Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Психолого-педагогическое обеспечение развития личности в подростковом возрасте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соц. сит. разв, новообразования возраста. П. возраст - один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, нить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое и значение личного настоящего, заглянуть в будущее, определить в социальном пространстве, осмыслить свои права и обязанности. Подросток соотносит присущие себе особенности со сверстниками и взрослыми; у него меняется социальный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны взрослых.Одна из особенностей данного периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние этих изменений на его психику и поведение.В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы. Группирование. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных группповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Основное новообразование возраста - чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые и сверстники относились к нему как ко взрослому, равному. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Особенности когнитивного развития. Наиболее существенные изменения, наблюдаются в интеллектуальной сфере. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а то, как он это делает. Развитие мышления. Происходит формирование навыков логического мышления. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т.е. может действовать в логике рассуждений, на основе общих предпосылок он уже может строить гипотезы, доказывать или опровергать их. Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможное и получает возможность вообразить все, что может случиться, тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. Развитие внимания. Подросток хорошо концентрирует внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может достигнуть высоких результатов, в трудовой деятельности, в общении. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью. Развитие памяти. Подросток способен управлять произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) медленно, постоянно возрастает примерно до 13 лет. С 13 до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В этом возрасте память перестраивается переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи. Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Следует отметить, что в старших классах школы развитие познава-тельных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Обычно о подростковом периоде говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с приходом взросления. Огромное значение приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многочисленным переживаниями. Общение со сверстниками - источник появления не только новых интересов, но и становления новых форм поведения, таких как дружба. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия, как сотрудничество и взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Развитие личности в подростковом возрасте. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания посредством рефлексии на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток на предшествующих этапах, тем богаче его рефлексия. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному иолу, которое у всех проявляется качественно по-разному. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своего будущего, от мечтаний по поводу этого будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующее мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Кризис подросткового возраста. Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися с взрослыми, и опережающим развитием интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желаниям и требованиям взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д.Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. От предыдущих кризисов отличается большей продолжительностью. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы - это постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами старается освободиться. Считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят из привычек, черт характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым, упрямство, несговорчивость и т.д.).Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению.В подростковом возрасте могут с чрезвычайной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, попадая под зависимость физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. На таком фоне любые внешние неприятности воспринимаются особенно остро. На фоне становления взрослости и переживаний ребенок отчаянно пытается «пройти через все». При этом по большей части они начинают свои пробы с наиболее запретных зон взрослой жизни - алкоголя и наркотиков. Подростки достаточно легко относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к запретным сторонам жизни, превращая их из источника любопытства в предмет своих потребностей. На этом фоне подросток часто превращает негативную форму своего поведения в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии. Задача близких взрослых и психологов заключается в необходимости включаться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.168 (0.011 с.) |