Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретическое обоснование активизирующих методикСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение профориентации как науки связано с появлением проблемы свободы выбора профессии. Если раньше приобщение людей к профессиональному труду определялось в основном сословными ограничениями, традициями, предрассудками, то в начале ХХ столетия с миграцией населения из сельской (патриархальной) местности в крупные города с развивающейся промышленностью у людей стало гораздо больше возможностей выбора работы. Периоды расцвета отечественной профориентации совпадают (коррелируют) с временем относительной свободы в жизни общества (20-е годы, «оттепель» 60-х годов, начало перестройки в середине 80-х годов), и, наоборот, периоды спада – с временами тоталитаризма и застоя (середина 30-х годов, Казалось бы, в обществе с ограниченной свободой не следует рассматривать проблемы, связанные со свободой самоопределения. Но именно здесь у практических психологов и профконсультантов появляется реальная возможность помочь решить проблемы общества через постепенное воспитание у подростков и взрослых людей готовности к свободному самоопределению, в связи с чем с ними должна проводиться профконсультационная работа. А пока приходится признавать, что педагоги и психологи передали воспитательную инициативу работникам средств массовой информации. В отличие от многих других профессионалов (тех же журналистов и телекомментаторов) педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах: 1) – план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями); 2) план будущего времени (дети как будущие граждане страны, как будущие жители Земли). Известный психолог В.В. Давыдов не раз отмечал в своих выступлениях, что «педагоги должны быть впереди общества, поскольку дети – это будущее». Иными словами, пока еще политики, экономисты, журналисты и прочие не разобрались, как жить дальше, педагог уже реально должен что-то делать для ближайшего и отдаленного будущего. Особенно серьезно приходится размышлять о будущем профконсультантам, вся работа которых по сути своей «прогностична, т.е. ориентирована на будущее, на то, чего еще нет» (Е.А. Климов). Конечно, далеко не всегда удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические и другие линии развития общества, поэтому определяющей для профессионального и личностного самоопределения человека часто оказывается именно его ценностно-нравственная ориентация. Как отмечает Е.И. Головаха, «...важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержательно и хронологически согласованных жизненных целей и планов… ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную». С точки зрения психологии «полезности» и психологии «достоинства» (А.Г. Асмолов) при традиционной профориентации предлагается «объективно-расчленяющий взгляд на человека, адаптивность, подгонка под норму, заданность конечной цели, поиск выгоды и эффективности, катехизис ответов на заранее подготовленные вопросы и т.п.», т.е. то, что и определяется как «полезность». Противоположная этому культура «достоинства» ориентирована на развитие вариативной («разновершинной и незавершенной») личности, на такие ценности, как «свобода воли, неопределенность, игра», которые предполагают личностный выбор и принятие ответственности каждым за свою судьбу и культуру в целом», т.е. именно то, что для широкой профконсультационной практики пока не характерно. Ведь если представить себе, что профконсультанты начнут больше говорить с учащимися и их родителями, с клиентами службы занятости о бескорыстии, о взаимопомощи, о достоинстве и т.п., отодвигая на второй план разговоры о наиболее выгодном трудоустройстве, то можно предположить, что клиенты просто не поймут консультанта. И все-таки ведущие специалисты в области профессионального самоопределения считают, что даже при планировании своего жизненного пути («своего мира») каждый человек должен соотносить его с «мирами других людей и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения» (Е.А. Климов). В целом можно так определить главный этический ориентир в работе профконсультанта: это постоянное культивирование права каждого человека на построение уникальной, полноценной, творческой жизни, которое, однако, никак не ущемляло бы подобных прав других людей, т.е. это воспитание человека, который будет самим собой в сообществе равных. Развитие ценностно-нравственной основы профконсультационной работы связано с серьезными проблемами и ограничениями, среди которых можно выделить следующие: 1. Явное обесценивание честного квалифицированного труда в нашем обществе, когда кто-то под одобрение современных идеологов за короткое время зарабатывает целые состояния, а кто-то получает мизерную плату за свой не менее интенсивный и ответственный труд. 2. Недостаточная разработанность теоретической основы этики профессионального и личностного самоопределения. Те многочисленные работы этико- мировоззренческого плана, которые выполнялись в последние годы (и десятилетия), давно уже не соответствуют противоречивой реальности наших дней, хотя определенную ценность они, безусловно, представляют. В таких работах с огромным трудом расставляются важные акценты (авторы просто боятся называть вещи своими именами). 3. Необеспеченность простыми и увлекательными ценностно-нравственными практическими методиками, моделирующими основные этико-мировоззренческие проблемы и пригодными к корректному использованию в работе со школьниками и взрослыми клиентами. Ниже будут рассмотрены основные требования к таким методикам. 4. Неготовность многих профконсультантов-практиков выходить на обсуждение мировоззренческих проблем (кто-то еще до сих пор убежден, что этими проблемами психологи вообще не должны заниматься, действуя только по принципу «здесь и теперь» и почти не задумываясь над тем, что происходит в обществе). 5. Почти полное отсутствие в последние годы общепризнанных идеалов профессионального и личностного самоопределения, на которые могли бы ориентироваться подростки, вступающие в самостоятельную жизнь (проще говоря, явная деградация российской элиты). Конечно, в России много порядочных людей, но они перестали существовать как реальная сила, эти люди часто разрознены, они «не на виду»... К сожалению, роль идеалов вряд ли смогут выполнить положительные литературные герои или герои прошлых лет, поскольку наше время слишком необычно и одновременно слишком цинично. Правда, именно небывалая этическая сложность переживаемого Россией периода создает уникальную возможность для полноценного личностного самоопределения даже тех людей, которые пока еще находятся в растерянности, ведь известно, что как раз в переломные исторические эпохи появляются наиболее выдающиеся люди – духовная гордость не только данного народа, но и всей культуры в целом, люди, которые сумели стать полноценными личностями. У психологов-практиков именно сейчас есть реальная возможность помочь кому-то найти смысл своей жизни, ведь наше непростое время позволяет не только испытать свою совесть, но и развить свой дух (гораздо проще и совсем неинтересно это делать в более благополучные периоды). К сожалению, существует потенциальная опасность, что многие педагоги и психологи резко спохватятся и начнут активно (если не агрессивно) наверстывать упущенное в плане этико-мировоззренческого воспитания подрастающего поколения. А ведь, как известно, в России любят крайность, и даже в таком благороднейшем деле, как ценностно-нравственное самоопределение, вполне возможны трагично-анекдотичные издержки... Но ничего не делать – еще хуже! Если специалисту хоть немного близки приведенные выше рассуждения, то у него, конечно, уже возник вопрос: «С помощью каких методов можно рассматривать проблемы ценностно-нравственного самоопределения? Ведь не станешь же школьникам напрямую говорить о необходимости достойного самоопределения тогда, когда многие из них просто хотят «жить хорошо и богато», не забивая голову всякой там «нравственностью»!» Ниже выделены основные требования к ценностно-нравственной практической методике, которые учитывают внутреннюю духовную пассивность большинства живущих в стране людей. 1) Завуалированность главной идеи методики, чтобы она не воспринималась как морализаторство (должно быть оптимальное сочетание главной, этико-мировоззрен-ческой, и внешне заданной цели, о которой вполне можно и сообщить участникам процедуры). 2) Отсроченность эффекта от использования методики, что позволяет учащемуся в более спокойной обстановке еще раз вернуться к рассматриваемым вопросам и самому сделать для себя какие-то выводы. Очень плохо, когда смысл методики доходит до сознания сразу, тогда нет интриги, внутреннего усилия, возможности собственного открытия пусть даже небольшой нравственной истины. 3) Увлекательность, интрига процедуры методики, желательно динамичной и веселой, чем-то похожей на шутку, озорство (именно такая веселость легко запоминается школьникам и позволяет сохранить в долговременной памяти многое из того, о чем как бы невзначай говорил психолог). 4) Отсутствие нетактичных и грубых процедурных элементов, несущих потенциальную опасность оскорбить кого-либо из участников. 5) Принятие конкретным психологом-практиком главной идеи и процедуры данной ценностно-нравственной методики (здесь лучше самих себя не обманывать: если методика вызывает хоть какие-то сомнения, не нужно ее использовать). 6) Полное владение процедурой методики. Нельзя допустить, чтобы какая-то процедурная оплошность (путаница) перечеркнула всю работу и оставила у подростков чувство разочарования в работе, а также жалости и презрения к незадачливому психологу. Опыт многократного проведения представленных ниже методик свидетельствует о том, что большинство учащихся воспринимает их легко и с интересом. Заметим также, что ценностно-нравственные проблемы самоопределения в немалой степени затрагиваются во многих активизирующих методиках, представленных в других частях (пособиях) комплекта «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения». Главный активизирующий смысл предлагаемых методик заключается в том, что с их помощью создается благоприятная атмосфера обсуждения мировоззренческих проблем и появляется возможность ненавязчиво обозначать различные точки зрения. Здесь важен не столько результат («нравственное просветление»), сколько процесс рассуждения, важна сама идея нравственной небезразличности к происходящему, которая и является основой для принятия человеком жизнеопределяющих решений. При проведении методик психолог может иногда комментировать вопросы или высказывать свое мнение. Обычно школьники, включенные в деятельность (проставление ответов в своих бланках), воспринимают реплики психолога с пониманием и без агрессии. Конечно, и здесь необходимо соблюдать определенную меру и не превращать методику в сплошные высказывания и комментарии использующего ее психолога. Надо отметить, что сама идея формирования различных точек зрения на происходящее в последнее время не очень популярна у идеологов «демократических реформ», которые считают, что «надо поменьше заниматься критикой и побольше делать конкретных дел»... Правда, чем больше они сами делают таких конкретных дел, тем хуже становится положение в образовании и во всей духовной жизни страны и тем больше появляется роскошных особняков (настоящих замков), построенных «новыми русскими» в самых живописных районах крупных городов. Размышляя о выборе жизненного пути, молодой человек, умело подталкиваемый официальной современной пропагандой с ее идеологией продажности и эгоистичной «полезности», испытывает соблазн отказаться от выбора честного пути зарабатывания денег. И если хотя бы психолог-профконсультант в ненавязчивой (а еще лучше в ироничной, шутливой) форме поддержит его в сомнениях относительно правильности происходящего, то молодой человек постепенно, может быть, и осознает свое более достойное предназначение, чем «делание денег любыми мыслимыми и немыслимыми способами...». В данном пособии представлена достаточно оптимальная для работы с большим количеством учащихся форма рассмотрения ценностно-нравственных проблем – опросники. В качестве «настоящих» тестов предлагаемые активизирующие опросники использовать нельзя: они сознательно составлены с нарушением некоторых психометрических требований, что позволило значительно расширить импровизационные возможности при их проведении.
«Сейчас и потом...»
Опросник-шутка поможет школьникам осознать необходимость начать реализацию своих серьезных замыслов уже в настоящее время («сейчас»), не откладывая их на «потом». Кроме того, в шутливой форме определяются некоторые приоритеты (ценностное соотношение) таких замыслов. Работа проводится с учащимися 8–11 классов и занимает около 30–40 минут. Общий порядок работы с опросником следующий. 1. Подготовка учащимися бланка на чистом тетрадном листе, желательно в клеточку (табл. 1). Психолог показывает на доске образец. 2. Инструкция психолога: «Каждый раз Вам будут предлагаться на выбор две ценности или два важных для жизни «дела», из которых необходимо будет выбрать только одно, наиболее для Вас значимое. Одно из предлагаемых «дел» всегда будет относиться к настоящему (к «сейчас»), и если Вы выберете его хотя бы один раз, то считайте, что это дело точно реализуется. Другое «дело» всегда будет относиться только к будущему (к «потом»), но, чтобы оно реализовалось, Вам необходимо выбрать его ровно три раза. При этом каждое из «дел» (относящихся и к «сейчас», и к «потом») будет названо только по три раза. Все «дела-ценности» будут называться парами (всего 30 пар-вопросов) каждый раз в разных соотношениях. Если Вы выбрали дело, относящееся к «сейчас», то на своем бланке в графе «сейчас» пишете против соответствующего вопроса его номер и букву «с»: например, отвечая на вопрос 12-й и выбирая то, что относится к «сейчас», Вы ставите в столбике бланка «с» – «12с». Соответственно, если Вы выбираете дело, относящееся к «потом» (как бы заранее обеспечивая его реализацию), то рядом с номером вопроса ставите в столбике бланка «п» – «12п», и т.д. Еще раз напоминаем, что для реализации будущих (для «потом»), более сложных намерений Вам необходимо их выбрать все три раза, а для реализации намерений «сегодняшнего дня» достаточно сделать и по одному выбору...». 3. Чтение психологом вопросов (перечень приведен ниже) и проставление учащимися в бланках соответствующих ответов. Более компактно эти вопросы представлены в «шпаргалке» (табл. 3). Уже при чтении вопросов допускаются некоторые комментарии психолога (желательно немногочисленные, короткие и несколько юмористичные). 4. Подведение итогов. Сначала в левой свободной части бланка, относящейся к «сейчас», записывают первую ценность («дело») – «Пойти на свидание с любимым человеком». (Лучше, если учащиеся выпишут для экономии времени более сокращенное название этого дела – «свидание.») Далее психолог зачитывает номера вопросов, где это дело (ценность) встречалось (см. «Ключи» в табл. 2 или «Шпаргалку» в табл. 3). Для первого «дела» это вопросы 1, 11, 21. Учащиеся быстро считают, совпали ли их ответы-выборы с этими номерами, т.е. стоит ли у них в бланке по 1-му вопросу «1с», по 11-му вопросу – «11с», и т.д. Число таких совпадений выписывают рядом с соответствующей ценностью (делом). Далее психолог зачитывает номера по второй ценности, и т.д. Уже здесь можно примерно оценить, насколько важны для данного подростка эти ценности. Аналогично подсчитываются результаты в правой чистой части бланка, относящиеся к будущим делам (к «потом»). Но по условию опросника состоявшимися (реализованными) делами считаются только те, которые подросток выбирает три раза, т.е. всегда предпочитает их чему-то другому. Если какая-то ценность (дело) набирает три балла, то они обводятся кружком для большей наглядности. При подведении итогов можно обратить внимание учащихся на то, где в целом больше баллов: в левой части (относящейся к сегодняшним «радостям») или в правой (ориентированной на будущие достижения). По логике вещей, если подросток больше думает только о сегодняшнем дне, то в будущем он об этом, может быть, и пожалеет (хотя кому-то, наверное, «будет что вспомнить»). Если же опрос проводится «ради шутки» со взрослыми и у кого-то из них получается, что более значимыми оказываются дела, относящиеся к «потом», то возникает вопрос, а когда же они собираются наслаждаться жизнью, если только о будущем думают?.. Иными словами, методика не допускает однозначных интерпретаций результатов, но служит именно для активизации размышлений о соотношении настоящих и будущих радостей жизни, а также о подготовке к более сложным, жизнеопределяющим делам, что часто предполагает отказ от сегодняшних («гарантированных») радостей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.013 с.) |