Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Основные этапы становления творческого мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По результатам упомянутых исследований этапы становления творческого мышления могут быть представлены следующим образом [15,25]: Творчество, по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. К. Роджерс, Г.Олпорт выделяют мысль о том, что реализация личностью своего смысла связана с развитием творчества и достижением психической зрелости. А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на дне ее фазы: первичную и вторичную: 1.Для первой фазы характерны импровизация и воодушевление. Основной мотив возбуждения выражается в форме интереса. Этот интерес должен быть достаточно сильным, чтобы преодолеть усталость и «отрицательные» эмоции, которые могут возникнуть на 2 фазе. 2. Фаза разработки или развития исходного вдохновения и идей, возникших на первой фазе. Тяжелая работа по созданию конечного продукта творчества ведёт к подавленности и периодам разочарования. Мотивационная сила устойчивого интереса, высоты замысла и вдохновения имеет решающее значение для преодоления препятствий к творчеству как средству совершенствования себя и выполняемой деятельности. На две основные фазы можно как бы расчленить и решение творческой задачи: фазу интуитивного поиска и получения интуитивного эффекта, интуитивного решения; фазу его вербализации, формализации (связанную с «логическим» решением). Существует психологический критерий творческой деятельности: ход удовлетворения потребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то знание, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода. Интуитивный момент и формализация его эффекта выступают как творческое мышление, являясь центральным эвеном психологического механизма творческой деятельности. С. Финке совместно с другими исследователями предложил модель ГЕНОПЛО, согласно которой творческая мысль проходит в своем развитии через 2 фазы: генеративную и исследовательскую. В первой фазе человек создаст мысленные представления в виде структур, предшествующих новому изобретению и обладающих свойствами, способствующими творческим открытиям. В исследовательской фазе эти свойства используются с целью разработки творческих идей. Среди мыслительных процессов, задействованных на этих фазах креативного процесса, называются; припоминание, ассоциация, синтез, трансформация, замещение по аналогии и категориальная редукция (мысленное приведение объекта или его элементов к более простым категорийным образованиям). Характеристика каждого этапа позволяет выявить определенные критерии деятельности, составить структуру этой деятельности, охарактеризовать её особенности. Основываясь на концепциях одаренности Я.Л.Пономарева и А.К.Марковой, а также учитывая современные достижения гештальт-терапии, можно выделить следующие этапы творчества: 1. Этап логического анализа. Это период сознательной деятельности, при которой используются все знания, необходимые для актуализации в данный момент. Данному этапу присуще: а) потребность в новой идее; б) выделение проблемы; в) доминирование сознательных процессов, хотя творчество на эмоииях и основывается; г) наличие предварительных знаний; д) рождение замысла (осознание его социальной ценности); е) сознательная работа нал проблемой; и) переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждению, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений. На этом этапе необходимо отойти от своих эмоций и логически рассмотреть решаемую проблему. Признать истинное положение вещей, т.е. принятие ситуации такой, какая она есть. Взять на себя ответственность за решение проблемы. Объективно посмотреть на партнера: не осуществлять переноса, проекций и отделять проблему от личности. Первая задача — осознание, постановка, формулирование проблемы — основан на знании информации в области творчества. Объем эвристической деятельности может колебаться в диапазоне от 0% до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то требуется разобраться в сё формулировке, постановке и осознать её как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительна. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает. 2. Этап интуитивного решения. Это неосознанный способ решения проблемы, внезапное озарение. Инсайт наступает после активной работы нашего бессознательного Избирательное, подсознательное ассоциирование понятий. Бессознательная работа нал проблемой. Свободные умозрительные рассуждения. Этот этап связан с нахождением принципа решения проблемы, а также с раскрытием «дверей для психической энергии», поэтому преподавателю необходимо показать обучаемым, как можно определять свою энергию, фокусировать её и принимать за неё ответственность. 3. Этап вербализации интуитивного решения. Осознание пути и способа решения проблемы. На эту задачу направляется вся деятельность личности. Необходимые такие умения, как а) позитивное и конструктивное переосмысление проблемы; б) формулирование проблемного вопроса: «Что и как я могу сделать после того, как увидел в проблеме что-то новое и конструктивное?»; в) развитие замысла (конкретизация замысла); г) созревание, вдохновение, озарение (кристаллизация решения, формулировка способа решения). Третий этап характеризуется максимальным присутствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции. После постановки проблемы занятие новой, возможно, произвольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой. Поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других возможных. Многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно. 4. Этап формализации вербализованного решения. Основная цель: развитие идеи, сё формулировка, обработка и представление в виде какого-либо образа. На этом этапе происходит практическая проверка гипотезы, реализация замысла, объективация творческого произведения (выполнение картины, скульптуры и т.д.). Объем эвристической деятельности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Реализация творческого замысла. Анализ и критическая оценка полученного результата творчества. Овладение всей базой знаний, представленных в данном учебном пособии, способствует развитию творческого мышления. Большое значение имеют упражнения, тесты, рекомендации и тренинги, описанные в разделах 5,6,7. и 8. Так в [15] описан разнообразный психолого-педагогический тренинг формирования творческого профессионального мышления, основная концепция которого заключается в следующем: Проблема формирования творческого профессионального мышления базируется на следующих основных положениях: 1.На своей ранней стадии профессионализма специалиста формируется теоретический (содержательно-постигающий) тип мышления. 2.Становление профессиональною мышления теоретического типа происходит в условиях активного действия, что в свою очередь создаст предпосылки для формирования практического мышления профессионала. 3. В ходе профессионального обучения необходимо ориентироваться на освоение следующих познавательных средств и способов, в качестве которых выступают, прежде всего, содержательный анализ (выявление всеобщих условий возникновения ситуации), содержательная рефлексия (прослеживание соответствия собственных действий выделенным всеобщим условиям), планирование (прогнозирование и выполнение собственных действий «в уме»). Такие средства позволяют извлекать существенную информацию и совершать необходимые содержательные обобщения. 4. Содержание обучения творческому профессиональному мышлению должно воспроизводить специфические особенности творческой практической деятельности и соответствовать логике ее генезиса. 5. Содержание профессиональной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы оно требовало от обучаемых поиска и нахождения исходного генетического основания («клеточки») предмета профессиональной деятельности. 6. В ходе творчества меняется и личность профессионала. В рождающейся творческой личности первоначальные изменения происходят именно в интеллектуальной сфере. Решение проблем - это искусство, а в искусстве нельзя импровизировать просто так, сначала надо приобрести необходимые знания и овладеть техникой. Чем выше уровень личностного развития профессионала, тем эффективнее он организует производственный процесс, смелее использует нетрадиционные методики, лучше понимает своих подчиненных, коллег, руководителей. Он в большей степени демонстрирует готовность к переменам, к отказу от стереотипов в профессиональной деятельности. Такой руководитель не давит на подчиненных. 7. Развитие конструктивной критики и осмысления того, что уже найдено я науке и известно на практике. В чистом поле ничего создать невозможно. Повышение психологической грамотности в условиях творчества необходимо для самораскрытия творческих способностей. Именно психологизация педагогического процесса в условиях тренинга приводит к развитию творческих способностей обучаемых. Предметную основу творческого профессионального мышления составляет гибкая структура знаний, которая и детерминирует соответствующие ей мыслительные операции. Основная идея разработанного ситуационного подхода к формированию творческого профессиональною мышления характеризуется соотнесенностью вектора мыслительной деятельности специалиста с уровнем операционности знаний (глубина, действенность, адекватность, гибкость, полнота, структурированность) о конкретной ситуации. Творческое профессиональное решение имеет не общий и универсальный характер, а проявляется в открытости и гибкости осмысления происходящего в данный момент и в данном месте. «Здесь и теперь» - основной момент конструктивного и продуктивного (характеризующегося новизной процесса или результата) разрешения затруднений, проблем, возникающих в практической деятельности. Обучение адекватному видению проблем рассматривается как основа развития творческой активности профессионала. Одним из путей формирования умений видеть проблему и правильно ее решить является психолого-педагогический тренинг творческого мышления профессионала, в основе которого лежит системный подход к формированию творчества. Данный подход в рамках педагогической психологии даёт возможность обеспечивать психофизиологическое, психологическое, духовное и социально-психологическое развитие креативности в единстве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Концепция тренинга позволяет рассматривать учебно-воспитательный процесс в единстве и сочетании личностного, духовного, поведенческого, эмоционального, информационного компонентов. Личностный компонент заключается в осознании себя как личности, индивидуальности, в постижении ценности своего «Я» и других людей, в развитии мотивации к самосовершенствованию. Духовный компонент определяет осмысление и принятие общечеловеческих ценностей, таких как истина, любовь, красота, понимание смысла своей жизни, поиска путей самореализации. Поведенческий компонент способствует усвоению нравственно-этических норм существования человека, общества. Эмоциональный компонент обеспечивает легкое вхождение участников в процесс тренинга, качественно улучшить освоение знаний, побуждает к самовоспитанию. Информационный компонент представлен совокупностью знаний о законах и специфике функционирования семьи. Цели психолого-педагогического тренинга творческого мышления профессионала: 1. Расширение мыслительного диапазона у обучаемых. 2. Развитие способности одним «мысленным взором» охватить самые разные проявления одного и того же предмета, порой не похожих друг на друга. 3. Дисциплинирование мышления, способствующее выделению в событии самого главного, расширению и углублению взгляда на познаваемое явление. 4. Психолого-педагогические тренинг творческого мышления развивает способность у обучаемых «смотреть в корень», схватывать только суть явления, отвлекаясь от частных признаков. Эта способность исключительно важна для постижении нового, поскольку понимание — это продвижение мысли сквозь несущественные признаки к существенным. Основные принципы тренинга творческого мышления профессионала формируются следующим образом[15]: а)Принцип обучения творческому решению проблемной ситуации с помощью упражнения навыков определения структуры решаемой ситуации. Это выражается в том, что обучаемых просят выделять конкретные этапы возникновения проблемной ситуации; первый этап - формулирование проблемы; второй этап- соотнесение с прошлым опытом; преломление через прошлый опыт возможных решений проблемы. В случае необходимости расширение зоны поиска необходимого решения. (Например, даются 3 слова: птицы, спорт, природа. Нужно объединить эти слова одним общим понятием. Ответ — «Охотничий магазин». Следствие: чем шире система поиска, тем более эффективен способ решения проблемной ситуации). б) Принцип чередования логической и эвристической деятельности необходим для того, чтобы у обучаемых не складывался стереотип выполнения однообразной работы по конкретным правилам. Следует развивать у обучаемых способность творчески подходить к решению проблем, но при этом следовать логике, выдвигать реалистичные решения. в) Принцип активизации компонентов творческого мышления. Для этого необходимо развивать у человека способность не обращать внимание на внешние помехи, а, следовательно формировать умение сосредотачиваться; развивать фантазию воображения; избавляться от косности мышления; не бояться рисковать и пробовать; иметь адекватную самооценку. д) Принцип преемственности предполагает непрерывный логический переход от темы к теме, подведение итогов работы, обратную связь. е) Принцип вовлеченности в процесс творчества означает создание следующих условий, необходимых для возникновения внутренней мотивации творчества: степень овладения материалом; организация положительных эмоциональных переживаний и процессе встречи с творческим материалом; чувство удовлетворенности результатом творчества (позитивное подкрепление): повышение чувствительности процессов восприятия, связанных с творчеством. Интерес к обучению зависит от чувствительности обучаемого к определенным стимулам. Человек легче выделит из окружающей среды музыкальные вещи, если он любит музыку. ж) Принцип диалектического единства. Ни одно качество творческого мышлении не может в своей реализации быть эффективным, если оно не соотносится с качеством, противоположным ему. Например, если открытость новому без сдерживающего противовеса критичности, способна превратиться в безумное принятие всего на свете лишь за то, что оно ново, неожиданно. Но и критичность, взятая сама по себе, приведет человека к отрицанию всего, что имеет хоть небольшое сомнение, т.е. к закрытости ума. з) Принцип информационного взаимообогащения. Творческая самоактуализация - это процесс, который предполагает, что каждый раз, делая выбор, человек осуществляет его в пользу личностного роста. Т.е. это определенная установка, как склонность ко всему подходить творчески, отказываясь от представления, будто творческие способности обязательно должны привести к созданию какой-либо «продукции». По мнению А.Маслоу, это понятие синтетично включает в себя развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нём, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. Самоактуализирующиеся личности тратят значительно меньше времени и энергии на борьбу с самими собой. И в этом наиболее ярко проявляется связь творчества с самоактуализацией. Творческое освоение широкого арсенала тренинговых методов и техник в работе с обучаемыми должно быть основано на четкой концептуальной модели, позволяющей избежать опасности простого механистического сочетания несогласующихся друг с другом методов. Это позволяет обучаемым выйти на создание эффективной тактики и стратегии в практической работе. Комплекс методов, используемых в тренинговой работе, включает в себя активные методы обучения и методы игровой психотерапии, прежде всего, гештальт-терапии. В соответствии с основными принципами тренинговой работы все задания, преимущественно игровые, должны быть построены по принципу развивающейся креативности, иметь возрастную и профессиональную соотнесенность, то есть учитывать общий уровень развития обучаемых. Показатели сформированности творческого мышления профессионала включают в себя [15]: •Оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отличающихся от привычных (редкость, нетривиальность решений). Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира. •Спонтанную активность при решении профессиональных проблемных ситуаций. •Быстроту и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами. •Восприимчивость к проблеме. Нахождение противоречий в последовательности явлений. Видеть новую проблему, устанавливать её связь с другими проблемами. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу. • Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями. • Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок. • Гибкость (разнообразие вырабатываемых решений). •Рост высказываний самоаналитического характера, в том числе и направленных на анализ причин своего поведения, неадекватного для решения той или иной конкретной ситуации. В случаях успешного поведения, являющегося новым для профессионала, анализируются причины традиционного для себя поведения в аналогичных ситуациях, что позволяет говорить развитии потребности в рефлексивном анализе. • Степень разработанности, детализации решений. • У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные, детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.009 с.) |