Развитие эмоциональной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие эмоциональной сферы



Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность (отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам). Сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою значимость. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамику появления представлений ребенка, то есть появляются представления об окружающем мире, которые позволяют отвлечься от непосредственной ситуации. Таким образом, у него возникают переживания, не связанные с игрой, и формируется детское мировоззрение.

И хотя эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, из этого не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может дойти до полного изнеможения.

Несмотря на спокойную эмоциональность, у дошкольника возможна острая обида на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание.

Пример: мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания рассказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы, Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой воспитательнице, что я не копуша, вот!»

Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечание девочка внешне никак не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее, Такое обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.

Побуждения ребенка соединяются с представлениями о предмете,о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем, что дает развитие механизму эмоционального предвосхищения.

А.В. Запорожец описал механизм эмоционального предвосхищения. Автор показал, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения.

До 3 лет ребенок переживает только последствия своих собственных действий, их оценку взрослым - похвалили ребенка или наказали. У дошкольника, еще до того как он начнет действовать, появляется эмоциональный образ будущего результата и оценки его взрослыми. Эмоционально предвосхищая последствия своего поступка, ребенок уже заранее знает хорошо или плохо он собирается поступить. Если он предвидит отрицательную реакцию взрослых, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние способное затормозить нежелательное действие.

Т.о., в дошкольном возрасте происходит смешение аффекта с конца к началу деятельности. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что еще предстоит сделать. Этот механизм лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется также и содержание аффектов - появляется сочувствие другому, сопереживание.

Развитие мотивационной сферы

Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет все желания ребенка одинаково сильны).

Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды.

Более слабый мотив - наказание и, в первую очередь, исключение из игры.

Еще более слабый мотив - собственное обещание ребенка.

Самый слабый мотив - прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленных другими дополнительными мотивами.

Таким образом, требовать от детей обещания не только бесполезно, но и вредно.

В дошкольном возрасте ребенок учится сдерживать себя.

Вначале сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей (т.е. раньше ребенку нужно, что бы кто-то был рядом, контролировал его поведение). Затем он начинает сдерживаться при воображаемом контроле (теперь образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение).

Старший школьник может преодолевать свои желания и действовать по принципу «Надо!»

С умением сдерживать себя связано усвоение этических норм. Дошкольник начинает усваивать этические нормы,принятые в обществе. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение.

Основная часть этических норм усваивается ребенком в семье. А родители демонстрируют и положительные, и отрицательные качества.

Вследствие умения сдерживать себя и усвоения этических норм у дошкольника возникает первичное чувство долга (проявляющееся в наиболее простых ситуациях). Оно рождается под влиянием оценки, которую взрослый дает совершенному поступку. Из этого следует, что ребенок постоянно ориентируется на мнение взрослых.

Развитие самосознания

Управление своим поведением способствует переходу сознания на ступень самосознания. Самосознание формируется лишь к концу дошкольного возраста и является центральным новообразованием личности в этом возрасте. Оно складывается из самооценки, осознания своих переживаний, половой идентификации и осознания себя во времени.

1. Самооценка появляется во второй половине периода. Ребенок приобретает сначала умение оценивать д ействия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Его самооценка всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего взрослого. В начале периода самооценка завышенная и недифференцированная.

Отношения родителей к малышу должны строиться на полном его принятии. Отношение родных к малышу - это выражение абсолютной любви (безусловная любовь). Поэтому и оценку ими ребенка психологи называют абсолютно положительной.

На фоне положительной общей оценки у малыша формируется конкретная самооценка, когда взрослый оценивает конкретные действия малыша. Она не всегда бывает положительной, ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

Таким образом, на фоне оценки взрослых у ребенка формируется самооценка.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существует два вида самооценки:

- абсолютная, при которой он, не смотря ни на что, чувствует и знает, что его любят,

- конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной.

Но все же абсолютное отношение к себе доминирует (чей рисунок лучший – мой!) Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и, по сути, причина кризиса трех лет.

5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам завышенная самооценка сохраняется, но уже не в такой открытой форме и более обоснована. На протяжении дошкольного возраста этот позитив укрепится, наполнится новым содержанием, а самооценка, все более совершенствуясь и дифференцируясь, к 7 годам у большинства детей становится более адекватной. Смягчается негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло.

Высокая самооценка помогает дошкольникам осваивать новые виды деятельности без сомнений и страха перед неудачей. Самооценка способствует формированию «образа Я» и «Я-концепции».

2. Осознание своих переживаний. Не только в раннем детстве, но и в первой половине дошкольного возраста ребенок имеет разнообразные переживания, но не осознает их (мне радостно, мне грустно). После 4-5 лет он уже ориентируется на свои эмоциональные состояния и может выразить словами (я рад, я сердит).

3. Половая идентификация. Ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры -для мальчиков и для девочек.

4. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту».

Таким образом, дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поступка, самооценка, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот основные особенности личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно так же считать соподчинение мотивов и самосознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.012 с.)