Второе упражнение «Шеренга».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе упражнение «Шеренга».



Разделенная пополам команда встает в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий объявляет «режим молчания» и дает инструкцию: по хлопку ведущего каждый участник должен повернуться на 90 градусов вокруг своей оси в любую сторону, не повернуться на хлопок – нарушение правила. Задача команды - как можно быстрее встать лицом друг к другу.

Сразу же по завершении инструкции дается первый хлопок.

Третье упражнение «Стоп-кадр»

Команда по-прежнему разделена на две подгруппы, которые в этом упражнении соревнуются друг с другом.

Ведущим обозначается стартовая и финишная черта на расстоянии 10 – 15 метров. Обе подгруппы выстраиваются вдоль стартовой черты. Ведущий дает инструкцию: цель каждого участника как можно быстрее достичь финишной черты, выполняя следующие правила. Двигаться можно любым способом: прыжками, бегом, ползком, пешком и любым другим способом, который вы придумаете, но когда ведущий хлопнет в ладоши, вы должны застыть в той позе, в которой вас застал хлопок. Нельзя двигаться: перемещать центр тяжести, изменять положение рук или ног, даже перемещать взгляд. Нарушивший условие участник возвращается на стартовую черту и начинает движение с нее. Двигаться можно по команде ведущего: «Двигаемся, можно, вперед». Победившей считается подгруппа, в которой все участники достигнут финиша быстрее.

Четвертое упражнение «Электрический контур»

Финишную черту предыдущего упражнения лучше располагать рядом с огороженным веревкой, на высоте примерно 1,5 – 1,7 метра (высота зависит от возраста участников) местом. Примерное расстояние между деревьями, на которых крепиться веревка 3 метра. В пределах огороженного пространства находится шест (достаточно крепкий и легкий ствол длиной примерно 1,5 метра). Команда заходит в это пространство и ведущий дает инструкцию: это пространство огорожено контуром под высоким напряжением, прикасаться к проводу нельзя, плоскости от веревки до земли тоже находятся под напряжениям, нельзя прикасаться и к деревьям, команда должна найти наиболее надежный способ вывести всех членов за пределы провода. За касание начисляется штрафной балл. Строгий запрет на прыжки с земли на землю через провод. Команда должна помогать, как самым слабым на этом этапе, так и самым сильным с целью сохранения здоровья и работоспособности. Если команда не может найти решения, можно подсказать использовать подручные средства. Иногда команда эффективно справляется с задачей без помощи шеста. Если команда испытывает трудности при выходе последних участников, можно подсказать использовать подручные средства, найденные за пределами контура (там заранее заготовлен второй шест, который можно передать поверх провода – правила этого не запрещают). В заключение упражнения ведущий в шутливой форме дает оценку работе команды.

Пятое упражнение «Убежище»

Это заключительное упражнение этапа. На сухой полянке лежит 2-3 местная палатка (желательно, чтобы ранее в лагере участники не ставили палатку этой конструкции) и 2-3 туристских коврика. Задание очень простое: быстро поставить палатку, застелить дно ковриками, и сняв обувь, всей командой залезть в нее. При затруднениях можно подсказывать алгоритм, объясняя как можно понять принцип постановки палатки.

Когда команда справилась с задачей и находится в палатке, ведущий просит устроиться всех в ней поудобнее. Вопросы, которые задает ведущий, примерно следующие:

- Как долго участники смогли бы находиться в таком положении?

- Знают ли участники приемы саморегуляции, которые позволили бы им снять, уменьшить напряжение, чувствовать себя более комфортно?

Ведущий предлагает выполнить следующий прием (Внимание! Астматикам это упражнение делать нельзя).

Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).

Нижнее дыхание используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).

Выполняется брюшное дыхание следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна. Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета. Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Если необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется верхнее (ключичное) дыхание. Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже через несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести, прилива бодрости.

Шестое упражнение «Радуга»:

Сначала ведущий просит детей попробовать представить, что во рту кисло. Затем спрашивает, кому удалось почувствовать этот вкус, а кому – нет. Затем ведущим просит представить лимон, нарезанный дольками, с капельками сока, и т.д. (чем более красочно описание, тем лучше) и почувствовать вкус кислого. Дети делятся впечатлениями, насколько им удалось почувствовать вкус, помогало ли представление лимона. Ведущий обращает внимание, что когда человек хочет достичь какого-то состояния, то проще это сделать, если подключать воображение. Так, что бы добиться состояния покоя, лучше не только говорить себе «Я спокоен», но и представлять то место, в котором человек уже чувствовал себя спокойно.

Вторая часть. В заключении ведущий предлагает детям закрыть глаза и представить радугу, которую он видели (это может быть фотография, картина и т.д.). Ведущий просит представлять, что на вдохе мы поднимаемся вверх по радуге, а на выдохе вниз (не стоит конкретизировать, как мы двигаемся, каждый выбирает свой способ). С закрытыми глазами упражнение повторяется 7 раз, затем удерживая картинку радуги, открыть глаза, и повторить упражнение еще 3 раза.

Третья часть. Ведущий спрашивает, как изменилось самочувствие, настроение. Затем просит детей выйти из палатки, собрать и собрать ее.

Четвертая часть. На этом этап заканчивается, инструктор отмечает маршрутный лист и желает дальнейших успехов команде.

 

Этап: «Один – хорошо, а 20 - лучше!»*

Автор: Пелешенко М. А. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки).

Цель:Научить группу формированию команды. Сформировать навык одновременного отслеживания последовательности своих действий и действий согруппников (тренировка внимания).

Формирование сплоченности группы, для достижения общей цели.

Формирование способов стратегического мышления (как предугадывание действий соперника, так и поэтапная разработка плана действий).

Задачи.1.Проведение свободной дискуссии на тему, какие качества необходимы команде, для достижения целей с максимальной эффективностью. Необходимо акцентировать внимание на тех интегративных свойствах команды, которыми не обладает отдельный индивид.

2. Проведение упражнений с целью наглядного представления о свойствах команды, необходимых в ЧС.

3. Подведение итогов: рефлексия группы (выяснение, какими свойствами обладает собственная группа, а какие еще требуют отработки, и что для этого нужно); обратная связь.

Методическое оснащение.

Упражнения: «Принц, принцесса и Змей Горыныч»,

«Печатная машинка»,

«Газетный остров»,

Помещение:

При проведении данного этапа желательно иметь место, изолированное от других отрядов и огражденное от шумовых помех. Этап может проводиться как в здании, так и на улице, но в этом случае имеется необходимое условие – заасфальтированная местность. Если этап проводиться в здании, то это должно быть достаточно просторное помещение, в изолированной от других этапов, комнате, однако не очень удаленной от них, т. к. время на переход от этапа к этапу строго регламентировано.

Реквизит: газетные листы, лист для ведения счета (либо место на асфальте), пишущее средство для ведения счета (ручка, мел).

Ход этапа.

Первая часть этапа посвящается повторению для участников правил. На данном этапе специфическим правилом предусматривается:

- взаимопомощь между членами команды членов команды.

Вторая часть этапа: 1. Дискуссия о свойствах и команды как целого. Каким образом они могут проявляться в ЧС?

2. Задается вопрос, какие качества нужны команде, чтобы эффективно справляться с поставленной задачей, а какие мешают этому? Расскажите о том, какие из этих качеств проявлялись в вашей жизни, в каких ситуациях, какие вы ставили цели? Как вы считаете, было ваше поведение эффективным или нет? Допускается к ответу участник, поднявший руку.

Переход к упражнениям (объяснения, на что направлены упражнения, которые группе предстоит пройти).

Третья часть этапа – упражнения.

Первое упражнение: «Принц, принцесса и Змей Горыныч» (7 –10 минут).

Упражнение имеет под собой разминочную основу. Главный стратегический прием – интуитивное предугадывание действий противника. Группа делится на 2 подгруппы, каждая из которых одновременно, по сигналу изображает принца, принцессу или Змея Горыныча. (Змей Горыныч крадет принцессу, принцесса влюбляет в себя принца, принц побеждает Змея Горыныча). Каждой подгруппе дается время на обсуждение. Подгруппе-победителю дается одно очко. Игра продолжается до 5-ти очков. Инструктор должен следить за обсуждением. По завершению игры задается вопрос участникам: как проходило обсуждение? вы обсуждали стратегию своего поведения или поведения соперников? кто чаще всего спасал команду от поражения (в данном случае этот человек – кандидат на дополнительный приз)?

Второе упражнение: «Печатная машинка» (10 – 13 мин.).

Упражнение направленно на развитие внимания к собственным действиям и действиям членов команды. В данном упражнении необходимыми условиями достижения цели являются: собранность, своевременное участие каждого из членов группы, соблюдение четкой последовательности выполнения действий. Участники располагаются полукругом, таким образом, чтобы ведущий видел каждого из них. Сначала ведущим предлагается фраза (пословица) для разминки, легко воспринимаемая и имеющая небольшое количество букв в своем составе. Буквы этой фразы распределяются между участниками. Затем участники перемешиваются. Дается время на окончательную подготовку и последние обсуждения. После подтверждения готовности от группы, по сигналу воспроизводится эта фраза. Говорящий должен громко называть свою букву и одновременно делать руками хлопок. После нескольких проб, во время которых оттачивается последовательность воспроизведения букв (громкость, своевременность, отсутствие пауз), можно дать фразу посложнее. Упражнение делается на время. Если букв не хватает каждому, можно оставшихся попросить оценить, получилась ли фраза. Если же букв больше, чем участников, они так же распределяются. Таким образом, некоторым участникам достается по две, три буквы. После воспроизведения, рефлексируется работа группы: сложно ли было отслеживать последовательность фразы, получалось ли концентрировать внимание на общем процессе и собственной роли в нем одновременно?

Третье упражнение: «Газетный остров» (15 – 20 мин.).

Упражнение направленно на формирование сплоченности и взаимовыручки в команде. На полу (асфальте) расстилается несколько газет символизирующих остров, который постепенно затапливается водой. Но изначально газет должно быть такое количество, чтобы участники, располагающиеся на них, чувствовали себя свободно, могли ходить по «острову» сидеть на нем при желании. Задается вопрос: свободно ли они себя чувствуют? Затем участники расходятся в стороны и убирается один газетный лист. Это действие сопровождается словами: «Постепенно начинается прилив и суши остается меньше!». Участникам предлагается занять места на острове. Процедура повторяется до тех пор, пока не останется такое количество газет, размещение на котором требует от группы изобретательности. Обязательное условие состоит в том, чтобы на остров поместились все участники, иначе вся команда считается утонувшей (проигравшей). После того, как команда устроилась на острове, ведущий проверяет отсутствие «заступов» за пределы газет и считает до пяти, предварительно сказав, что команде в таком положении нужно продержаться некоторое время (5 секунд) до прилива. После этого обсуждается, каким образом команда помогала своим участникам оставаться на острове.

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задать вопросы о том, понравилось ли вам на этом этапе? Что было легче выполнять, а что сложнее? и т.д.

Рекомендации ведущему. Упражнения сами по себе являются увлекательным средством общения и самовыражения, но необходимо помнить, что они должны быть объединены некоторой смысловой направленностью, именно для этого предварительно создается атмосфера группы, даются разъяснения о выгодных перспективах нахождения в команде и дискуссия, о том, что для каждого из участников значит нахождение в команде.

При проведении тренинга, необходимо держать быстрый, но не суетливый темп своей речи и действий, задавая тем самым темп выполнения упражнений. В данном случае четкость и быстрота действий отражают необходимые условия функционирования в ЧС. В ходе проведения упражнений необходимо осуществлять направляющие действия, давать подсказки и т. д., но таким образом, чтобы не отнимать у команды ощущения самостоятельности и проявлений находчивости командой при выполнении заданий.

Заключительная часть. Дать положительный отзыв о работе. Пожелание успехов при прохождении этапов и выставление оценки за работу на данном этапе.

Этап «Волшебная Лавка Качеств»

Автор:Макарова О. Л. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел медико-психологической реабилитации).

Цели:

1. Сформировать представление о ресурсах психики.

2. Научить безоценочному отношению к проявлению чувств.

Задачи:

1. Сформировать представление о контролируемости чувств.

2. Сформировать навыки управления чувствами.

3. Научить приводить сферу чувств к равновесному состоянию (балансу).



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.008 с.)