Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомия и возрастная физиология↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анатомия и возрастная физиология
44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование; профиль: Психология и социальная педагогика
очная / заочная формы обучения
Составитель: Косаренкова М.М., к.п.н., доцент
г. Череповец
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (каб. 715). Общие закономерности роста и развития организма 1. Содержание предмета анатомии и возрастной физиологии. 2. История анатомии и физиологии как науки о человеке (реферат). 3. Общие закономерности онтогенеза. 4. Возрастная периодизация развития и комплексная характеристика основных этапов развития ребенка. 5. Особенности развития современного поколения. Акселерация и ретардация развития. 6. Наследственность и среда. 7. Выберите из следующих высказываний определения роста, развития, дифференцировки и приведите конкретные примеры:
… - это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, межклеточных структур, а также увеличение числа клеток благодаря делению. … - это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают, в первую очередь, за счет увеличения разнообразия клеточных структур и приводят к качественным и количественным изменения функций организма. … - это появление специализированных структур нового качества из неспециализированных клеток предшественников. Практическое занятие 2 Анатомия и физиология нервной системы. Большие полушария головного мозга
Строение и функции отделов головного мозга
Практическое занятие 3 Железы внутренней секреции
Эндокринные железы и их гормоны
Практическое занятие 4 Психофизиология
Примерная тематика докладов и рефератов 1. История развития науки – возрастной физиологии. 2. История открытия биоэлектрических явлений. Механизм возникновения биотоков. 3. Концепции рефлекса в истории развития физиологии. 4. Тайны правого и левого полушарий мозга. Проблема «леворукости» детей. 5. Становление рефлексов и двигательных навыков в онтогенезе. 6. Индивидуальные особенности ВНД детей и подростков. 7. Нервные болезни. 8. Болезни и расстройства психики. Гигиена нервной системы у детей. 9. Глазные болезни и аномалии рефракции. Профилактика нарушений зрения у детей. 10. Нарушения слуха. Профилактика нарушений слуха у детей. 11. Нарушения полового созревания. Сексуальное поведение дошкольников. 12. Половое воспитание в семье. 13. Нарушения ОДА у детей. 14. Гигиена опорно-двигательного аппарата у детей. Физическое воспитание. 15. Группы крови. Наследование групп крови. 16. Болезни органов дыхания у детей. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. 17. Гигиенические требования к организации питания детей. Основы рационального питания. 18. Возрастные особенности строения и функций кожи. Терморегуляция. Гигиена кожи. 19. Детские болезни и их профилактика
Тестовые задания для проведения текущего контроля
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету 1. Предмет, значение, методы возрастной анатомии и физиологии. Организм как целое. 2. Общие закономерности роста и развития организма. Роль наследственности и среды в развитии. 3. Оценка уровня физического развития детей. Понятие «биологический возраст». 4. Современная возрастная периодизация и краткая характеристика возрастных изменений в каждом периоде. 5. Основные закономерности и критерии созревания мозга в онтогенезе ребенка. 6. Возрастные особенности структурно-функциональной организации внимания, памяти, мышления. 7. Физиологические основы речи. Становление коммуникативного поведения. Развитие речи у детей. 8. Индивидуально-типологические особенности ребенка. 9. Психофизиологическая характеристика младенческого возраста. 10. Психофизиологическая характеристика раннего возраста. 11. Психофизиология дошкольного возраста. 12. Психофизиология младшего школьного и подросткового возраста. 13. Работоспособность детей и подростков. Фазы утомления. Профилактика утомляемости. 14. Строение, свойства и функции сенсорных систем. Возрастные особенности восприятия. 15. Возрастные особенности зрительной системы у детей и подростков. 16. Возрастные особенности слуховой системы у детей и подростков. 17. Понятие о нейроэндокринной динамической системе регулирования физиологических процессов. Функции гипофиза в онтогенезе. 18. Эндокринная функция щитовидной железы, надпочечников в онтогенезе. 19. Эндокринная функция поджелудочной и половых желез в онтогенезе. 20. Значение и общий план строения опорно-двигательного аппарата. Общие закономерности развития костной системы у детей и подростков. 21. Части скелета и их развитие. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей подростков. Профилактика нарушений ОДА. 22. Развитие мышечной системы в онтогенезе. 23. Строение ротовой полости, желудка. Возрастные особенности пищеварения в этих отделах. 24. Возрастные особенности строения и функции кишечника, пищеварительных желез (печень, поджелудочная железа). 25. Обмен веществ и энергии. Основной и общий обмен. Возрастные особенности обмена энергии. 26. Обмен белков, жиров и углеводов в детском возрасте. 27. Особенности водно-солевого обмена в онтогенезе. Роль витаминов в процессе развития. Классификация витаминов. 28. Состав и функции крови. Возрастные особенности эритроцитов и тромбоцитов. 29. Возрастные особенности лейкоцитов. Механизм иммунных реакций и формирование их в онтогенезе. 30. Общая схема и функции кровообращения. Возрастные изменения структуры, размеров, веса и расположения сердца. 31. Возрастные особенности параметров работы сердца. Сердечный цикл. 32. Структура и функции органов дыхания и голосового аппарата. Возрастные особенности параметров дыхания. 33. Структура и функции кожи. Возрастные особенности терморегуляции. Гигиена кожи. 34. Строение и функции мочевыделительной системы. Строение и функции нефрона. Механизм мочеобразования. Возрастные особенности мочеобразования и мочевыделения. 35. Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья и уровня функционального развития ребенка. 36. Психофизиологическая готовность к обучению. Диагностика готовности ребенка к школе.
Модуль 5. Дополнительная литература 1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – СПб.: Сотис, 1998. 2. Анатомо – физиологические особенности детей и состояние их здоровья при обучение с 6 лет /Сост. О.В. Выголова. - Вологда, 1985. 3. Анатомия и физиология нервной системы: Словарь – справочник: Учеб. пособ. для студент /Автор-сост. С.С. Тверская. – М., 2003. 4. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учеб. пособ. для вузов /Науч. ред. Г.А. Кураев. - (Федеральная целевая программа» Гос. поддержки интеграции высш. образования и фундамент. науки на 1997-2000г.) 5. Белецкая В.Н., Шубина Н.В. Гигиена зрения. – М., 1969. 6. Болезни уха, горла и носа. Атлас: Учеб. пособ. для студ. мед. институтов / Под ред. В.Т. Пальчуна. – М., 1991. 7. Брин В.Б. Физиология в схемах и таблицах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 8. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М., 1992. 9. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учеб. пособие для пед. Институтов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. 10. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991. 11. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997. 12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000. 13. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов - М.: Высш. шк., 1985. 14. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний /Под ред. Ю.Д. Жилова. – М.: Высш. шк., 2001. 15. Касьянов В.М., Громова З.П., Чабовская А.П. Лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. – М., 1975. 16. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2002. 17. Краснов А.Ф. Травматология. Справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. 18. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: Учеб пособ. для пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1980 (1975) 19. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998. 20. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 21. Основы психофизиологии /Под ред. Ю.И.Александрова. - М.: Инфра-м, 1997. 22. Останкина Е.Н., Воробьев В.Ф. Планы практических занятий по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»: Учебно-методическое пособие. – Череповец: ЧГУ, 2001. 23. Попова Н.В., Якименко О.О. Анатомия центральной нервной системы. - М., 2004. 24. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998. 25. Прокоп О., Гепер В. Группы крови человека. – М., 1991. 26. Психофизиология: Учебник для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб., 2001. 27. Резанова Е.А. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. - М.: Медицина, 1988. 28. Рожков Г.И., Токарева В.С. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. – М.: ВЛАДОС, 2001. 29. Русин В.Я., Хрусталева Т.Н. Ситуационные задачи и упражнения по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособ. – Ярославль, 1989. 30. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.,стереотип. – М.: Академия, 2002. (2000) 31. Сапин М. Р., Сивоглазов В. Н. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. 32. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000. 33. Семенов Э.В. Физиология и анатомия. - М., 1997. 34. Судаков К.В. Нормальная физиология. – М., 1999. 35. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М: Просвещение, 1990 36. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. - СПб: Питер, 2003. 37. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Высш. шк., 1990. 38. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учеб. пособ. для вузов /Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 1. Обучающиеся и сотрудники имеют доступ к: ЭБС «Библиотех» http: // www.bibliotech.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http: // www.biblioclub.ru 2. Сайты: Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru Российское образование http: // www.portal.edu.ru Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) ОС семейства Microsoft Windows Libre Office 7Zip Adobe Reader 9.3 FAR file manager Opera Анатомия и возрастная физиология
44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование; профиль: Психология и социальная педагогика
очная / заочная формы обучения
Составитель: Косаренкова М.М., к.п.н., доцент
г. Череповец
Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (каб. 715).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.242 (0.011 с.) |