Вопрос 28. Методы активного социально-психологического обучения; их классификация, возможности использования в профилактической и психокорреционной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Методы активного социально-психологического обучения; их классификация, возможности использования в профилактической и психокорреционной работе.



Различают 2 гр. Методов СПО: *традиционные *активные. Они отличаются друг от др. по своей задачи. Традиционное обучение – направлено на передачу определенной нормы знаний, формирование навыков практической д-ти. К ним относят: лекции или рассказ, семинар или беседа, практические занятия. Они предполагают предоставление обучаемым приготовленным учителем образца. Задача обучаемого при обучении этими методами в том, чтобы выучить заданное и воспроизвести его. В решении этой задачи необх-ма активность обуч-х. Но эта актив-ть носит репродуктивный хар-р, это и определяет приоритетную роль памяти, и не достаточное внимание развития творчества. Активный метод обучения – это форма направлена на развитие у обуч-х с\стоят-го мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обуч-я – не просто знания, а умение мыслить и размышлять.

Одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависим-ть эффективности процесса усвоения от собственной интел-ой активности обучаемого.

Активность – собственная динамика живых существ, как источник преобразования или поддержания ими ж.значимых связей с окружающим миром.

Активность л-ти – это способ-ть ч-ка производить общественно значимые преобразования в мире, на основе присвоения богатства материальной и духовной культуры.

Дискуссия – это форма делового общения, признаки ее связаны с организованностью, коллективной д-тью по прояснению истинности каждого положения, вносимого на обсуждение. Основные черты Д.: 1.Субъекты – партнеры. 2. позиции сторон м.б. не только взаимоисключ-ми, но и в/модополн-ми др.др. 3. Цель – установление меры истинности и меры ложности каждого тезиса. 4.Д. организована и регламентирована. 5.м.б. определена как форма научной и познавательной д-ти. 6.Д. тяготит к компромиссу и подведению тезисов под общее основание. 7.Проходит в форме: конференций, симпозиумов, конгрессов.

Виды Д.: * полемика (борьба мнений, доведенная до конфликта оснований, хар-т принципиально не сводимые др. к др. позиции) *мозговой штурм (модель обсуждения, беспорядочное обсуждение, приоритет отдается не организации, а идеям. Признаки М.Ш. +предполагает ключевой вопрос в виде проблемной ситуации, +«Нет идеи – не выступай», + «Без критики, нет идеи», критикуются идеи, а не личности, +Если кто-то говорит, то его не перебивают, слушает тот, кто хочет, а записывает тот кому нужно.)

Психотерапевтические эффекты Д.: +Позволяет преодолеть часть невротических синдромов участников и акцентуированные черты характера, раз-ть др. черты противоположные акцентуированным; +позволяет преодолеть тревогу, неуверенность в себе, трудности в высказывании своего мнения, трудности в самоописании, особенно чувств (алекситимия – является причиной мигрени, дистании, гипертонии). +Учит описывать свои чувства, т.к. рассказ – это метод психотерапии. +преодоление застенчивости.

М.б. 2а варианта ведения дискуссии ведущим: 1)позитивный 2)конфликтный

Драматический вариант проведения Д. основан на использовании ведущим закономерностей групповой динамики. 1)ориентировочный этап (нарастание тревоги) 2)конфронтация 3) отреагирование тревоги 4)первоначальное сплочение группы 5)спонтанно-развивающей зрелой группы.

Вопрос 27. Психологическое консультирование: сущность, цели, задачи, теоретические основы. Психологическое консультирование – это психологический процесс, который фокусирует внимание на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно. Данное определение психологическому консультированию дал Нельсон Джонс.

Кровосанский определил психологическое консультирование как профессиональную помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации, где в качестве клиента могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенционального кризиса, межличностные конфликты или профессионального выбора.

Психологическое консультирование имеет ряд основных характеристик:

- психологическое консультирование является лидером психологической помощи;

- помощь носит практический процессуальный характер;

- помощь оказывается специалистом, который имеет квалификацию;

- для реализации данной помощи необходимо наличие клиента;

- присутствие в жизни клиента некоего дискомфорта, определяемого им как проблема;

- желание клиента решить данную проблему;

- целенаправленные действия консультанта, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения;

- при оказании психологической помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы4

- консультация проводится в конфиденциальной обстановке.

Таким образом, психологическое консультирование – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беды, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

Современная трактовка понятия психологического консультирования звучит следующим образом: психологическое консультирование – это доверительная беседа, изложение проблемы и поиск решения, профессиональная помощь, взаимодействие – профессиональное взаимодействие квалифицированного консультанта и клиента, направленное на помощь в решении трудностей и принятия решения относительно карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от подхода к психологическому консультированию, в рамках которого предпочитает работать консультант.

Алешина Юлия Евгеньевна основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.
4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Абрамова Галина Сергеевна определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
На близких позициях находится Кочюнас. Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь – появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта.В настоящий момент психологическое консультирование как таковое реализуется в следующих видах деятельности:

ü Индивидуальное консультирование в решении произвольных задач личности, включая задачи психотерапии и личностного роста - область, наиболее часто идентифицируемая термином "психологическое консультирование"

ü Психологическое консультирование по вопросам брака, семьи и построения личных взаимоотношений

ü Групповое консультирование для решения проблем межличностных взаимоотношений и проблем социальной и культуральной (ре)адаптации, включая разнообразные тренинги на основе внутригруппового взаимодействия, нередко на основе использования культурно-независимого подхода

ü Психологическое консультирование и сопровождение лиц, страдающих зависимостями (наркотическими и психологическими) и членов их семей

ü Психологическое консультирование и сопровождение в посткризисных, посттравматических и реабилитационных ситуациях

ü Консультирование учеников и их родителей в периоды обучения в начальной, средней и высшей школе

ü Экспертное и аналитическое психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) в профессиональной и деловой сфере (включая бизнес-тренинги и решение задач повышения мотивации). Цели консультирования. Несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением. Таблица 1. Современные представления о целях консультирования

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям. Консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. Методологической основой психологического консультирования является психотерапия.В настоящее время в качестве общетеоретической и методологической основы психологического консультирования часто используются следующие основные психологические и психотерапевтические концепции:

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология. Основоположником был З.Фрейд. Главная задача – выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – исходная позиция состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать перемены в его поведении. Авторы Уотсон и Скиндер. Психолг вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ставит в центр своей методологии личность клиента, который является контролирующим центром в принятии психологом решений. Автор Роджерс и Франкл. Их основная позиция в том, что истинное предназначение человека – жить и действовать, определяя свою судьбу. Задача клиента и психолога – понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.Уместно использование открытых и закрытых вопросов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.07 с.)