Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Выписки из рабочей программы
№ и наименование раздела (модуля) дисциплины
| Краткое содержание
| 1. Введение в возрастную анатомию и физиологию. Основные закономерности развития организма.
| Возрастная анатомия и физиология – как самостоятельная ветвь анатомии и физиологии, - науках о строении и функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.
Предмет, цель и задачи возрастной анатомии и физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной анатомии и физиологии для психологии и педагогики. Исторический очерк развития связей анатомии и физиологии с проблемами обучения и воспитания подростков. Методы исследований, применяемые в возрастной анатомии и физиологии.
Онтогенез. Понятие о росте и развитии организма. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития. Физическое и психическое развитие. Роль наследственности и среды в развитии физических и психических признаков человека. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Индивидуальный темп развития.
| 2. Регуляторные системы организма.
| Организм человека как единое целое. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Саморегуляция и регуляция функции в организме.
Общий план строения нервной системы. Формирование различных отделов нервной системы в онтогенезе. Нейрон - структурная и функциональная единица центральной нервной системы (ЦНС). Классификация нейронов. Структурно-функциональная характеристика синапсов. Возбуждающие и тормозные синапсы. Изменение с возрастом морфофункциональной организации нейрона и синапса.
Строение и функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Развитие головного мозга в постнатальном периоде онтогенеза. Физиология продолговатого мозга. Средний мозг. Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы. Рефлексы выпрямления и установки тела в пространстве. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентных путей. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и основные функции мозжечка. Структура и функции лимбической системы.
Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Локализация функции в коре. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе. Билатеральная симметрия и функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Принцип иерархии в деятельности отделов ЦНС.
Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах и железах внутренней секреции. Общие закономерности их деятельности. Возрастные особенности деятельности эндокринной системы. Нервная регуляция как высший этап развития регуляторных приспособлений организма. Взаимосвязь и гармоничное единство гуморальной и нервной регуляции как необходимое условие нормального развития подростков.
| 3. Моторные функции.
| Строение, функции, развитие и значение опорно-двигательного аппарата человека. Строение и развитие скелета. Созревание мышечной системы. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды. Роль движений в физическом и психическом развитии подростков. Развитие двигательных навыков и совершенствование координации движений в онтогенезе. Утомление и физиологические механизмы его возникновения. Активный отдых. Понятие о физическом развитии. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
| 4. Сенсорные функции.
| Учение И.П.Павлова об анализаторах. Структурно-функциональная характеристика анализатора. Анализатор и сенсорная система. Органы чувств. Классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира. Морфофункциональные особенности и развитие зрительного и слухового анализаторов. Профилактика нарушений зрения у подростков. Функциональное значение и возрастные особенности вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализаторов.
| 5. Висцеральные функции.
| Система крови и сердечно-сосудистая система. Значение крови и кровообращения в организме. Морфофизиологические особенности крови и кровообращения у подростков. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний и их профилактика.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у подростков. Регуляция дыхания в детском возрасте. Половые отличия дыхания. Роль физической нагрузки и тренировки в становлении правильного дыхания. Гигиена дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений.
Общий план строения и функции пищеварительной системы человека. Физиология, значение и возрастные особенности пищеварения. Особенности нейро-гуморальной регуляции секреции пищеварительных желез в онтогенезе.
Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена. Изменение с возрастом потребности организма в белках. Значение воды, минеральных солей и витаминов в процессе роста и развития человека. Нормы и режим питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Строение и функции органов выделительной системы в организме человека и их возрастные особенности. Значение выделения. Правила личной гигиены. Репродуктивная система организма.
| 6. Психофизиология.
| Современные представления о компонентах и структуре поведения. Сенсорные, моторные и вегетативные компоненты поведения детей. Наследственная и средовая детерминация поведения. Возрастные особенности взаимодействия наследственных и средовых факторов.
Мотивации и эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Биологические мотивации. Биологическая роль и социальное значение эмоций. Вегетативные и двигательные компоненты. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Классификация эмоций. Проявления эмоций у детей. Эмоции и обучение. Эмоциональный стресс, устойчивость к нему детей разного возраста. Изменение эмоциональности детей с возрастом. Эмоциональная зрелость. Взаимосвязь мотиваций и эмоций.
Память и научение у детей. Генетическая и индивидуальная память, запечатление, сохранение и воспроизведение информации. Информационная емкость мозга ребенка. Виды памяти.
Ориентировочная реакция. Биологическое значение, физиологические механизмы и развитие ориентировочных реакций у детей разного возраста.
| Модуль 2. Основная учебная литература
1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2009.
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2007.
Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине
В процессе подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется: изучать теоретический материал по теме, используя лекции, учебники и дополнительную литературу (список литературы см. ниже); выполнять предложенные преподавателем практические задания в тетрадях для практических работ, как дома, так и на занятии; дополнительно готовить доклады и рефераты по темам, предложенным преподавателем или выбранным самостоятельно; показывать свои знания в устной и письменной форме по вопросам, предложенным в теме занятия; выступать с тезисами докладов и рефератов. Примерные темы рефератов прилагаются к планам практических занятий.
Рекомендации к выполнению рефератов:
· Выбрать тему реферата.
· Подобрать соответствующую литературу.
· Составить план работы.
· Выступить с докладом на практическом занятии.
Требования к оформлению рефератов:
· Объем реферата 5 - 10 страниц рукописного текста.
· Оформление титульного листа. Вверху - ЧГУ, кафедра начального образования. Посредине - название темы реферата. Справа внизу - ФИО студента, специальность, группа.
· На 2 странице - план работы с нумерацией страниц.
· В конце работы - список используемой литературы (не менее 3 источников) и приложения (таблицы, рисунки и др.).
Практическое занятие 1
|