Второе упражнение: «Паровозик» (10 – 13 мин.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второе упражнение: «Паровозик» (10 – 13 мин.).



Упражнение основано на доверии лидеру (капитану) команды и развивает такое качество, как взаимовыручка. Группа выстраивается в шеренгу друг за другом, удерживая впередистоящего за талию – это вагоны. Все закрывают (или завязывают) глаза, кроме капитана команды, который стоит первым и олицетворяет собой паровоз. Состав трогается, преодолевая препятствия (углубления, подъемы, лестницы и др.), его ведет капитан. При этом он информирует «вагоны» о препятствиях. «Вагоны» по цепочке передают информацию друг другу. При этом капитану необходимо регулировать растяжения и сжатия шеренги (идти быстрее или подождать). Отслеживается слаженное действие команды и ответственность капитана. Вопрос капитану: сложно ли ему было? Вопрос команде: справился ли капитан?

Третье упражнение: «Газетный остров» (13 – 15 мин.).

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задать вопросы о том, понравилось ли вам на этом этапе? Что было легче выполнять, а что сложнее? Что нового узнали и приобрели для себя на данном этапе? и т.д.

Заключительная часть. Дать положительный отзыв о работе. Пожелание успехов при прохождении этапов и выставление оценки за работу на данном этапе.

 

Этап: «Волшебная страна чувств».

Автор: Клименкова И.С. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки).

Цели:

Данный этап направлен на работу с эмоциональной сферой ребенка.

Ни для кого не является секретом, что дети более непосредственны в выражении своих чувств, чем взрослые, и при этом – именно эмоциями в значительной степени определяется их поведение. Поэтому в трудные, проблемные моменты жизни, не говоря уже об экстремальных ситуациях, чувства «захлестывают» детей и нередко полностью подчиняют себе поведение, дезорганизуют его. В связи с этим, остро стоит проблема формирования у ребенка представления о том, что он сам – это не только его эмоции, что он способен их контролировать (т.е. проблема формирования сильного «Я», занимающего главенствующее положение в структуре личности).

Поэтому цели данного этапа определяются следующим образом:

1. Формирование у ребенка способности к адекватной дифференциации эмоций: четкое различение как собственных эмоций, так и эмоций окружающих.

2. Формирование у ребенка ясного представления о причинах возникновения и роли различных эмоций.

3. Главная цель этапа: формирование у ребенка представление о возможности и необходимости уметь контролировать свои чувства, о главенствующей роли «Я» в структуре личности.

Задачи: Достижение описанных целей посредством игры.

1. Проблема эмоциональной и поведенческой неадекватности переводится на символический язык. Эмоциональная сфера представляется как волшебная страна чувств, который правит король (наше «Я»); у короля есть разнообразные слуги (это собственно эмоции). Если король слаб, то страной правят слуги, а они не обладают мудростью короля и могут неправильно занять места в королевстве. Таким образом, причина эмоциональной и поведенческой неадекватности в символической форме представляется как неверная расстановка слуг-чувств в королевстве, и, главное, как слабость короля – «Я» - забывшего о своих обязанностях.

2. В форме такой игры дети рассматривают различные эмоции, их особенности, способы их выражения – что способствует формированию у них адекватных представления об эмоциональной сфере человека, о значении различных эмоций, о контроле «Я» ними.

Дети подробно исследуют эмоции: радость, страх, грусть, интерес; выясняют, в каких ситуациях они возникают, какими особенностями характеризуются; решают вопрос о разумном контроле эмоций.

3. В конце игры подводятся итоги: участники говорят о том, какие чувства они сегодня исследовали, каковы их впечатления, что нового они узнали, какой полезный опыт они приобрели.

Крайне важным представляется следующее: ведущий, резюмируя полученный в ходе игры опыт, должен сделать акцент на мысли, что человек – это не только его эмоции; в любой ситуации, даже самой тяжелой, каждый из нас в состоянии контролировать свои переживания и способен к адекватному требованиям ситуации поведению.

Методическое оснащение.

Игра: «Волшебная страна чувств».

Помещение, реквизит:

Для проведения игры желательно использовать место, удаленное от расположения других отрядов, где нет шума. Этап может проводиться как в здании, так и на улице, но в обоих случаях желательное условие – возможность сидеть на полу (для этого в помещении должен быть ковер, на улице – следует расстелить одеяла). При отсутствии такой возможности следует использовать помещение с достаточным количеством стульев.

Ход этапа.

Дети и ведущий рассаживаются в круг (желательно – на пол, но можно и на стулья). Ведущий представляется.

Первая часть этапа посвящается повторению для участников правил, обязательных для данного этапа: в ходе игры все высказываются, говорят по очереди, не перебивают друг друга, слушают друг друга внимательно. (2 – 3 минуты)

Вторая часть этапа – непродолжительный разговор о чувствах. Ведущий представляет детям тему игры, предлагает подумать и сказать, какие они знают чувства и зачем они нужны, какие чувства – приятные, а какие – нет. Далее детям предлагается вспомнить какие-то неприятные ситуации, в которых они оказывались, и чувства, которые они при этом испытывали. После этого ведущий говорит о том, что все чувства, даже самые неприятные, по-своему необходимы, а кроме того – ими можно управлять, просто нужно хорошо их знать и уметь с ними обращаться. Для того чтобы поближе познакомиться с различными чувствами ведущий предлагает совершить увлекательное путешествие в волшебную страну – страну чувств. (5 – 7 минут)

Третья часть этапа – собственно игра.

Дети сидят по кругу вместе с ведущим, так, чтобы ведущий видел каждого из них. Ведущий рассказывает сказку.

«Где-то далеко-далеко, а может быть близко, совсем рядом, например, в этой комнате (на этой поляне и т.д.), есть удивительная, волшебная страна. В ней живут чувства: радость и грусть, интерес и страх, удовольствие и обида, вина, злость и многие-многие другие чувства.

Правит этой страной Король. У него есть множество слуг и придворных. Король добр и мудр. Он дает слугам ту работу, которую они выполняют лучше всего, и оценивает ее по достоинству».

Затем ведущий знакомит участников со слугами Короля – разными эмоциями (по порядку – с радостью, грустью, страхом, интересом). Алгоритм знакомства может быть таков:

1. Знакомство со слугой-чувством по всем модальностям:

• какой зрительный образ вызывает это чувство (как выглядит этот слуга? какие картины возникают в голове, когда он появляется?)

• какие звуки сопровождают его появление (какая слышится музыка? или какие-то другие звуки? какой у этого слуги голос? как он говорит?)

• как пахнет слуга? (приятно или неприятно, чем-то определенным, или же это смесь разных запахов?)

• какой вкус приносит с собой слуга (горечь, сладость, кислоту, модификацию вкусов)?

• каково прикосновение этого слуги, как он двигается? какие танцы он танцует?

Участники рассказывают о своих зрительных образах, звуках, обонятельных и вкусовых ощущениях, ассоциирующихся со слугами-чувствами, показывают их движения и танцы.

Ведущий обращает внимание детей на то, какие разные у них представления о каждом из чувств – это потому, что они сами очень разные, каждый из них неповторим.

2. После знакомства со слугой-чувством по всем модальностям, ведущий обсуждает с участниками, в каких ситуациях данный слуга-чувство приходит к Королю, зачем он нужен, какую работу выполняет.

 

На этом этапе очень важно ввести и обсудить такое понятие, как Мера. Необходимо проговорить, как нам служит чувство – слуга, в каких ситуациях оно приносит пользу, а в каких – вред, что будет, если слуга-чувство задержится у Короля слишком долго.

 

3. Затем обсуждается вопрос о распознавании слуги-чувства у себя и другого. Можно попросить ребят изобразить человек, испытывающего определенное чувство.

4. После приходит время попрощаться с волшебной страной чувств – осуществляется выход из игры. Ведущий говорит, что сегодня все получили бесценный опыт – увлекательное путешествие, удовольствие от общения друг с другом, поближе познакомились с разными чувствами. Ведущий говорит, что на самом деле, страна чувств есть в каждом из нас, и у каждого она своя, не похожая ни на одну другую. И ей также правит Король, у которого есть множество придворных и слуг-чувств. И все они также по-своему необходимы Королю, и все к нему приходят в разные моменты жизни. И их всех он принимает, и ко всем он внимателен – и всех отпускает, когда приходит время (15 – 20 минут).

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задаются вопросы о том, как ребята чувствовали себя в продолжение игры? С какими чувствами знакомиться было легко и приятно, с какими – сложнее? Что нового узнали о себе, о своих чувствах? и т.д.

Заключительная часть. Прощание ведущего с командой, напоминание о том, что у каждого есть своя, неповторимая страна чувств и каждый в ней - король. Именно здесь необходимо сделать акцент на том, что чувства – какими бы они ни были: приятными или тяжелыми, слабыми или чрезвычайно интенсивными – это только чувства, и они преходящи. А кроме того – и это самое главное – мы хозяева, короли нашей внутренней страны, а чувства – это слуги, и никак не наоборот. Поэтому, что бы с нами ни случалось, какие трудности мы бы ни испытывали – мы всегда можем справиться с собственными неприятными переживаниями, разрешить тяжелую ситуацию, и потом вновь и вновь испытывать радость, интерес и множество других прекрасных чувств.

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Эксмо, 2005 – 960 с.

2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2004.- 208 с.

3. Программа «Основы здорового образа жизни» Ч.2. – Саратов, Научная книга, 2004 – 120 с.

4. Родионов В.А. и др., Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2003.- 224 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2002 – 310 с.

6. Основы работы вожатого в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие \под ред. О.Д. Минакова и О.В. Печенкиной – М.: Издательство РГСУ, 2004.

7. На службе у детства \ под ред. И.И. Комаровой – Народное образование, 2002.

8. Тренинг по сказкатерапии. Сборник программ \ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой - М.: Издательство Речь, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Вопросы к блиц-опросу для старших школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.162.113 (0.016 с.)