Вопрос 3. Подростковый кризис



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Подростковый кризис



В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисовбольшей продолжительностью.

Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные.

Факторы, влияющие на подростковый кризис:

Внешние факторы Внутренние факторы
Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).  

 

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Характерной чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка ряд стремлений:

- стремление к самоутверждению;

- стремление самовыражению (проявление себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными);

- стремление самовоспитанию.

Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связа­ны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Боль­шое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими воз­можность их реализации.

Переходный критический период завершается возникновением осо­бого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества.

Бескризисное развитие подростка

Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности.

Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

 

Вопрос 4. Личность подростка и социальная ситуация развития

В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. В новой социальной ситуации развития «ребенок - сверстник» центр жизни переносится из учебной деятельности, в общение.

Уже младшие подростки тянутся к сверстникам. Вхождение в группу сверстников А. Е. Личко назвал «реакцией группировки со сверстниками». У подростков на первом плане общение со сверст­никами, которое становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что деятельность общения чрез­вычайно важна для формирования личности в полном смысле это­го слова, поэтому интимно-личностное общение становится ведущей деятельностью. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесен­ное внутрь.

Характеристика социальной ситуации развития:

- изменение содержания учебной деятельности и отношение к ней;

- критическое отношение к учителям;

- автономия от взрослых;

- общение со сверстниками, интимно-личностное общение;

- ориентация на коллектив.

Подростковый возраст считается самым трудным, поскольку трудно как самому подростку, так и взрослым в общении с ним. Он «трудный» с точки зрения организации учебно-воспитательной работы.

В этот период происходит усвоение социальных ценностей, формирование активной жизненной позиции, «рождение гражданина». Психология подростка - это психология полуребенка, полувзрослого человека.

В этот период появляется интерес подростка к другому полу и одновременно усиливается внимание к своей внешности. Но подростки не готовы решать возникающие из-за этого проблемы.

У младших подростков этот интерес проявляется своеобразно и проявляется в виде «задирания» друг друга. Внешне это проявляется в дразнилках, обзывалках, подножках и т. д. Общение между мальчи­ками и девочками носит обособленный характер. В 8-9 классах появляются дружески-любовные отношения, отличающиеся большой эмо­циональностью. Это проявляется в сочинении стихов и дневниковых записях.

Личность подростка

Движущая сила психического развития подростка - разрешение внутренних противоречий. Противоречия возникают в связи с активным взаимодействием его с социальной средой.

Основные особенности личности подростка считаются:

- направленность на внутренний мир

- противопоставление себя взрослым, потребность в самостоятельности, личностной автономии

- бунтарство и конфликты со взрослыми

- интерес подростка к противоположному полу

- некритическим усвоением групповых моральных норм

- потребность в одобрении и признании

- развитие самосознания

- немотивированных поступков

- неустойчивость самооценки, ее взаимосвязь с уровнем притязаний, формированием идеала

- основная форма самопознания - сравнение себя с другими

- болезненное восприятие критики

- усиление внимание к своей внешности.

Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания.

Так Л. С. Выготский отмечал два новообразования возраста — это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие реф­лексии у подростка не ограничивается только внутренними измене­ниями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое пони­мание других людей. Развитие самосознания зависит от культурного содержания среды.

Таким образом, механизмом развития самосознания является рефлексия. Благодаря рефлексии подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Психологи считают самосознание подростка новообразованием его личности. В этом возрасте впервые возникает ориентировка на самооценку. Относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязания порождает новую потребность - быть на уровне собственных требований.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к большей опоре на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Если окружающие переоценивают или недооценивают подростка, то формируется неадекватная самооценка.

Но самооценка младших подростков противоречива (чаще заниженная), недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка. Если самооценка заниженная, то подросток стремится к решению легких задач. Если самооценка завышенная, то подросток выбирает задачи, с которыми не в состоянии справиться. И в том, и в другом случае это приводит к конфликтам с окружающими и негармоничному развитию личности.

Самооценка впервые становится фактором, влияющим на развитие личности. На основе самооценки подростки создают программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в выборе идеалов. Именно содержание идеалов служит программой самовоспитания подростков. Выбор идеала зависит от характера самооценки.

Особенно существенно проявление саморегуляции в такой важной деятельности подростка, как самовоспитание.Самовоспитание как новообразование впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частно­сти развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосозна­ния. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности, подросток пытается изменять себя, самосовершенствоваться.

При этом самооценка подростка и представление о себе направля­ют регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку само­оценка не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как лихачество, удаль и т.д. поэтому самовоспитание подростка не должно осуществляться стихийно, как только лишь его исключительно личная деятельность.

У старшего подростка самооценка приобретает все более устойчивый характер.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.01 с.)