Упражнение «Мое педагогическое кредо»
Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка. Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами. Время подготовки — 10 минут.
Вопросы для обсуждения
Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего кредо? Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом? Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить? Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку? Удовлетворены ли вы созданным символом? Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?
Анализ домашнего задания
Он проводится в микрогруппах, и их объединение может произойти таким образом: ведущий показывает группе карточки с написанными на каждой тремя буквами и предлагает по этим схемам объединиться в микрогруппы. Участники должны догадаться, что они обозначают первые буквы их тренинговых имен. Упражнение пройдет интереснее, если в группе есть имена, начинающиеся с одинаковых букв, — тогда действия участников будут носить и диагностическую информацию для ведущего. Анализ воспоминаний детства проводится в микрогруппах по 3 человека. Ведущий предлагает обратиться к домашнему заданию, вспомнить ситуации из детства, чувства и мысли, которые они тогда вызвали (см. Домашнее задание, 1-й день). В качестве звукового сопровождения используется приятная, спокойная музыка. В течение трех минут (продолжительность мелодии) участники группы погружаются в свои воспоминания. На работу микрогрупп отводится 25 минут.
Вопросы для обсуждения в микрогруппах
Какие чувства вы испытывали? Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими? Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым? Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему? Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми? Какую тактику обсуждения вы предпочли в вашей микрогруппе? Как вы отнеслись к необходимости рассказать ваши истории другим членам микрогруппы? Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после? Какие мысли возникали в вашей микрогруппе по ходу обсуждения предложенных вопросов?
Идеи, выносимые на обсуждение
Наши детские впечатления влияют на нас и движут нашим поведением до сих пор. Мы в ответе за чувственный опыт наших детей, который также будет определяющим в их будущей взрослой жизни.
Упражнение «Движение по кругу»
Каждому участнику предлагается придумать какое-нибудь несложное движение. По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего хлопка движения меняются снова таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг. С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия
Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком
(по А.В. Петровскому)
Информирование от ведущего:
Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.
Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми. Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности. Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Рекомендации ведущему по формированию у педагогов знаний и представлений о личностно-ориентированной модели общения: Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства взрослого и ребенка. В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с детьми. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.
Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т.е. позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога. Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно иллюстрировало.
Упражнение «Звезда»
Материалы: небольшое карманное зеркало. Подготовить основу — изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5 на 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.
Вопросы для обсуждения
Ваши ощущения в процессе выполнения задания. Ваши мысли по этому поводу.
От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии. Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение. Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.
Упражнение «Подкрепление»
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Процедура такова. Двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах. Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер. Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.). Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления. По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли? Какие чувства вызвала у вас реакция группы? Как вы чувствуете себя сейчас? Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка — это способ выражения приятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ.
Упражнение «Часы»
Это упражнение на поддержание работоспособности. Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Упражнение «Самопознание»
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание». Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос: — Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы? Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения
Все ли участвовали в составлении слов? Как было организовано составление слов? Были ли «выпадающие»? Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении? В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)? Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые их них будут повторяться.
Идеи, выносимые на обсуждение
Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.
Упражнение "Паровозики" Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться. Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе (задание будет иметь и социометрическую информацию). «Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди).Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?
Вопросы для обсуждения
Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
Идеи, выносимы на обсуждение
У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым. Но! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.
Проектное рисование "Я – педагог"
Материалы: средства изображения, альбомная бумага. Следующее задание предполагает создание рисунка-автопортрета. Однако особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные черты. Для рисования можно использовать имеющиеся изобразительные средства. На рисование отводится 10 минут. Участники распределяются по помещению таким образом, чтобы работа над рисунком осталась в тайне от других. После этого неподписанные рисунки собираются ведущим, и группа приступает к их анализу. Рисунки предъявляются по очереди, без указания авторства. В обсуждении принимают участие все члены группы, свободно высказывая свое мнение.
Вопросы для обсуждения
Что вы можете сказать о профессиональных особенностях изображенного человека? Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека? Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональными, личностными)? Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личные качества)? После обсуждения автор рисунка имеет право признаться, если у него возникло такое желание. Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе обсуждения мысли, так как они помогут выполнить домашнее задание этого дня. По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из обсуждения то, что ему показалось важным.
Упражнение «Животные»
Это упражнение также для поддержания работоспособности. Каждый участник называет любое животное, при этом остальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника. Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу в том же темпе два раза хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока. Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же задание, но изображая только звуки своего животного.
Домашнее задание «Мои перспективы»
Необходимо сформулировать основные цели профессионального самосовершенствования, которых участники хотели бы достичь в ближайшее время. При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение.
|