Формирование и развитие Я-концепции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие Я-концепции



 

Одной из ведущих тем социально-психологических исследований является формирование и развитие Я-концепция личности. На сегодняшний день неоднократно выделяется важность целостности личности как непременного условия эффективной жизни человека».

Существует много научных подходов по проблеме Я-концепции и механизмов ее формирования. Представление о формировании Я-концепции личности, в частности начального периода жизни, находится под влиянием теории Фрейда [27]. В теории указывается на символические отношения между матерью и маленьким ребенком, в которых они объединяются в единое целое и отсутствие чувства разделенности. З. Фрейд считал, что в начале своего развития ребенок не осознает себя отдельным от матери существом, и только постепенно с ростом и развитием ребенок понимает, что он отличается от матери..

Однако больше повлияли на представление о структуре Я-концепции работы американского психолога Уильяма Джеймса, в которых проводится различие между двумя аспектами себя – субъективным Я и объективным Я [9].

Представление о себе не возникает сразу, а складывается постепенно в течение жизни индивида под влиянием многочисленных социальных влияний. Существуют различные взгляды относительно изначального момента или критерия появления самосознания в онтогенезе. Начало становления самосознания И.М. Сеченов [23] связывает с тем моментом, когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, начинает отличать самоощущение (которые поступают от собственного тела) от ощущений (которые возникают вследствие воздействия на него окружения). Б. Ананьев [2] считал моментом возникновения самосознания тот период, когда индивид выделяет себя как субъекта своих действий. С.Л. Рубинштейн [21] полагал, что это момент, когда ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий. Тогда у него формируются первые представления о своем «Я».

Итак, формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов. В первые месяцы задача ребенка заключается в координации различных источников информации о своих собственных действиях и влияние на них. В первый год жизни младенец осознает себя как субъекта, способного организовать события вокруг себя. Альберт Бандура [6] подчеркивает, что основы чувства самоэффективности образуются на первом году жизни, когда младенец понимает, что может контролировать события в окружающем мире. Пиаже также считал, что решающим в развитии субъективного Я является понимания постоянства объектов, понимание того, что родители продолжают существовать даже тогда, когда они находятся вне поля зрения.

Вторым важным шагом для ребенка становится понимание того, что он тоже объект в окружающем мире и поэтому имеет определенные качества и свойства. Как только у ребенка появляется самосознание, меняется спектр проявлений его поведения, ребенок начинает настаивать на самостоятельном выполнении действий. Другим следствием проявления у ребенка самосознания становится выражение таких эмоций, как смущение, гордость или стыд. Появление таких эмоций происходит в результате осознания отдельных стандартов поведения и сравнение себя с этими стандартами.

В период начальной школы Я-концепция из перечня конкретных определений постепенно перерастает в более сравнительное и обобщенное самоопределение. Ребенок школьного возраста начинает рассматривать собственные качества и качества других людей как относительно стабильные. В этом возрасте формируется глобальное чувство самоценности. Развитие Я-концепции включает в себя не только фиксацию картины себя («я - ребенок»), но еще оценочный аспект этой картины (я - послушный ребенок). Развитие Я находится во взаимосвязи и взаимозависимости с самооценкой [32].

Из дифференцированных оценок своих собственных качеств, из различных проявлений в различных сферах в период начальной и средней школы, постепенно формируется глобальная оценка себя - самооценка, которая не является суммой всех отдельных оценок. Сначала каждый ребенок в той или иной степени испытывает чувство противоречия между тем, кем, по его мнению, он является и тем, кем он хотел стать - между идеальным Я и восприятием своего реального Я. Самооценка выступает результатом анализа сравнения желаемых или значимых качеств с наличными. Стандарты оценки не одинаковы для всех и зависят от того, что является ценностью.

Обращают на себя внимание рассуждения Карла Рождерса об особенностях процесса формирования ценностей ребенка. Исследователь указывал, что сущностным элементом структуры Я, определяющим начало его формирования, являются установки значимых людей. Так, «родительские установки не просто усваиваются путем интроекции, перенесения внутрь, а переживаются не как установки другого человека, а так как если бы они основывались на достоверности собственных внешних и внутренних ощущений. Структура Я вырастает из двух источников - непосредственного опыта индивида и искаженной символизации сенсорных реакций, что ведет к интроекции ценностей и понятий якобы основанных на собственном опыте [20].

Самооценка является продуктом соотношение себя со своими ценностями. Если Я-концепция согласуется с ценностями, то самооценка будет высокая. Многие исследователи обращают внимание на то, что - люди, которые причиняют беспокойство обществу, как правило – с низкой самооценкой.

Следует отметить, что усвоение ценностей и принятие Я-образа с оценочным к нему отношением возможно только через воссоздание этой ценности или системы ценностей и развертывания собственной деятельности в соответствии с этим «Я» [24].

Вопросы формирования, становления, изменения Я-концепции затрагивают и аспект еекачественного наполнения. Как отмечает И.С. Кон, разнообразные Я у разных людей или на разных этапах у одного человека могут различаться по содержанию и направленности (негативное, положительное, амбивалентное) [12; 14]. На сегодняшний день нет единого подхода среди авторов в ходе решения вопроса и раскрытия понятия «негативной/позитивной Я-концепции». Так, Я-концепция может быть отрицательной через рассмотрение отдельных компонентов (когда ее некоторые компоненты играют негативную роль) или всей глобальной концепции (отсутствие возможностей развития, влияние на организацию поведения). Разница обусловлена представлениями о ее структуре и еще тем, что берется за основу и выступает критерием подходов (компоненты, уровни, степень связи и развития содержательных компонентов и т.д.).

К. Роджерс является одним из тех немногих исследователей, кто рассматривает Я-концепцию личности в целом, в зависимости от того, какое положительное внимание чувствовал человек в течение жизни. Согласно К. Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "приспособленная личность" [20].

К первому типу относится человек, получивший безусловное положительное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, творческое мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Исследователь подчеркивает соответствие Я-концепции личности ее опыту как главного условия для становления «полноценно функционирующей личности». Условия ценностного отношения к ребенку, когда ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку других людей, наносит ущерб его становлению как полноценно функционирующего человека. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Состояние несоответствия "Я" и пережитого опыта, появление ложного Я, нереального образ Я, который проецируется наружу является серьезным препятствием в развитии психологической зрелости. Гармоничной концепция является тогда, когда человек принимает себя таким, какой он есть на самом деле, и при появлении и выражении своих сложных внутренних процессов он доверяет им и высоко их ценит, достаточно доверяет своему собственному восприятию жизни.

Стоит отметить, что рассмотренные подходы фокусируются на предметном и качественном наполнении образа Я личности. Взгляд на Я-концепцию не только с точки зрения ее наполнения, но и на то, каким образом человек воспринимает себя, встраивает себя в свою картину мира, связывает ее со смыслом своего существования, остается почти не представленным в психологии. В самом понятии «концепция» указывается на функциональное ее назначение - «определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел, определяющий стратегию действий». Я-концепция является не просто совокупностью Я-Образов и отношения к ним, но и таким восприятием себя, которое является основой определенной самостоятельной сущности жизнедеятельности человека. Наряду с этим она определяет отношение человека к окружающему миру в целом, что проявляется в действиях и поведении личности [1; 31].

С учетом вышесказанного, представление негативности/позивностиЯ-концепции возможно не через обращение к отдельным ее составляющим, а к определению всей целостной структуры, что имеет отражение в качестве жизни и жизненных целях. В соответствии с этим, положительная Я-концепция поддерживает стремление к улучшению качества жизни, реализации собственных целей, четком представлении жизненных перспектив. Данная концепция будет положительной, когда она приводит к личностному росту, эффективным взаимоотношениям. Личность успешно и конструктивно реализует собственные потребности в социуме, находит «свое место» тогда, когда, как утверждал К. Рождерс, человек «чувствует растущую гордость за себя как чувствительного, открытого, реалистичного, внутренне управляющего собой представителя человеческого рода, который мужественно и творчески приспосабливается к сложностям изменяющейся ситуации».

Выводы по 1 главе

 

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Я-концепция играет важную роль в формировании целостной личности, детерминирует активность субъекта, его отношения с окружающими. Я-концепция не просто предоставляет индивиду знание себя, а помогает выработать эффективные поведенческие стратегии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.006 с.)