Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 50. Детский воспитательный коллектив, его роль в социализации личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социализация – развитие личности происходящее как общий процесс её становления во взаимодействии с окружающим социумом и под его влиянием, а так же развитие человека в определённых социальных условиях. В науке под соц-ей понимают усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм того общества, в котором живёт и развивается человек, а так же самореализация и саморазвитие в нём. К особенностям социализации в современном детском коллективе можно отнести: – привлекательную новизну предлагаемых группой разнообразных социальных позиций (руководитель, организатор, исполнитель, аналитик, творец, инициатор и др.); – динамику социальных ролей, меняющихся очень быстро и зависящих от характера разрешаемых группой задач («активист», «пассивный», «неформальный лидер», «формальный лидер», «злодей», «хороший человек», «спорщик» и др.); – возможность самореализации в системе социальных отношений, многообразия социальных проб. (А.В. Малиновский). С 3-х лет детский коллектив становится важнейшим фактором социализации ребенка. Если ребенок, вследствие своего дефекта, не может, не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревоги, чувство неполноценности. Кроме того, в средней школьном возрасте, примерно с 8 до 11-12 лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими детьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана. Социализации ребенка - это включение его в общество в процессе взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями. К микрофакторам, непосредственно влияющим на школьников относят семью, группы сверстников, микросоциум, общественные организации. Среди перечисленных институтов особое место занимает школа, которая обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами. При этом школа, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества». В процессе социализации детей для гармоничного, целостного развития личности, считает А.В. Мудрик, школа должна системно решать три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое содержание и способы их решения. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально-культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Как справедливо далее отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная школа выполняет двойную роль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение: во-первых, реализует функции воспитания через обучение учащихся; во-вторых, оказывает воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне учебного процесса. Это разделение позволяет школьникам реализовать свою активность в процессах взаимодействия. Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связана помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенными являются традиционные: фронтальные и индивидуальные формы, которые часто приводят к появлению агрессивного (избегающего) поведения к учебе, что, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей. Поэтому многие современные педагоги-новаторы берут на вооружение групповые формы работы, которые являются оптимальными для реализации активности школьников. Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает также возможности для реализации их активности в сферах общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Известно, что социализация личности учащихся происходит под влиянием тех коллективов, в которых он взаимодействует: в семье, в школьном классе, трудовом объединении, спортивной секции и др. В каждом из них они выполняют определенную роль, имеют возможность раскрыть индивидуальные особенности, утвердить себя как личность. Выполняя свои роли в этих объединениях, школьники, приобретая определенный социальный опыт, воспринимают идейные установки, этические нормы, которые господствуют в обществе, включаются в систему коллективистских отношений. Вступая в многогранные отношения с членами указанных коллективов, школьник «проходит» все стадии социализации: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию, имеющих целью освоение социальных ролей и выработку привычек поведения посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм отношений, на основе которых формируются общественно значимые черты личности. Так, на стадии адаптации ученик приспосабливается к новым для него условиям, усваивает традиции коллектива, воспринимает поведенческие нормы и нравственные установки. Отличительная черта данного этапа социализации состоит в том, что приспособление к внешним условиям проходит достаточно легко как для детей с явно выраженными индивидуальными способностями и наклонностями, так и для учащихся, страдавших недостатками в развитии личности, выражавшимися в их скованности, отсутствии социальной активности. На стадии индивидуализации школьник старается выделить себя среди других, заявить о себе, своей уникальности, неповторимых качествах и способностях, проявляет критическое отношение к нормам поведения, традициям, установившимся в данном коллективе. Взаимодействие ученика с товарищами в коллективе класса предоставляет ему большие возможности для раскрытия уникальности. В процессе участия в различных видах деятельности в рамках воспитательного коллектива у учащихся ярко проявляется находчивость, сообразительность, творческое сотрудничество, развиваются творческая инициатива, организаторские способности. На стадии интеграции у школьников проявляется желание «вписаться» в данный коллектив, который принимает личность такой, какая она есть на самом деле, ценит ее, считает составной частью своего объединения. Каждый из коллективов, в которые входит школьник, имеет определенную социальную функцию, которая в известной степени дает возможности для самовыражения и самоутверждения личности. Влияние на учащегося любого коллектива, в рамках которого происходила его социализация, определялось прежде всего положением в нем ученика, а также личностными качествами, наиболее приемлемыми для системы ценностей данного коллектива. В каждом из многообразных коллективов, в который включается ученик, он выполняет определенную роль и в то же время чувствует себя членом единого общественного целого, реализует себя через систему деловых и эмоционально-психологических отношений, складывающихся в данном коллективе. Исследование Л.И.Новиковой позволило установить, что статус ученика в коллективе существенно зависит от официального и неофициального отношения к нему взрослых, а также от внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления. Наличие разнообразных деловых и эмоциональных отношений в классном коллективе, как справедливо указывала исследователь В.И.Максакова, давало возможность каждому члену коллектива выступать во многих позициях, занимать разное положение в классе (лидер, исполнитель, организатор, распорядитель, пассивный наблюдатель и т.д.), совершенствуя различные стороны личности. Постоянно закреплявшееся в классе положение ребенка во всех видах коллективных отношений вызывало одностороннее развитие индивидуальных возможностей. Как показывает опыт, особенно опасным являлось непризнание коллектива. У опытных педагогов в межличностных отношениях в классном коллективе непрерывно происходит перераспределение ролей. В первую очередь выявляется роль лидера. В коллективе класса может быть роль «козла отпущения», ему достается за все и за всех. Также существует роль изгоя, которого никто не считает за человека. Анализ источников, освещающих данную проблему позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в отечественной системе образования до сих пор преобладает традиционная модель школьного обучения, сковывающая разностороннее развитие личности ребенка, базирующаяся на субъект-объектном понимании взаимодействия педагога и ребенка. Исследователи, изучающие данную проблему, считают, что следует опираться не только на наработанный педагогический опыт, приобретенный в процессе деятельности как российских, так и зарубежных школ, разрабатывающих данный аспект в воспитании детей, но опыт, наработанный всем человечеством на протяжении всего процесса развития человечеств. Ведь грамотное воспитание детей зависти не только и не столько от школы, но, в большей степени, от родителей ребенка. Поэтому следует интегрировать семейное и школьное воспитание в процессе социализации личности ребенка. Кроме того, целесообразным представляется развитие внешкольных досуговый объединений, также способствующих ее социализации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.152 (0.007 с.) |