Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Особенности предметной деятельности ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление ходьбы делает доступным окружающий ребенка мир вещей и предметов, которые его притягивают (все, что он видит, ему необходимо потрогать руками). Исходя из этого. Ведущая деятельность данного возраста – предметно-манипулятивная. Для ребенка еще нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей: мяч он катает, автомобиль толкает, кукла или ходит или кладется в кровать. Важным является то, появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя и назначение. Предметная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Она способствует развитию познавательных процессов (переход от ручных операций к орудийным приводит к зарождению и развитию наглядно-действенного мышления). Социальная ситуация развития остается «взрослый - ребенок» и представляет собой совместную деятельность ребенка и взрослого. С 2 лет ребенку необходимы не только предметные действия, но и игра, и рисование. У него появляются игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее - с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование,игра-конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.д. В возрасте около 1,3-1,7 лет у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с 1,5 лет, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами. К 3 годам появляется режиссерская игра. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Но такие игры эпизодические и непродолжительные. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое, поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Обстоятельства появления сюжетно-ролевая игра (дополни самостоятельно): Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми-детьми и взрослыми - в игре. Немов Р.С. стр. 76. Трехлетний ребёнок учится употреблять многие предметы быта, у него начинают развиваться навыки самообслуживания. Таким образом, ребенок к концу раннего детства способен к самообслуживанию, умеет вступать в контакт с другими людьми с помощью речи, выполняет элементарные правила поведения и т. д.
Тема 5. Дошкольный возраст от 3 лет до 7 лет План: 1.Кризис 3-х лет. 2.Общение со взрослыми и сверстниками. 3. Развитие личности дошкольника. 4. Игра как ведущая деятельность дошкольника. 5. Развитие психических функций. Вопрос 1. Кризис 3-х лет. Взрослые в конце периода раннего возраста начинают испытывать определенные трудности в общении с детьми, так как дети не только протестуют против излишней опеки, но часто специально проделывают «запрещенные вещи», стремясь «быть большим» немедленно. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что наступает так называемый кризис 3 лет. Это период упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, независимости. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года. По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого. Кризис 3 лет - есть ломка взаимоотношений, до сих пор существовавших между ребенком и взрослыми. Это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Д. Б. Эльконин выделяет четыре основных «симптома возраста»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и три второстепенных признака: протест-бунт, обесценивание взрослых, детский деспотизм. Таким образом, кризис 3 лет отличает целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов». 1. симптом - негативизм. Это не простонежелание выполнять какие-либо указания взрослого, не просто непослушание, астремление делать все наоборот, только потому, что это предложил взрослый. При чем такое стремление проявляется как будто дажепротив воли самого ребенка и часто в ущерб его собственных интересов. В него как бы «вселяется» постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах и впоступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то толькопотому, что его об этом попросили. Пример: его зовут спать – он не идет, зовут домой – продолжает играть во дворе и т.п. Причина такого поведения ребенка кроется в новых социальных отношениях ребенка и взрослого. Негативизм - это отношение не предметной ситуации, а к человеку. 2. симптом - упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что ОН так захотел. Мотив – ребенок связан своим негативным решением. Пример: малыш может долго и упорно отказываться кушать исключительно потому, что он не желает измени своего решения. 3. симптом строптивость. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делает. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка и против образа жизни. Он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Пример: нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу. 4. симптом - своеволие. Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. 5. симптом - протест - бунт. Чаще это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. 6. симптом - обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которые ранее никогда не употреблял. Пример: он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замачивается на них, как будто они живые, отказывается с ними играть. 7. симптом - детский деспотизм. Он стремление к деспотическому подавлению окружающих. Чаще встречается в семьях с единственным ребенком. Вся семья должна удовлетворять все желания маленького тирана. В противном случае ее ждут истерики и слезы. Если в семье несколько детей этот симптом проявляется в ревности, а иногда в агрессии к младшему ребенку, в требовании постоянного внимания к себе. (мама, выброси братика в окно и возьми меня) В центе трех лет стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Кризис трех лет – важный шаг в психологическом развитии ребенка, так как с ним связаны новообразования: отделение себя от окружающего мира, сравнение себя с другими. Таким образом, кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка: отношение к предметному миру, отношение к другим людям, отношение к себе. Кризис трех лет - это кризис выделения своего «Я».В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослых. Пример: Оля, девочка 2,5 лет одеваясь на прогулку, категорически отказалась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, которая, невзирая на протесты девочки, обула ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я не буду твоими ботиночками гулять, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими». Рекомендации по взаимодействию взрослых с ребенком переживающим кризис 3-х лет: 1) Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее позитивное отношение к ребенку и отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Слова «неумеха», «растяпа» больно ранят его, причиняют ему боль. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, гасят любознательность. В таких случаях следует ребенка подбодрить и помочь. 2) Когда ребенок слишком упрям, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, помогите ему справиться с самим собой. Если это возможно, давайте ему право самому выбрать. Пример: одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор: надевать комбинезон или нет, предлагала ему самому принять решение: «Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?» 3) Не следует сравнивать успехи ребенка с успехами других детей. 4) Кризисные явления могут пройти незаметно, если будут учитываться его потребности, правильно организуют общение с ним и индивидуальные занятия, будут уважать его личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.008 с.) |