Вопрос 5. Учебная деятельность младшего школьника



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Учебная деятельность младшего школьника



Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.

В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.

Основные достоинства учебной деятельности как ведущей:

1) направленность на усвоение знаний;

2) основное внимание уделяется развитию теоретического мышления;

3) формирующийся самоконтроль направлен также на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний;

4) самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.

Определяя структуру учебной деятельности, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты:

• мотивация;

• учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний;

• учебные действия;

• контроль, переходящий в самоконтроль;

• оценка, переходящая в самооценку.

У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной дея­тельности нет. Она формируется в течение нескольких лет.

Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисования и т. д.). Другие лежат как бы за пределами учебного процесса.

В учебной деятельности можно выделить много различных мотивов:

Учебно-познавательные мотивы: желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии.

Широкие социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив. Их наличие обеспечивает успешность начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем.

Узко-личностные мотивы: стремление к собственному благополучию, мотивация достижения (заслужить похвалу, получить хорошую отметку), Отрицательная мотивация (избегание неприятностей, избегания неудач) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.

К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса. Поэтому к 3 классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зави­сят от настроя коллектива класса: если классный коллектив безразли­чен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой обстановке. Задача учителя - учитывать этот настрой и его влияние на учащихся.

Большое место в мотивации младшего школьника занимают узко - личные мотивы.Среди таких мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Для детей получаемые отметки важны не только как способ оценивание их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, у плохо успевающих – заниженная.

Коррекция самооценки - важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание - наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не всей личности, а отдельных ее сторон или отдельных действий.

Учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств - товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств - любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

Учебная мотивация первоклассниковбедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 3 классу они в определенной мере появляются. Самый ценный элемент мотивации - учебные интересы, однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за 3 года обучения в школе.

Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средне-низком уровне.

В 3 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее легким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегченной учебной работе. В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Желание получить высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 3 классе уже не проявляется ярко - сказывается опыт длительных неудач.

Кроме учебных, появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности ( в занятиях спортом, музыкой и т. п). На фоне удовлетворенной в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются нрав­ственные мотивы поведения.Одним из нравственных мотивов по­ведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывает М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей.

• Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о ко­торых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.

• Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.

К третьему классу возрастает физическая выносливость, повышается работоспособность, но относительно (20 - 30 минут).

Для того чтобы у школьников формировалась учебная деятельность, они должны постоянно решать учебные задачи.Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.

Учебная задача решается учениками путем выполнения следующих учебных действий:

• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

• моделирование выделенного отношения в предметной, графи­ческой или буквенной форме;

• преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

• построение системы частных задач, решаемых общим способом;

• контроль выполнения предыдущих действий;

• оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребенка формируется самостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться.

Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.012 с.)