Памятка для вожатого и инструктора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка для вожатого и инструктора



 

Основной принцип — при обсуждении попытаться помочь детям понять причины своего поведения и настроения.

- Переводим настрой детей с позиции "кто-то виноват" или "чего-то не хватает" на позицию "почему это произошло именно со мной"? и/или «что я могу изменить в данной ситуации?»

- Необходимо соблюдать три основных правила:

1. не давать прямых оценок поведения ребенка (мы принимаем к сведению слова ребенка, чтобы в дальнейшем избегать негативных ситуаций);

2. не давить и не критиковать (мы, вожатые и инструкторы высказываемся всегда (!) последними, чтобы дать всем членам отряда возможность высказаться);

3. при обсуждении административных вопросов соблюдать педагогический такт (мы не обсуждаем поведение взрослых в присутствии детей).

Примерная схема утренней встречи с отрядом:

- Психологический настрой как отдельных участников, так и всего отряда на дальнейшую работу.

- Проверка присутствия всех членов отряда. Вопрос о физическом и эмоциональном состоянии, желании и готовности работать дальше.

- Сообщение и уточнение расписания на день.

 

Основные принципы организации ежевечерних встреч отрядом. Подведение итогов за день.

Обсуждаются три основных вопроса:

1. Твои впечатления о сегодняшнем дне;

2. Степень удовлетворенности (от "0" до "10" баллов):

а) содержанием прошедшего дня (игры, учебные занятия, проживание, питание);

б) эмоциональными отношениями с другими детьми и взрослыми;

в) своим эмоциональным состоянием.

Комментарии. Если ребенок ставит меньше 9-10 баллов, задаются примерно такие вопросы: "Что помешало тебе поставить 10 баллов? Что может помочь тебе на следующий день получить эти 10 баллов?"

Вожатый переносит ежедневную информацию на большой экран эмоционального состояния отряда для дальнейшего анализа.

3. Твои пожелания на следующий день?

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель программы: формирование и актуализация психологической готовности у детей к адекватным действиям в экстремальной ситуации.

Задачи программы:

1. Формирование навыков, овладение элементарными приемами саморегуляции.

  1. Формирование навыков группового взаимодействия, стимулирование процессов командообразования, групповой сплоченности, формирование умения коллективно добиваться общих целей.
  2. Формирование навыков продуктивного разрешения конфликтных ситуаций любого происхождения. Наглядная демонстрация неэффективности «взрывного», неконтролируемого поведения.
  3. Тренировка внимания - формирование навыков одновременного отслеживания последовательности своих действий и действий согруппников.
  4. Стимулирование развития стратегического мышления (способности предугадывать действия соперника, поэтапно разрабатывать план действий).
  5. Формирование представлений о ресурсах психики.
  6. Стимулирование формирования у детей образа «Я», выявление его позитивной и негативной составляющих.
  7. Стимулирование способности к адекватной дифференциации эмоций. Формирование представлений о причинах возникновения и роли различных эмоций, о возможности и необходимости уметь контролировать свои чувства, о главенствующей роли «Я» в структуре личности.

Время проведения: 3 - 4 часа

Территория: этапы должны находится на достаточном удалении друг от друга, чтобы работа на одном этапе не мешала работе на другом.

Контингент: участники лагеря одной возрастной группы

Численность: 4 команды до 20 человек в каждой.

 

Роль вожатых на эстафете.

На предварительной встрече с вожатыми необходимо узнать, есть ли дети с хроническими заболеваниями, недавними сотрясениями мозга. Такие дети могут участвовать в эстафете, но выполнение некоторых упражнений им противопоказано, и они могут быть назначены «помощниками инструктора». Вожатые следуют с командой и обеспечивают вместе с инструктором этапа безопасность участников. Крайне нежелательно вмешательство вожатых в работу команды. Основные принципы действий вожатых:

- обеспечение безопасности

- невмешательство в работу команды

- безоценочность.

При возможности, по окончании эстафеты хорошо провести обсуждение с вожатыми впечатлений от эстафеты, работы команд, отдельных участников. При обмене впечатлениями важно обратить внимание вожатых на те моменты в поведении команд или отдельных участников, которые были неожиданными для вожатых.

 

Подготовка реквизита:

1. призы победившей команде

2. призы по номинациям

3. маршрутные листы на каждую команду

4. вопросы блиц-опроса

5. реквизит на каждый этап

6. бейджи для инструкторов этапов

7. маркер каждого этапа

 

ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Эстафета начинается с формирования 4-х команд, примерно равной численности до 20 человек. Как правило, это четыре отряда или два отряда, разделенных пополам.

Инструктора в каждой из команд проводят беседу, придерживаясь следующего плана:

Шаг 1. Инструктор предлагает обсудить по кругу тему «Что такое чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация. В каких ситуациях побывали или были свидетелями участники команды». Правила обсуждения по кругу приведены в главе «Из опыта психолого-педагогического сопровождения в летнем детском лагере». По окончании обсуждения инструктор в краткой форме подводит итоги. Можно предоставить подведение итогов активному члену команды.

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

— ЧС техногенного характера;

— ЧС природного происхождения;

— ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы — суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Шаг 2. Представление инструктора.

Инструктор рассказывает, в каких экстремальных ситуациях он побывал, каким образом оказывал помощь себе и другим. Рассказывает о том, что количество экстремальных ситуаций неуклонно растет.

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки населения для адекватных действий в подобных ситуациях.

Условия, когда в любой момент может случиться экстремальная ситуация - будь то теракт в метро или обрушение крыши в развлекательном аквапарке - вызывают психологическую и эмоциональную напряженность. Мы привыкаем жить в постоянном стрессе, только у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов, у других - срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями

Шаг 3. Обсуждение по кругу темы «Какие цели стоят перед человеком, ставшим участником или свидетелем экстремальной или чрезвычайной ситуации». По окончании обсуждения инструктор в краткой форме подводит итоги. Можно предоставить подведение итогов активному члену команды.

Самым важным для человека в экстремальной ситуации является - поиск выхода с минимальным потерями для физического и психологического здоровья. Правила безопасного поведения при любой ситуации. Они если и не гарантируют, то повышают, по крайней мере, наши шансы на выживаемость.

Однако, правила эти надо знать. Один из путей получения знаний о безопасном поведении - это школьная программа ОБЖ. Другим способом являются различные программы спортивно-прикладной и туристской направленности. Существует еще один способ – это распространенные на Западе, программы, лейтмотивом которых является одна и та же мысль: «Я спасся или смог помочь другому, потому что умел делать то-то и то-то».

Шаг 4. Обсуждение по кругу темы «Какие качества помогали людям справиться с последствиями экстремальных ситуаций»

Итог обсуждения подводит инструктор, обращая внимание детей на такие качества как:

1. самообладание, умение владеть собой, способ – саморегуляция;

2. взаимопомощь, взаимовыручка, сплоченность;

3. находчивость, сообразительность;

4. внимательность, наблюдательность;

Чувство юмора.

Шаг 5. Инструктор кратко сообщает о целях и задачах программы, сообщает правила для участников программы и критериях оценки результатов, начисления штрафных баллов.

Шаг 6. Выборы командира команды (простым открытым голосованием). Инструктор выдает командиру маршрутный лист, инструктируя командира.

Инструкция для командира:

1. Командир несет ответственность за маршрутный лист.

2. Потеря или порча маршрутного листа приравнивается к 4 штрафным баллам.

3. По завершении каждого этапа командир предоставляет маршрутный лист для выставления оценки и штрафных баллов инструктору.

4. По завершении эстафеты командиры сдают маршрутные листы секретарю программы для подсчета результатов.

Шаг 7. Выбор названия команды, занесение названия в маршрутный лист.

Далее команды собираются на месте общего сбора. Секретарь сообщает об этапах эстафеты, правилах поведения участника. Необходимо повторить критерии оценки на этапах, правилах начисления штрафных баллов и подсчета итоговых результатов. Необходимо назвать номинации, по которым будут вручаться индивидуальные награды.

Принятие правил, установка на работу. Участники принимают правила, по которым будет проходить программа, настраиваются на совместную работу. Принятие общих правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после проведения эстафеты.

Каждый этап оценивается инструктором этапа по трехбалльной системе, начисляются штрафные очки за нарушение правил участника эстафеты и правил каждого этапа. Правила озвучиваются инструктором перед стартом команды на этапе. Оценка объявляется команде и проставляется инструктором по завершении этапа в маршрутном листе.

Критерии оценки работы команды на этапе:

- сплоченность

- взаимовыручка

- включенность в работу

- находчивость.

Максимальная оценка на этапе 3 балла – команда работала активно; действия всех участников были направлены на решение поставленной инструктором задачи; командой принимались неординарные, неожиданные решения, приводящие к выполнению задания; более слабые, неуверенные участники команды получали безоговорочную поддержку.

Оценка 2 балла – команда работала активно, но нестабильно, действия большинства участников были направлены на решение поставленной задачи, однако были участники, занявшие «стороннюю» позицию; командой принимались неординарные, неожиданные решения, не всегда приводящие к выполнению задания; более слабые, неуверенные участники команды получали помощь.

Оценка 1 балл - команда работала неактивно, действия отдельных участников позволили команде выполнить задание; решения в команде принимались по принципу «проб и ошибок» без целенаправленного поиска эффективного решения; более слабые, неуверенные участники команды не всегда получали помощь.

Оценка 0 баллов – команда пропустила этап.

Штрафные баллы начисляются команде за следующее поведение участника команды:

- моральное или физическое оскорбление любого из участников; 1 балл

- неподчинение обоснованным требованиям инструктора; 1 балл

- намеренное нарушение правил этапа; 1 балл

- использование ненормативной лексики; 1 балл.

Инструктор должен сразу же сообщать о том, за что получен штрафной балл. По окончании этапа штрафные баллы суммируются.

Примерные номинации:

1. за умение поддержать товарищей

2. за чувство юмора

3. за творческий подход к решению задач

Победители в номинациях определяются инструкторами после проведения блиц-опроса.

Объявляется общий старт и команды выходят на свои этапы.

По завершении эстафеты участники собираются на месте общего сбора, где подводятся предварительные итоги команд. Далее проводится блиц-опрос (длительность примерно 15 – 20 минут), в котором команды могут получить дополнительные баллы. За правильный ответ на блиц-опросе команда получает 1 балл.

Возможные вопросы и ответы блиц-опроса приведены в приложении. Порядок проведения следующий: ведущий читает вопрос, команда обсуждает возможные ответы, участник, который уполномочен командой ответить на вопрос ведущего, поднимает руку. Ведущий выслушивает ответ уполномоченного команды, первой поднявшей руку, если ответ верен, ведущий сообщает, что команда получила 1 балл, помощник фиксирует это в маршрутном листе. Если ответ неправильный, ведущий опрашивает команды дальше до получения правильного ответа. Если ни одна команда не дала верного ответа, ведущий озвучивает его сам.

Важно держать высокий темп в блиц-опросе, держать участников в напряжении.

Пока инструкторы подводят окончательные итоги, выбирают победителей по номинациям, распределяют призовые места, ведущий предлагает всем желающим ответить на вопрос, что из того, что дети делали или узнали на эстафете, может пригодиться в экстремальных ситуациях. Важно дать высказаться всем желающим.

Последний этап – объявление результатов, вручение призов.

 

Этап «Вместе весело шагать!»

Автор: Елисеева И.Н. (ГУ ЦЭПП МЧС России. Отдел психологической подготовки).

Цель: 1. Формирование навыков группового взаимодействия, овладение элементарными приемами саморегуляции.

В ходе этого этапа участники активно взаимодействуют для достижения командной цели. Используются такие формы взаимодействия как невербальное общение, тактильное взаимодействие. Упражнения выстраиваются по принципу возрастания сложности и уровня внутригруппового взаимодействия. Программу этапа можно условно разделить на три блока: блок развития сплоченности, блок развития группового взаимодействия, блок саморегуляции.

Задачи:

Блок на командную сплоченность:

- снятие зажимов у участников через телесный контакт;

- поднятие эмоционального фона;

- переход на более высокий уровень доверия;

- переход на более высокий уровень взаимодействия

Блок развития группового взаимодействия:

- способствует развитию внимательности и быстроты реакции каждого участника;

- способствует развитию волевой регуляции поведения участников;

- способствует выработке координированности действий команды;

- мотивирует на полную включенность в работу;

- повышает уровень ответственности (перед самим собой и пред командой;

- способствует раскрытию способности к творчеству.

Блок саморегуляции:

- дает возможность участникам восстановить силы с помощью 2 приемов саморегуляции;

- знакомство с элементарными приемами саморегуляции.

На этом этапе особенно важно хвалить, подбадривать участников и команду в целом в процессе выполнения упражнений, желательно создать атмосферу непринужденности, юмора и благожелательности.

Первая часть. Первое упражнение «Молекула».

Ведущий просит команду встать в круг и взяться за руки и дает инструкцию.

Инструкция: ведущий хлопает в ладоши и называет любое число, не превышающее количество участников в команде. Участники как можно быстрее встают в круг в количестве, названным ведущим.

После каждого хлопка участники осматриваются. Оставшиеся вне круга или с неверным количеством людей ожидают следующего круга игры. Обычно ведущий называет числа от 2 до 5, иногда можно назвать число 1 или сказать «все». Важно взять максимальный темп, в котором данная команда может выполнять задание. Завершается игра командой «пополам», когда команда встает в два круга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.046 с.)