Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные этапы становления творческого мышления

Поиск

По результатам упомянутых исследований этапы становления творческого мышления могут быть представлены следующим образом [15,25]:

Творчество, по А. Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей. К. Роджерс, Г.Олпорт выделяют мысль о том, что реализация личностью своего смысла связана с развитием творчества и достижением психической зрелости. А. Маслоу, описывая творческую деятельность, указывает на дне ее фазы: первичную и вторичную:

1.Для первой фазы характерны импровизация и воодушевление. Основной мотив возбуждения выражается в форме интереса. Этот интерес должен быть достаточно силь­ным, чтобы преодолеть усталость и «отрицательные» эмо­ции, которые могут возникнуть на 2 фазе.

2. Фаза разработки или развития исходного вдохновения и идей, возникших на первой фазе. Тяжелая работа по созданию конечного продукта творчества ведёт к подавленности и перио­дам разочарования. Мотивационная сила устойчивого инте­реса, высоты замысла и вдохновения имеет решающее значе­ние для преодоления препятствий к творчеству как средству совершенствования себя и выполняемой деятельности.

На две основные фазы можно как бы расчленить и реше­ние творческой задачи: фазу интуитивного поиска и получения интуитивного эффекта, интуитивного решения; фазу его вербализации, формализации (связанную с «логическим» решением).

Существует психологический критерий творческой де­ятельности: ход удовлетворения потребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то знание, которое можно на­звать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода. Интуитивный момент и форма­лизация его эффекта выступают как творческое мышление, являясь центральным эвеном психологического механизма творческой деятельности.

С. Финке совместно с другими исследователями предло­жил модель ГЕНОПЛО, согласно которой творческая мысль проходит в своем развитии через 2 фазы: генеративную и ис­следовательскую. В первой фазе человек создаст мысленные представления в виде структур, предшествующих новому изобретению и обладающих свойствами, способствующими творческим открытиям. В исследовательской фазе эти свойс­тва используются с целью разработки творческих идей. Среди мыслительных процессов, задействованных на этих фазах креативного процесса, называются; припоминание, ассоциация, синтез, трансформация, замещение по аналогии и категориальная редукция (мысленное приведение объекта или его элементов к более простым категорийным образованиям). Характеристика каждого этапа позволяет выявить опреде­ленные критерии деятельности, составить структуру этой де­ятельности, охарактеризовать её особенности. Основываясь на концепциях одаренности Я.Л.Пономарева и А.К.Марковой, а также учитывая современные достижения гештальт-терапии, можно выделить следующие этапы творчества:

1. Этап логического анализа. Это период сознательной де­ятельности, при которой используются все знания, необходи­мые для актуализации в данный момент. Данному этапу при­суще: а) потребность в новой идее; б) выделение проблемы; в) доминирование сознательных процессов, хотя творчество на эмоииях и основывается; г) наличие предварительных знаний; д) рождение замысла (осознание его социальной ценности); е) сознательная работа нал проблемой; и) переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждению, отход от внутреннего ограничения рамок возможных решений. На этом этапе необходимо отойти от своих эмоций и ло­гически рассмотреть решаемую проблему. Признать истин­ное положение вещей, т.е. принятие ситуации такой, какая она есть. Взять на себя ответственность за решение про­блемы. Объективно посмотреть на партнера: не осуществлять переноса, проекций и отделять проблему от личности. Первая задача — осознание, постановка, формулирова­ние проблемы — основан на знании информации в области творчества. Объем эвристической де­ятельности может колебаться в диапазоне от 0% до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сфор­мулирована, но не решена, то требуется разобраться в сё фор­мулировке, постановке и осознать её как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительна. Если же требуется поставить, сформулировать проблему, то объем эвристической деятельности значительно возрастает.

2. Этап интуитивного решения. Это неосознанный способ решения проблемы, внезапное озарение. Инсайт на­ступает после активной работы нашего бессознательного Избирательное, подсознательное ассоциирование понятий. Бессознательная работа нал проблемой. Свободные умозри­тельные рассуждения. Этот этап связан с нахождением принципа решения про­блемы, а также с раскрытием «дверей для психической энер­гии», поэтому преподавателю необходимо показать обучае­мым, как можно определять свою энергию, фокусировать её и принимать за неё ответственность.

3. Этап вербализации интуитивного решения. Осознание пути и способа решения проблемы. На эту задачу направля­ется вся деятельность личности. Необходимые такие умения, как а) позитивное и конструктивное переосмысление про­блемы; б) формулирование проблемного вопроса: «Что и как я могу сделать после того, как увидел в проблеме что-то но­вое и конструктивное?»; в) развитие замысла (конкретизация замысла); г) созревание, вдохновение, озарение (кристалли­зация решения, формулировка способа решения). Третий этап характеризуется максимальным присут­ствием логической формы мышления, которая связывает различные алгоритмические операции. Эвристическая де­ятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции. После постановки проблемы занятие новой, воз­можно, произвольной позиции, затем возвращение обратно и воссоздание, критический анализ логического пути между новой позицией и отправной точкой. Поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди множества других воз­можных. Многократные усилия по приближению решения, приходящего чаще всего внезапно.

4. Этап формализации вербализованного решения. Основная цель: развитие идеи, сё формулировка, обработка и представ­ление в виде какого-либо образа. На этом этапе происходит практическая проверка гипотезы, реализация замысла, объективация творческого произведения (выполнение картины, скульптуры и т.д.). Объем эвристической деятельности обус­ловлен трудностями практической проверки гипотезы логи­ческими средствами. Реализация творческого замысла. Ана­лиз и критическая оценка полученного результата творчества.

Овладение всей базой знаний, представленных в данном учебном пособии, способствует развитию творческого мышления. Большое значение имеют упражнения, тесты, рекомендации и тренинги, описанные в разделах 5,6,7. и 8. Так в [15] описан разнообразный психолого-педагогический тренинг формирования творческого профессионального мышления, основная концепция которого заключается в следующем:

Проблема формирования творческого про­фессионального мышления базируется на следующих основ­ных положениях:

1.На своей ранней стадии профессионализма специалиста формируется теоретический (содержательно-постигаю­щий) тип мышления.

2.Становление профессиональною мышления теоре­тического типа происходит в условиях активного действия, что в свою очередь создаст предпосылки для формирования практического мышления профессионала.

3. В ходе профессионального обучения необходимо ориентироваться на освоение следующих познавательных средств и способов, в качестве которых выступают, прежде всего, содержательный анализ (выявление всеобщих условий возникновения ситуации), содержательная рефлексия (про­слеживание соответствия собственных действий выделен­ным всеобщим условиям), планирование (прогнозирование и выполнение собственных действий «в уме»). Такие средства позволяют извлекать существенную информацию и со­вершать необходимые содержательные обобщения.

4. Содержание обучения творческому профессиональ­ному мышлению должно воспроизводить специфические особенности творческой практической деятельности и соот­ветствовать логике ее генезиса.

5. Содержание профессиональной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы оно требовало от обучаемых поиска и нахождения исходного генетического основания («клеточки») предмета профессиональной деятельности.

6. В ходе творчества меняется и личность профессионала. В рождающейся творческой личности первоначальные изме­нения происходят именно в интеллектуальной сфере. Реше­ние проблем - это искусство, а в искусстве нельзя импрови­зировать просто так, сначала надо приобрести необходимые знания и овладеть техникой. Чем выше уровень личностного развития профессионала, тем эффективнее он организует производственный процесс, смелее использует нетрадиционные методики, лучше понимает своих подчиненных, коллег, руко­водителей. Он в большей степени демонстрирует готовность к переменам, к отказу от стереотипов в профессиональной де­ятельности. Такой руководитель не давит на подчиненных.

7. Развитие конструктивной критики и осмысления того, что уже найдено я науке и известно на практике. В чистом поле ничего создать невозможно. Повышение психологи­ческой грамотности в условиях творчества необходимо для самораскрытия творческих способностей. Именно психологизация педагогического процесса в условиях тренинга при­водит к развитию творческих способностей обучаемых.

Предметную основу творческого профессионального мыш­ления составляет гибкая структура знаний, которая и детерми­нирует соответствующие ей мыслительные операции. Основная идея разработанного ситуационного подхода к формиро­ванию творческого профессиональною мышления характери­зуется соотнесенностью вектора мыслительной деятельности специалиста с уровнем операционности знаний (глубина, дейст­венность, адекватность, гибкость, полнота, структурированность) о конкретной ситуации. Творческое профессиональное решение имеет не общий и универсальный характер, а прояв­ляется в открытости и гибкости осмысления происходящего в данный момент и в данном месте. «Здесь и теперь» - основной момент конструктивного и продуктивного (характеризующегося новизной процесса или результата) разрешения затрудне­ний, проблем, возникающих в практической деятельности. Обучение адекватному видению проблем рассматривается как основа развития творческой активности профессионала. Одним из путей формирования умений видеть проблему и пра­вильно ее решить является психолого-педагогический тренинг творческого мышления профессионала, в основе которого лежит системный подход к формированию творчества. Данный подход в рамках педагогической психологии даёт возможность обеспе­чивать психофизиологическое, психологическое, духовное и социально-психологическое развитие креативности в единстве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Концепция тренинга позволяет рассматривать учебно-воспитательный про­цесс в единстве и сочетании личностного, духовного, поведен­ческого, эмоционального, информационного компонентов. Личностный компонент заключается в осознании себя как личности, индивидуальности, в постижении ценности своего «Я» и других людей, в развитии мотивации к самосовершенс­твованию. Духовный компонент определяет осмысление и принятие общечеловеческих ценностей, таких как истина, любовь, красота, понимание смысла своей жизни, поиска пу­тей самореализации. Поведенческий компонент способствует усвоению нравственно-этических норм существования чело­века, общества. Эмоциональный компонент обеспечивает лег­кое вхождение участников в процесс тренинга, качественно улучшить освоение знаний, побуждает к самовоспитанию. Информационный компонент представлен совокупностью знаний о законах и специфике функционирования семьи.

Цели психолого-педагогического тренинга творческого мышления профессионала:

1. Расширение мыслительного диапазона у обучаемых.

2. Развитие способности одним «мысленным взором» охватить самые разные проявления одного и того же предмета, порой не похожих друг на друга.

3. Дисциплинирование мышления, способствующее выделению в событии самого главного, расширению и углублению взгляда на познаваемое явление.

4. Психолого-педагогические тренинг творческого мыш­ления развивает способность у обучаемых «смотреть в корень», схватывать только суть явления, отвлекаясь от частных признаков. Эта способность исключительно важна для постижении нового, поскольку понима­ние — это продвижение мысли сквозь несущественные признаки к существенным.

Основные принципы тренинга творческого мышления профессионала формируются следующим образом[15]:

а)Принцип обучения творческому решению проблемной си­туации с помощью упражнения навыков определения струк­туры решаемой ситуации. Это выражается в том, что обучаемых просят выделять конкретные этапы возникновения проблемной ситуации; пер­вый этап - формулирование проблемы; второй этап- со­отнесение с прошлым опытом; преломление через прошлый опыт возможных решений проблемы. В случае необходимости расширение зоны поиска необходимого решения. (Например, даются 3 слова: птицы, спорт, природа. Нужно объединить эти слова одним общим понятием. Ответ — «Охотничий магазин». Следствие: чем шире система поиска, тем более эффективен способ решения проблемной ситуации).

б) Принцип чередования логической и эвристической де­ятельности необходим для того, чтобы у обучаемых не скла­дывался стереотип выполнения однообразной работы по конкретным правилам. Следует развивать у обучаемых спо­собность творчески подходить к решению проблем, но при этом следовать логике, выдвигать реалистичные решения.

в) Принцип активизации компонентов творческого мышле­ния. Для этого необходимо развивать у человека способность не обращать внимание на внешние помехи, а, следовательно формировать умение сосредотачиваться; развивать фантазию воображения; избавляться от косности мышления; не бояться рисковать и пробовать; иметь адекватную самооценку.

д) Принцип преемственности предполагает непрерывный логический переход от темы к теме, подведение итогов ра­боты, обратную связь.

е) Принцип вовлеченности в процесс творчества означает создание следующих условий, необходимых для возникновения внутренней мотивации творчества: степень овладения материалом; организация положительных эмоциональных переживаний и процессе встречи с творческим материалом; чувство удовлетворенности результатом творчества (позитив­ное подкрепление): повышение чувствительности процессов восприятия, связанных с творчеством. Интерес к обучению зависит от чувствительности обучаемого к определенным стимулам. Человек легче выделит из окружающей среды му­зыкальные вещи, если он любит музыку.

ж) Принцип диалектического единства. Ни одно качество творческого мышлении не может в своей реализации быть эффективным, если оно не соотносится с качеством, про­тивоположным ему. Например, если открытость новому без сдерживающего противовеса критичности, способна превратиться в безумное принятие всего на свете лишь за то, что оно ново, неожиданно. Но и критичность, взятая сама по себе, приведет человека к отрицанию всего, что имеет хоть небольшое сомнение, т.е. к закрытости ума.

з) Принцип информационного взаимообогащения. Творческая самоактуализация - это процесс, который предполагает, что каждый раз, делая выбор, человек осуществляет его в пользу личностного роста. Т.е. это определенная установка, как склонность ко всему подходить творчески, отказываясь от представления, будто творческие способ­ности обязательно должны привести к созданию какой-либо «продукции». По мнению А.Маслоу, это понятие синтетично включает в себя развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нём, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, вы­сокий уровень психического здоровья и нравственности. Самоактуализирующиеся личности тратят значительно меньше времени и энергии на борьбу с самими собой. И в этом наибо­лее ярко проявляется связь творчества с самоактуализацией. Творческое освоение широкого арсенала тренинговых методов и техник в работе с обучаемыми должно быть ос­новано на четкой концептуальной модели, позволяющей избежать опасности простого механистического сочетания несогласующихся друг с другом методов. Это позволяет обучаемым выйти на создание эффективной тактики и страте­гии в практической работе. Комплекс методов, используемых в тренинговой работе, включает в себя активные методы обучения и методы игровой психотерапии, прежде всего, гештальт-терапии. В соответствии с основными принципами тренинговой работы все задания, преимущественно игро­вые, должны быть построены по принципу развивающейся креативности, иметь возрастную и профессиональную соотнесенность, то есть учитывать общий уровень развития обучаемых.

Показатели сформированности творческого мышления профессионала включают в себя [15]:

•Оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отличающихся от привычных (редкость, нетривиальность решений). Преодоление барьеров прошлого опыта. Нестандартное мышление и восприятие мира.

•Спонтанную активность при решении профессиональ­ных проблемных ситуаций.

•Быстроту и плавность возникновения ассоциативных связей. Способность к нахождению необычных ассоциативных связей между двумя разными вещами.

•Восприимчивость к проблеме. Нахождение противо­речий в последовательности явлений. Видеть новую проблему, устанавливать её связь с другими пробле­мами. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

• Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, воз­никающих в единицу времени в соответствии с неко­торыми требованиями.

• Способность найти несколько непривычных функций объекта или его части. Способность замечать и формули­ровать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.

• Гибкость (разнообразие вырабатываемых решений).

•Рост высказываний самоаналитического характера, в том числе и направленных на анализ причин своего поведения, неадекватного для решения той или иной конкретной ситуации. В случаях успешного поведе­ния, являющегося новым для профессионала, анали­зируются причины традиционного для себя поведения в аналогичных ситуациях, что позволяет говорить развитии потребности в рефлексивном анализе.

• Степень разработанности, детализации решений.

• У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и свое­образные, детские черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.009 с.)