Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Духовный интеллект и развитие креативности и продуктивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в зарубежной психологии выдвинута идея духовного интеллекта и его связь с развитием продуктивности и креативности [18]. По мнению Форда, в конкретных областях интеллект проявляется как широта и глубина познаний, успешность выполнения деятельности, автоматизм или легкость функционирования, умелое выполнение при наличии препятствий и в затруднительных условиях, гибкая продуктивность, скорость обучения и изменение поведения. Таким образом, интеллектуальное поведение связывается с действиями человека умелого, мотивированного, биологические и поведенческие возможности которого позволяют адекватно взаимодействовать с окружением, используя ресурсы последнего для достижения цели (Ford 1994). Эммонс выделяет пять взаимосвязанных характеристик (компонентов) духовного интеллекта. В таком качестве выступают следующие способности: 1) способность к трансценденции; 2) способность входить в возвышенные духовные состояния сознания; 3) способность сакрализовать повседневный опыт; 4) способность использовать духовные ресурсы для решения жизненных задач; 5) способность осуществлять добродетельное поведение, быть добродетельным. 1.Способность к трансценденции выделяется всеми авторами, рассматривающими духовный интеллект, и может считаться основополагающей. Способность трансцендироватъ физическое и материальное означает выход за обычные границы физического, осознание Высшего трансцендентного измерения, позволяет индивиду ощутить свою слитность с жизнью и связь с человечеством, неподвластную даже смерти. 2.Способность испытывать возвышенные состояния сознания предполагает возвышение над природным миром вплоть до связи с Божественным или же выход личности за рамки физического состояния для того, чтобы достичь более высокого осознания себя. 3.Способность сакрализовать повседневный опыт означает, что человек основывает свою жизнь на стремлении к высшим смыслам и ценностям бытия, рассматривая свои повседневные обязанности, отношения и цели как священные. 4.Способность использовать духовные ресурсы для решения жизненных проблем создает условия для эффективного совладения с трудными жизненными ситуациями, противостояния стрессу. 5.Способность быть добродетельным связана с добродетельным поведением, в основе которого лежит самоконтроль. Она включает способность прощать, быть благодарным, проявлять смирение, сострадание. Обсуждая проблему духовного интеллекта, К. Нобл (Noblе, 2000) выражает согласие с позицией Эммонса и его перечнем духовных способностей. К этому перечню она добавляет еще две способности: 1)осознание, что физическая реальность включена в более широкую, многомерную реальность, с которой люди взаимодействуют сознательно или бессознательно; 2)осознанное стремление к психологическому здоровью, предполагающее не только личное благополучие, но и общественную пользу. Нобл определяет духовный интеллект как врожденную способность, которая может влиять на личностный рост. Эта способность связана с качеством осознанности, что ведет к развитию самосознания, эмпатии и психологическому здоровью. Cогласно результатам ее исследования, духовный опыт может способствовать психологическому росту. Основу этого составляет: 1) более глубокое понимание необходимости противостоять неблагоприятной обстановке, бороться с трудностями и способность переносить бедствия, неприятности, несчастья (болезни, разочарования, травмы, потери); 2) сознательный отказ от саморазрушительных установок и поведения; 3) способность осознать наличие внутренних ресурсов и использовать их; 4) возросшая тонкость, острота восприятия чувств (в особенности сострадание, эмпатия в отношении себя и других); 5) обязательство полнее участвовать в жизни. Итак, Нобл выделяет некоторые аспекты духовных способноcтей, связанные с самосознанием, саморегуляцией, самоконтролем и самосовершенствованием, которые можно объединить в понятии «способность использовать свой внутренний опыт для саморазвития», т. е. речь идет о способности к саморазвитию. Нобл отмечает следующие ментальные аспекты духовного интеллекта: • качество осознанности, благодаря которому происходит понимание значения духовного опыта и постижение путей и каналов (физических, психологических, интеллектуальных, межличностных), по которым поступает информация духовного опыта к человеку и социуму; • важность критичности интеллекта в духовных процессах; • отсутствие жесткого предписания слепо и формально соблюдать совокупность ритуалов определенных верований; духовный интеллект, наоборот, связан с типом мышления, толерантным к неопределенности, парадоксу и «страху чего-то не знать»; • открытость ума по отношению к необычному и разнообразному опыту; • понимание, что целое всегда больше, чем сумма его частей, независимо от того, насколько ценной может быть отдельная часть. Зохар и Маршал перечисляют следующие признаки духовного интеллекта: способность быть гибким (активно и спонтанно адаптивным); высокий уровень самосознания; способность встречаться лицом к лицу со страданием и использовать такой опыт в дальнейшем; способность встречаться с болью и превознемогать, трансцендировать ее; высокое качество жизни, обусловленное проницательностью, дальновидностью и ценностями; нежелание причинять ненужный вред; возможность видеть связь между различными вещами (склонность к холизму); ярко выраженное стремление задавать вопрос «почему?» или «что, если?» и искать на них фундаментальные ответы; возможность противостоять условностям (обычаям, традициям, правилам поведения); возможность брать на себя ответственность за ознакомление людей с более высокими мировоззренческими концепциями и ценностями и способами их применения на практике. Кроме того, эти авторы выделяют и другие показатели высокого духовного интеллекта, которые можно обозначить как: способность быть честным с самим собой; высочайший уровень личностной целостности; осознание глубинного центра (ядра) собственного «Я», который трансцендирует все жизненные фрагменты; способность помнить о свойствах собственного «Я», включая самые болезненные и сложные черты своей личности; способность не привязываться к тому, что мы знаем, а постоянно исследовать то, что нам неизвестно и таким образом учиться; способность строить свою жизнь, отдавая предпочтение вопросам, а не ответам; способность быть открытым новому опыту (восстановление способности, которой человек обладал в детстве,- речь идет о свежем взгляде на жизнь, т. е. способности видеть и воспринимать жизнь и других людей глазами ребенка). Итак, проведенный сравнительный анализ зарубежных концепций духовного интеллекта позволяет выделить в них ряд общих ключевых идей и характеристик духовного интеллекта. В первую очередь, это касается представления о духовном интеллекте как о совокупности разнообразных духовных способностей. Кроме того, авторами отмечаются: • интегративные свойства и функции духовного интеллекта на разных уровнях, а также универсальный и врожденный характер духовных способностей; • связь духовного интеллекта и определенных духовных способностей с религиозностью и поиском Абсолюта, а также выделение духовных способностей, не связанных с религиозностью, например, эстетических (причем оба типа - религиозный и нерелигиозный - соотносятся с трансценденцией); • способность к глубокому пониманию экзистенциальных вопросов; • особое значение категории «внутренний (духовный) опыт» в связи с измененными состояниями сознания, трансценденцией, самосознанием, саморегуляцией и саморазвитием; • связь духовного интеллекта и духовного опыта с личностным ростом, саморазвитием, психологическим благополучием и здоровьем; • мощное влияние духовного интеллекта на повседневную жизнь и социальное поведение; • связь духовного интеллекта со зрелостью личности (проявление ответственности, мудрости, дальновидности, ярко выраженная способность к саморазвитию); • теснейшая связь духовного интеллекта с добродетельными характеристиками личности, которая строит свое поведение исходя из высоких моральных принципов, высших духовных ценностей и смыслов жизни; • связь духовного интеллекта с различными состояниями сознания (глубочайший уровень осознанности и самосознания, а также способность испытывать измененные состояния сознания разного уровня и характера, способность к трансценденции); • связь духовного интеллекта с рефлексивностью и креативностью (широта, глубина и открытость ума, творческое отношение к действительности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.009 с.) |