Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второе упражнение: «Паровозик» (10 – 13 мин.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Упражнение основано на доверии лидеру (капитану) команды и развивает такое качество, как взаимовыручка. Группа выстраивается в шеренгу друг за другом, удерживая впередистоящего за талию – это вагоны. Все закрывают (или завязывают) глаза, кроме капитана команды, который стоит первым и олицетворяет собой паровоз. Состав трогается, преодолевая препятствия (углубления, подъемы, лестницы и др.), его ведет капитан. При этом он информирует «вагоны» о препятствиях. «Вагоны» по цепочке передают информацию друг другу. При этом капитану необходимо регулировать растяжения и сжатия шеренги (идти быстрее или подождать). Отслеживается слаженное действие команды и ответственность капитана. Вопрос капитану: сложно ли ему было? Вопрос команде: справился ли капитан? Третье упражнение: «Газетный остров» (13 – 15 мин.). Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задать вопросы о том, понравилось ли вам на этом этапе? Что было легче выполнять, а что сложнее? Что нового узнали и приобрели для себя на данном этапе? и т.д. Заключительная часть. Дать положительный отзыв о работе. Пожелание успехов при прохождении этапов и выставление оценки за работу на данном этапе.
Этап: «Волшебная страна чувств». Автор: Клименкова И.С. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки). Цели: Данный этап направлен на работу с эмоциональной сферой ребенка. Ни для кого не является секретом, что дети более непосредственны в выражении своих чувств, чем взрослые, и при этом – именно эмоциями в значительной степени определяется их поведение. Поэтому в трудные, проблемные моменты жизни, не говоря уже об экстремальных ситуациях, чувства «захлестывают» детей и нередко полностью подчиняют себе поведение, дезорганизуют его. В связи с этим, остро стоит проблема формирования у ребенка представления о том, что он сам – это не только его эмоции, что он способен их контролировать (т.е. проблема формирования сильного «Я», занимающего главенствующее положение в структуре личности). Поэтому цели данного этапа определяются следующим образом: 1. Формирование у ребенка способности к адекватной дифференциации эмоций: четкое различение как собственных эмоций, так и эмоций окружающих. 2. Формирование у ребенка ясного представления о причинах возникновения и роли различных эмоций. 3. Главная цель этапа: формирование у ребенка представление о возможности и необходимости уметь контролировать свои чувства, о главенствующей роли «Я» в структуре личности. Задачи: Достижение описанных целей посредством игры. 1. Проблема эмоциональной и поведенческой неадекватности переводится на символический язык. Эмоциональная сфера представляется как волшебная страна чувств, который правит король (наше «Я»); у короля есть разнообразные слуги (это собственно эмоции). Если король слаб, то страной правят слуги, а они не обладают мудростью короля и могут неправильно занять места в королевстве. Таким образом, причина эмоциональной и поведенческой неадекватности в символической форме представляется как неверная расстановка слуг-чувств в королевстве, и, главное, как слабость короля – «Я» - забывшего о своих обязанностях. 2. В форме такой игры дети рассматривают различные эмоции, их особенности, способы их выражения – что способствует формированию у них адекватных представления об эмоциональной сфере человека, о значении различных эмоций, о контроле «Я» ними. Дети подробно исследуют эмоции: радость, страх, грусть, интерес; выясняют, в каких ситуациях они возникают, какими особенностями характеризуются; решают вопрос о разумном контроле эмоций. 3. В конце игры подводятся итоги: участники говорят о том, какие чувства они сегодня исследовали, каковы их впечатления, что нового они узнали, какой полезный опыт они приобрели. Крайне важным представляется следующее: ведущий, резюмируя полученный в ходе игры опыт, должен сделать акцент на мысли, что человек – это не только его эмоции; в любой ситуации, даже самой тяжелой, каждый из нас в состоянии контролировать свои переживания и способен к адекватному требованиям ситуации поведению. Методическое оснащение. Игра: «Волшебная страна чувств». Помещение, реквизит: Для проведения игры желательно использовать место, удаленное от расположения других отрядов, где нет шума. Этап может проводиться как в здании, так и на улице, но в обоих случаях желательное условие – возможность сидеть на полу (для этого в помещении должен быть ковер, на улице – следует расстелить одеяла). При отсутствии такой возможности следует использовать помещение с достаточным количеством стульев. Ход этапа. Дети и ведущий рассаживаются в круг (желательно – на пол, но можно и на стулья). Ведущий представляется. Первая часть этапа посвящается повторению для участников правил, обязательных для данного этапа: в ходе игры все высказываются, говорят по очереди, не перебивают друг друга, слушают друг друга внимательно. (2 – 3 минуты) Вторая часть этапа – непродолжительный разговор о чувствах. Ведущий представляет детям тему игры, предлагает подумать и сказать, какие они знают чувства и зачем они нужны, какие чувства – приятные, а какие – нет. Далее детям предлагается вспомнить какие-то неприятные ситуации, в которых они оказывались, и чувства, которые они при этом испытывали. После этого ведущий говорит о том, что все чувства, даже самые неприятные, по-своему необходимы, а кроме того – ими можно управлять, просто нужно хорошо их знать и уметь с ними обращаться. Для того чтобы поближе познакомиться с различными чувствами ведущий предлагает совершить увлекательное путешествие в волшебную страну – страну чувств. (5 – 7 минут) Третья часть этапа – собственно игра. Дети сидят по кругу вместе с ведущим, так, чтобы ведущий видел каждого из них. Ведущий рассказывает сказку. «Где-то далеко-далеко, а может быть близко, совсем рядом, например, в этой комнате (на этой поляне и т.д.), есть удивительная, волшебная страна. В ней живут чувства: радость и грусть, интерес и страх, удовольствие и обида, вина, злость и многие-многие другие чувства. Правит этой страной Король. У него есть множество слуг и придворных. Король добр и мудр. Он дает слугам ту работу, которую они выполняют лучше всего, и оценивает ее по достоинству». Затем ведущий знакомит участников со слугами Короля – разными эмоциями (по порядку – с радостью, грустью, страхом, интересом). Алгоритм знакомства может быть таков: 1. Знакомство со слугой-чувством по всем модальностям: • какой зрительный образ вызывает это чувство (как выглядит этот слуга? какие картины возникают в голове, когда он появляется?) • какие звуки сопровождают его появление (какая слышится музыка? или какие-то другие звуки? какой у этого слуги голос? как он говорит?) • как пахнет слуга? (приятно или неприятно, чем-то определенным, или же это смесь разных запахов?) • какой вкус приносит с собой слуга (горечь, сладость, кислоту, модификацию вкусов)? • каково прикосновение этого слуги, как он двигается? какие танцы он танцует? Участники рассказывают о своих зрительных образах, звуках, обонятельных и вкусовых ощущениях, ассоциирующихся со слугами-чувствами, показывают их движения и танцы. Ведущий обращает внимание детей на то, какие разные у них представления о каждом из чувств – это потому, что они сами очень разные, каждый из них неповторим. 2. После знакомства со слугой-чувством по всем модальностям, ведущий обсуждает с участниками, в каких ситуациях данный слуга-чувство приходит к Королю, зачем он нужен, какую работу выполняет.
На этом этапе очень важно ввести и обсудить такое понятие, как Мера. Необходимо проговорить, как нам служит чувство – слуга, в каких ситуациях оно приносит пользу, а в каких – вред, что будет, если слуга-чувство задержится у Короля слишком долго.
3. Затем обсуждается вопрос о распознавании слуги-чувства у себя и другого. Можно попросить ребят изобразить человек, испытывающего определенное чувство. 4. После приходит время попрощаться с волшебной страной чувств – осуществляется выход из игры. Ведущий говорит, что сегодня все получили бесценный опыт – увлекательное путешествие, удовольствие от общения друг с другом, поближе познакомились с разными чувствами. Ведущий говорит, что на самом деле, страна чувств есть в каждом из нас, и у каждого она своя, не похожая ни на одну другую. И ей также правит Король, у которого есть множество придворных и слуг-чувств. И все они также по-своему необходимы Королю, и все к нему приходят в разные моменты жизни. И их всех он принимает, и ко всем он внимателен – и всех отпускает, когда приходит время (15 – 20 минут). Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задаются вопросы о том, как ребята чувствовали себя в продолжение игры? С какими чувствами знакомиться было легко и приятно, с какими – сложнее? Что нового узнали о себе, о своих чувствах? и т.д. Заключительная часть. Прощание ведущего с командой, напоминание о том, что у каждого есть своя, неповторимая страна чувств и каждый в ней - король. Именно здесь необходимо сделать акцент на том, что чувства – какими бы они ни были: приятными или тяжелыми, слабыми или чрезвычайно интенсивными – это только чувства, и они преходящи. А кроме того – и это самое главное – мы хозяева, короли нашей внутренней страны, а чувства – это слуги, и никак не наоборот. Поэтому, что бы с нами ни случалось, какие трудности мы бы ни испытывали – мы всегда можем справиться с собственными неприятными переживаниями, разрешить тяжелую ситуацию, и потом вновь и вновь испытывать радость, интерес и множество других прекрасных чувств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Эксмо, 2005 – 960 с. 2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004.- 208 с. 3. Программа «Основы здорового образа жизни» Ч.2. – Саратов, Научная книга, 2004 – 120 с. 4. Родионов В.А. и др., Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003.- 224 с. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2002 – 310 с. 6. Основы работы вожатого в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие \под ред. О.Д. Минакова и О.В. Печенкиной – М.: Издательство РГСУ, 2004. 7. На службе у детства \ под ред. И.И. Комаровой – Народное образование, 2002. 8. Тренинг по сказкатерапии. Сборник программ \ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - М.: Издательство Речь, 2000. ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы к блиц-опросу для старших школьников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.223 (0.008 с.) |