Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 47. Особенности современной школы, как воспитательной организации.

Поиск

Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на повед-е ч-ка, с целью формирования опред-х установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и раз-я его л-ти. В., как пед. яв-е, осуществляемое шк. предполагает, что воздействие направлено на конкретную л-ть или на опред-ю группу. В., как пед. явл-е осуществляется и в семье, многие родители не всегда осознают каким образом они влияют на сознание и поведение своих детей. Это проявляется в различных стилях воспитания. В семье воспитание не осознаваемо взрослыми, именно как педагогическое явление, оно остается стихийным. В шк. оно осуществляется профессионально и организовано. В., как пед.явл-е представляет собой относительно самостоят-й процесс, являющийся частью ЦПП. В ЦПП взаимодействует 2а процесса: воспитание и обучение. Их в\д-е и в\дополнение обуславливает развитие ч-ка. Именно В. В >ей степени определяет яв-ся ли ч-к субъектом, или пассивным объектом воздействия ж.обстоятельств.

Педагогика в условиях современной шк. раскрывая сущность процесса воспитания, исходит из того, что сущность процесса В. отражает не прямое воздействие, а социальное в\д-е педагога и воспитанника, их развивающиеся отношения, этим подчеркивая двусторонность процесса В.,кот. предполагает как организацию и руководство со стороны педагога, так и собственную активность л-ти воспитанника.

Идея субъект-субъектных отношений яв-ся гуманистической основой шк. воспит-я, в кот. оно как пед. в\д-е предполагает не только и не столько передачу некоторых ЗУНов, как их совместный личностный рост. В основе такого лич-го в\д-я лежат 4 в\связанных принципа: (по Орлову) 1. Принцип диалогизации (=правные отношения) 2.Пр-п проблематизации (взрослый не воспитывает, а стимулирует стремления реб-ка) 3. Пр-п персонализации (включ-е во в\д-е элементов личного опыта) 4.Пр-п индивидуализации.

Вопрос 46. Понятие социального воспитания, характеристика его основных принципов.

Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений. Подлинное воспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта, интереса. Социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица. Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т.д. В современных условиях кризиса социализация ребенка принимает обостренный характер. Психологи зафиксировали постоянную тревожность школьника, которую вызывают учебная нагрузка (перегрузка), двойки, несправедливый учитель, неустроенность семьи, двор. Ребенку нужна поддержка в небольшом коллективе, поддержка противостоять злу, лжи, преступности, наркомании, жестокости родителей. Молодому человеку требуется в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.

Теорию этого процесса и представляет социальная педагоги­ка — «наука о воспитательном влиянии социальной среды» [В.Д.Семенов]. Гуманизм современного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфлик­тах, а на сопереживании, принятии друг друга. Задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время. В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др. Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека. Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека. Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей. Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др. Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин). К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы. Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.). Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.180 (0.01 с.)