Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика развития лагерной смены

Поиск

Памятка для вожатого и инструктора

 

Основной принцип — при обсуждении попытаться помочь детям понять причины своего поведения и настроения.

- Переводим настрой детей с позиции "кто-то виноват" или "чего-то не хватает" на позицию "почему это произошло именно со мной"? и/или «что я могу изменить в данной ситуации?»

- Необходимо соблюдать три основных правила:

1. не давать прямых оценок поведения ребенка (мы принимаем к сведению слова ребенка, чтобы в дальнейшем избегать негативных ситуаций);

2. не давить и не критиковать (мы, вожатые и инструкторы высказываемся всегда (!) последними, чтобы дать всем членам отряда возможность высказаться);

3. при обсуждении административных вопросов соблюдать педагогический такт (мы не обсуждаем поведение взрослых в присутствии детей).

Примерная схема утренней встречи с отрядом:

- Психологический настрой как отдельных участников, так и всего отряда на дальнейшую работу.

- Проверка присутствия всех членов отряда. Вопрос о физическом и эмоциональном состоянии, желании и готовности работать дальше.

- Сообщение и уточнение расписания на день.

 

Основные принципы организации ежевечерних встреч отрядом. Подведение итогов за день.

Обсуждаются три основных вопроса:

1. Твои впечатления о сегодняшнем дне;

2. Степень удовлетворенности (от "0" до "10" баллов):

а) содержанием прошедшего дня (игры, учебные занятия, проживание, питание);

б) эмоциональными отношениями с другими детьми и взрослыми;

в) своим эмоциональным состоянием.

Комментарии. Если ребенок ставит меньше 9-10 баллов, задаются примерно такие вопросы: "Что помешало тебе поставить 10 баллов? Что может помочь тебе на следующий день получить эти 10 баллов?"

Вожатый переносит ежедневную информацию на большой экран эмоционального состояния отряда для дальнейшего анализа.

3. Твои пожелания на следующий день?

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель программы: формирование и актуализация психологической готовности у детей к адекватным действиям в экстремальной ситуации.

Задачи программы:

1. Формирование навыков, овладение элементарными приемами саморегуляции.

  1. Формирование навыков группового взаимодействия, стимулирование процессов командообразования, групповой сплоченности, формирование умения коллективно добиваться общих целей.
  2. Формирование навыков продуктивного разрешения конфликтных ситуаций любого происхождения. Наглядная демонстрация неэффективности «взрывного», неконтролируемого поведения.
  3. Тренировка внимания - формирование навыков одновременного отслеживания последовательности своих действий и действий согруппников.
  4. Стимулирование развития стратегического мышления (способности предугадывать действия соперника, поэтапно разрабатывать план действий).
  5. Формирование представлений о ресурсах психики.
  6. Стимулирование формирования у детей образа «Я», выявление его позитивной и негативной составляющих.
  7. Стимулирование способности к адекватной дифференциации эмоций. Формирование представлений о причинах возникновения и роли различных эмоций, о возможности и необходимости уметь контролировать свои чувства, о главенствующей роли «Я» в структуре личности.

Время проведения: 3 - 4 часа

Территория: этапы должны находится на достаточном удалении друг от друга, чтобы работа на одном этапе не мешала работе на другом.

Контингент: участники лагеря одной возрастной группы

Численность: 4 команды до 20 человек в каждой.

 

Роль вожатых на эстафете.

На предварительной встрече с вожатыми необходимо узнать, есть ли дети с хроническими заболеваниями, недавними сотрясениями мозга. Такие дети могут участвовать в эстафете, но выполнение некоторых упражнений им противопоказано, и они могут быть назначены «помощниками инструктора». Вожатые следуют с командой и обеспечивают вместе с инструктором этапа безопасность участников. Крайне нежелательно вмешательство вожатых в работу команды. Основные принципы действий вожатых:

- обеспечение безопасности

- невмешательство в работу команды

- безоценочность.

При возможности, по окончании эстафеты хорошо провести обсуждение с вожатыми впечатлений от эстафеты, работы команд, отдельных участников. При обмене впечатлениями важно обратить внимание вожатых на те моменты в поведении команд или отдельных участников, которые были неожиданными для вожатых.

 

Подготовка реквизита:

1. призы победившей команде

2. призы по номинациям

3. маршрутные листы на каждую команду

4. вопросы блиц-опроса

5. реквизит на каждый этап

6. бейджи для инструкторов этапов

7. маркер каждого этапа

 

ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Эстафета начинается с формирования 4-х команд, примерно равной численности до 20 человек. Как правило, это четыре отряда или два отряда, разделенных пополам.

Инструктора в каждой из команд проводят беседу, придерживаясь следующего плана:

Шаг 1. Инструктор предлагает обсудить по кругу тему «Что такое чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация. В каких ситуациях побывали или были свидетелями участники команды». Правила обсуждения по кругу приведены в главе «Из опыта психолого-педагогического сопровождения в летнем детском лагере». По окончании обсуждения инструктор в краткой форме подводит итоги. Можно предоставить подведение итогов активному члену команды.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

— ЧС техногенного характера;

— ЧС природного происхождения;

— ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы — суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Шаг 2. Представление инструктора.

Инструктор рассказывает, в каких экстремальных ситуациях он побывал, каким образом оказывал помощь себе и другим. Рассказывает о том, что количество экстремальных ситуаций неуклонно растет.

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки населения для адекватных действий в подобных ситуациях.

Условия, когда в любой момент может случиться экстремальная ситуация - будь то теракт в метро или обрушение крыши в развлекательном аквапарке - вызывают психологическую и эмоциональную напряженность. Мы привыкаем жить в постоянном стрессе, только у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов, у других - срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями

Шаг 3. Обсуждение по кругу темы «Какие цели стоят перед человеком, ставшим участником или свидетелем экстремальной или чрезвычайной ситуации». По окончании обсуждения инструктор в краткой форме подводит итоги. Можно предоставить подведение итогов активному члену команды.

Самым важным для человека в экстремальной ситуации является - поиск выхода с минимальным потерями для физического и психологического здоровья. Правила безопасного поведения при любой ситуации. Они если и не гарантируют, то повышают, по крайней мере, наши шансы на выживаемость.

Однако, правила эти надо знать. Один из путей получения знаний о безопасном поведении - это школьная программа ОБЖ. Другим способом являются различные программы спортивно-прикладной и туристской направленности. Существует еще один способ – это распространенные на Западе, программы, лейтмотивом которых является одна и та же мысль: «Я спасся или смог помочь другому, потому что умел делать то-то и то-то».

Шаг 4. Обсуждение по кругу темы «Какие качества помогали людям справиться с последствиями экстремальных ситуаций»

Итог обсуждения подводит инструктор, обращая внимание детей на такие качества как:

1. самообладание, умение владеть собой, способ – саморегуляция;

2. взаимопомощь, взаимовыручка, сплоченность;

3. находчивость, сообразительность;

4. внимательность, наблюдательность;

Чувство юмора.

Шаг 5. Инструктор кратко сообщает о целях и задачах программы, сообщает правила для участников программы и критериях оценки результатов, начисления штрафных баллов.

Шаг 6. Выборы командира команды (простым открытым голосованием). Инструктор выдает командиру маршрутный лист, инструктируя командира.

Инструкция для командира:

1. Командир несет ответственность за маршрутный лист.

2. Потеря или порча маршрутного листа приравнивается к 4 штрафным баллам.

3. По завершении каждого этапа командир предоставляет маршрутный лист для выставления оценки и штрафных баллов инструктору.

4. По завершении эстафеты командиры сдают маршрутные листы секретарю программы для подсчета результатов.

Шаг 7. Выбор названия команды, занесение названия в маршрутный лист.

Далее команды собираются на месте общего сбора. Секретарь сообщает об этапах эстафеты, правилах поведения участника. Необходимо повторить критерии оценки на этапах, правилах начисления штрафных баллов и подсчета итоговых результатов. Необходимо назвать номинации, по которым будут вручаться индивидуальные награды.

Принятие правил, установка на работу. Участники принимают правила, по которым будет проходить программа, настраиваются на совместную работу. Принятие общих правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после проведения эстафеты.

Каждый этап оценивается инструктором этапа по трехбалльной системе, начисляются штрафные очки за нарушение правил участника эстафеты и правил каждого этапа. Правила озвучиваются инструктором перед стартом команды на этапе. Оценка объявляется команде и проставляется инструктором по завершении этапа в маршрутном листе.

Критерии оценки работы команды на этапе:

- сплоченность

- взаимовыручка

- включенность в работу

- находчивость.

Максимальная оценка на этапе 3 балла – команда работала активно; действия всех участников были направлены на решение поставленной инструктором задачи; командой принимались неординарные, неожиданные решения, приводящие к выполнению задания; более слабые, неуверенные участники команды получали безоговорочную поддержку.

Оценка 2 балла – команда работала активно, но нестабильно, действия большинства участников были направлены на решение поставленной задачи, однако были участники, занявшие «стороннюю» позицию; командой принимались неординарные, неожиданные решения, не всегда приводящие к выполнению задания; более слабые, неуверенные участники команды получали помощь.

Оценка 1 балл - команда работала неактивно, действия отдельных участников позволили команде выполнить задание; решения в команде принимались по принципу «проб и ошибок» без целенаправленного поиска эффективного решения; более слабые, неуверенные участники команды не всегда получали помощь.

Оценка 0 баллов – команда пропустила этап.

Штрафные баллы начисляются команде за следующее поведение участника команды:

- моральное или физическое оскорбление любого из участников; 1 балл

- неподчинение обоснованным требованиям инструктора; 1 балл

- намеренное нарушение правил этапа; 1 балл

- использование ненормативной лексики; 1 балл.

Инструктор должен сразу же сообщать о том, за что получен штрафной балл. По окончании этапа штрафные баллы суммируются.

Примерные номинации:

1. за умение поддержать товарищей

2. за чувство юмора

3. за творческий подход к решению задач

Победители в номинациях определяются инструкторами после проведения блиц-опроса.

Объявляется общий старт и команды выходят на свои этапы.

По завершении эстафеты участники собираются на месте общего сбора, где подводятся предварительные итоги команд. Далее проводится блиц-опрос (длительность примерно 15 – 20 минут), в котором команды могут получить дополнительные баллы. За правильный ответ на блиц-опросе команда получает 1 балл.

Возможные вопросы и ответы блиц-опроса приведены в приложении. Порядок проведения следующий: ведущий читает вопрос, команда обсуждает возможные ответы, участник, который уполномочен командой ответить на вопрос ведущего, поднимает руку. Ведущий выслушивает ответ уполномоченного команды, первой поднявшей руку, если ответ верен, ведущий сообщает, что команда получила 1 балл, помощник фиксирует это в маршрутном листе. Если ответ неправильный, ведущий опрашивает команды дальше до получения правильного ответа. Если ни одна команда не дала верного ответа, ведущий озвучивает его сам.

Важно держать высокий темп в блиц-опросе, держать участников в напряжении.

Пока инструкторы подводят окончательные итоги, выбирают победителей по номинациям, распределяют призовые места, ведущий предлагает всем желающим ответить на вопрос, что из того, что дети делали или узнали на эстафете, может пригодиться в экстремальных ситуациях. Важно дать высказаться всем желающим.

Последний этап – объявление результатов, вручение призов.

 

Этап «Вместе весело шагать!»

Автор: Елисеева И.Н. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки).

Цель: 1. Формирование навыков группового взаимодействия, овладение элементарными приемами саморегуляции.

В ходе этого этапа участники активно взаимодействуют для достижения командной цели. Используются такие формы взаимодействия как невербальное общение, тактильное взаимодействие. Упражнения выстраиваются по принципу возрастания сложности и уровня внутригруппового взаимодействия. Программу этапа можно условно разделить на три блока: блок развития сплоченности, блок развития группового взаимодействия, блок саморегуляции.

Задачи:

Блок на командную сплоченность:

- снятие зажимов у участников через телесный контакт;

- поднятие эмоционального фона;

- переход на более высокий уровень доверия;

- переход на более высокий уровень взаимодействия

Блок развития группового взаимодействия:

- способствует развитию внимательности и быстроты реакции каждого участника;

- способствует развитию волевой регуляции поведения участников;

- способствует выработке координированности действий команды;

- мотивирует на полную включенность в работу;

- повышает уровень ответственности (перед самим собой и пред командой;

- способствует раскрытию способности к творчеству.

Блок саморегуляции:

- дает возможность участникам восстановить силы с помощью 2 приемов саморегуляции;

- знакомство с элементарными приемами саморегуляции.

На этом этапе особенно важно хвалить, подбадривать участников и команду в целом в процессе выполнения упражнений, желательно создать атмосферу непринужденности, юмора и благожелательности.

Первая часть. Первое упражнение «Молекула».

Ведущий просит команду встать в круг и взяться за руки и дает инструкцию.

Инструкция: ведущий хлопает в ладоши и называет любое число, не превышающее количество участников в команде. Участники как можно быстрее встают в круг в количестве, названным ведущим.

После каждого хлопка участники осматриваются. Оставшиеся вне круга или с неверным количеством людей ожидают следующего круга игры. Обычно ведущий называет числа от 2 до 5, иногда можно назвать число 1 или сказать «все». Важно взять максимальный темп, в котором данная команда может выполнять задание. Завершается игра командой «пополам», когда команда встает в два круга.

Методическое оснащение.

Упражнения: «Принц, принцесса и Змей Горыныч»,

«Печатная машинка»,

«Газетный остров»,

Помещение:

При проведении данного этапа желательно иметь место, изолированное от других отрядов и огражденное от шумовых помех. Этап может проводиться как в здании, так и на улице, но в этом случае имеется необходимое условие – заасфальтированная местность. Если этап проводиться в здании, то это должно быть достаточно просторное помещение, в изолированной от других этапов, комнате, однако не очень удаленной от них, т. к. время на переход от этапа к этапу строго регламентировано.

Реквизит: газетные листы, лист для ведения счета (либо место на асфальте), пишущее средство для ведения счета (ручка, мел).

Ход этапа.

Первая часть этапа посвящается повторению для участников правил. На данном этапе специфическим правилом предусматривается:

- взаимопомощь между членами команды членов команды.

Вторая часть этапа: 1. Дискуссия о свойствах и команды как целого. Каким образом они могут проявляться в ЧС?

2. Задается вопрос, какие качества нужны команде, чтобы эффективно справляться с поставленной задачей, а какие мешают этому? Расскажите о том, какие из этих качеств проявлялись в вашей жизни, в каких ситуациях, какие вы ставили цели? Как вы считаете, было ваше поведение эффективным или нет? Допускается к ответу участник, поднявший руку.

Переход к упражнениям (объяснения, на что направлены упражнения, которые группе предстоит пройти).

Третья часть этапа – упражнения.

Первое упражнение: «Принц, принцесса и Змей Горыныч» (7 –10 минут).

Упражнение имеет под собой разминочную основу. Главный стратегический прием – интуитивное предугадывание действий противника. Группа делится на 2 подгруппы, каждая из которых одновременно, по сигналу изображает принца, принцессу или Змея Горыныча. (Змей Горыныч крадет принцессу, принцесса влюбляет в себя принца, принц побеждает Змея Горыныча). Каждой подгруппе дается время на обсуждение. Подгруппе-победителю дается одно очко. Игра продолжается до 5-ти очков. Инструктор должен следить за обсуждением. По завершению игры задается вопрос участникам: как проходило обсуждение? вы обсуждали стратегию своего поведения или поведения соперников? кто чаще всего спасал команду от поражения (в данном случае этот человек – кандидат на дополнительный приз)?

Второе упражнение: «Печатная машинка» (10 – 13 мин.).

Упражнение направленно на развитие внимания к собственным действиям и действиям членов команды. В данном упражнении необходимыми условиями достижения цели являются: собранность, своевременное участие каждого из членов группы, соблюдение четкой последовательности выполнения действий. Участники располагаются полукругом, таким образом, чтобы ведущий видел каждого из них. Сначала ведущим предлагается фраза (пословица) для разминки, легко воспринимаемая и имеющая небольшое количество букв в своем составе. Буквы этой фразы распределяются между участниками. Затем участники перемешиваются. Дается время на окончательную подготовку и последние обсуждения. После подтверждения готовности от группы, по сигналу воспроизводится эта фраза. Говорящий должен громко называть свою букву и одновременно делать руками хлопок. После нескольких проб, во время которых оттачивается последовательность воспроизведения букв (громкость, своевременность, отсутствие пауз), можно дать фразу посложнее. Упражнение делается на время. Если букв не хватает каждому, можно оставшихся попросить оценить, получилась ли фраза. Если же букв больше, чем участников, они так же распределяются. Таким образом, некоторым участникам достается по две, три буквы. После воспроизведения, рефлексируется работа группы: сложно ли было отслеживать последовательность фразы, получалось ли концентрировать внимание на общем процессе и собственной роли в нем одновременно?

Третье упражнение: «Газетный остров» (15 – 20 мин.).

Упражнение направленно на формирование сплоченности и взаимовыручки в команде. На полу (асфальте) расстилается несколько газет символизирующих остров, который постепенно затапливается водой. Но изначально газет должно быть такое количество, чтобы участники, располагающиеся на них, чувствовали себя свободно, могли ходить по «острову» сидеть на нем при желании. Задается вопрос: свободно ли они себя чувствуют? Затем участники расходятся в стороны и убирается один газетный лист. Это действие сопровождается словами: «Постепенно начинается прилив и суши остается меньше!». Участникам предлагается занять места на острове. Процедура повторяется до тех пор, пока не останется такое количество газет, размещение на котором требует от группы изобретательности. Обязательное условие состоит в том, чтобы на остров поместились все участники, иначе вся команда считается утонувшей (проигравшей). После того, как команда устроилась на острове, ведущий проверяет отсутствие «заступов» за пределы газет и считает до пяти, предварительно сказав, что команде в таком положении нужно продержаться некоторое время (5 секунд) до прилива. После этого обсуждается, каким образом команда помогала своим участникам оставаться на острове.

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задать вопросы о том, понравилось ли вам на этом этапе? Что было легче выполнять, а что сложнее? и т.д.

Рекомендации ведущему. Упражнения сами по себе являются увлекательным средством общения и самовыражения, но необходимо помнить, что они должны быть объединены некоторой смысловой направленностью, именно для этого предварительно создается атмосфера группы, даются разъяснения о выгодных перспективах нахождения в команде и дискуссия, о том, что для каждого из участников значит нахождение в команде.

При проведении тренинга, необходимо держать быстрый, но не суетливый темп своей речи и действий, задавая тем самым темп выполнения упражнений. В данном случае четкость и быстрота действий отражают необходимые условия функционирования в ЧС. В ходе проведения упражнений необходимо осуществлять направляющие действия, давать подсказки и т. д., но таким образом, чтобы не отнимать у команды ощущения самостоятельности и проявлений находчивости командой при выполнении заданий.

Заключительная часть. Дать положительный отзыв о работе. Пожелание успехов при прохождении этапов и выставление оценки за работу на данном этапе.

Этап «Волшебная Лавка Качеств»

Автор: Макарова О. Л. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел медико-психологической реабилитации).

Цели:

1. Сформировать представление о ресурсах психики.

2. Научить безоценочному отношению к проявлению чувств.

Задачи:

1. Сформировать представление о контролируемости чувств.

2. Сформировать навыки управления чувствами.

3. Научить приводить сферу чувств к равновесному состоянию (балансу).

Вторая часть.

После того, как вы почувствуете, что необходимый настрой и атмосфера созданы, и все участники поняли инструкцию, дайте команде время для того, чтобы выбрать два необходимых качества. Если обсуждение затягивается или команда не может прийти к единому решению, или участники не проявляют достаточной активности, ведущему все же следует принять непосредственное участие в обсуждении.

Ведущий может выписать предложенные участниками качества на листе бумаги, возможно, вы сразу увидите, что некоторые качества (например: храбрость, смелость, отвага) являются синонимами.

Будет лучше, если участники попытаются объяснить, что именно они понимают под каждым качеством, в какой ситуации оно необходимо, для чего и как оно может быть проявлено и может ли проявление этого качества иметь какие-либо негативные или опасные последствия (например, безрассудная смелость). Здесь задача ведущего - подвести детей к выводу о том, что не бывает однозначно «отрицательных» или «положительных» качеств, любое качество может быть как «ресурсным» и необходимым, так и неэффективным, или даже опасным, в зависимости от ситуации.

Третья часть.

Когда обсуждение будет закончено, и команда выберет два необходимых качества, ведущий начинает разговор с каждым участником о той «цене», которую участник согласен «заплатить» за свое «приобретение».

Вопрос, который ведущий задает каждому члену команды: Что ты можешь отдать в обмен на выбранные качества?

Так же ведущий сообщает, что оставленные в его магазине качества будут выставлены на витрину и впоследствии, проданы любому, кто пожелает их приобрести. Когда таким образом вы обойдете каждого участника, и «цена» будет полностью уплачена, предложите всем взять в руки воображаемые стаканы (чашки) и разлейте в них «коктейль» из двух выбранных командой качеств. После чего все должны «выпить» эти качества. Ведущий может спросить, где в теле появились новые ощущения, и в каком месте тела теперь размещаются новые качества, как именно они ощущаются (тепло, холод, покалывание и др.).

Четвертая часть.

Примечания:

Ведущему следует учитывать, что любое предлагаемое ему качество имеет свою ценность. Нет абсолютно бесполезных или вредных качеств. То, что в избытке присутствует у одного человека, может полностью отсутствовать у другого и быть «предметом острой необходимости». Поэтому необходимо уточнить сколько этого качества ребенок может отдать, так чтобы болтливость уже не была излишней, и в то же время, у него сохранилось такое ценное и полезное умение.

Среди предлагаемых для обмена качеств, часто встречаются такие «условно негативные», социально неодобряемые качества, как «наглость», «лень», «стеснительность», «нетерпеливость», «злость». В каждом отдельном случае ведущему следует уточнять, как проявляется это качество, в каких ситуациях, есть ли в нем определенная ценность для его обладателя, а так же почему именно это качество хочется оставить в волшебной лавке (детям можно объяснить, что будущие покупатели обязательно захотят узнать как можно больше о приобретаемом качестве).

Ведущему необходимо помнить, что символическое избавление от таких качеств может нести для ребенка психотерапевтическую пользу. Поэтому необходимо любыми возможными способами поддерживать иллюзию реальности происходящего. Для этого можно узнавать в каком состоянии пребывает качество: жидкое, твердое, и др., и где помещается в теле (в голове, в груди, в руках).

Заключительная часть: В конце игры необходимо напомнить участникам, что какие-то качества были оставлены и теперь они будут выражены в меньшей степени, какие-то наоборот будут проявляться ярче.

Важно оставить у детей понимание, что приобретенные в игре качества они смогут использовать и в реальной жизни.

 

Этап: «А вот не подеремся!»

Автор: Соколова А.А. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел Психологической Подготовки).

Цель. Научить продуктивному выходу из конфликтной ситуации любого происхождения. А также показать на практике, дать прочувствовать на себе и осознать неэффективность обычно взрывного, неконтролируемого поведения.

Задачи. 1.Рассказать теорию поведения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций (способы), что следует делать в конфликте, а чего делать не стоит.

2. Провести тренировочные упражнения с целью закрепить полученные теоретические знания на практике.

Методическое оснащение.

Игры: «Кенгуру»

«Два круга»

Помещение:

При проведении данного этапа желательно иметь место, изолированное от других отрядов и имеющее минимально шумовых помех. Этап может располагаться на любом расстояние удаления от других этапов и проводиться как на улице, так и в здании. Если этап проводится в здании, то это должно быть достаточно просторное помещение, желательно в другой комнате от остальных этапов, однако не очень удаленной от них. Если этап проводится на улице, то это должна быть достаточно просторная полянка.

Ход этапа.

Первая часть этапа посвящается повторению для участников правил и ознакомлению их со специфическими правилами именно этого этапа:

- высказываться должны все;

- не перебивать и дать возможность договорить до конца.

Вторая часть этапа – непосредственный рассказ теории. Задается вопрос: были ли в вашей жизни конфликтные ситуации? Расскажите о них, как вы себя вели в этой ситуации, чем она закончилась, какие вы ставили цели? Как вы считаете, было ваше поведение эффективным или нет? Переход к игровым ситуациям. Участники высказываются по кругу, но при не желании говорить они могут отказаться.

Третья часть этапа – сами игры.

Первая игра: «Кенгуру» (7 –10 минут) посвящается тому, чтобы показать группе как меняется мимика человека, готового сорваться на конфликт. Из группы выбирается один участник (добровольно), отводиться в сторону, так остальным членам группы не было слышно, что ему говорит инструктор. Инструкция дается такая: ты будешь изображать кенгуру, но делать это только при помощи движений и мимики. Потом дается инструкция группе: вам сейчас будет показан кенгуру, ваша задача заключается в том, чтобы не «угадать» что же это такое вам показывают. Игра проводиться до момента «взрыва» участника, показывающего кенгуру. Инструктор должен следить за мимикой показывающего кенгуру и реакцией участников. По завершению игры задается вопрос участникам, по каким признакам вы узнали, что человек, показывающий кенгуру взорвется? и вопрос показывающему: когда ты показывал кенгуру, что ты чувствовал, что хотелось сказать, сделать?

Вторая игра: «Два круга». (15 - 20 мин.)

Игра направлена на то, чтобы показать участникам какие во время конфликта человек испытывает эмоции и как они мешают конструктивному выходу из сложившейся конфликтной ситуации. Участникам предлагается встать в два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу. Говорит (высказывает негативное отношение к оппоненту) сначала тот участник, который стоит внутри круга, после они меняются местами и говорить продолжает тот же участник, но с другой позиции. После участники меняются ролями (говоривший становится слушателем). При проведении этого упражнения необходимо обращать внимание на наиболее конфликтные пары. Спросить что почувствовали, когда и где было комфортней.

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задавание вопросов на такие темы: как вы чувствовали себя в ситуации когда вы высказывались, а как когда вам высказывали? Что было легче: говорить или слушать? и т.д.

Заключительная часть направлена на пожелание успехов в дальнейшем и проставлении оценок за данный этап.

 

Методическое оснащение.

Игра: «Сказка про плохого и хорошего»

Помещение:

Для проведения этого этапа лучше расположиться на улице, желательно на полянке вдалеке от постороннего шума, который будет мешать слушать и сосредотачиваться. Однако если этап будет проводиться в помещение, это не уменьшит его значимости, но необходимо, чтобы это помещение было не далеко от других точек всего этапа, но находилось в тишине.

Реквизит: бумага, ручки, стулья, большое покрывало.

Ход этапа.

Первая часть. Ведущий напоминает правила, которые были оглашены на общем сборе, а также проговариваются те правила, которые характерны только для этого этапа:

- участвовать должен каждый и в каждом задании;

- не перебивать и не подсказывать, дать участнику возможность высказать свою мысль.

Вторая часть этапа – непосредственный рассказ теории. Задается вопрос: были ли в вашей жизни конфликтные ситуации? Расскажите о них, как вы себя вели в этой ситуации, чем она закончилась, какие вы ставили цели? Как вы считаете, было ваше поведение эффективным или нет? Переход к игровым ситуациям. Участники высказываются по кругу, но при не желании говорить они могут отказаться.

Третья часть этапа – игра «Cказка про плохого и хорошего»

1. Выявление у детей положительного «Я» - образа. Дети рассаживаются по – кругу и ведущий спрашивает у каждого из них, какой сказочный герой является самым любимым. Ответить обязательно должен каждый ребенок. Ведущему здесь следует обратить внимание на то, чтобы назывались именно положительные герой, если ребенок называет героя, который не является положительным, его следует расспросить почему он выбрал именно этого героя, в чем он видит положительные качества этого героя. Посоветоваться с группой, согласна ли она с тем, чтобы оставить этого героя в данном списке (ведущий или помощник записывают всех названных героев). После того, как высказался последний участник, еще раз в слух зачитывается весь список и выбирается или создается положительный герой, который удовлетворяет каждого участника группы.

2. Выявление негативного «Я» - образа. Продолжая сидеть в круге, ведущий задает следующий вопрос. Какого сказочного героя вы считаете самым «плохим»? Что в нем «плохое»? Ответить должен каждый ребенок. Здесь следует обращать внимание на то, чтобы образ был именно негативным (объективно негативным). Если ребенок называет не истинно негативный образ, то следует спросить, почему он назвал именно этого героя, в чем он видит его «плохие» качества. Обсудить с группой возможность того, чтобы оставить этого героя в списке. Здесь ведущий или помощник также ведут запись всех предлагаемых негативных героев. После того, как высказался последний участник, в слух зачитывается весь список, и выбирается один герой или создается вымышленный герой, который будет удовлетворять пожеланиям всех участников группы.

3. В этой части этапа участники пишут сказку, главными героями которой будут те персонажи, которых они выбрали на предыдущих этапах. По кругу каждый участник говорит 2 – 3 предложения, следующий за ним участник продолжает текст предыдущего участника своими предложениями. Текст, предлагаемой сказки, также записывается. Следует следить за разговорами, которые ведутся помимо текста сказки. После того, как договорит последний участник группы, зачитывается получившаяся сказка, и ведущий расспрашивает, насколько эта сказка понравилась, не понравилась, хочется ли что-то изменить, если да, то, что это, чем не нравится именно этот момент?

Четвертая часть этапа посвящена получению обратной связи от участников. Задавание вопросов на такие темы: как вы чувствовали себя в игре? Открыли ли для себя что-то новое? Что было легче выполнять, а что сложнее?

Заключительная часть направлена на пожелание успехов в дальнейшем и проставление оценок за данный этап.

 

Этап: «Один – хорошо, а 20 - лучше!»*

Автор: Пелешенко М.А. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки).

Цель: Научить группу форми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.61 (0.015 с.)