Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 28. Методы активного социально-психологического обучения; их классификация, возможности использования в профилактической и психокорреционной работе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Различают 2 гр. Методов СПО: *традиционные *активные. Они отличаются друг от др. по своей задачи. Традиционное обучение – направлено на передачу определенной нормы знаний, формирование навыков практической д-ти. К ним относят: лекции или рассказ, семинар или беседа, практические занятия. Они предполагают предоставление обучаемым приготовленным учителем образца. Задача обучаемого при обучении этими методами в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его. В решении этой задачи необх-ма активность обуч-х. Но эта актив-ть носит репродуктивный хар-р, это и определяет приоритетную роль памяти, и не достаточное внимание развития творчества. Активный метод обучения – это форма направлена на развитие у обуч-х с\стоят-го мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обуч-я – не просто знания, а умение мыслить и размышлять. Одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависим-ть эффективности процесса усвоения от собственной интел-ой активности обучаемого. Активность – собственная динамика живых существ, как источник преобразования или поддержания ими ж.значимых связей с окружающим миром. Активность л-ти – это способ-ть ч-ка производить общественно значимые преобразования в мире, на основе присвоения богатства материальной и духовной культуры. Дискуссия – это форма делового общения, признаки ее связаны с организованностью, коллективной д-тью по прояснению истинности каждого положения, вносимого на обсуждение. Основные черты Д.: 1.Субъекты – партнеры. 2. позиции сторон м.б. не только взаимоисключ-ми, но и в/модополн-ми др.др. 3. Цель – установление меры истинности и меры ложности каждого тезиса. 4.Д. организована и регламентирована. 5.м.б. определена как форма научной и познавательной д-ти. 6.Д. тяготит к компромиссу и подведению тезисов под общее основание. 7.Проходит в форме: конференций, симпозиумов, конгрессов. Виды Д.: * полемика (борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, хар-т принципиально не сводимые др. к др. позиции) *мозговой штурм (модель обсуждения, беспорядочное обсуждение, приоритет отдается не организации, а идеям. Признаки М.Ш. +предполагает ключевой вопрос в виде проблемной ситуации, +«Нет идеи – не выступай», + «Без критики, нет идеи», критикуются идеи, а не личности, +Если кто-то говорит, то его не перебивают, слушает тот, кто хочет, а записывает тот кому нужно.) Психотерапевтические эффекты Д.: +Позволяет преодолеть часть невротических синдромов участников и акцентуированные черты характера, раз-ть др. черты противоположные акцентуированным; +позволяет преодолеть тревогу, неуверенность в себе, трудности в высказывании своего мнения, трудности в самоописании, особенно чувств (алекситимия – является причиной мигрени, дистании, гипертонии). +Учит описывать свои чувства, т.к. рассказ – это метод психотерапии. +преодоление застенчивости. М.б. 2а варианта ведения дискуссии ведущим: 1)позитивный 2)конфликтный Драматический вариант проведения Д. основан на использовании ведущим закономерностей групповой динамики. 1)ориентировочный этап (нарастание тревоги) 2)конфронтация 3) отреагирование тревоги 4)первоначальное сплочение группы 5)спонтанно-развивающей зрелой группы. Вопрос 27. Психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, теоретические основы. Психологическое консультирование – это психологический процесс, который фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Данное определение психологическому консультированию дал Нельсон Джонс. Кровосанский определил психологическое консультирование как профессиональную помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации, где в качестве клиента могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенционального кризиса, межличностные конфликты или профессионального выбора. Психологическое консультирование имеет ряд основных характеристик: - психологическое консультирование является лидером психологической помощи; - помощь носит практический процессуальный характер; - помощь оказывается специалистом, который имеет квалификацию; - для реализации данной помощи необходимо наличие клиента; - присутствие в жизни клиента некоего дискомфорта, определяемого им как проблема; - желание клиента решить данную проблему; - целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения; - при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы4 - консультация проводится в конфиденциальной обстановке. Таким образом, психологическое консультирование – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беды, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Современная трактовка понятия психологического консультирования звучит следующим образом: психологическое консультирование – это доверительная беседа, изложение проблемы и поиск решения, профессиональная помощь, взаимодействие – профессиональное взаимодействие квалифицированного консультанта и клиента, направленное на помощь в решении трудностей и принятия решения относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от подхода к психологическому консультированию, в рамках которого предпочитает работать консультант. Алешина Юлия Евгеньевна основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: Абрамова Галина Сергеевна определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры. ü Индивидуальное консультирование в решении произвольных задач личности, включая задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование" ü Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений ü Групповое консультирование для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной (ре)адаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе использования культурно-независимого подхода ü Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (наркотическими и психологическими) и членов их семей ü Психологическое консультирование и сопровождение в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях ü Консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе ü Экспертное и аналитическое психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации). Цели консультирования. Несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Методологической основой психологического консультирования является психотерапия.В настоящее время в качестве общетеоретической и методологической основы психологического консультирования часто используются следующие основные психологические и психотерапевтические концепции: ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология. Основоположником был З.Фрейд. Главная задача – выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – исходная позиция состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать перемены в его поведении. Авторы Уотсон и Скиндер. Психолг вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ставит в центр своей методологии личность клиента, который является контролирующим центром в принятии психологом решений. Автор Роджерс и Франкл. Их основная позиция в том, что истинное предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу. Задача клиента и психолога – понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.Уместно использование открытых и закрытых вопросов.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.013 с.) |