Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 20.Опросник Кашапова М.М., Карачевой И.А. «Диагностика ведущего типа реагирования»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика содержит 42 утверждения, каждое из которых является ответной реакцией на предложенную ситуацию. Ситуации предполагают взаимодействие партнёров. Испытуемых просят оценить по 4-х бальной шкале то, насколько характерным для них является каждый из предлагаемых способов поведения: «0» — «Я так никогда не поступаю, это для меня не характерно». «1» — «Я редко так поступаю». «2» — «Я часто действую подобным образом». «3» — «Это наиболее характерный для меня способ поведения». 1. При обсуждении какого-либо вопроса с партнёром я: а) стараюсь склонить его на свою сторону, даже если не уверен в правильности своего решения, б) предоставляю полное право принимать решение партнёру в) стараюсь понять, что предлагает партнёр. 2. Если в процессе решения какого-либо вопроса партнёр переходит на грубость, я: а) отвечаю ему тем же, б) замолкаю, испытывая при этом чувство обиды, в) стараюсь этого не замечать. 3. Если я вижу, что партнёр не прав, но продолжает отстаивать свою позицию, я: а) теряюсь, бываю не в состоянии ему возразить, б) называю его упрямым, глупым, невеждой и т.п., в) пытаюсь объяснить ему, в чём он ошибается. 4. Главным в решении проблемы я считаю: а) сильный характер, умение отстоять своё мнение, б) принятие компромиссных решений, в) возможность найти более компетентного в данной области человека. 5. Если партнёр при обсуждении важной проблемы затрудняется предложить своё решение, я: а) предлагаю отложить обсуждение до следующего раза, б) выношу на обсуждение свою точку зрения, в) меня это раздражает. 6. Принимая участие в обсуждении общего вопроса и заметив, что кто-то из занятых в деле пассивен, я: а) выясняю причину такого поведения партнёра, б) упрекаю его, видя в нём причину неудач, в) считаю, что положение исправится само собой. 7. Если меня незаслуженно обвиняют в том, что я не совершал, я: а) уверен, что рано или поздно всё само собой прояснится, б) возмущаюсь, повышаю голос на обидчика, обвиняю его в плохой осведомлённости, в) даю свои объяснения, предлагаю во всём спокойно разобраться. 8. В процессе решения проблемы к нам с другом присоединился третий. Внезапно между нами разгорелась ссора. Вы: а) пытаетесь разобраться в причине конфликта, б) сразу же встаёте на позицию друга и любыми средствами стараетесь отстоять её, в) ждёте, пока они разберутся сами. 9. Если впоследствии оказывается, что принятое вами совместно с другом решение неверно, Вы: а) уверены, что вашей ошибки здесь нет, б) пытаетесь найти допущенную в обсуждении ошибку и пути её исправления, в) стараетесь не возвращаться к этому вопросу. 10.Вы договорились с другом встретиться, чтобы вместе обсудить важную проблему. В силу непредвиденных обстоятельств он вынужден уйти. Вы: а) находите себе другие дела, откладывая решение проблемы, б) возмущаетесь, требуете, чтобы он остался, ругаетесь, в) пробуете самостоятельно найти решение. 11.Если Вы излагаете свою точку зрения, а Вас не слушают, Вы: а) замолкаете и больше об этом не говорите, б) спрашиваете мнение партнёра по данному вопросу, в) Вас это выводит из себя и Вы повышаете голос на партнёра, заставляя его тем самым прислушаться. 12.Если в ситуации принятия решения партнёр категорически настаивает на своём предложении, Вы: а) ни за что ему не уступаете, б) делаете уступку, считая, что в данном случае это наиболее приемлемый вариант, в) полагаетесь на его решение. 13. В решении какого-либо вопроса с партнёром Вы: а) допускаете возможность проявления некоторой жесткости в поведении в целях утверждения своей точки зрения, б) не рассчитываете на возможность подчинения партнёра, склонения его на свою сторону, в) считаете, что подавление партнёра не может привести к принятию верного решения. 14. Обсуждая проблему с другом, Вы: а) предлагаете своё решение, допуская при этом поправки с его стороны, б) уверены в том, что ваше мнение правильно, в) Вам легче обдумывать готовое решение, чем предложить своё. Ключ
Определение норм выраженности типов реагирования
Тема 21. Батарея тестов «Творческое мышление» Данная батарея тестов была предложена Е.Е. Туник[37]. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления. Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Б=1 × n n=число уместных ответов; Б=беглость 2) Гибкость — число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты — шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу — Создание поделок и игрушек. Далее перечисляются основные категории ответов. Категории ответов — (субтест 1) 1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать...) 2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои...) 3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, подстелить на пол при окраске потолка...) 4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы...) 5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой). 6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага...) 7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты...) 8. Переработка (сдать в макулатуру...) 9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного, билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТV и т.д.) 10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца...) 11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел) 12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше...) Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию только один раз.. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, т.е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории № 12 — Создание поделок, игрушек. За одну категорию даём — 3 балла. Г = 3 × m Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий. Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий. 3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются. Ор = 5 × k Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов. Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае, мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными. Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое — следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д., помимо специально оговоренных в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведенные. Второе — следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы. Субтест 2. Заключения Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста 3 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах: Имеются два показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл. 2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз (на выборке — 30—40 человек). 1 оригинальный ответ — 5 баллов Ор = 5 × k Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов Т2 = n + 5 × k Т2 — Суммарный показатель 2 субтеста. Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче. Субтест 3. Слова Модификация для детей 5—8 лет. Субтест проводится индивидуально. Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог — "По", например "Полка". Даем 2 минуты. 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог "Ка", например "Сумка". Даем 2 минуты. Время выполнения всего субтеста — 4 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя: 1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл. Б = n n — общее число слов. Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог. 2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек — k. 1 оригинальное определение — 5 баллов Ор = 5 × k k — число оригинальных слов. Ор — показатель оригинальности, Т3 = n + 5 × k Т3 — суммарный показатель третьего субтеста. Субтест 4. Выражение Модификация для 9—15 лет. Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Инструкция испытуемому: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: (испытуемым предъявляются напечатанные буквы) ВМСК Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте буквы местами. Привожу пример предложения — Веселый мальчик смотрит кинофильм. А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. Время выполнения субтеста — 5 минут. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались по трем показателям 1) Беглость. Число придуманных предложений — n, 1 предложение — 1 балл. Б = n 2) Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем каждое слово считается только один раз. Т.е. в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в нашем примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: веселый, весело. Число слов, используемых один раз — m. 1 слово — 0.1 балла. Г = 0.1 × m Г — показатель гибкости 3) Оригинальность. Считаем число оригинальных по смысловому содержанию предложений, т.е. таких предложений, для которых главная выраженная в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение — 5 баллов. Ор = 5 × k где Ор показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений. Т3 = n + 0.1 × m + 5 × k где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для 9—15 лет). Субтест 5. Словесная ассоциация Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям: 1) Беглость — суммарное число приведенных определений — n. 1 определение — 1 балл. Б = n Б — показатель беглости. 2) Гибкость — число приведенных классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла Г = 3 × m Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов. Список категорий (4 субтест) 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная...) 2. Действия с книгой любого типа (брошеная, забытая, украденная, переданная...) 3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная...) 4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая...) 5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя...) 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная...) 7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая...) 8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная...) 9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная...) 10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая...) 11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная...) 12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная...) Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают — 3 балла. В принципе, максимально-возможный балл - 12×3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться. 3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведенное всего 1 раз на выборке из 30—40 человек. 1 оригинальное определение — 5 баллов Ор = 5 × k Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений. Т4 = n + 3 × m + 5 × k где Т4 — суммарный показатель 4 субтеста Субтест 6. Составление изображений Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа — рис. 2. Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3. Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут. Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка) Оценивание: Оценивание производится по двум показателям. 1) Беглость — Гибкость. Вданном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла Б = 0.1n1i +n2i − 0.1 × n3i) i — номер рисунка.
Рис.1 Стимульный материал к субтесту 5 (Изображения).
Рис. 2 Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту Рис. 3 Образец тестового бланка (субтест 5 — Изображения)
Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам. 2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла. В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов/ (см. рис. 8) k — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). (Может встречаться 1 раз на выборку в 30—40 человек), k может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4) Ор = 5 × k + × k1i Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4) Т5 = Б + Ор Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель 5 субтеста. Субтест 7. Эскизы Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения. Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка. Время выполнения задания — 10 минут. На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста. Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4). Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см. В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5). Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям: 1) Беглость — число адекватных задаче рисунков. n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл Б = n Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху) 2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. m — число категорий, за одну категорию — 3 балла. Г = 3 × m Список категорий (6 субтест) 1. Война (военная техника, солдаты, взрывы...) 2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна...) 3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые. 4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы...) 5. Игрушки, игры (любые) 6. Космос (ракета, спутник, космонавт...) 7. Лицо (любое человеческое лицо) 8. Люди (человек) 9. Машины. Механизмы. 10. Посуда 11. Предметы домашнего обихода 12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние...) 13. Растения (любые — деревья, травы, цветы...) 14. Спортивные снаряды 15. Съедобные продукты (еда) 16. Узоры, орнаменты 17. Украшения (бусы, серьги, браслет...) Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория. 3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов. Ор = 5 × k Ор — показатель оригинальности.
Рис. 4 Образец тестового бланка (субтест 6 — Эскизы) Рис. 5 Пример рисунка для предварительного показа (субтест 6 — Эскизы) Рис. 6 (1). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(2). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(3). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма) Рис. 6(4). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Рис. 6(5). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма) Рис. 6(6). Стимульный материал к субтесту 7 (Спрятанная форма)
Т6 = n + 3 × m + 5 × k где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста. При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 8). У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет. Субтест 8. Спрятанная форма Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении. Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста = 3 минуты. Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рис. 6 (1-6), всего 6 различных рисунков. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям: 1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл. Б = n 2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов Ор = 5 × k где Ор — оригинальность. Т7 = n + 5 × k где Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.55.138 (0.013 с.) |