Упражнение «Личность педагога» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Личность педагога»



Й день

Цель:

— создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
— ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
— сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность и на формирование личностных качеств воспитанников;
— начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к профессии;
— способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.

Игры на знакомство:

Приветствие «Смысл моего имени».

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, после представления можно сыграть в «Снежный ком». Первый человек называет свое имя. Второй человек называет имя первого, затем свое. Третий - имя первого, второго, свое. И так до последнего человека (он должен обладать хорошей памятью!) Игру можно сделать интересней, если к каждому имени добавлять прилагательное на первую букву имени. Например: артистичная Аня, таинственная Таня, Ленивый Леша и т.д.

Правила работы в группе

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах). Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.

Разминка:

Игра «Поменяйтесь местами...»

Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами». Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— работает в настоящее время по новой программе;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.

Упражнение «Личность педагога»

(Проводится в малых группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества

Гибкость,
стремление к самоактуализации,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед,
креативность,
эмпатийность.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Что вы сами предлагаете добавить?
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

Игра «Ладони и колени»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Игра «Джунгли»

Материалы: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью, а также для поддержания работоспособности группы проводится такая игра.
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам, крокодилам и верблюдам.
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.

Домашнее задание

Вспомнить ситуации из своего детства:
— яркое переживание чувства собственной значимости, счастья, надежности и т.п., возникшего после контакта с взрослым (другим ребенком);
— ситуацию, когда вы пережили чувство несправедливости, обиды и т.п., причиненной вам конкретным взрослым (другим ребенком).

Вопросы

1. Какие чувства вы испытывали?
2. Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
3. Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми.
5. Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым.

Упражнение «Подарок»

Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Й день

Цель:
— продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности;
— способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы;
— начать активное овладение личностно-ориентированной позицией по отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий «понимание, приятие и признание личности ребенка».

Приветствие

Члены группы могут, свободно перемещаясь, подойти к другому человеку, поздороваться любым способом и сообщить ему то, что запомнили о нем с первой встречи.

Анализ анкет

Проводится ведущим. В анализе должна присутствовать обратная связь по всем пунктам анкеты. Особо выделить информацию о себе и пути реализации предложений.

Разминка:

Игра «Послание самому себе»

Участники тренинга выстраиваются в одну шеренгу так, чтобы на левом фланге осталось достаточно места для еще одной такой шеренги.
Правофланговый говорит своему соседу какую-нибудь фразу, которую он желал бы услышать сегодня утром, а сам бежит на левый фланг. Сосед передает эту фразу по цепочке, причем он должен передать смысл, а повторять все предложение дословно не обязательно. Так фраза передается по цепочке.
Дождавшись, когда фраза пройдет двух-трех участников, член тренинговой группы, ставший теперь правофланговым, передает тем же путем послание для себя и перебегает на левый фланг, и так далее, пока все участники не пошлют и не получат обратно послания сами себе.

Упражнение «Звезда»

Материалы: небольшое карманное зеркало.
Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 на 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения

Ваши ощущения в процессе выполнения задания.
Ваши мысли по этому поводу.

От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Упражнение «Подкрепление»

Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов
и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение

Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.

Упражнение «Часы»

Это упражнение на поддержание работоспособности.
Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например
12 часов ровно или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение «Самопознание»

Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
— Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?
Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.

Вопросы для обсуждения

Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
Были ли «выпадающие»?
Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.

Идеи, выносимые на обсуждение

Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Упражнение "Паровозики"
Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться.
Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию).
«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность
управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди).Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?

Вопросы для обсуждения

Какая позиция для тебя была самой удобной?
Легко ли тебе было, когда тобой руководили?
Легко ли было самому руководить?
Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?

Идеи, выносимы на обсуждение

У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым.
Но! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.

Проектное рисование "Я – педагог"

Материалы: средства изображения, альбомная бумага.
Следующее задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Однако особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные черты. Для рисования можно использовать имеющиеся изобразительные средства. На рисование отводится 10 минут.
Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над рисунком осталась в тайне от других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.

Вопросы для обсуждения

Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека?
Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?
Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными, личностными)?
Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личные качества)?

После обсуждения автор рисунка имеет право признаться, если у него возникло такое желание. Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, так как они помогут выполнить домашнее задание этого дня. По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из обсуждения то, что ему показалось важным.

Упражнение «Животные»

Это упражнение также для поддержания работоспособности.
Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.

Домашнее задание «Мои перспективы»

Необходимо сформулировать основные цели профессионального самосовершенствования, которых участники хотели бы достичь в ближайшее время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение.

Завершение дня

Й день

Ведущий напоминает дату, время, место последующей встречи.

Цель:
— закрепить стиль активного овладения личностно-ориентированной позицией в общении с детьми;
— подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях самосовершенствования;
— создать условия для получения участниками обратной связи от группы и формулирования индивидуальных результатов работы.

Приветствие

По кругу поприветствовать остальных любым способом, которым можно поприветствовать ребенка.

Анализ анкет.

Разминка:

Упражнение «Молекулы»

Упражнение на создание работоспособности и разделение на четыре подгруппы.
Все участники — атомы. Они двигаются по типу броуновского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах и места соединений задает ведущий.
Например: «Молекулы, по три локтями!» — все должны разбиться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «Плюс 20, плюс 45, плюс 80», что значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполнения упражнения надо образовать четыре подгруппы (молекулы).

Анализ домашнего задания «Мои перспективы»

Проходит в микрогруппах по 3 человека. У каждого есть возможность высказаться по поводу своих планов профессионального совершенствования. При этом можно спрашивать совета у других участников микрогруппы, выслушивать их мнение. На обсуждение отводится 20 минут. После этого в общем кругу анализируются результаты работы подгрупп, выделяются сложности, с которыми можно столкнуться при планировании.
Что проще прогнозировать: далекую перспективу или близкую?

Вопросы для обсуждения

Каким образом в вашей группе решали проблему каждого?
Какую стратегию ведения обсуждения вы выбрали?

Идеи, выносимые на обсуждение

Любое изменение ведет нас по дороге самосовершенствования.
Информация, которую мы получаем о себе, должна нами использоваться в целях саморазвития.
Возможно, проблема, которая стоит перед вами, уже стояла перед кем-то другим и была им решена — надо уметь пользоваться чужим опытом.
Не заняв определенного места в образовательном учреждении, невозможно влиять на учебно-воспитательный процесс в целом.

Упражнение «Взгляды»

Все закрывают глаза. По команде ведущего открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Если это не получилось с первого раза — попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом тех, кто имеет контакт глаз, но таким образом, чтобы получись две шеренги, — это две команды для следующего упражнения (упражнение также показывает степень развития личных контактов в группе).

Упражнение «Композиция»

Группа делится на две команды. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур — двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника (размеры и место размещения — на усмотрение команды).
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения

С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
Хотелось ли вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
Чем отличаются рисунки?
Как вы считаете, в чем причина получившихся отличий?

Идеи, выносимые на обсуждение

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.
Если ребенок не понял — это не значит, что он невысокого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
Косноязычие педагогов.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

Упражнение «Тюрьма»

Чтобы немножко подвигаться, с уже имеющимися командами играем дальше. Внутренний круг образован сидящими на стульях — это арестанты, за спиной у каждого стоит по тюремщику. Задача арестантов — договориться взглядом с любым из других арестантов «о побеге»: быстро поменяться местами, но так, чтобы тюремщик не успел прикоснуться к нему (это означает, что беглец пойман). Задача тюремщика — следить, чтобы арестант не сбежал.

Упражнение «Зеркало»

Материалы: зеркало размером примерно 15х20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока —посмотреться в зеркало и попытаться воспринять себя отстраненно, как будто видишь не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на такие вопросы:
— Что привлекательного вы видите в этом человеке?
— За что его можно любить?
— Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
После того как зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую многим пришлось совершить.

Идеи, выносимые на обсуждение

Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение

В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. агрессия рождает агрессию.Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.

Игра-активатор «Путаница»

Все, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладонями, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.

Упражнение «Дискуссия»

Материалы: карточки с ролями «методист», «воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».
Для разделения на две подгруппы можно использовать следующий способ: ведущий вызывает двух участников, дает им выбрать одну из двух карточек, на обороте которых написано, какую команду он должен набрать — супервизоров или участников дискуссии. Не называя участникам тренинга мотив своего выбора, капитаны набирают себе команды. Затем участники высказывают свои предположения о том, по какому критерию их разделили на команды. Упражнение носит социометрический характер, а также показывает уровень развития межличностных отношений.
Итак, группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это участники дискуссии. Другая — внешний, это наблюдатели, которым также предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их должностной статус в учреждении: методист, воспитатели, психолог.
Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а положение этого работника в коллективе — «непринимаемый».
Таблички раздаются таким образом, чтоб их содержание было видно всем, кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, а именно — подготовка педагогического совета по теме «Ознакомление с особенностями личностно-ориентированного общения с детьми».
Продолжительность дискуссии — 5 минут.

Вопросы для обсуждения

К активным участникам:
— В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
— С чем вы это связывали, как объясняли?
— Какие чувства у вас возникли в этой связи?
— Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило, опустились руки?
К пассивным участникам:
— Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?
— Как вы стали вести себя по отношению к этому человеку?
— Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?
— Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не учитывают, к которому не относятся с должным уважением и вниманием?

Идеи, выносимые на обсуждение

Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный «ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости от него; при этом никто не обязан поддерживать эти стереотипы — каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.
Во время проведения упражнения игроки будут стараться показать каким-либо образом отношение к «особому» игроку, однако это не является единственной стратегией поведения — можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.
Если в группе принято навешивать ярлыки, никто не застрахован от подобного.
Если в группе приняты искренние отношения, без скрытых мотивов, то каждый член этой группы чувствует себя более уверенно и свободно.
Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в ребенке что-то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия с другими.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

Упражнение «Стой спокойно»

Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева — правую, сосед справа — левую. Кто ошибется, выходит из круга.

Упражнение «Обратная связь»

Материалы: листочки небольшого размера, по две на каждого.
С помощью предыдущего упражнения все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения обратной связи о себе каждому предстоит написать своему соседу слева и справа по два его сильных качества и два слабых, которые можно изменить. Листочек с обратной связью кладется на стул того, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе.

Список литературы

  1. Левошко И. Давайте жить дружно. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
  2. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. –Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.
  3. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”.
  4. Хусид А. Патриот самого себя. – Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г.

Приложение:

Г. и З. Резапкиных, «Школьный психолог», № 3, 1999.

Вопросы:

Готовитесь ли вы к урокам?

1. Обычно да
2. Иногда
3. Всегда

Лист ответов

Интерпретация к тесту
«психологический портрет учителя:
опыт самодиагностики»

Шкала 1.
Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем — пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2.
Психоэмоциональное состояние
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.089 с.)