Анатомия и возрастная физиология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомия и возрастная физиология



Анатомия и возрастная физиология

 

44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование

 

44.03.02 Психолого-педагогическое образование; профиль: Психология и социальная педагогика

 

 

очная / заочная формы обучения

 

 

Составитель:

Косаренкова М.М.,

к.п.н., доцент

 

г. Череповец

 

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (каб. 715).

Общие закономерности роста и развития организма

1. Содержание предмета анатомии и возрастной физиологии.

2. История анатомии и физиологии как науки о человеке (реферат).

3. Общие закономерности онтогенеза.

4. Возрастная периодизация развития и комплексная характеристика основных этапов развития ребенка.

5. Особенности развития современного поколения. Акселерация и ретардация развития.

6. Наследственность и среда.

7. Выберите из следующих высказываний определения роста, развития, дифференцировки и приведите конкретные примеры:

 

… - это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных клеток, межклеточных структур, а также увеличение числа клеток благодаря делению.

… - это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают, в первую очередь, за счет увеличения разнообразия клеточных структур и приводят к качественным и количественным изменения функций организма.

… - это появление специализированных структур нового качества из неспециализированных клеток предшественников.

Практическое занятие 2

Анатомия и физиология нервной системы. Большие полушария головного мозга

  1. Биоэлектрические явления в живых организмах. Понятия «возбудимость», «возбуждение».
  2. Общий план строения нервной системы. Функциональное значение нервной системы. Ней рон как структурная и функциональная единица нервной системы.
  3. Понятие о нервном волокне и синапсе. Закономерности проведения возбуждения по нервному волокну и синапсу.
  4. Строение и функции спинного мозга.
  5. Головной мозг. Строение и функции отделов головного мозга в онтогенезе. Заполните таблицу:

 

Строение и функции отделов головного мозга

Структура головного мозга Особенности строения и расположения Функциональное значение Возрастные особенности
Продолговатый мозг Мозжечок Мост Средний мозг Промежуточный мозг      

 

  1. Строение и функции периферической нервной системы.
  2. Вегетативная нервная система, ее роль и функции. Особенности функционирования симпатической и парасимпатической нервных систем у детей и подростков.
  3. Строение конечного мозга (больших полушарий).
  4. Локализация функций в коре больших полушарий.
  5. Тайны правого и левого полушарий мозга.
  6. Проблема «леворукости» детей (реферат).

 

Практическое занятие 3

Железы внутренней секреции

  1. Понятие о железах внутренней секреции.
  2. Гормоны, их воздействие на организм.
  3. Возрастные особенности строения и функций желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, вилочковой железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез.
  4. Роль нервной и эндокринной систем в единстве организма.
  5. Заболевания эндокринных желез (реферат).
  6. Половое развитие, созревание и воспитание (реферат).
  7. Заполните таблицу:

Эндокринные железы и их гормоны

Железы Особенности строения и месторасположения Выделяемые гормоны Функции Возрастные особенности
         

Практическое занятие 4

Психофизиология

  1. Современные представления о компонентах и структуре поведения.
  2. Сенсорные, моторные и вегетативные компоненты поведения детей.
  3. Наследственная и средовая детерминация поведения.
  4. Возрастные особенности взаимодействия наследственных и средовых факторов.
  5. Мотивации и эмоции, их роль в формировании поведения ребенка.
  6. Биологические мотивации. Биологическая роль и социальное значение эмоций.
  7. Нейрофизиологические механизмы эмоций.
  8. Эмоциональный стресс, устойчивость к нему детей разного возраста.
  9. Изменение эмоциональности детей с возрастом. Эмоциональная зрелость.
  10. Память и научение у детей.
  11. Генетическая и индивидуальная память, запечатление, сохранение и воспроизведение информации.
  12. Биологическое значение, физиологические механизмы и развитие ориентировочных реакций у детей разного возраста.

 

Примерная тематика докладов и рефератов

1. История развития науки – возрастной физиологии.

2. История открытия биоэлектрических явлений. Механизм возникновения биотоков.

3. Концепции рефлекса в истории развития физиологии.

4. Тайны правого и левого полушарий мозга. Проблема «леворукости» детей.

5. Становление рефлексов и двигательных навыков в онтогенезе.

6. Индивидуальные особенности ВНД детей и подростков.

7. Нервные болезни.

8. Болезни и расстройства психики. Гигиена нервной системы у детей.

9. Глазные болезни и аномалии рефракции. Профилактика нарушений зрения у детей.

10. Нарушения слуха. Профилактика нарушений слуха у детей.

11. Нарушения полового созревания. Сексуальное поведение дошкольников.

12. Половое воспитание в семье.

13. Нарушения ОДА у детей.

14. Гигиена опорно-двигательного аппарата у детей. Физическое воспитание.

15. Группы крови. Наследование групп крови.

16. Болезни органов дыхания у детей. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата.

17. Гигиенические требования к организации питания детей. Основы рационального питания.

18. Возрастные особенности строения и функций кожи. Терморегуляция. Гигиена кожи.

19. Детские болезни и их профилактика

 

Тестовые задания для проведения текущего контроля

 

1. К общим свойствам живого организма относят: 1) Только раздражимость; 2) Раздражимость, способность к саморегуляции и адаптации; 3) Только способность к адаптации; 4) Только способность к саморегуляции.
  В основе физиологического обоснования режима дня лежит понятие: 1) Динамического стереотипа; 2) Безусловного рефлекса; 3) Доминанты; 4) Условного рефлекса.
  Целесообразным с точки зрения экономии энергозатрат, является _____________ характер созревания функциональных систем организма. 1) Одновременный (синхронный); 2) Соответствующий паспортному возрасту; 3) Последовательный (гетерохронный); 4) Индивидуальный.
  К функциональным показателям физического развития ребенка относят: 1) Окружность грудной клетки; 2) Экскурсию грудной клетки; 3) Длину и массу тела; 4) Окружность головы.
  Структура головного мозга, выполняющая нейроэндокринные функции, называется: 1) Гипоталамус; 2) Большие полушария; 3) Мозжечок; 4) Мост.
  В позвоночнике человека различают___________лордозы: 1) Шейный и поясничный; 2) Грудной и поясничный; 3) Шейный и крестцовый; 4) Грудной и крестцовый.
  В постнатальном онтогенезе у детей диапазон воспринимаемых звуковых частот… 1) Характеризуется более высокой верхней границей; 2) Меньше, чем у взрослого; 3) Такой же, как у взрослого; 4) Характеризуется более низкой нижней границей.
  К факторам развития близорукости у детей не относят… 1) Температурный режим учебных помещений; 2) Снижение тонуса глазных мышц; 3) Недостаточная освещенность рабочего места; 4) Продолжительность и интенсивность учебной нагрузки.
  Жестко генетически связан(ы) с переживаемым чувством ____________ компонент(ы) эмоций. 1) Речевой; 2) Двигательный; 3) И двигательный, и вегетативный; 4) Вегетативный.
  Критическим периодом формирования непроизвольного внимания, когда ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера, является возраст… 1) 2-3 месяца; 2) 2-3 года; 3) 13 лет; 4) 6-7 лет.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

 

Вопросы к зачету

1. Предмет, значение, методы возрастной анатомии и физиологии. Организм как целое.

2. Общие закономерности роста и развития организма. Роль наследственности и среды

в развитии.

3. Оценка уровня физического развития детей. Понятие «биологический возраст».

4. Современная возрастная периодизация и краткая характеристика возрастных

изменений в каждом периоде.

5. Основные закономерности и критерии созревания мозга в онтогенезе ребенка.

6. Возрастные особенности структурно-функциональной организации внимания,

памяти, мышления.

7. Физиологические основы речи. Становление коммуникативного поведения. Развитие

речи у детей.

8. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

9. Психофизиологическая характеристика младенческого возраста.

10. Психофизиологическая характеристика раннего возраста.

11. Психофизиология дошкольного возраста.

12. Психофизиология младшего школьного и подросткового возраста.

13. Работоспособность детей и подростков. Фазы утомления. Профилактика

утомляемости.

14. Строение, свойства и функции сенсорных систем. Возрастные особенности

восприятия.

15. Возрастные особенности зрительной системы у детей и подростков.

16. Возрастные особенности слуховой системы у детей и подростков.

17. Понятие о нейроэндокринной динамической системе регулирования

физиологических процессов. Функции гипофиза в онтогенезе.

18. Эндокринная функция щитовидной железы, надпочечников в онтогенезе.

19. Эндокринная функция поджелудочной и половых желез в онтогенезе.

20. Значение и общий план строения опорно-двигательного аппарата. Общие

закономерности развития костной системы у детей и подростков.

21. Части скелета и их развитие. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей

подростков. Профилактика нарушений ОДА.

22. Развитие мышечной системы в онтогенезе.

23. Строение ротовой полости, желудка. Возрастные особенности пищеварения в этих

отделах.

24. Возрастные особенности строения и функции кишечника, пищеварительных желез

(печень, поджелудочная железа).

25. Обмен веществ и энергии. Основной и общий обмен. Возрастные особенности обмена

энергии.

26. Обмен белков, жиров и углеводов в детском возрасте.

27. Особенности водно-солевого обмена в онтогенезе. Роль витаминов в процессе

развития. Классификация витаминов.

28. Состав и функции крови. Возрастные особенности эритроцитов и тромбоцитов.

29. Возрастные особенности лейкоцитов. Механизм иммунных реакций и формирование

их в онтогенезе.

30. Общая схема и функции кровообращения. Возрастные изменения структуры,

размеров, веса и расположения сердца.

31. Возрастные особенности параметров работы сердца. Сердечный цикл.

32. Структура и функции органов дыхания и голосового аппарата. Возрастные

особенности параметров дыхания.

33. Структура и функции кожи. Возрастные особенности терморегуляции. Гигиена кожи.

34. Строение и функции мочевыделительной системы. Строение и функции нефрона.

Механизм мочеобразования. Возрастные особенности мочеобразования и мочевыделения.

35. Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья и уровня функционального развития

ребенка.

36. Психофизиологическая готовность к обучению. Диагностика готовности ребенка к

школе.

 

Модуль 5. Дополнительная литература

1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. – СПб.: Сотис, 1998.

2. Анатомо – физиологические особенности детей и состояние их здоровья при обучение с 6 лет /Сост. О.В. Выголова. - Вологда, 1985.

3. Анатомия и физиология нервной системы: Словарь – справочник: Учеб. пособ. для студент /Автор-сост. С.С. Тверская. – М., 2003.

4. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учеб. пособ. для вузов /Науч. ред. Г.А. Кураев. - (Федеральная целевая программа» Гос. поддержки интеграции высш. образования и фундамент. науки на 1997-2000г.)

5. Белецкая В.Н., Шубина Н.В. Гигиена зрения. – М., 1969.

6. Болезни уха, горла и носа. Атлас: Учеб. пособ. для студ. мед. институтов / Под ред. В.Т. Пальчуна. – М., 1991.

7. Брин В.Б. Физиология в схемах и таблицах. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

8. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М., 1992.

9. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учеб. пособие для пед. Институтов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990.

10. Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. - М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991.

11. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Учебная литература, 1997.

12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000.

13. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов - М.: Высш. шк., 1985.

14. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний /Под ред. Ю.Д. Жилова. – М.: Высш. шк., 2001.

15. Касьянов В.М., Громова З.П., Чабовская А.П. Лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. – М., 1975.

16. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2002.

17. Краснов А.Ф. Травматология. Справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

18. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: Учеб пособ. для пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1980 (1975)

19. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. – М., Изд-во УРАО, 1998.

20. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

21. Основы психофизиологии /Под ред. Ю.И.Александрова. - М.: Инфра-м, 1997.

22. Останкина Е.Н., Воробьев В.Ф. Планы практических занятий по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»: Учебно-методическое пособие. – Череповец: ЧГУ, 2001.

23. Попова Н.В., Якименко О.О. Анатомия центральной нервной системы. - М., 2004.

24. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. – М., 1998.

25. Прокоп О., Гепер В. Группы крови человека. – М., 1991.

26. Психофизиология: Учебник для вузов /Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб., 2001.

27. Резанова Е.А. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. - М.: Медицина, 1988.

28. Рожков Г.И., Токарева В.С. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. – М.: ВЛАДОС, 2001.

29. Русин В.Я., Хрусталева Т.Н. Ситуационные задачи и упражнения по возрастной физиологии и школьной гигиене: Учеб. пособ. – Ярославль, 1989.

30. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для вузов.-2-е изд.,стереотип. – М.: Академия, 2002. (2000)

31. Сапин М. Р., Сивоглазов В. Н. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002.

32. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

33. Семенов Э.В. Физиология и анатомия. - М., 1997.

34. Судаков К.В. Нормальная физиология. – М., 1999.

35. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М: Просвещение, 1990

36. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. - СПб: Питер, 2003.

37. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Высш. шк., 1990.

38. Хрестоматия по возрастной физиологии: Учеб. пособ. для вузов /Сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2002

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

  1. Планы практических занятий по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» / Составители Е.Н. Останкина, В.Ф. Воробьев. - Череповец: ЧГУ, 2001.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. Обучающиеся и сотрудники имеют доступ к:

ЭБС «Библиотех» http: // www.bibliotech.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http: // www.biblioclub.ru

2. Сайты:

Российский общеобразовательный портал http: // school.parking.ru

Российское образование http: // www.portal.edu.ru

Электронная библиотека статей по образованию http: // www.cl.ru/education/lib

Российская государственная библиотека htpp: www.rsl.ru

Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского htpp: www.gnpbu.ru

Педагогическая библиотека htpp: www.pedlib.ru

Педагогический энциклопедический словарь htpp: www.dictionary.fio.ru

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

ОС семейства Microsoft Windows

Libre Office

7Zip

Adobe Reader 9.3

FAR file manager

Opera

Анатомия и возрастная физиология

 

44.03.01 Педагогическое образование; профиль: Начальное образование

 

44.03.02 Психолого-педагогическое образование; профиль: Психология и социальная педагогика

 

 

очная / заочная формы обучения

 

 

Составитель:

Косаренкова М.М.,

к.п.н., доцент

 

г. Череповец

 

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (каб. 715).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.84.253 (0.091 с.)