Упражнение «Последняя встреча» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Последняя встреча»



(Включать это упражнение или нет, зависит от степени конгруэнтности группы.)
Занятия уже закончились, скоро расставание. Но всё ли все успели сказать друг другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Может, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? У каждого есть шанс сделать то, что не успели сделать на предыдущих занятиях. «Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь!»
Для проведения этого упражнения можно использовать музыкальное сопровождение.

Итоги моего участия в тренинге

Упражнение проходит по принципу «бездомный заяц». Один стул убирается. Оставшийся в кругу (это может быть ведущий) формулирует кратко, что он вынес для себя из участия в тренинговой группе. По окончании фразы все поднимаются со стульев, меняются местами — новый «заяц» рассказывает о результатах своей работы. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажутся все.

Упражнение «Обратная связь»

Материалы: листочки небольшого размера, по две на каждого.
С помощью предыдущего упражнения все уже несколько раз поменяли свои места в кругу и, соответственно, соседей. Теперь для получения обратной связи о себе каждому предстоит написать своему соседу слева и справа по два его сильных качества и два слабых, которые можно изменить. Листочек с обратной связью кладется на стул того, кому адресован. Таким образом, каждый получает дважды информацию о себе.

Анкетирование «Обратная связь»

Список литературы

  1. Левошко И. Давайте жить дружно. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
  2. Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. –Газета “Школьный психолог” № 22, 2003 г.
  3. Мардер Л. Тренинговое занятие “Профессия и личность”.
  4. Хусид А. Патриот самого себя. – Газета “Школьный психолог” № 38, 2002 г.

Приложение:

Г. и З. Резапкиных, «Школьный психолог», № 3, 1999.

Вопросы:

Что, по вашему мнению, важнее всего в воспитании?

1. Окружить ребенка теплотой и заботой
2. Воспитать уважительное отношение к старшим
3. Выработать определенные взгляды и умения

Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?

1. Да
2. Нет
3. В зависимости от настроения

Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?

1. Интерес
2. Смущение
3. Раздражение

Что вы делаете, если класс не приведен в порядок?

1. Не могу начать урок
2. Не обращаю на это внимания
3. Зависит от ситуации

Что вы делаете, когда несправедливо поступили с учеником?

1. Трудно признать это
2. Готов признать свою неправоту
3. Таких случаев не было

Какие отношения для вас важнее?

1 Отношения с учениками
2. Отношения с коллегами
3. Не знаю

Вызывают ли у вас некоторые ученики раздражение, которое бывает трудно скрыть?

1. Часто
2. Иногда
3. Никогда не вызывают

Как действует на вас присутствие на уроках посторонних?

1. Воодушевляет
2. Никак не отражается
3. Выбивает из колеи

Считаете ли вы своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте?

1. Да
2. Нет
3. В зависимости от ситуации

С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем своим ученикам?

1. Не уверен
2. Нет
3. Да

С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?

1. С учениками
2. С коллегами
3. Побыть в одиночестве

Всегда ли вы идете на урок в приподнятом настроении?

1. Никогда
2. Иногда
3. Всегда

Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?

1. Да
2. Нет
3. Не уверен, что такие качества есть

Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?

1. Того, который дает четкие указания
2. Того, который не вмешивается в работу
3. Того, который дает простор для творчества

Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

Как вы относитесь к случайным встречам с учениками за пределами школы?

1. Это доставляет мне удовольствие
2. Это вызывает у меня чувство неловкости
3. Это не вызывает у меня особых эмоций

Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?

1. Часто
2. Редко
3. Никогда

Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?

1. Мало волнуют
2. Иногда задевают
3. Часто задевают

19. Придерживаетесь ли вы во время урока намеченного плана?

1. Всегда
2. Предпочитаю импровизацию
3. Зависит от ситуации

Случалось ли вам нелестно отзываться о своих коллегах?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

Согласны ли вы с мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть?

1. Согласен
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть

Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?

1. Да
2. Иногда
3. Нет

Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами?

1. Доставляет удовольствие
2. Особых эмоций не вызывает
3. Недовольство

Как вы реагируете, когда видите, что ученик ведет себя вызывающе по отношению к вам?

1. Плачу ему той же монетой
2. Игнорирую этот факт
3. Предпочитаю выяснить отношения

Готовитесь ли вы к урокам?

1. Обычно да
2. Иногда
3. Всегда

Что для вас важнее всего в работе?

1. Привязанность учеников
2 Признание коллег
3. Чувство собственной необходимости

Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?

1. Да
2. Иногда
3. Не зависит

Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении к себе со стороны коллег?

1. Не сомневаюсь
2. Сомневаюсь
3. Затрудняюсь ответить

Что вы делаете, если ученик высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?

1. Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
2. Перевожу разговор на другую тему
3. Пытаюсь понять его точку зрения

Опаздываете ли вы на работу?

1. Регулярно
2. Изредка
3. Никогда не опаздываю

Что вы делаете, если незаслуженно наказывают ученика?

1. Заступлюсь за него
2. Один на один сделаю замечание коллеге
3. Сочту некорректным вмешиваться

Работа дается вам ценой большого напряжения?

1. Обычно да
2. Иногда
3. Редко

Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?

1. Конечно
2. Есть сомнения
3. Не приходилось задумываться

Что, по-вашему, в школьном коллективе важнее всего?

1. Трудовая дисциплина
2. Отсутствие конфликтов
3. Возможность работать творчески

Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?

1. Часто
2. Иногда
3. Никогда

Согласны ли вы с высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»?

1. Согласен полностью
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть

Мешают ли мысли о работе вам уснуть?

1. Часто
2. Редко
3. Никогда не мешают

Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?

1. Часто
2. Иногда
3. Предпочитаю слушать других

Считаете ли вы возможным повысить голос на ученика?

1. Если ученик этого заслуживает
2. Затрудняюсь ответить
3. Это недопустимо

Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?

1. Не всегда
2. Не знаю
3. Всегда

Испытываете ли вы потребность в общении с учениками во время каникул?

1. Да
2. Нет
3. Иногда

Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями?

1. Редко
2. Обычно да
3. Всегда

Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне компетентных людей?

1. Да
2. Не помню
3. Нет

Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроках?

1. Мешают учебному процессу
2. Игнорирую
3. Использую

Случалось ли вам быть не совсем искренним с людьми?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

На чью сторону вы встаете в конфликте между учителем и учеником?

1. На сторону ученика
2. На сторону учителя
3. Сохраняю нейтралитет

Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?

1. Как правило, да
2. Не всегда
3. Проблем со здоровьем нет

Относятся ли ваши ученики к вам с симпатией?

1. Да
2. Не все
3. Не знаю

49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?

1. Не вызывают
2. Не знаю
3. Вызывают

50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?

1. Да
2. Нет
3. Не помню

Лист ответов

Интерпретация к тесту
«психологический портрет учителя:
опыт самодиагностики»

Шкала 1.
Приоритетные ценности

Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем — пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2.
Психоэмоциональное состояние
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.

Шкала 3.
Самооценка
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.

Шкала 4.
Стиль преподавания
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете
жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания — строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик — равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Шкала 5.
Достоверность фактов
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.

 

Бланк анкеты "Обратная связь"

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.029 с.)