве примера несколько биографических данных реальных и хорошо известных политических лидеров. Это поможет разогреть группу, настроить ее членов на продуктивную работу.

Упражнение 73

Еженедельник

 

«Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть» - Ларошфуко

«Этот постоянное домашнее задание. Лидер – это человек, целеустремленно идущий к цели. Но, безусловно, для достижения цели требуется время, и тем больше, чем значительнее цель. Заведите «Еженедельник», где фиксируйте с точностью до 15 минут все свои дела, расходы времени. Ведите этот «Еженедельник» в течение всех занятий. Анализируйте, куда уходит ваше время. Нельзя ли какие-то расходы времени сократить? Главное – будьте искренними сами с собой!»

Рекомендации ведущему:

На каждом занятии вы должны выделить время для работы с «Еженедельником» участников. Предлагая желающим зачитать свои записи. Желательно выслушать всех, но принуждать никого не следует.

Психологический комментарий:

Смысл постоянного домашнего задания и его «проверки» заключается в том, чтобы показать участникам огромную пользу, которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме того, выполняя домашнее задание, участник на какое-то время вспоминает о тренинге, думает о членах группы, значит, у него происходит психологическая настройка на предстоящую работу.

Упражнение 74

Анализ дня

«Нужно быть достойным самого себя» - Восточная мудрость

«Последней процедурой каждого занятия является заполнение специальной анкеты «Анализ дня», которая помогает осознать свои промахи и отметить успехи. Отвечая на вопросы этой анкеты, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас.

Анализ дня.

Мое тренинговое имя __________________________________Дата_____________

1. Принес ли я сегодня пользу окружающим меня людям?

2. Где я пошел на напрасные компромиссы?

3. Что доставило мне радость?

4. Кто меня порадовал?

5. Что или кто помешал мне сегодня достичь большего результата?

6. Чему я научился сегодня?

7. Это занятие приблизило меня к цели?

8. Неужели это все, что я могу?

9. А еще я хочу сказать, что____________________________________________

Подпись______________

Рекомендации ведущему:

Ланки анкеты «Анализ дня» целесообразно заготовить заранее. Если такой возможности нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают тренеру. Участникам следует сказать, чтобы они давали конкретные ответы на вопросы данной анкеты. В случае необходимости напомнить им еще раз содержание прошедшего занятия.

 

Психологический комментарий:

Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе, что является важной характеристикой лидера.

 

 

Упражнение 75

Капитан или пассажир

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя» - Марк Твен

«Характер человека, как известно, проявляется в его поступках, в отношении к людям, в выборе, который каждый из нас делает в той или иной ситуации.

Если вы хотите лучше узнать себя и понять, какой позиции вы придерживаетесь чаще, ответьте на каждый предлагаемый вопрос: «да», «нет» или «не знаю».

Бланк для ответов к тестированию:

Ваше имя ___________________________________________Дата______________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.129 с.)