Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Особенности физиологического и физиологического развитие старшего школьника↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Старший школьный возраст - это стадия начальной физической зрелости, стадия завершения полового созревания. Это период относительно спокойного развития. Процесс роста у мальчиков затухает в 16, а у девушек в 15 лет. И дальше происходит прирост веса. Интенсивно идет развитие мускулатуры. В связи с этим наблюдается прирост сил. Сглаживаются несоответствие между ростом сердца и просветом кровеносных сосудов. Это способствует нормальному кровообращению. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения и функционального развития. Таким образом, физическое и физиологическое развитие определяет готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Основные физиологические характеристики юношеского возраста: · завершается физическое развитие организма, · заканчивается половое созревание, · замедляется темп роста тела, · заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, · заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. · это период относительно спокойного развития. · готовность старших школьников к физическим и умственным нагрузкам. Вопрос 2. Особенности личности и общения старшеклассника Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В отличие от подростков юноши гораздо более обеспокоены формированием собственных убеждений, развитием философского мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся, усваивая теоретические основы учебных дисциплин, систематизируют, обобщают знания, устанавливают межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся: - обобщенной и систематизированной научной картины мира - научного мировоззрения. Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Именно в этом проявляется самостоятельность старшеклассников. Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Хотя порой они могут быть ошибочными из-за недостатка жизненного опыта. Характерная особенность личности старшеклассников - рост его самосознания. Старшие школьники систематизируют и обобщают знания о себе. Мир собственных чувств, желаний, мыслей становится предметом внимания их внимания. Они стремятся разобраться в своем характере. Уровень самосознания определяет и уровень требований к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более самокритичными. Больше требований предъявляют к моральным качествам человека (подростки - к волевым качествам). Причем в этом случае проявляются половые различия: девушки предъявляют больше требований к моральным качествам. Составляющей самосознания является и самооценка. Оценка группы мало влияет на самооценку старшеклассника. При этом, оценивая товарищей, он порой завышает, а у себя занижает качества личности. Говоря о себе, старший школьник чаще останавливается на своих недостатках, реже - на добродетелях. При этом речь обычно идет о качествах, которые важны для установления контактов с другими людьми. Центральным психологическим процессом развития самосознания в ранней юности является формирование личной идентичности - чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. К настоящему времени в психологии принято выделять четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека; 1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. 2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру и авторитету, 3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе кризиса самоопределения, выбирая свой, единственный вариант развития. 4. Этап «зрелой идентичности» характеризуется завершением кризиса; индивид переходит от поиска себя к самореализации. Обычно к этапу «зрелой идентичности» молодые люди приходят в возрасте 16 - 18 лет, хотя некоторые могут навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти путем досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения. Соотношение компонентов мужской и женской идентичности имеют ряд отличий. Отличительные черты самосознания юношей и девушек
Самосознание и самооценка юношей и девушек зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я». Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью. Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации. Возрастная динамика процесса общения: - Дошкольник предпочитает общество взрослых, сверстники лишь партнеры по общению. - Младшие школьники больше тянутся к сверстникам, но дружеские связи определяются и контролируются взрослыми. - Подростки на первое место ставят сверстников. - Старшие школьники ставят на первое место потребность в общении со взрослыми. Потребность в общении со сверстниками так же имеет большое значение. С ними они проводят свой досуг, делятся своими мыслями. Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию - основные новообразования в личности старшего школьника. Дружба в юношеском возрасте Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая важная потребность в ранней юности, «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, - это не любовь, а дружба», - писал Ж.Ж. Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая любовь. В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается в юношеском возрасте. В основе юношеской дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании (в отличие от подростковой, где основными являются потребность во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда). К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже. Для юности типична идеализация друзей и самой дружбы. В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша ждет оценок более высоких, чем его собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы - поддержание самоуважения личности. Для юноши-старшеклассника важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек этот тип общения позади – в качестве идеального друга они чаще выбирают юношу, причем более старшего возраста. Юношеская любовь Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Юношеская любовь имеет свои особенности, среди которых, в первую очередь, отмечается разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, отмеченная З.Фрейдом. Потребности в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротического желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит. Эта разобщенность особенно типична для юношей. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных чувств, включая способность к сопереживанию. Девочки, которым «сила» не предписана, озабочены тем, что вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свои достоинство и репутацию. Разрешение этих внутренних противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения подростков в более широком кругу общения. В целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.58 (0.01 с.) |