Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления
Рассмотрим метод, в основе которого использован принцип ответов “по наитию” на специально подобранные вопросы [38]. В конструировании заданий данного метода общей идеей является то, что испытуемый дает ответ за очень короткое время, не задумываясь, руководствуясь скорее ощущением правильности ответа, чем его логическим подбором. Для создания более выраженных условий неопределенности ответа в упражнениях используются вопросы энциклопедического типа из достаточно узких областей знания. Вопросы обязательно предполагают количественный ответ, поэтому испытуемому указывается единица измерения, которая должна присутствовать в ответе. При этом ответ дается и фиксируется испытуемым в бланке в течение первых 7 с (время секундируется руководителем заданий), при отсутствии ответа ставится 0. Обработка ответов в заданиях стандартна: - при условии, что величина ответа испытуемого N>0 и величина фактического ответа Nф >0, то Пс = N / Nф ґ 100 %, если N < Nф, или Пс = Nф / N ґ 100 %, если N > Nф, где Пс – показатель % совпадения ответа с фактическим значением; N – значение ответа участника; Nф – фактическое значение ответа. Упражнения на развитие интуиции: 1.“Мишень”. Каждому игроку выдается бланк с мишенью, число вопросов составляет количество выстрелов, Пс определяет точность выстрела (результат Пс делится на 10); Пс < 40 считается промахом, первичный результат Пс по каждому вопросу округляется (0,5 до 1; 0,4 до 0). Упражнение может содержать 10, 15 или 30 выстрелов. Время ответа и его записи в бланке - до 7 с; фиксация в бланке правильных ответов, подсчет результатов Пс и отметка мишеней производятся после выполнения каждой серии или упражнения в целом. Регистрационный бланк упражнения “МИШЕНЬ”
2. “Выживание в бизнесе”. 100 условных акций (по 1 % уставного капитала на акцию) делится между игроками поровну (неделимый остаток изымается в пользу ведущего). Всем игрокам задается первый вопрос, на ответ и фиксацию его в бланке – до 7 с. Затем ведущим диктуется правильный ответ, который записывается каждым игроком в соответствующую графу. На основании сравнения данного игроком и фактического ответов каждым из играющих в течение минуты подсчитывается свой Пс по данному вопросу. После этого игроки с наибольшим Пс могут изъять часть акций у игроков с меньшим Пс, в соотношении: 1 акция к 10 % разницы ответов. Такая операция повторяется после каждого вопроса, оставшиеся без акций выбывают из игры. По ходу игры могут создаваться конкурирующие группировки или ситуация “охоты за лидером”.
Регистрационный бланк упражнения “ВЫЖИВАНИЕ В БИЗНЕСЕ”
3. “Орнамент”. Игровое поле представляет собой прямоугольник 10 х 10 клеток. После выдачи и фиксации игроком в бланке ответа (до 7 с) ведущий диктует правильный ответ, затем производится подсчет величины Пс каждым игроком. По своему результату Пс игрок на игровом поле заштриховывает в произвольном порядке количество клеток, равное отношению: Пс /20. Количество вопросов заранее не оговаривается, т.е. игроки не знают, когда закончится игра, но они должны стремиться к выполнению законченного и симметричного орнамента. Рекомендуемое количество вопросов для 100-клеточного поля – 10. Регистрационный бланк упражнения “ОРНАМЕНТ”
4.“Полет на летающей тарелке”. Игрокам раздаются одинаковые полетные карты горной местности, воспроизведенной в системе координат. После каждого вопроса происходит стандартная операция записи данного игроком своего ответа и правильного ответов, затем - подсчет Пс и фиксирование каждым игроком положения своей летающей тарелки на полетной карте, при этом величина Пс в каждом случае показывает высоту (в метрах) летающей тарелки относительно 0. По результатам Пс своих ответов игрок должен перелететь все препятствия и добраться до посадочной площадки. Время ответа – до 7 с, на подсчет результата и отметку своего места на карте отводится до одной минуты (при наличии калькулятора).
Регистрационный бланк упражнения “ПОЛЕТ НА ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ” Полетная карта
Примерный перечень вопросов, используемых в интуитивно-логических упражнениях: 1.Сколько человек в час мог перевозить движущийся тротуар, изобретенный в 1896 г. немецким инженером Фрольтцгеймом? (30000 чел.) 2.В каком году в Версале было сооружено первое в мире лифтовое устройство? (в 1743 г.) 3.За сколько секунд самый быстрый пассажирский лифт в Токио поднимает пассажиров на 60-й этаж небоскреба? (25 с) 4.На какой высоте в километрах проложена самая высокогорная в мире автомобильная трасса, находящаяся в Китае? (5,6 км) 5.Сколько мостов было сооружено на трассе магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой, строительство которой завершилось в 1851 г.? (184) 6.В каком году немецкий изобретатель Сименс построил первый пробный участок электрифицированной железной дороги? (в 1881 г.) 7.Какое рекордное в Европе количество писем на душу населения было отправлено в Швейцарии в 1982 г.? (605) 8.За какую рекордную сумму в долларах на аукционе в Женеве была продана марка 5-центового достоинства? (1000000 $) 9.Какова общая длина Волго-Балтийского водного пути в километрах? (1100 км) 10.В каком году был введен в эксплуатацию первый нефтепровод в Российской империи? (в 1907 г.) 11.Сколько лет находилась в плавании бутылка, отправленная с борта русской канонерской лодки “Манджур” и выловленная в 1967 г. на побережье острова Беринга? (58 лет) 12.В каком веке до н.э., по оценкам специалистов, был построен один из самых первых мостов через одну из крупнейших рек в Вавилонии? (в VI в.) 13.В каком году построен первый металлический мост в России? (в 1804 г. через Мойку) 14.Какова длина в метрах самого длинного в мире висячего моста из бамбука, который простирается над рекой Мин в Китае? (250 м) 15.Какова ширина в метрах моста, построенного в Сиднее, через который проложены две железнодорожные ветки, 8 автомагистральных полос и пешеходные дорожки? (51,8 м) 16.Сколько лет самому старому из сохранившихся туннелей, который пролегает под рекой Евфрат? (4000 лет) 17.На какой высоте в метрах расположен самый высокогорный метрополитен, находящийся в Мехико? (2279 м) 18.Сколько частей соли на 1000 частей воды содержат глубинные слои Мертвого моря? (332)
Тема 3.Упражнения для развития креативности[13] Упражнение 3.1. Имя Цели: - провести упражнение на знакомство; - поупражняться в необычном способе взаимооценки и обратной связи; - содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной; - развить способность к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи. Размер группы: не ограничен. Ресурсы: ватман, фломастеры. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.
Время: в зависимости от количества участников группы. Ход упражнения Есть множество игр на знакомство. Эта одна из них. Кроме обычной информация об имени человека, участие в упражнении даст всем игрокам замечательную возможность потренироваться в ассоциативном и нестандартном мышлении. Задание таково: каждый из участников тренинговой команды в течение пяти минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом, а должен будет назвать, нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя. Каждый из игроков имеет право воспользоваться всего лишь тремя такими намеками (устными, нарисованными или любыми другими). Команда вслед за этим пробует назвать его имя. От формального действия - выяснения имени товарища по тренингу - мы сможем уйти достаточно далеко, анализируя разнообразные метафоры, образы. Это упражнение интересно также тем, что оно позволяет, с одной стороны, проверить степень свободы фантазии, а с другой - границы тезауруса (общего понимания смысла). Вполне возможно, что в ходе игры кто-то из участников поднимется на такие высоты фантазии, что остальные игроки будут не в состоянии достичь их, чтобы понять смысл, идею ассоциации. Завершение: обсуждение упражнения. - Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными и продуктивными? - Считаете ли вы, что способ, выбранный вами для представления имени, оказался удачным? Хотели бы вы изменить сейчас что-то в форме или смысле представления собственного имени? - Все ли образы, ассоциации, намеки, прозвучавшие при представлении имен ваших товарищей по группе, были вам понятны? Упражнение 3.2.Стул Цели: - стимуляция творческой работы группы с помощью театральной игры, импровизации; - поощрение непринужденности; - развить способности по визуализации образа; - содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной. Размер группы: какой угодно. Ресурсы: стул. Время: 10-30 минут. Ход упражнения Упражнение, несложное даже для неискушенной в театре публики, но зато игра эффектная, создающая приподнятую атмосферу творческого соперничества. Договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру, я взял в руки самый заурядный стул. Предмет, находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью. А в театре... С этими словами тренер тащит стул по полу, как тележку в супермаркете, по ходу заполняя ее товарами с полок; или, взобравшись ногами на сидение, начинает с "вершины горы" обозревать окрестности; или, надев перевернутый стул на голову, важно шествует, придерживая его и раскланиваясь с придворными.
Во что мы превратили стул силой воображения? В тележку, корону. Участники группы поняли это, ведь не было произнесено ни единого слова? Сейчас - задание! Превратить стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку и выходит на площадку, чтобы представить нам новый образ стула. Для каждого показа тренер начинает отсчет до цифры "три" пока на площадке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения стула. Дальше обсуждаем и выбираем сами удачные идеи. Упражнение 3.3. Цифры Цели: - развить способности по визуализации образа; - через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; - содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной. Размер группы: какой угодно. Ресурсы: просторное помещение или открытая площадка. Время: 7-15 минут. Ход упражнения - Распределитесь, пожалуйста, по площадке таким образом, чтобы дистанция между соседями была не менее полутора метров. Я буду называть вам цифры от одного до девяти. Ваша задача: представить и с помощью теля изобразить называемые цифры в любом положении: сидя, стоя, лежа... Главное - добиться максимально точного зрительного соответствия между математическим образом и позицией тела. Следующий этап проходит в парах и дается двузначное число. Для трехзначных чисел, естественно, группа распределится по тройкам. Примечание: кроме развития креативности, эта игра прекрасно помогает созданию партнерских отношений, а кроме того, развивает контроль над мышцами тела. Упражнение 3.4. Реклама Цели: - развить способности видеть многообразие признаков, характеров, возможностей товарищей по группе; - освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства и сотрудничества при решении групповой творческой задачи; - развить самостоятельность, творческий подход к участникам тренинга. Размер группы не важен. Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты. Время: 60-90 минут. Ход упражнения Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества. Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
- Представьте, что каждый из вас - член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из старожилов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно. Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве. Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в члены клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придете» поломать голову над тем, каким образом рассказать старожилам клуба о достоинствах вашего товарища. Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом. Например: - интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии; - рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием; - инсценировка, представляющая личные качества кандидата; - комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства: упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности); - стихотворение, песня. Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя! Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе! - Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов. Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к пре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальной для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого актера; "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: "Я - лучший в классе ученик", "У меня - первое место в городе по плаванию!" В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык: что во мне помогло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца? - Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба для приема новых участников! Сейчас нам предстоит познакомиться с кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников! Завершение После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки. Упражнение 3.5. Рефрейминг Цели: - освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по-новому, в многообразии признаков; - помочь участникам тренинга преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми; - продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы к ее разрешению. Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек. Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты. Время: 60-90 минут. Ход упражнения Можно было бы назвать это задание "Антиреклама" по аналогия со смыслом предыдущего упражнения. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличительного. Напротив, оно поможет переосмыслить вещи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборотную сторону медали"... Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению! Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения. "Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффективное общение. Открытый подход к собеседнику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-собачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержательном рефрейминги. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор". В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную. Разбиваем группы на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20.минут каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеядность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеального... На следующем этапе методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, комикса и т.д. - в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успешнее результат упражнения. Завершение: обсуждение упражнения. Обращение к героям рефрейминговых перевертышей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному? Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях. - Чем понравилось задание? - В чем оно оказалось сложным? - Что я открыл я себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.058 с.) |