Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки



Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.
Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.
Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.
Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

 


Приложение 2 Методика исследования самооценки Г.Айзенка

Предлагаем Вам описание различных психических со­стояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния Подходит Подходит, но не очень Не подходит
     
1. Не чувствую в себе уве­ренности.      
2. Часто из-за пустяков краснею.      
3. Мой сон беспокоен.      
4. Легко впадаю в уныние.      
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще не­приятностях.      
6. Меня пугают трудности.      
7. Люблю копаться в сво­их недостатках.      
8. Меня легко убедить.      
9. Я мнительный.      
10. С трудом переношу вре­мя ожидания.      
11. Нередко мне кажутся безвыходными поло­жения, из которых можно найти выход.      
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.      
13. При больших неприят­ностях я склонен без достаточных основа­ний винить себя.      
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.      
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бес­плодной.      
16. Я нередко чувствую себя беззащитным.      
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.      
18. Чувствую растерян­ность перед трудностя­ми.      
19. В трудные минуты жиз­ни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.      
20. Считаю недостатки сво­его характера неиспра­вимыми.      
21. Оставляю за собой пос­леднее слово.      
22. Нередко в разговоре пе­ребиваю собеседника.      
23. Меня легко рассердить.      
24. Люблю делать замеча­ния другим.      
25. Хочу быть авторитетом для окружающих.      
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.      
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.      
28. Предпочитаю лучше руководить, чем под­чинять.      
29. У меня резкая, грубо­ватая жестикуляция.      
30. Я мстителен.      
31. Мне трудно менять при­вычки.      
32. Нелегко переключаю внимание.      
33. Очень настороженно отношусь ко всему но­вому.      
34. Меня трудно переубе­дить.      
35. Нередко у меня не вы­ходят из головы мыс­ли, от которых следо­вало бы освободиться.      
36. Нелегко сближаюсь с людьми.      
37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.      
38. Нередко я проявляю упрямство.      
39. Неохотно иду на риск.      
40. Резко переживаю от­клонения от принято­го мною режима.      

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I. 1 — 10 вопросы тревожность
II. 11 — 20 вопросы фрустрация
III. 21 — 30 вопросы агрессивность
IV. 31 — 40 вопросы ригидность

I. Тревожность

0 — 7 баллов не тревожные
8 — 14 баллов тревожность средняя, допус­тимого уровня
15 — 20 баллов очень тревожные

II. Фрустрация

0 — 7 баллов вы имеете высокую самооцен­ку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей
8 — 14 баллов средний уровень, фрустрация имеет место
15 — 20 баллов у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III. Агрессивность

0 - 7 баллов вы спокойны, выдержаны
8-14 баллов средний уровень
15 — 20 баллов вы агрессивны, невыдержан­ны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0 — 7 баллов ригидности нет, легкая переключаемость
8 — 14 баллов средний уровень
15 — 20 баллов сильно выраженная ригид­ность, вам противопоказаны смена места работы, измене­ния в семье

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.008 с.)