ТОП 10:

УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ СПЛОЧЕННОСТЬ



 

Упражнение: "Заблудившиеся в тайге".

Это вариант предыдущего упражнения. Руководитель: "В прошлый раз мы с вами совершали кругосветное путешествие.

Теперь мы пойдем в поход в тайгу. И, как вы уже, наверное, догадываетесь, мы заблудились. Всю еду съели и ничего из вещей, кроме одежды, у нас не осталось.

Как известно, охотники строят в тайге таежные домики и оставляют в них еду и снаряжение, которое может понадобиться другому охотнику. И, вот, мы нашли такой полусгнивший уже домик, в котором чудом уцелели следующие вещи:

Нож охотничий

Спички

Канистра с водой 20 литров

Палатка

Спальные мешки

Радиоприемник

Ракетница

Спирт 1 литр

Противомоскитная сетка

Ружье с патронами

Вяленое мясо

Удочка

Ваша задача - классифицировать эти предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас."

Далее руководитель раздает каждому листок со списком этих предметов.

 

Руководитель: "Сейчас вы в течение 5-10 минут самостоятельно пронумеруете все эти предметы в порядке важности. Начали".

После того, как завершена индивидуальная классификация, группа разбивается на 2-3 подгруппы. Им дается 20-30 минут. Каждая группа проделывает то же самое. Для этого им нужно дать еще по одному списку предметов. Каждой команде можно присвоить имя.

Руководитель: "Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша команда, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения."

Далее Вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились лидеры? Кто участвовал, а кто нет? Кто, какую активность проявлял во время группового принятия решения? Кто оказывал влияние на других при принятии решения? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений, индивидуальных решений?

 

УПРАЖНЕНИЯ НА ИНТЕНСИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Упражнения этого типа призваны решать задачи, которые встают перед руководителем в первой трети тренинга, т.е. в течении 3-4 занятий.

Помогают решать следующие задачи: пристроиться к клиенту в его собственной активности. Подросток – быстрый, активный, подвижный. Необходимо пристроиться и овладеть детьми в их собственной активности. И наоборот, они присматриваются к руководителю. Это способствует установлению доверительного контакта. Нужно укатать группу, чтобы она устала. Для того, чтобы они сели, вздохнули и посмотрели друг на друга. Но в основном это вспомогательные упражнения. Иногда надо наоборот дать возможность подвигаться после спокойных рефлексивно-познавательных процедур.

 

Упражнение: "Меняются местами те, кто…".

Группа, как всегда, сидит на стульях в кружок. Одного стула не хватает. Начать нужно с себя. Вводится правило: "У меня нет стула. Я хочу организовать ситуацию таким образом, чтобы у меня был шанс сесть на чей-нибудь стул." Для этого я объявляю: "По моей команде и как можно быстрее меняются местами все те, кто обладает каким-либо свойством, которое я сейчас назову." Свойство должно быть каждый раз новое. Игра имеет самоподдерживающую мотивацию. Если группа плохо раскачивается, то водящий водит, а свойство называет руководитель. Далее речь идет о скорости произнесения слов. На ведущем при этом лежит техника безопасности (стулья ломаются). Противопоказано тем, кто плохо себя чувствует. Упражнение нужно включать не встык с представлением. Но в первый день одна игра должна быть проиграна. Как закончить? Вводится правило: "Заканчиваем игру, если следующие трое водящих меняются с первого раза. Или если назвали свойство, которое уже было."

Упражнение: "Леди и джентльмены". Дети с закрытыми глазами меняются местами с тем, кто сидит напротив. В отличие от первого упражнения здесь единица полная: организуется рефлексия после микропоступка. Группа сидит на стульях в круг. Желательно иметь внешние глаза и уши, нужны зрители. Если подростков много, можно взять двоих из разных концов круга. Они сидят с открытыми глазами и потом рассказывают, что же произошло. Инструкция: "Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроете глаза и все вместе пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели, глаза не открывайте".

 

 

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

«Путаница»

Краткое описание

Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача- не разнимая рук, распутаться в новый круг.

Цель игрыСплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.

Число участников5-10

Примечания

Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.

 

«Рисунок с поводырем»

Краткое описание

Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

Цель игрыСнятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру.

Число участниковПо парам.

ПримечанияРисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».

 

«Магические квадраты»

Краткое описание

Участникам дается пачка соломинок для коктейля, скотч и ножницы. Задача – построить высокую башню, используя предложенные материалы. Прикреплять или подвешивать башню к любым поверхностям нельзя. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения (не прикасаясь к предложенным предметам), затем 20 минут – на создание придуманной конструкции, причем делается это молча, и за каждое произнесенное слово штраф –0,5 минуты.

Число участников10-15

Примечания

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

 

«Плот»

Краткое описание

Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана.

Цель игры

Групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт.

Число участников7-15

Примечания

Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения.

Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.

«Слепой паровозик»

Краткое описание

Участники сцепляются в маленький паровозик по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине – нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков.

Цель игры

Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям.

Число участниковЧем больше, тем лучше.

Примечания

Активно включен телесный контакт, что может вызывать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о «телесных» проявлениях доверия и недоверия.

 

 

Вместе мы сила

Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников. Упражнение используется в основном на тренингах по командообразованию.

Материалы:бумага, карандаши.

Время:15-20 минут.

Описание: Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности.

За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список.

После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены.

Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.

 

 

Связующая нить

Время: 5 мин.

Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.

Рефлексия:сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин.

Принятие решений – 10 мин.

Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием.

Рефлексия:как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.009 с.)