Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возрастная психология, ее задачи и методы

Поиск

Тема 1. Возрастная психология, ее задачи и методы

План:

1. Предмет возрастной психологии

2. Методы исследования возрастной психологии

3. Основные понятия возрастной психологии

Вопрос 1. Предмет возрастной психологии

При употреблении терминов: возрастная психология и психология развития, речь идет о возрастных особенностях психического и поведенческого развития детей. Возрастную психологию нельзя представ­лять себе вне развития и вне законов возрастного преобразования людей. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.

Возрастная психологияэто область знаний, акцентирующая вни­мание на психологических особенностях детей разного возраста.

Психология развитияэто сфера знаний, содер­жащих информацию в основном о законах возрастного преобразо­вания психологии детей.

Возрастная психология относительно молодая отрасль психологических знаний. Она зародилась в конце 19 века.Ее основателем считается немецкий ученый Вильгельм Прейер, который впервые провел объективное исследование психики ребенка.

Возрастная психологияизучает и представляет в виде научных фактов и соответствующих теорий основные особенности психического раз­вития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.

Объект изучения возрастной психологии – развитие или возрастная изменчивость психических явлений.

Предмет изучения возрастной психологии – человек в процессе его перехода из одного возраста в другой.

Основная задача возрастной психологии – изучение динамики развития человека в каждом возрастном периоде.

Вопрос 3. Основные понятия возрастной психологии

По определению Л.С. Выготского, возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возрас­та уже больше никогда не повторяется.

Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Паспортный возраст (хронологический) характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Это реально прожитые годы

Психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Пятилетний, по физическому возрасту, ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи или восьмилетний. Может быть и наоборот: дети с отставанием умственного развития обычно характеризуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Биологический возраст – уровень биологического созревания и развития организма.

Социальный возраст – уровень усвоения социальных норм, уровень морального развития.

Сензитивный период развития – период повышенной чувствительности для развития определенного свойства психики.

Это наиболее благоприятный период для развития определенных функций. Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности.

Сензитивный период развития - специфический период для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей.

Пример: раннее детство (2-3 года) наиболее благоприятный возраст для развития речи ребенка. В 5-6 лет ребенок наиболее готов к овладению чтением. В 5-7 лет дети обнаруживают хорошие способности к перевоплощению. Возраст 6-10 лет сензитивный для развития учебных навыков и умений и т.д.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играет понятие ведущего вида деятельностии ведущего типа обще­ния.

Ведущий вид деятельности - такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов. Это та деятельность, которая ведет за собой развитие физическое, психическое и личностное.

Ведущий тип общения - такой, в рамках ко­торого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности.

С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

Возрастные новообразования – это те качества или свойства психики ребенка, которых не было ранее. Это та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Социальная ситуация развития – это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Социальная ситуация развития это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

Указанная Д.Б. Элькониным последовательность ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает лишь то, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые.

В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно - возрастным кризисом. Ребенок в этот период трудновоспитуемый.

Кризис развития – это переход от одного ведущего вида деятельности к другому.

Кризис (возрастной кризис) – это своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности.

Возрастной кризис обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созре­вания, так и от научения.

Развитие настоящей речи

Раннее детство - сензитивный период для развития речи. Автономная речь быстро исчезает (в среднем за полгода). Детские слова заменяются «взрослой» речью. Но быстрый переход возможен только при благоприятных условиях - полноценном общении со взрослыми. Если ребенок не общается со взрослыми или взрослые «подстраиваются» под детскую речь, то наблюдается замедленное развитие речи. Пример: близнецы.

Словарный запас детей в 1,5 года около 10 слов, в 1,7 – 50 слов, к 2 годам – 200 - 300 слов. К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки. Произношение слов становится правильным. Слова приобретают предметное значение. Появляются первые обобщения. Быстро растет пассивный словарь. В три года ребенок понимает почти все слова взрослых. Активный словарь к трем годам уже 1000 -1500 слов. Предложения 1,5 года состоят из 2-3 слов: «Мама идет»; «Хочу конфету». А в три года ребенок усваивает основные грамматические формы родного языка: «Я очень рад, что Вова пришел».

Вопрос 1. Кризис 3-х лет.

Взрослые в конце периода раннего возраста начинают испытывать определенные трудности в обще­нии с детьми, так как дети не только протестуют против излишней опе­ки, но часто специально проделывают «запрещенные вещи», стре­мясь «быть большим» немедленно. Качественные преобразования, которые претерпе­вает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что наступает так называемый кризис 3 лет.

Это период упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, независимости. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года. По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого.

Кризис 3 лет - есть ломка взаимоотношений, до сих пор существо­вавших между ребенком и взрослыми. Это кризис социальных отноше­ний, кризис выделения своего «Я». Д. Б. Эльконин выделяет четыре ос­новных «симптома возраста»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и три второстепенных признака: протест-бунт, обесценива­ние взрослых, детский деспотизм.

Таким образом, кризис 3 лет отличает целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».

1. симптом - негативизм. Это не простонежелание выполнять какие-либо указания взрослого, не просто непослушание, астремление делать все наоборот, только потому, что это предложил взрослый. При чем такое стремление проявляется как будто дажепротив воли самого ребенка и часто в ущерб его собственных интересов. В него как бы «вселяется» постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах и впоступках.

Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то толькопотому, что его об этом попросили.

Пример: его зовут спать – он не идет, зовут домой – продолжает играть во дворе и т.п.

Причина такого поведения ребенка кроется в новых социальных отношениях ребенка и взрослого. Негативизм - это отношение не предметной ситуации, а к человеку.

2. симптом - упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что ОН так захотел. Мотив – ребенок связан своим негативным решением. Пример: малыш может долго и упорно отказываться кушать исключительно потому, что он не желает измени своего решения.

3. симптом строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делает. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка и против образа жизни. Он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

Пример: нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.

4. симптом - своеволие. Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

5. симптом - протест - бунт. Чаще это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. симптом - обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которые ранее никогда не употреблял.

Пример: он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замачивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть.

7. симптом - детский деспотизм. Он стремление к деспотическому подавлению окружающих. Чаще встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять все желания маленького тирана. В противном случае ее ждут истерики и слезы.

Если в семье несколько детей этот симптом проявляется в ревности, а иногда в агрессии к младшему ребенку, в требовании постоянного внимания к себе. (мама, выброси братика в окно и возьми меня)

В центе трех лет стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Кризис трех лет – важный шаг в психологическом развитии ребенка, так как с ним связаны новообразования: отделение себя от окружающего мира, сравнение себя с другими.

Таким образом, кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка: отношение к предметному миру, отношение к другим людям, отношение к себе.

Кризис трех лет - это кризис выделения своего «Я».В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослых.

Пример: Оля, девочка 2,5 лет одеваясь на прогулку, категорически отказалась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, которая, невзирая на протесты девочки, обула ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я не буду твоими ботиночками гулять, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими».

Рекомендации по взаимодействию взрослых с ребенком переживающим кризис 3-х лет:

1) Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее позитивное отношение к ребенку и отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Слова «неумеха», «растяпа» больно ранят его, причиняют ему боль. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, гасят любознательность. В таких случаях следует ребенка подбодрить и помочь.

2) Когда ребенок слишком упрям, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, помогите ему справиться с самим собой. Если это возможно, давайте ему право самому выбрать.

Пример: одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор: надевать комбинезон или нет, предлагала ему самому принять решение: «Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?»

3) Не следует сравнивать успехи ребенка с успехами других детей.

4) Кризисные явления могут пройти незаметно, если будут учитываться его потребности, правильно организуют общение с ним и индивидуальные занятия, будут уважать его личности.

 

Развитие самосознания

Управление своим поведением способствует переходу сознания на ступень самосознания. Самосознание формируется лишь к концу дошкольного возраста и является центральным новообразованием личности в этом возрасте. Оно складывается из самооценки, осознания своих переживаний, половой идентификации и осознания себя во времени.

1. Самооценка появляется во второй половине периода. Ребенок приобретает сначала умение оценивать д ействия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего взрослого. В начале периода самооценка завышенная и недифференцированная.

Отношения родителей к малышу должны строиться на полном его принятии. Отношение родных к малышу - это выражение абсолютной любви (безусловная любовь). Поэтому и оценку ими ребенка психологи называют абсолютно положительной.

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

Таким образом, на фоне оценки взрослых у ребенка формируется самооценка.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

- абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

- конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной.

Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но уже не в такой открытой форме и более обоснована. На протяжении дошкольного возраста этот позитив укрепится, наполнится новым содержанием, а самооценка, все более совершенствуясь и дифференцируясь, к 7 годам у большинства детей становится более адекватной. Смягчается негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло.

Высокая самооценка помогает дошкольникам осваивать новые виды деятельности без сомнений и страха перед неудачей. Самооценка способствует формированию «образа Я» и «Я-концепции».

2. Осознание своих переживаний. Не только в раннем детстве, но и в первой половине дошкольного возраста ребенок имеет разнообразные переживания, но не осознает их (мне радостно, мне грустно). После 4-5 лет он уже ориентируется на свои эмоциональные состояния и может выразить словами (я рад, я сердит).

3. Половая идентификация. Ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -для мальчиков и для девочек.

4. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту».

Таким образом, дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поступка, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот основные особенности личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно так же считать соподчинение мотивов и самосознание.

Компоненты игры

1. Игровые условия: в игре участвуют дети, куклы, игрушки и другие предметы.

2. Сюжет игры: это сфера реальной действительности, которая отражается в игре. Сначала это семейные отношения, позднее - производственные.

3. Содержание игры:

- 3-4 года - дети имитируют действия взрослых. Их интересует сам процесс действий.

- 5-6 лет - дети проигрывают отношения между людьми. Роли распределяются еще до игры и строго выполняются правила игры.

Вопрос 1. Кризис 7 лет

Переход из дошкольного возраста в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Кризис 7 лет связан с тем, что ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, с тем, что ребенок вступает в эти новые социальные отношения. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением учебной работы. Как считает Л.И. Божович, данный кризис – это период рождения социального «Я» ребенка, как новообразования.

Для этого кризиса характерны:

1) Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Цепь успехов и неудач в учебе и общении приводит к формированию аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, исключительности. Переживания приобретают новый смысл – становится возможной борьба переживаний, что приводит к возникновению внутренней жизни.

2) Утрата детской непосредственности. Дифференциация внешней и внутренней жизни, как новообразование, изменяет структуру поведения ребенка: он размышляет, прежде чем действовать, оценивает поступок с точки зрения результатов и последствий, начинает скрывать свои переживания и колебания, что приводит к утрате детской непосредственности.

3) Кризисным проявление дифференциации внешней и внутренней жизни становится: манерничанье, кривляние, капризы, в поведении – нелепость, вертлявость, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута. (это исчезает когда ребенок выходит из кризиса).

4) Объектом анализа становится субъективные переживания: «я радуюсь», «я огорчаюсь». Это связано с тем, что появляется борьба переживаний, и эмоции становятся хорошо осознаваемы. Результатом переживаний становятся собственные оценки и мысли. Появляется логика чувств.

Вопрос 3. Варианты развития детей, не готовых к школьному обучению

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудни­чество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психоло­гически неготовым к школьному обучению, так как в результате несо­ответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готовы к школе. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.

Признаки личностной неготовности к обучению:

1. проявляют детскую непосредственность,

2. на уроках отвечают одновременно с другими, не поднимая руки,

3. перебивают друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами (не сформирована смысловая ориентировочная основа),

4. включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе,

5. нарушают дисциплину.

6. обижаются на замечания, имея завышенную самооценку.

Пример: Когда учитель или родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая, учительница злая.

Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Личность подростка

Движущая сила психического развития подростка - разрешение внутренних противоречий. Противоречия возникают в связи с активным взаимодействием его с социальной средой.

Основные особенности личности подростка считаются:

- направленность на внутренний мир

- противопоставление себя взрослым, потребность в самостоятельности, личностной автономии

- бунтарство и конфликты со взрослыми

- интерес подростка к противоположному полу

- некритическим усвоением групповых моральных норм

- потребность в одобрении и признании

- развитие самосознания

- немотивированных поступков

- неустойчивость самооценки, ее взаимосвязь с уровнем притязаний, формированием идеала

- основная форма самопознания - сравнение себя с другими

- болезненное восприятие критики

- усиление внимание к своей внешности.

Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания.

Так Л. С. Выготский отмечал два новообразования возраста — это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие реф­лексии у подростка не ограничивается только внутренними измене­ниями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое пони­мание других людей. Развитие самосознания зависит от культурного содержания среды.

Таким образом, механизмом развития самосознания является рефлексия. Благодаря рефлексии подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Психологи считают самосознание подростка новообразованием его личности. В этом возрасте впервые возникает ориентировка на самооценку. Относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязания порождает новую потребность - быть на уровне собственных требований.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к большей опоре на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Если окружающие переоценивают или недооценивают подростка, то формируется неадекватная самооценка.

Но самооценка младших подростков противоречива (чаще заниженная), недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Если самооценка заниженная, то подросток стремится к решению легких задач. Если самооценка завышенная, то подросток выбирает задачи, с которыми не в состоянии справиться. И в том, и в другом случае это приводит к конфликтам с окружающими и негармоничному развитию личности.

Самооценка впервые становится фактором, влияющим на развитие личности. На основе самооценки подростки создают программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в выборе идеалов. Именно содержание идеалов служит программой самовоспитания подростков. Выбор идеала зависит от характера самооценки.

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание. Самовоспитание как новообразование впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частно­сти развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосозна­ния. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться.

При этом самооценка подростка и представление о себе направля­ют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку само­оценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т.д. поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключительно личная деятельность.

У старшего подростка самооценка приобретает все более устойчивый характер.

Дружба в юношеском возрасте

Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности, «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, - это не любовь, а дружба», - писал Ж.Ж. Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте.

В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потреб­ность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются по­требность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Жела­ние иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.

Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с ро­дителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы - поддержание самоуважения личности.

Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек этот тип общения позади – в качестве идеального друга они чаще выбирают юношу, причем более старшего возраста.

Юношеская любовь

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Юношеская любовь имеет свои особенности, среди которых, в первую очередь, отмечается разобщенность чувственно-эротического и нежного влече­ний, отмеченная З.Фрейдом. Потребности в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротического желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не вле­чет к женщине, которую он любит. Эта разобщенность особенно типична для юношей. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных чувств, включая способность к сопереживанию.

Девочки, которым «сила» не предписана, озабочены тем, что вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свои достоинство и репутацию. Разрешение этих внутренних противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения подростков в более широком кругу общения. В целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.

Юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

Тема 1. Возрастная психология, ее задачи и методы

План:

1. Предмет возрастной психологии

2. Методы исследования возрастной психологии

3. Основные понятия возрастной психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3070; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.012 с.)