Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познай себя. Тренинг личностного роста

Поиск

«Каждый человек – это книга, надо только суметь прочитать ее» - У. Ченинг

Цель занятия: данная встреча начинает тренинг, поэтому в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, вместе продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

 

 

Упражнение 40

Правила нашей группы

 

Сейчас мы обсудим основные правила работы нашей группы.

1.2.1 Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения и жизненного опыта.

2 Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе.

3 Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что…», «Многие думают, что…» на такие: «Я считаю, что…», «Я думаю, что….». Отказываемся мы от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саша меня не поняли».

4 Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5 Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6 Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

7 Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».

8 Разнообразие контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9 Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательных к другим участникам, нам интересных другие люди.

10 Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему участнику, всем своим видом показывая, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Рекомендации ведущему.

Вы подробно объясняете участникам эти правила, даете исчерпывающие ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых.

Во время обсуждения правил вы даете возможность высказаться желающим, выслушиваете все предложения и замечания и проводите их обсуждение. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самостоятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

Психологический комментарий.

Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и принятия правил группы нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.

 

 

Упражнение 41

Мои добрые дела

 

«Друзья мои, я потерял день!» - это знаменитые слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Сколько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарность в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам просто некогда заниматься добрыми делами? Проанализируйте свои привычки. Есть ли среди них привычка делать добро?

Рекомендации ведущему:

Вы даете 5 минут для того, чтобы участники письменно ответили на эти вопросы, записали свои добрые дела и тех людей, которым они были адресованы. Затем группа садится в большой круг и участники по очереди высказываются, комментируя свой рассказ и отвечая на вопросы. Это упражнение можно проводить либо в большом кругу, либо в малых группах по 7-8 человек.

Психологический комментарий:

Доброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнить правила группы. Они не смогут доверять свои сомнения и радости, говорить все, что думают друг о друге, и т.д.

Поэтому одно из первых упражнений тренинга призвано настроить на доброе отношение к другому через воспоминания о своих добрых делах. Это одновременно и установка «на постоянные добрые дела». Во время занятий необходимо периодически возвращаться к этой теме.

Во время выступления участника остальные должны внимательно выслушать и поблагодарить выступавшего за откровенность и готовность поделиться. Это еще одно из принципиальных требований, которые должны быть в центре внимания ведущего. Только научившись именно так воспринимать слова другого человека. Участник тренинга сможет увидеть себя его глазами. А это открывает возможности для дальнейшего личностного развития.

 

 

Упражнение 42

Свет мой, зеркальце, скажи…

«Прав тот, кто искренен» - А.П.Чехов.

«Помните сказку А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы получить новую информацию о себе, царица время от времени доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?».

А как часто вы задаете подобные вопросы самому себе? С этого занятия и в течение всего тренинга вы будете много раз отвечать на вопрос «Кто я?».

Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос несколько раз. Будьте искренни, не обманывайте себя. Все, что вы напишете. Останется у вас. Если вы захотите, вы сможете поговорить об этом с другими членами группы. А теперь ваши 5 минут ответа на вопрос: «Кто я?»

Рекомендации ведущему:

Это упражнение проводится на каждом занятии. Запись участников целесообразнее собрать для того, чтобы они не забыли их дома и могли на каждом следующем занятии вносить изменения и добавления в список ответов на этот вопрос.

Психологический комментарий:

Данным упражнением задается глубокая личностная установка на постоянный внутренний самоанализ. Участники будут работать с этим вопросом на всем протяжении тренинга, каждый раз возвращаясь к вопросу и - главное – к своим ответам и переживаниям. Причем от занятия к занятию ответ может меняться вместе с изменением представлений человека о себе.

 

 

Упражнение 43

Ласковое имя

 

«Что в имене тебе моем?»

«Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они заблестят»

«Вспомните и запишите, какими ласковыми именами вас называют ваши родные, близкие вам люди, ваши знакомые. Задумайтесь, кто и в каких случаях это делает чаще? Когда от вас что-то требуется? Когда к вам обращаются с очередной просьбой? Когда у вашего собеседника просто хорошее настроение?

Какие чувства вы испытываете, когда к вам обращаются именно так? Что вам хочется сказать или сделать в ответ на хорошие слова? Делаете ли вы это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявить теплые чувства благодарности? А теперь вспомните и запишите, кого и когда вы называете ласково. Это ласковые уменьшительные слова, например, от имени человека, к которому вы обращаетесь: Галочка, Галчонок, или это название птицы или животного (медвежонок, цыпленок, зайка), или просто прозвище, но очень ласковое?

Что вы при этом испытываете сами? А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?

Рекомендации ведущему:

Попросите участников завести отдельную тетрадь или блокнот для выполнения домашних заданий. С одной стороны, это приучает к добросовестному отношению к делу, с другой стороны, систематизирует получаемый участниками в ходе самоанализа материал. Подчеркните, что на следующем занятии с домашним заданием группа будет работать обязательно.

Психологический комментарий:

Задание стимулирует эмоциональное раскрытие участников, так как оно обращено к самым приятным минутам их жизни. Его выполнение многих заставляет задуматься о стиле своих отношений с родными и близкими, обратить внимание на свою манеру и стиль общения. После выполнения этого задания заметно теплеют отношения среди участников тренинга.

 

 

Упражнение 44

Откровенно говоря

«Глуп тот человек, который остается всегда неизменным» - Вольтер.

«Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к прошедшему занятию. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

Анкета «Откровенно говоря…»:

Дата занятия:________________ Мое тренинговое имя:_______________________

1. Во время занятия я понял, что...

2. Самым полезным для меня было…

3. Я был бы более откровенным, если…

4. Своими основными ошибками на занятии считаю….

5. Мне не понравилось…

6. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

7. На следующем занятии я хотел бы…

8. На месте ведущего тренинг я…. Подпись_____________

Рекомендации ведущему:

Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее. Если бланков нет, то текст анкеты просто зачитывается, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на вопросы и затем сдают вам. Естественно, их нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.

Психологический комментарий:

Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии. Во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое – это задачи тренинга). В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему. Все это помогает решать цели и задачи тренинга и дает хороший результат.

 

 

Упражнение 45

Скажи мне, кто твой друг

«Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает другого человека» - Жан-Поль Рихтер

Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать «психологический портрет» этого человека.

Указывать на признаки, особенно внешние, по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В «портрете» должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией перед другой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

Рекомендации ведущему:

Во время общей работы группы участники по очереди зачитывают свои записки, не называя имени того, чей потрет написан. Все остальные должны узнать, кто это. Для этого они называют свои кандидатуры, аргументируя принадлежность «психологического портрета» именно им. Например, «Я думаю, что это портрет Олега, так как именно он правдив, обаятелен, очень любит животных и готов отдать для друга «последнюю рубашку».

Тот, кто узнал себя в представленном портрете, также имеет право заявить об этом и обосновать свой вывод. Автор «психологического портера» не должен сразу говорить, кто из участников прав. Он делает это лишь после того, как выскажутся все желающие. После того, как отгадали, чей был «портрет, берет слово следующий участник, и процедура продолжается до тех пор, пока не предъявят свои «портреты» все участники.

Психологический комментарий:

Это упражнение прекрасно показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности. Кроме того, оно настраивает участников на более внимательное отношение друг к другу.

 

Упражнение 46

Мои сильные стороны

«Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем…» - Дж. Маккинтош.

«У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите «в кавычки» слова, внутренне отказываясь от них. Не умаляет свои достоинства. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 мнут.

Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но..», «если…», «может быть…», «я не совсем уверен в том, что…» и т.п. На выступление мам дается 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те ил иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Рекомендации ведущему:

Работу группы целесообразнее организовать в большом круге, а при большом количестве участников – в малых группах по 7-8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. ПО истечении 2 минут даете сигнал, означающий, что время первого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участники. В распоряжении которого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце следует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях, и на те ощущения, которые каждый из них испытывал во время упражнения.

 

 

Упражнение 47

Мои достоинства

 

(Возможный вариант предыдущего упражнения)

«А теперь давайте поработаем со своими привычками, чертами характера. Которые можно отнести к достоинствам личности, именно к вашим личным достоинствам. Для этого возьмите лист бумаги. Напишите крупно «Мои достоинства» и предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу вам отводится 5 минут. Не стесняйтесь хваля свои сильные стороны характера».

Далее участники объединяются в малые группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению всех своих записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми ее не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорить ваш партнер.

Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступающего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри групп вам дается 10 минут.

 

 

Упражнение 48

Точка опоры

 

«Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей, работы, увлечений и т.д. Причем чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя человек в различных жизненных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жизненные трудности и невзгоды, например, внезапную болезнь или потерю работы или близких людей.

Но если мы надеемся только на окружение, помощь и расположение людей, вероятно, это большая ошибка. Опору нужно искать и находить в себе, в своих сильных сторонах, привычках, интересных делах и т.д. И, что более важно, такая опора у каждого из нас есть!!!

Давайте называть все, что нам помогает преодолевать жизненные трудности, «точкой опоры». А теперь вам предлагается описать, перечислить свои опорные точки, чтобы в дальнейшем обсудить их с другими членами группы».

Рекомендации ведущему:

Если у вас есть возможность, то необходимое количество таблиц заготовьте заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Помогите участникам объединиться в малые группы, но не разрешайте создавать группы более четырех человек. Если в группе окажется пять или шесть человек, попросите участников разделиться на две малые группы. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально. Вы следите за временем и за 1 минуту предупредите, что время заканчивается. На этапе индивидуальной работы желательно включить легкую музыку.

Психологический комментарий:

Это одна из первых попыток самоанализа. Она показывает, насколько серьезно каждый из членов группы настроился на тренинг, насколько он готов работать над собой, понимать себя и доверять другим. Поэтому ход упражнения и его результаты во многом определяют дальнейший сценарий занятий. Если участники настроены на серьезную работу, ее нужно продолжать прямо на этом занятии. Если же значительная часть их них пока не готова, следует, остановив тренинг, обратиться к участникам с вопросом: «Зачем вы сюда пришли?». В тактичной форме им нужно напомнить, что тренинг – это работа не ведущего, а самого члена группы. Только в этом случае будет определенный результат. Еще раз следует напомнить группе правила, которые были приняты в начале занятия.

Что же касается музыкального фона, то он должен стать постоянным во время проведения занятий. Это в значительной степени облегает самораскрытие участников, помогает им сосредоточиться на анализе собственных поступков, своих слабостей, в то же время вносит некоторый элемент оптимизма.

Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон каждым участником, но и на формирование привычки думать о себе положительно. Поэтому при его выполнении необходимо следить за тем, чтобы участники избегали любых, даже незначительных, высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая попытка самокритики и самоосуждения должна пресекаться.

 

 

Упражнение 49

Подведение итогов

«Не проводи жизнь в ожидании счастливого случая» - Н. Энкельманн

Все откровенно высказали свои мнения о занятии в предыдущем упражнении, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом «обидчику». А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово…»

Рекомендации ведущему:

Дайте возможность желающим поделиться тем, что о ни хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников кто чувствует себя неловка, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставлять у себя, иначе многие их забудут принести на следующее занятие:

Психологический комментарий:

Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает. Иначе кто-то из участников уйдет домой с тяжелым чувством неудовлетворенности и у него может возникнуть желание вообще оставить работу в группе после первых же встреч. Стоит поддержать и тех, кто помогал тренеру, брал на себя инициативу, общался с другими членами группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.017 с.)