Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления



Рассмотрим метод, в основе которого использован принцип ответов “по наитию” на специально подобранные вопросы [38]. В конструировании заданий данного метода общей идеей является то, что испытуемый дает ответ за очень короткое время, не задумываясь, руководствуясь скорее ощущением правильности ответа, чем его логическим подбором. Для создания более выраженных условий неопределенности ответа в упражнениях используются вопросы энциклопедического типа из достаточно узких областей знания. Вопросы обязательно предполагают количественный ответ, поэтому испытуемому указывается единица измерения, которая должна присутствовать в ответе. При этом ответ дается и фиксируется испытуемым в бланке в течение первых 7 с (время секундируется руководителем заданий), при отсутствии ответа ставится 0.

Обработка ответов в заданиях стандартна:

- при условии, что величина ответа испытуемого N>0 и величина фактического ответа Nф >0, то

Пс = N / Nф ґ 100 %, если N < Nф,

или Пс = Nф / N ґ 100 %, если N > Nф,

где Пс – показатель % совпадения ответа с фактическим значением;

N – значение ответа участника;

Nф – фактическое значение ответа.

Упражнения на развитие интуиции:

1.“Мишень”. Каждому игроку выдается бланк с мишенью, число вопросов составляет количество выстрелов, Пс определяет точность выстрела (результат Пс делится на 10); Пс < 40 считается промахом, первичный результат Пс по каждому вопросу округляется (0,5 до 1; 0,4 до 0). Упражнение может содержать 10, 15 или 30 выстрелов. Время ответа и его записи в бланке - до 7 с; фиксация в бланке правильных ответов, подсчет результатов Пс и отметка мишеней производятся после выполнения каждой серии или упражнения в целом.

Регистрационный бланк упражнения “МИШЕНЬ”

 

№ выстр. Ответ N Прав. ответ Nф Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 Сумма
         
-        
         

 

2. “Выживание в бизнесе”. 100 условных акций (по 1 % уставного капитала на акцию) делится между игроками поровну (неделимый остаток изымается в пользу ведущего). Всем игрокам задается первый вопрос, на ответ и фиксацию его в бланке – до 7 с. Затем ведущим диктуется правильный ответ, который записывается каждым игроком в соответствующую графу. На основании сравнения данного игроком и фактического ответов каждым из играющих в течение минуты подсчитывается свой Пс по данному вопросу. После этого игроки с наибольшим Пс могут изъять часть акций у игроков с меньшим Пс, в соотношении: 1 акция к 10 % разницы ответов. Такая операция повторяется после каждого вопроса, оставшиеся без акций выбывают из игры. По ходу игры могут создаваться конкурирующие группировки или ситуация “охоты за лидером”.

Регистрационный бланк упражнения “ВЫЖИВАНИЕ В БИЗНЕСЕ”

№ вопроса Ответ игрока N Правильный ответ Nф Точность (Пс) N/Nф х 10 или Nф/N х 10 Расчеты Динамика количества акций
           
-          
           

 

3. “Орнамент”. Игровое поле представляет собой прямоугольник 10 х 10 клеток. После выдачи и фиксации игроком в бланке ответа (до 7 с) ведущий диктует правильный ответ, затем производится подсчет величины Пс каждым игроком. По своему результату Пс игрок на игровом поле заштриховывает в произвольном порядке количество клеток, равное отношению: Пс /20. Количество вопросов заранее не оговаривается, т.е. игроки не знают, когда закончится игра, но они должны стремиться к выполнению законченного и симметричного орнамента. Рекомендуемое количество вопросов для 100-клеточного поля – 10.

Регистрационный бланк упражнения “ОРНАМЕНТ”

№ вопроса Ответ игрока N Правильный ответ Nф Точность (Пс) N/Nф х 10 или Nф/N х 10 Расчеты Пс /20
           
-          
           

 

4.“Полет на летающей тарелке”. Игрокам раздаются одинаковые полетные карты горной местности, воспроизведенной в системе координат. После каждого вопроса происходит стандартная операция записи данного игроком своего ответа и правильного ответов, затем - подсчет Пс и фиксирование каждым игроком положения своей летающей тарелки на полетной карте, при этом величина Пс в каждом случае показывает высоту (в метрах) летающей тарелки относительно 0. По результатам Пс своих ответов игрок должен перелететь все препятствия и добраться до посадочной площадки. Время ответа – до 7 с, на подсчет результата и отметку своего места на карте отводится до одной минуты (при наличии калькулятора).

 

 

Регистрационный бланк упражнения “ПОЛЕТ НА ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ”

Полетная карта

 

 

№ вопроса Ответ игрока N Прав. ответ Nф Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 Точка координат № вопроса Ответ игрока N Прав. ответ Nф Точность N/Nф ´ 10 Nф/N ´ 10 Точка координат
                   
-                  
                   

Примерный перечень вопросов, используемых в интуитивно-логических упражнениях:

1.Сколько человек в час мог перевозить движущийся тротуар, изобретенный в 1896 г. немецким инженером Фрольтцгеймом? (30000 чел.)

2.В каком году в Версале было сооружено первое в мире лифтовое устройство? (в 1743 г.)

3.За сколько секунд самый быстрый пассажирский лифт в Токио поднимает пассажиров на 60-й этаж небоскреба? (25 с)

4.На какой высоте в километрах проложена самая высокогорная в мире автомобильная трасса, находящаяся в Китае? (5,6 км)

5.Сколько мостов было сооружено на трассе магистральной железной дороги между Петербургом и Москвой, строительство которой завершилось в 1851 г.? (184)

6.В каком году немецкий изобретатель Сименс построил первый пробный участок электрифицированной железной дороги? (в 1881 г.)

7.Какое рекордное в Европе количество писем на душу населения было отправлено в Швейцарии в 1982 г.? (605)

8.За какую рекордную сумму в долларах на аукционе в Женеве была продана марка 5-центового достоинства? (1000000 $)

9.Какова общая длина Волго-Балтийского водного пути в километрах? (1100 км)

10.В каком году был введен в эксплуатацию первый нефтепровод в Российской империи? (в 1907 г.)

11.Сколько лет находилась в плавании бутылка, отправленная с борта русской канонерской лодки “Манджур” и выловленная в 1967 г. на побережье острова Беринга? (58 лет)

12.В каком веке до н.э., по оценкам специалистов, был построен один из самых первых мостов через одну из крупнейших рек в Вавилонии? (в VI в.)

13.В каком году построен первый металлический мост в России? (в 1804 г. через Мойку)

14.Какова длина в метрах самого длинного в мире висячего моста из бамбука, который простирается над рекой Мин в Китае? (250 м)

15.Какова ширина в метрах моста, построенного в Сиднее, через который проложены две железнодорожные ветки, 8 автомагистральных полос и пешеходные дорожки? (51,8 м)

16.Сколько лет самому старому из сохранившихся туннелей, который пролегает под рекой Евфрат? (4000 лет)

17.На какой высоте в метрах расположен самый высокогорный метрополитен, находящийся в Мехико? (2279 м)

18.Сколько частей соли на 1000 частей воды содержат глубинные слои Мертвого моря? (332)

 

Тема 3.Упражнения для развития креативности[13]

Упражнение 3.1. Имя

Цели:

- провести упражнение на знакомство;

- поупражняться в необычном способе взаимо­оценки и обратной связи;

- содействовать переходу от обычной формы мыш­ления к необычной, образной;

- развить способность к соединению противопо­ложных идей из разных областей опыта и ис­пользовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: ватман, фломастеры. Играть можно как в помещении, так и на открытой площадке.

Время: в зависимости от количества участников группы.

Ход упражнения

Есть множество игр на знакомство. Эта одна из них. Кроме обычной информация об имени челове­ка, участие в упражнении даст всем игрокам заме­чательную возможность потренироваться в ассоциа­тивном и нестандартном мышлении.

Задание таково: каждый из участников тренинговой команды в течение пяти минут готовится пред­ставить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом, а должен будет назвать, нарисо­вать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя. Каждый из игроков имеет право воспользоваться всего лишь тремя такими намеками (устными, нарисованными или любыми други­ми). Команда вслед за этим пробует назвать его имя.

От формального действия - выяснения имени то­варища по тренингу - мы сможем уйти достаточно далеко, анализируя разнообразные метафоры, обра­зы. Это упражнение интересно также тем, что оно поз­воляет, с одной стороны, проверить степень свободы фантазии, а с другой - границы тезауруса (общего понимания смысла). Вполне возможно, что в ходе игры кто-то из участников поднимется на такие вы­соты фантазии, что остальные игроки будут не в со­стоянии достичь их, чтобы понять смысл, идею ассо­циации.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными и продуктивными?

- Считаете ли вы, что способ, выбранный вами для представления имени, оказался удачным? Хотели бы вы изменить сейчас что-то в форме или смысле пред­ставления собственного имени?

- Все ли образы, ассоциации, намеки, прозвучав­шие при представлении имен ваших товарищей по группе, были вам понятны?

Упражнение 3.2.Стул

Цели:

- стимуляция творческой работы группы с помо­щью театральной игры, импровизации;

- поощрение непринужденности;

- развить способности по визуализации образа;

- содействовать переходу от обычной формы мы­шления к необычной.

Размер группы: какой угодно.

Ресурсы: стул.

Время: 10-30 минут.

Ход упражнения

Упражнение, несложное даже для неискушенной в театре публики, но зато игра эф­фектная, создающая приподнятую атмосферу творче­ского соперничества.

Договоримся, что жизнь со всеми ее проблема­ми, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайше­го времени будет пространство воображения и теат­ра. А в мире театра возможно все. К примеру, я взял в руки самый заурядный стул. Предмет, находящийся у меня в руках, является при­способлением для сидения, мебелью. А в театре... С этими словами тренер тащит стул по полу, как тележку в супермаркете, по ходу заполняя ее товарами с полок; или, взобравшись ногами на сидение, начинает с "вершины горы" обозревать ок­рестности; или, надев перевернутый стул на голову, важно шествует, придерживая его и раскланиваясь с придворными.

Во что мы превратили стул силой воображения? В тележку, корону. Участники группы поняли это, ведь не бы­ло произнесено ни единого слова?

Сейчас - задание! Превратить стул в любой пред­мет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку и выходит на площадку, что­бы представить нам новый образ стула. Для каждого показа тренер начинает отсчет до цифры "три" пока на площад­ке не окажется новый участник со своим вариантом чудесного превращения стула. Дальше обсуждаем и выбираем сами удачные идеи.

Упражнение 3.3. Цифры

Цели:

- развить способности по визуализации образа;

- через постановку творческой задачи стимулиро­вать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

- содействовать переходу от обычной формы мы­шления к необычной.

Размер группы: какой угодно.

Ресурсы: просторное помещение или открытая пло­щадка.

Время: 7-15 минут.

Ход упражнения

- Распределитесь, пожалуйста, по площадке таким образом, чтобы дистанция между соседями была не менее полутора метров.

Я буду называть вам цифры от одного до девяти. Ваша задача: представить и с помощью теля изобра­зить называемые цифры в любом положении: сидя, стоя, лежа... Главное - добиться максимально точно­го зрительного соответствия между математическим образом и позицией тела. Следующий этап проходит в парах и дается дву­значное число. Для трехзначных чисел, естественно, группа распределится по тройкам.

Примечание: кроме развития креативности, эта игра прекрасно помогает созданию партнерских от­ношений, а кроме того, развивает контроль над мыш­цами тела.

Упражнение 3.4. Реклама

Цели:

- развить способности видеть многообразие при­знаков, характеров, возможностей товарищей по группе;

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства и сотрудничества при решении групповой творческой задачи;

- развить самостоятельность, творческий подход к участникам тренинга.

Размер группы не важен.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Это одно из очень эффективных упражнений в со­здании атмосферы доверия, сотрудничества, совмест­ного творчества.

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет за­дание.

- Представьте, что каждый из вас - член закры­того элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хоро­шо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам пред­стоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из старожилов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.

Как практически будет проходить прием? Вы раз­бились на пары. Каждый из участников пары поду­мает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.

Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое вы­деляет его среди других людей и позволяет претен­довать на прием в члены клуба. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем по­ложительном качестве, вам придете» поломать голо­ву над тем, каким образом рассказать старожилам клуба о достоинствах вашего товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым макси­мально эффектным способом.

Например:

- интервью, представляющее героя, в теле- или ра­диостудии;

- рисунок, комикс, шарж с последующим театра­лизованным комментарием;

- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;

- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства: упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере де­ятельности);

- стихотворение, песня.

Жанр рекламного выступления не регламентиро­ван. Все, чем богата ваша фантазия, может оказать­ся удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избран­ная форма максимально отражала содержание ваше­го представления. Еще одна важная деталь: расска­зывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!

Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары при­ступили к работе!

- Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляет­ся общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.

Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участ­никами, переходя от пары к пре, стимулируя рабо­ту над рекламой. Иногда придется посоветовать, ка­кая форма будет наиболее актуальной для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стес­нение в восхвалении пока что малознакомого чело­века перед другими малознакомыми людьми. Неред­ко вмешательство и поддержка режиссера потребу­ются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого актера; "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясня­ется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты харак­тера подменяются названием достижений: "Я - луч­ший в классе ученик", "У меня - первое место в го­роде по плаванию!" В таких случаях пробуем пере­вести достижения на другой язык: что во мне по­могло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?

- Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба для приема новых участников!

Сейчас нам предстоит познакомиться с кандидата­ми. Если рекомендация, представленная вам, уважа­емые члены клуба, покажется достаточной и убеди­тельной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я при­глашаю на сцену первую пару участников!

Завершение

После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступле­ния, дружественность атмосферы и важность под­держки.

Упражнение 3.5. Рефрейминг

Цели:

- освоить на практике методику рефрейминга, поз­воляющего отказаться от прошлого опыта и уви­деть предмет исследования по-новому, в много­образии признаков;

- помочь участникам тренинга преодолеть внут­ренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;

- продемонстрировать в ходе игры различия, при­сущие подходу различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие мето­ды и подходы к ее разрешению.

Размер группы: желательно работать в камерной обстановке, с группой в 10-15 человек.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож­ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат­ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Можно было бы назвать это задание "Антирекла­ма" по аналогия со смыслом предыдущего упражне­ния. Но в том-то и дело, что это задание абсолютно не будет носить характера критического или обличи­тельного. Напротив, оно поможет переосмыслить ве­щи, кажущиеся нам негативными, увидеть "оборот­ную сторону медали"...

Для начала выясним, что такое "рефрейминг" -слово, давшее имя упражнению!

Рефрейминг – изменение зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

"Суть рефреймянга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспекти­вах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Для того чтобы понять карты реальности других лю­дей, надо научиться смотреть на мир их глазами - без этого невозможно эффектив­ное общение. Открытый подход к собесед­нику в сочетании с определенной сенсорной чуткостью позволяет выявить представления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем необязательно должны совпадать с нашими собственными представлениями о том, что правильно, а что неправильно. Любое поведение, ситуация или событие могут быть подвергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, мож­но придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по-со­бачьи, это может стать концом его карьеры. Но такое же поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми... Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминги. Измените угол зре­ния, сфокусируйте внимание на иных аспек­тах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор".

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группы на пары. В каждой паре про­сим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая-либо черта характера или привычка, которая самим же человеком восприни­мается как нечто негативное, мешающее. Затем в течение 20.минут каждому участнику пары необхо­димо будет приготовить свой взгляд на это качест­во с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчи­востью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости - хорошей природ­ной самозащитой, отсутствием авантюризма; всеяд­ность - проявлением интереса к жизни, любопытством, стремлением к универсальности знаний и умений; неряшливость - свойством творческой натуры не замечать пошлого быта, а быть творцом идеаль­ного...

На следующем этапе методика рефрейминга долж­на быть оформлена в некий жанр - переосмысление качества представляется остальной группе в виде поспи, театральной сцепки, монолога, рисунка, ко­микса и т.д. - в форме, которая максимально отра­жает переосмысленное качество. Чем убедительнее будет рефрейминговый перевертыш, чем эмпатичнее задание будет со отношению к партнеру, тем успеш­нее результат упражнения.

Завершение: обсуждение упражнения.

Обращение к героям рефрейминговых переверты­шей с вопросом, насколько новым показался им увиденный взгляд на проблему. Задумывались ли они прежде о подобных возможностях самооценки? Как они относятся к увиденному?

Обмен мнениями о наиболее удачных/спорных представлениях.

- Чем понравилось задание?

- В чем оно оказалось сложным?

- Что я открыл я себе в ходе работы с партнером и над материалом, полученным от товарища?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.058 с.)