Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Психолого-педагогическое обеспечение развития личности в ранней юности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соц. сит. разв,, основные психологические новообразования. Юность - период жизни после отрочества до взрослости. Примерно от 15 до 25 лет. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение -социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое -составляет основную задачу данного возрастного периода. Социальная ситуация развития определяется тем, что личностно уже взрослые, но объективно еще не сформировавшиеся люди чувствуют себя полноправными членами общества. Юноша стремится установить взрослые отношения с окружающими и сверстниками, найти свое место в социуме. Ведущим новообразованием является социальное самоопределение или формирование жизненных планов, т.к. ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебно-профессиональная деятельность становится ведущей деятельностью, которая реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. На этапе профессионального определения происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью. Профессиональная направленность имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек социальная и художественная.Важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей - материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.Важнейшими психологическими предпосылками успешного проф. самоопределения являются сформированный проф. потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении сроков реализации этих планов. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Особенности когнитивного развития. они оказываются npактически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы приобретают такие качества, которые делают их более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие. Развитие мышления. В этом возрасте отмечается прогрессирующе развитие теоретического мышления. Юноши мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они с большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту детей более младшего возраста. В юношеском возрасте продолжается и развитие абстрактно-логического мышления, что предопределяет появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Все чаще молодые люди ведут разговоры об отвлеченных предметах. Для многих абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку здесь нет никаких ограничений, кроме логических.Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, а также адекватной оценки своих возможностей. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Развитие внимания. В этом возрасте отмечается определенная внутренняя противоречивость развития внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличивается, и при достижении юношеского возраста находятся на весьма высокой ступени развития. Вместе с тем внимание становится избирательным, существенно зависимым от направленности интересов. Развитие творческих способностей. творческий потенциал личности не сводится к качеству интеллекта, т.к. в отличие от простой целесообразной деятельности, творчество имеет целеполагающий характер. Причем интеллектуальное творчество, скорее всего, является частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность и способность к самоизменению. Это свойство проявляется в любой деятельности - в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т.д.Следует обратить внимание на то, что творческие достижения зачастую не связаны с учебной успеваемостью в школе. Данное явление обусловлено тем, что поскольку школьная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне школы. Возрастные параметры творчества и сопутствующие ему личностные качества сегодня пока еще недостаточно изучены. Развитие эмоциональной сферы. Юность - возраст специфической эмоциональной направленности, основ эмоциональной культуры. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника - все это обусловливает большую эмоциональную вocприимчивость молодых людей. Кроме того, в этом возрасте развиваются способности отдаваться переживаниям, рожденными новыми, прежде не испытанными впечатлениями. В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их.Для эмоциональной жизни юношества характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства (направленные на конкретное лицо или событие), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, трагического, чувство юмора). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности, т.е. закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний. Тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы личности. В период ранней юности у молодых людей формируются основы эмоциональной культуры. Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты: - Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, на мир моральных ценностей. - Развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание. - Способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы и искусства. - Умение делить свои переживания с близкими. - Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими. Развитие личности в юношеском возрасте. Ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности. В женском самоопределении согласно нормативному определению женственности семье придается большее значение, чем профессиональной деятельности (хотя, бывают и исключения). Отсюда - разное соотношение компонентов мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший профессионального самоопределения, не может чувствовать себя взрослым. Девушка, же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Различают общее и частное (например, учебное и профессиональное) самоуважение. Мотив самоуважения - это личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношению к себе. Юноша несет в себе чувство личности и стремиться предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях молодежных споров и ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка. Юность, обретая потенциал личности, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных, близких). Эта независимость приносит сильнейшие переживания. Захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений. В последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ нашего общества произошли весьма заметные изменения в самосознании старшеклассников. Современное юношество отличает большая открытость, но в то же время и заземленность взглядов и интересов. Современные старшеклассники в своей массе особо не утруждают себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом материальным благополучием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.008 с.) |