Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие самосознания и я-концепции в подростковом возрасте↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Работу выполнила: Ивановцева Мария Ивановна, студентка 1 курса 3 группы очной формы обучения историко-филологического факультета направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)
Научный руководитель: Пшеничнова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Шуя, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Подростковый возраст занимает особенное место в возрастной психологии - это самый сложный и трудный из всех детских возрастов, сопровождающийся особым периодом становления личности. Психологическим аспектам становления подростка посвящено множество работ, но, тем не менее, проблематика этого возраста остаётся неисчерпаемым источником для психологических исследований. Сущностью подросткового возраста является его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, формируются и возникают новые психологические образования, закладывается база сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а особенно – развитие самосознания и всего того, что с ним связано – самооценкой, самоотношением, Я-концепцией и т.д. Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Проанализировать основные подходы к исследованию Я-концепции в подростковом возрасте. 2. Спланировать и провести исследование Я-концепции и самооценки подростков 3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы. Объект исследования: самооценка подростка. Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания. Методы исследования: - Методика исследования самооценки (Я-концепции) С.Я. Будасси - Методика самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка Практическое значение исследования заключается в возможности использования результатов в процессе психологического консультирования педагогов, подростков и их родителей с целью преодоления трудностей в развитии самооценки в подростковом возрасте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ
Феномен «Образ-Я» в психологии
«Образ Я» (или Я-образ) - глубинная сущность человека, его самость, единство всех сторон, отраженное в сознании в качестве его основных составляющих, итоговое представление о себе, результат работы над познанием себя, формированием отношения к себе, осмыслением свое роли на каждом жизненном этапе. Образ Я является регулятивным механизмом психической жизни, мотивационным ядром личности [19]. Это ядро сознания и осознания всех психических явлений, внутреннего и внешнего бытия человека в их интегральности, цельности. В структуре Я-образа четко просматривается два компонента: • действующий, субстанциональный компонент, отражающий его субъективную сторону • компонент рефлексивный, в котором кристаллизуется объективная его сторона, то есть представление человека о самом себе. Традиционно в Образе Я выделяют, кроме когнитивного (познавательного) и поведенческого (действующего), также аффективный (эмоциональный) компонент [10]. Среди различных типов Я-образа в психологической литературе, наиболее известные Я-реальное и Я-идеальное. В зависимости от критериев можно также выделить Я-прошлое, Я-сегодняшнее Я-будущее, Я-семейное, Я-материальное, Я-социальное Я-духовное, Я-наличное, Я-желаемое. У человека существует множество Я, которыедаже могут быть в конфликте друг с другом. То, кем человек хотел бы себя видеть (Я-идеальное), то, что она о себе думает (Я-субъективное), и то, что о ней думают другие (Я-зеркальное), и то, какой он является в действительности (Я-объективное), довольно редко совпадают. Образ Я может иметь высокую или низкую устойчивость на различных возрастных этапах у разных людей. Когда в кризисных ситуациях возникает угроза устойчивости Я-образа, переживаемого при этом очень болезненно, токак правило, срабатывают механизмы психологической защиты. Понятие Образа-Я является ключевым в ведущих психотерапевтических направлениях. Психотерапия, предложенная К. Роджесом [20], направлена на то, чтобы, во-первых, сформировать у личности новый, более адекватный образ самого себя; во-вторых, сделать его более реальным, более соответствующим возможностям человека, чем его Я-идеальное; и в-третьих, создать теплый психотерапавтический микроклимат, благодаря которому человек создает положительное отношение к себе, что является несомненным условием развития, эффективного самоконтроля и организованности поведения. А чтобы человеку подняться еще выше, ему надо осознать свои достоинства и недостатки, принять их как должное и начать работать над собой. Я-образ не является чем-то застывшим. Это довольно динамическое образование. Психические образы личных качеств меняются в процессе развития человека в соответствии с изменением когнитивных возможностей и форм социальных взаимодействий. Это обусловлено, по крайней мере, способностью человека разделять то, каким он хотела бы быть, от того, каким он является в действительности, или в целом видеть разницу между реальным и воображаемым. Во взрослом возрасте у психически здорового человека развита способность распознавать абстрактные качества собственной личности и находить связи между ними.
Выводы по 1 главе
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция играет важную роль в формировании целостной личности, детерминирует активность субъекта, его отношения с окружающими. Я-концепция не просто предоставляет индивиду знание себя, а помогает выработать эффективные поведенческие стратегии. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ
Организация исследования Нами была сформулирована следующая концепция эмпирического исследования. Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте. Задачи исследования: 1. Определить особенности Я-концепции и самооценки подростков 2. Определить особенности взаимосвязи между самооценкой и эмоциональным компонентом самосознания. 3. Обобщить полученные результаты, сделать выводы. Объект исследования: самооценка подростка. Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания. Выборка. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (10 – мальчики и 10 девочки). Выборка является случайной, не связанной между собой дружескими или социальными связями (испытуемые не являются членами одного коллектива). Отсутствие связей между участниками исследования способствует большой объективности исследования, т.к. испытуемые или какие-либо групповые нормы не оказывали влияние на результаты исследования. Методы исследования
В качестве методов исследования были выбраны: - Методика исследования самооценки С. Будасси; - Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку. Ниже мы рассмотрим методы исследования и обоснование их выбора. Методика исследования самооценки С. Будасси. Данная позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. Также она может служить методикой измерения содержания Я-концепции, поскольку в основе данной методики лежит способ ранжирования перечня личностных качеств. Задача испытуемого – расставить личностные качества сначала в том порядке, в котором они ему нравятся (идеальное Я), а потом в том порядке, в котором они присущие ему самому (реальное Я). После этого подсчитывается коэффициент корреляции Спирмена между двумя ранжировками. Чем выше полученное значение, тем больше совпадение между «реальным Я» и эталоном, и соответственно, тем выше самооценка. Так как эта методика имеет очень широкое применение, то существует различные модификации этой методики, которые различаются по количеству характеристик личности и инструкции к проведению. Многое зависит от того, является ли диагностика по этой методике индивидуальной или коллективной, и есть ли необходимость сопоставлять данные респондентов между собой. Поскольку в данной работе мы преследовали цель сопоставления индивидуальных результатов испытуемых, то перечень личностных качеств был унифицирован, т.е. он был одинаковым для всех и состоял из 20 характеристик, среди которых 8 – положительные, 4 – нейтральные и 8 – отрицательные. Таким образом, стимулы в методике были сбалансированы, что позволяет получить наиболее адекватное представление о самооценке и Я-концепции испытуемых. Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку. Эта методика использовалась в своем стандартном варианте. Она включает 40 утверждений, которые касаются 4 видов психических состояний: тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Поскольку данные психические состояния могут иметь как кратковременный, так продолжительный характер, они тесно связаны с личностными качествами человека (например, тревожность, агрессивность и ригидность могут быть личностными качествами), то данные психические состояния могут также выступать эмоциональным компонентом самосознания. Выводы по 2 главе
На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о подтверждении гипотезы о связи между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания. Самооценка и эмоциональный компонент самосознания связаны следующим образом: - в группе с высокой самооценкой доминируют такие состояния как ригидность (настойчивость, граничащая с упрямством), повышенная тревожность, связанная с опасением потерять доверие окружающих, низкая фрустрация и низкая агрессия - в группе со средней самооценкой – низкая тревожность, низкая фрустарция но повышенная агрессивность и ригидность - в группе с низкой самооценкой – средний уровень тревожности, но высокая фрустрация и высокая агрессивность. Таким образом, можно сказать, что самооценка и психические состояния в подростковом возрасте носят достаточно сложный характер, однако бесспорным является то, что каждый подросток нуждается в психологическом подходе в зависимости от уровня его самооценки, т.к. от этого зависит развитие его эмоциональной сферы личности. Заключение В ходе проведённого теоретического и эмпирического исследования особенностей развития Я-концепции в подростковом возрасте были решены поставленные в данной работе задачи, что позволяет сделать следующие выводы. Анализ психологической литературы показал, что среди наиболее актуальных проблем, возникающих в период подросткового возраста, особое место занимают проблемы, связанные с развитием Я-концепции и самооценки, как ключевых компонентов в развитии личности и поведения подростка. Особое место в развитии самосознания подростка занимает эмоциональный компонент самосознания, который выражается в различных психических и эмоциональных состояниях. На основании полученных нами результатов и их анализа, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами в ходе исследования экспериментальная гипотеза о связи самооценки и эмоционального компонента самосознания подтвердилась. Более конкретно: - в группе с высокой самооценкой доминируют такие состояния как ригидность (настойчивость, граничащая с упрямством), повышенная тревожность, связанная с опасением потерять доверие окружающих, низкая фрустрация и низкая агрессия - в группе со средней самооценкой – низкая тревожность, низкая фрустарция но повышенная агрессивность и ригидность - в группе с низкой самооценкой – средний уровень тревожности, но высокая фрустрация и высокая агрессивность. Полученные результаты нашего исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации воспитательной работы среди мальчиков и девочек подросткового возраста, имеющей своей целью коррекции их самооценки, тревожного и агрессивного поведения. Литература
1. Агапов, B.C. Сущностная характеристика «Я» - концепции / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. - 40 с. 2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.– СПб: Питер, 2002. - 339 с. 3. Андреас С. Трансформация Я / С. Андреас; пер. с англ. – Прайм-Еврознак, 2004.– 236 с. 4. Антонова, Н.В. Самоопределени1;е как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ. Педагогика и психология. – 2011. − № 2. − С. 79 - 110. 5. Араканцева, Т.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки / Т.А. Араканцева, Е.А. Дубовская // Мир психологии. - 1999. - №3. - С. 147-155. 6. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура; пер. с англ. Н.Н. Чубарь. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с. 7. Бернс, Р.Б. Что такое «Я» - концепция / Р.Б. Бёрнс. // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. - 392 с. 8. Бернс Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с. 9. Джеймс У. Психология / У. Джеймс; пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с. 10. Дмитрова Т.В. Образ "Я" как регулятор межличностных отношений в юношеском возрасте: дисс. кандидата психолог.наук: 19.00. 01. – К., 1993. – 187с. 11. Дорожевец, А.Н. Искажение образа физического «Я» у больных ожирением и нервной анорексией /А.Н. Дорожевец: Автореф. … канд. дисс. - М., 1986. – 20 с. 12. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. –368 с. 13. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с. 14. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии /И.С. Кон // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2000. – 96 с. 15. Крэйн, У. Психология развития человека: 25 главных теорий / У. Крэйн. –СПб.: Всадник, 2007. –249с. 16. Куненкова, С.А. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре «Я»-концепции подростка / С.А. Куненкова. - М.: МОСУ, МАИ, 2004. - 133 с. 17. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2008. – 896 с. 18. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с. 19. Петрова, С.М. Мотивационная обусловленность «Я»-концепции личности в юношеском возрасте: Дис. …канд. психол. наук/ С.М. Петрова. - СПб., 1999. - 191 с. 20. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия / К. Роджерс; пер. с англ. В.В. Лях, А.П. Хомик. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер. — 1997. – 317 с. 21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 512с. 22. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. – 592 с. 23. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические труды/ И.М. Сеченов. – М., 1947. – 452с. 24. Соколова, Е.Т. «Я»-образ тела / Е.Т. Соколова // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под.ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - С. 406-422. 25. Степанов В. Г. Психология трудных школьников (Учебное пособие для учителей и родителей): М, Академия, 1996. – 54 с. 26. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 286 с. 27. Фрейд, 3. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М.: Просвещение, 2012. - 448 с. 28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с. 29. Цуркин, В.А. Особенности физического «Я» у лиц с разными типами привязанности к матери В.А. Цуркин, Т.Н.Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27(170). Выпуск 20. –С. 308 -313. 30. Цуркин, В.А. Когнитивный компонент образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери / В.А. Цуркин, Т.Н. Разуваева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. - № 13. –Выпуск 22. –С. 369-381. 31. Черкашина, А. Г. Образ «Я» в самоотношении девушек 17-18 лет: монография. / А.Г. Черкашина. —Самара: Изд-во ПГСГА, 2012. – 80 с. 32. Чеснокова, И.И.. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Наука, 2001, - 144 с. 33. Чеснокова, И.И.. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с. 34. Чеснокова, И.И.. Особенности развития самосознания / И.И. Чеснокова. - М.: Академия, 2004. –267 с. 35. Шибутани, Т. «Я»-концепция / Т. Шибутани // Психология самосознания / Под ред Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. –245 с. 36. Шорохова, Е.В. Проблема «Я» и самосознание / Е.В. Шорохова // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март-апрель / Под ред. В.М. Банщикова. - М., 1966. –С. 600 –615. 37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Мысль, 2004. - 352 с. Приложение 1 Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, то есть ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества. Текст методики
Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды. Протокол исследования
Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования. Обработка результатов Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d2 и внесите ее в формулу r = l - 0,00075 x Σ d2, Интерпретация результатов Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия. Приложение 2 Методика исследования самооценки Г.Айзенка Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:
I. Тревожность
II. Фрустрация
III. Агрессивность
IV. Ригидность
РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И Я-КОНЦЕПЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Работу выполнила: Ивановцева Мария Ивановна, студентка 1 курса 3 группы очной формы обучения историко-филологического факультета направления 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование»)
Научный руководитель: Пшеничнова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Шуя, 2016
|