Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра «Лабиринт» (МИНННОЕ ПОЛЕ)↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение "Невербальный подарок" Цель упражнения: развитие навыков невербальной коммуникации
Упражнение «Желание» Каждый человек пишет на листочке бумаге любое свое желание. Все листочки складываются в один стаканчик (единую емкость). Далее по кругу вытаскивают листочки, и вся группа должна исполнить его для того человека, кто его написал. Игра проводится для группы на стадии доверительных отношений. Пример: если человек написал: «Хочу пойти на свидание», то группа может из своих человеческих тел сделать скамейку, дерево, «ворую половинку», спеть песню и т.д.
Упражнение "Его сильная сторона" Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
СЕМЕЙКА АДАМС Эта игра-розыгрыш называется "Семейка Адамс", с телесериалом, в общем-то, ничего общего не имеет. Суть в следующем: все, кто никогда не играл в эту игру, выгоняются за двери и впоследствии запускаются по одному в комнату. Там уже стоят ведущие + новые члены "семьи". Все одновременно начинают ритмично хлопать в ладоши и говорить в такт хлопкам "Мы семейка Адамс! Чтобы стать членом нашей семьи ты должен(жна) заставить нас аплодировать!!!". Потом все опускают руки и выжидательно смотрят на "претендента". Суть в том, что они должны повторять за ним АБСОЛЮТНО все слова и движения, которые тот будет делать и говорить. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы заставить всех аплодировать, нужно просто похлопать в ладоши. Но доходит это до человека не сразу. А ещё забавней, если он догадается, что нужно сделать и поймёт, что все вынуждены повторять за ним всё. (Один брат заставил, например, всех отжиматься).
Ролевая игра "Пиратский бриг" Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата. Участники путем жеребьевки разбирают роли 1) капитана - вправе обрывать речь любого; 2) старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана; 3) штурмана - кроме капитана и старпома; 4) боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех; 5) матроса-шута - всех, кроме капитана; 6) матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров); 7) недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома; 8) юнги - их обрывают все, они - никого. Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт. Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча. В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения.. Если упражнение снимается на видео, то в ходе видеоанализа выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п.
В качестве итоговой иллюстрации участникам может быть предоставлена информация: - о базовых личностных реакциях; - о правилах примитивного реагирования - об уровнях общения (примитивном, масочном (ролевом), манипулятивном, конвенциональном, игровом, деловом, духовном).
Упражнение «Таможня» Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с «Иностранцами», чтобы выяснить, кто из них провозит «запрещенный товар». В качестве такого «товара» могут выступать, например, «наркотики». Разумеется, все это не реальные вещи, а игровые символы. Так, «багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам» и ведут беседу, а «наркотиками» – вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию. Пока «таможенники» рассаживаются и готовятся к принятию «иностранных гостей», те за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью, на какой период запланирован их визит и т.п. Главная задача «иностранных гостей» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правильного решения. Например, сентиментальная или остросюжетная история может надолго отвлечь внимание «таможенников». В ходе игры постепенно выясняется, что уже первые действия «иностранцев» часто выдают их «с головой»: тот, кто везет «запрещенный товар», часто либо немного суетится, либо излишне напряжен и зажат. Лидером беседы в большинстве случаев выступает тот из «гостей», кто свободен от «контрабанды». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятан «запрещенный товар». После того, как ответ высказан, другие участники, которые находились в роли зрителей, также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются. В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан «запрещенный товар».
Дракон ловит свой хвост. Участники встают в колонну по одному, крепко держась за пояс стоящих впереди. Колонна изображает дракона. Его «голова» (начало колонны) пытается схватить «хвост», который уворачивается от нее. Игра повторяется 2-3 раза, при этом меняется порядок построения участников. Игру нельзя проводить в тесном пространстве, т.к. «дракон» движется очень активно и по непредсказуемой траектории.
СЧЕТ ЧИНГИСХАНА Количество участников: 6-20 человек Время: 10-15 минут Инструкция: Тренер просит участников сесть в незамкнутый круг так, чтобы его все видели. На пол стеллит лист флип-чарта и кладет несколько маркеров. В древности у великого Чингисхана было огромное войско. Чтобы никто из врагов не смог его сосчитать, Чингисхан придумал свою систему счета. Сейчас я ее вам покажу. На этом листе флип-чарта, я буду показывать вам числа од 0 до 10, а вы, в свою очередь, постараетесь отгадать закономерность. Если вы ее отгадали, считайте вместе со мной. Не нужно рассказывать секрет остальным участникам. Соль упражнения в том, что тренер показывает число пальцами – сжатые кулаки на флип-чарте это 0. Два открытые ладони на флип-чарте это 10. Внимание участников отвлекается тем, что тренер перед тем как назвать число хаотично выкладывает маркеры. И все внимание участников, обычно, приковано к этим маркерам. Упражнение продолжается до тех пор, пока большая часть участников не разгадает его смысл.
Упражнение «В детстве я хотел быть…» Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Время проведения: 15-30 мин. Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Упражнение «Чемодан» Один участник выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот «чемодан» складывается то, что, по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке. Но обязательно «уезжающему» напоминается о том, что будет мешать ему в дороге – то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо работать, чтобы его жизнь стала более приятной и продуктивной. Для проведения этой большой и сложной работы необходимо выбрать «секретаря», который на листе бумаги будет записывать для каждого участника (вышедшего из комнаты) все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного участника должно быть поддержано большинством. Только после прямого голосования оно вписывается «секретарем» в лист участника. При наличии возражений, сомнений лучше воздержаться от спорной записи, но если кто-то настаивает, можно записать названное качество, обязательно указав автора особого мнения. Для хорошего чемодана необходимо не менее 5-7 характеристик, отрицательных и положительных. Затем участнику, который выходил из комнаты и все время, пока группа работала, собирая ему «чемодан», отсутствовал, зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос, если что-то ему непонятно из того, что написал «секретарь». Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется (до тех пор, пока вся группа не получит свои «чемоданы»).
Игра «Лови кастрюлю» Цель: развитие умения раскрепощаться, устранение барьера стеснительности, зажатости. Открытое проявление своих чувств. Инструкция: Участники, сидя или стоя в большом кругу, перебрасываются воображаемыми предметами. Каждому на листочке задается тот или иной объект. Бросая, участник объявляет имя партнера и предмет, который он кинет. Тот, кому кидают, должен немедленно «пристроиться» к предмету – ведь котенка нужно ловить иначе, чем змею. Предметы: 1. воздушный шарик,2. кастрюля, 3. мяч волейбольный, 4. котенок, 5. лягушка, 6. змея, 7. шариковая ручка, 8. подушка, 9. шапка, 10. ботинок, 11. табуретка, 12. тетрадка, 13. цветок Роза, 14. ведро, 15. ваза для цветов. Обсуждение: легко ли подстраиваться, анализируя ситуацию. Причина того, что мы подстраиваемся? Мы этого захотели. Важное условие коммуникации – захотеть понять другого человека и ту информацию, которую он сообщает, необходимо настроится на человека, как антенна на волну.
Цель Научиться искать выход из трудной ситуации, прислушиваться к мнению окружающих. Материалы Бумажный скотч или полоски из бумаги для разметки поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 * 20 см. План поля с отмеченными «незаминированными» квадратами. («Незаминированные» квадраты должны составлять «коридор», по которому можно пройти от одного края поля к другому. «Незаминированные» квадраты должны соприкасаться друг с другом углами или боками. Данный план должен быть только у ведущего. Участники не должны его видеть!) Ведущие раскладывают бумажные полоски на полу, деля его на квадраты. Задача Всем участникам по очереди (по одному) надо перебраться на противоположную сторону поля. При этом они имеют право передвигаться по полю только переходя из квадрата в квадрат, которые соприкасаются друг с другом углами или боками. Перепрыгивать через квадраты нельзя! Условия: Участникам дается 5 минут на обсуждение стратегии. После этого они не имеют права разговаривать, показывать на поле руками, помечать нужные квадраты. Два раза подряд идти по полю нельзя, поэтому, «подорвавшись» (наступив на квадрат вне «коридора»), участник встает в конец очереди. Если кто-то наступает на «заминированный» квадрат, ведущий подает звуковой сигнал (хлопает, топает и проч.). Примечание: Если всем участникам удастся перейти на другую сторону за 10-15 минут, можно заключить, что группа хорошо сплочена, способна находить правильные стратегии для выхода из сложных ситуаций.
Игра «Машина с характером» Цель Сплочение группы. Время проведения 20 минут. Этапы игры: Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок №1) выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок №1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. 1. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. 2. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. 3. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. 4. Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться. Обсуждение игры 1. Смогла ли группа создать интересную машину? 2. Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? 3. В какой момент вы стали деталью машины? 4. Как вы придумали свои действия? 5. Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы? 6. Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся? 7.Трудно ли было разобрать машину? 8. Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом? Варианты Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д.
Краткий обзор Это упражнение предназначено для того, чтобы показать, как могут искажаться сообщения. Цели 1. Показать участникам, как искажаются переданные сообщения. 2. Дать понять участникам, что им необходимо улучшать свои навыки общения и умение слушать. Необходимое время 5-10 минут. Размер группы Неограничен, но группу нужно поделить на подгруппы приблизительно из 8-10 человек. Необходимый материал Копия «Истории»’ для каждой группы. Процедура 1. Сказать группе, что истории могут искажаться, если не используются надлежащая связь и умение слушать. 2. Разбейте группу на подгруппы по 8-10 участников. Участники садятся рядом друг с другом на расстоянии метра. 3. Первому человеку каждой подгруппы выдают копию «Истории», чтобы они тихо ее прочитали. 4. Через пару минут попросите их передать историю человеку, сидящему рядом с ними в подгруппе (шепотом, чтобы другие не слышали). 5. Таким же способом история передается от одного к другому всем членам подгруппы. 6. Когда последнему человеку во всех подгруппах передали окончательную версию истории, он должен рассказать группе то, что им сказали. 7. Насколько близка окончательная версия к оригиналу? 8. Случается ли подобная ситуация на рабочем месте? 9. Каждой подгруппе Вы можете дать разные «Истории». После того, как все последние участники подгрупп рассказали группе то, что им сказали, первый должен немедленно прочитать первоначальную версию. 10. Брать орган от каждой подгруппы вне обучающейся камеры, и читать их ‘история’, чтобы передать. 11. Записать другую и, возможно, более соответствующую историю для каждой обучающейся группы. 12. Вы можете дать участникам различные уровни организации для представления (то есть, от Генерального Директора к персоналу нижнего уровня). Если Вы это сделали, то каждый участник может сказать группе сообщение, которое они получили, переходя от последнего человека к первому. История: Кому: Генеральному Менеджеру От: Управляющего Директора Завтра вечером около 19.30, на восточной стороне Сиднейского Портового Моста будет демонстрироваться фейерверк. Такое случилось только однажды, 26 января 1988 года. В качестве знака доброй воли к нашим служащим, я попрошу Вас заказать автобус, чтобы отвести всех служащих к водной стороне балкона Оперы Сиднея. Таким образом, они смогут наблюдать захватывающее представление. Я договорился с одним из организаторов фейерверка, Мистером Спарки Барнером, что перед началом он кратко расскажет служащим о значении фейерверка. Это начнется ровно в 18.30 на балконе. Если будет дождь, фейерверк может быть отменен. В этом случае договоритесь, пожалуйста, о размещении служащих в кафетерии на первом этаже к 19.15, чтобы можно было показать записи предыдущего фейерверка.
ГРОМ УРАГАН ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ Цели: · Снятие напряжения у участников. · Задание темпа для работы. Ход работы: Участники распределяются по помещению в произвольном порядке. Желательно, чтобы мебель и стулья не мешали свободному передвижению. Упражнение может проводиться как вначале работы группы, так и после перерыва. Участникики разбиваются на группы по 3 человека. Два человека стают лицом к другу и, подняв руки вверх, соединяют их — это «Домики». Третий участник группы встает в центр — это «Житель». Один участник из всей группы становится ведущим.* Ведущий дает команды: · «Домики ищут жителя» — «домики» оставляют своего жителя и ищут себе нового, передвигаясь по комнате. «Жители» остаются на месте. · «Жители ищут домик» — «Жители» оставляют свои домики и ищут себе другой. «Домики» остаются на месте. · «Землетрясение» — «Жители» и «Домики» начинают движения в поисках себе «Домика» и «Жителя» соответсвенно. Участник оставшийся без «Домика» становится ведущим. Инструкция: Разбейтесь на группы по три человека. Любые двое человека в группе возьмитесь за руки и поднимети их вверх, как бы образуя домик. Третий участник вашией группы — Это житель этого домика. Сейчас я (либо ведущий) буду давать такие команды: «Жители ищут домик» и жители должны будут покинуть свой домик и подыскать себе новое жилье. Домики остаются стоять на месте. Тот житель который не найдет себе домик становится ведущим. При команде «Домики ищут жителя» все порисходит с точностью до наоборот. Жители остаются на местах а домики отправляются искать себе жителя. Житель, оставшийся без домика становится ведущим. Во время команды «Землетрясение» и жители и домики отправляются на поиски себе крыши над головой и жителя. Ведущий может давать лубую команду. Если у вас есть вопросы, то задайте их сейчас, если все понятно, то начинаем. Вопросы для обсуждения (шеринг): · Сложно ли было выполнить это упражнение? · Оставались ли вы без домика? Как вы себя чувствовали при этом? · Что вам больше нравится быть домиком или жителем? Почему? · Как вы выбирали себе домик? · Как вы вибирали себе жителя? · Домики, всегда ли вы действовали синхронно или крыша иногда все же трещала? Заметки В этом упражнении можно оценить скорость реакции и внимательность участников. Разбейте упражнение на две части, и в середине можете разрешить домикам стать жителями, а жителям стать домиками, по желанию.
РАЗМИНКА Начнем с тех, которые нужны в самом начале, с первого дня тренинга. В этот тип входят упражнения, которые подравнивают уровень функционирования, сближают группу, демонстрируют мне то, в каком состоянии находятся подростки, настраивает на работу, подтягивает участников к внутригрупповому пространству. Они необходимы, чтобы группу организовать и настроить на работу Разминка с мячиком. Группа перебрасывается мячиком. Психологическая задача, решаемая с помощью этой и других разминок: чтобы подросток посмотрел на другого, увидел другого. Бросить и что-то сказать, например, "Здравствуй", "Хорошо выглядишь", "Я тебя впервые вижу" и т.д. и т.п. Сказать первое, что придет в голову. Дооснащение. Дооснащение - это расширение, углубление, усложнение, попытка разнообразить упражнение. Функция дооснащения - поддерживать мотивацию. Я говорю: "Вчера мы 20 раз кинули и мяч не упал. Теперь пусть 25 раз." Дооснащение: каждый раз назначался дежурный, который должен был приносить мячик. Когда однажды никто мяч не принес, у двух человек оказалось два апельсина. И мы стали кидать сразу два апельсина одновременно. Часто оба в одного человека. Это группу оживляло, веселило, настраивало на дружеский тон. Разминок должно быть много. Их можно придумывать. Они, кроме собственно разминки, нужны еще для заполнения пауз между упражнениями, которые должны идти не встык, а с перебивками. Ритуализированные разминки могут проводится и без руководителя. В норме разминка должна все-таки редуцироваться.
РАБОТА С ИМЕНЕМ
Как правило идет вслед за разминкой. Надо уходить от привычного знакомства. В принципе можно приделать бирочку именем. Но можно организовать внутреннее подспорье для запоминания имени. Работа с именем подразумевает введение имени в группу, организация запоминания и проверка запоминания. Здесь также должно быть множество техник. Группа открыта и может меняться на 50%. Процедура представления должна быть максимально театрализована. Можно рассказать историю, загадать загадку, станцевать свое имя, изобразить в статике. Инструкция: "Расскажи, покажи что-нибудь так, чтобы мы запомнили твое имя." Не обязательно познакомится сразу со всеми. Нужно обкатать группу, чтобы остался костяк. Процедуру знакомства можно растянуть на 2-3 занятия. Процедура знакомства дает хорошие возможности выйти из нее в предметные, тренинговые процедуры, т.к. если кто-то хорошо изобразил свое имя, то я могу перейти к техникам изображения животных, чувств, ситуации и т.д. Это будет логично. Когда представилась половина или 2/3 группы можно начинать заучивание и воспроизведение. Тренинг проводится под эгидой испытания. Можно и память свою испытать. Я говорю: "Ну что, половина группы представилась, кто хочет испытать свою память?" Можно и задание такое дать. Дооснащение. Когда все представились, один участник просто называет всех по имени. Другой с закрытыми глазами. Третий называет после того, как все пересели. Упражнение: я прошу всю группу встать в круг спиной к тому, кто в центре. Он называет каждого по имени со спины. Когда участник правильно называет чье-то имя, то тот поворачивается и садится, если нет – продолжает стоять к нему спиной. Если кто-то не запомнил несколько имен, то надо поработать с ним на дозапоминание. Тех, кого он не запомнил, нужно включить в совместное действие. Упражнение: на полу лежит узкая доска, изображающая мостик на пропастью. Подростки, которых я включил в совместное действие, должны суметь разойтись на этом мостике Упражнение: перенести зажатый между лбами лист бумаги из одного конца комнаты в другой. Упражнение: "Внимательно осмотри каждого человека. Тебе надо будет узнать их с закрытыми глазами". Затем они меняются местами и он с закрытыми глазами опознает их на ощупь. Группа уменьшает и увеличивает свой количественный состав. Если много новых членов (3-4), нужно повторить процедуру знакомства. Упражнение: "Снежный ком". Каждый участник называет свое имя, перед этим назвав имена всех тех, кто уже представился. Таким образом, первый называет только свое имя, второй - имя предыдущего и затем свое, третий - имя первого, затем второго и после этого свое и т.д.
ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ «Путаница» Краткое описание Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача- не разнимая рук, распутаться в новый круг. Цель игры Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. Число участников 5-10 Примечания Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
«Рисунок с поводырем» Краткое описание Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза. «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка. Цель игры Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру. Число участников По парам. Примечания Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепым».
«Магические квадраты» Краткое описание Участникам дается пачка соломинок для коктейля, скотч и ножницы. Задача – построить высокую башню, используя предложенные материалы. Прикреплять или подвешивать башню к любым поверхностям нельзя. 10 минут дается на обсуждение и выбор стратегии выполнения упражнения (не прикасаясь к предложенным предметам), затем 20 минут – на создание придуманной конструкции, причем делается это молча, и за каждое произнесенное слово штраф –0,5 минуты. Число участников 10-15 Примечания Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения.
«Плот» Краткое описание Легенда – после кораблекрушения команда корабля оказалась посреди океана на маленьком плоту. Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины групп – поместиться должно быть не очень сложно. На «плоту» надо продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается (приблизительно 1/8 куска). Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется ¼ исходного листа ватмана. Цель игры Групповое сплочение, взаимодействие, поиск конструктивных способов решения проблем, телесный контакт. Число участников 7-15 Примечания Обязательно групповое обсуждение после выполнения упражнения. Выполнение упражнения может быть предложено сразу нескольким группам, что вносит соревновательный элемент в процесс выполнения. «Слепой паровозик» Краткое описание Участники сцепляются в маленький паровозик по двое или по трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине – нейтрален. Игра происходит молча. Интересно когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков. Цель игры Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям. Число участников Чем больше, тем лучше. Примечания Активно включен телесный контакт, что может вызывать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о «телесных» проявлениях доверия и недоверия.
Вместе мы сила Упражнение позволяет осознать, что возможность команды больше, чем сумма возможностей ее отдельных участников. Упражнение используется в основном на тренингах по командообразованию. Материалы: бумага, карандаши. Время: 15-20 минут. Описание: Каждый участник в течении 5 минут составляет список своих сильных и слабых сторон в своей сфере деятельности. За тем, работа происходит в мини-группах или все участники (если группа не большая) составляют общий список сильных и слабых сторон всей команды. При этом, если чей-то недостаток компенсируется сильной стороной другого участника, то этот недостаток можно вычеркнуть и не учитывать. Так же, если команда формирует какие-либо новые общие недостатки или достоинства их следует дописать в список. После этого представитель от каждой команды рассказывает о том, что изменилось в списках достоинств и недостатков, после того как они были объединены. Вывод: Возможность команды не равны простой сумме возможностей ее участников. Как правило, в командном взаимодействии компенсируются недостатки и усиливаются достоинства каждого.
Связующая нить Время: 5 мин. Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу. Рефлексия: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете? 10 мин. Принятие решений – 10 мин. Разбиться на три команды. Задание каждой команде – разработать алгоритм принятия группового решения, какие шаги необходимо сделать, чтобы принять решение. Группы предъявляют своё решение ан ватмане. Групповая дискуссия, выработка общего решения, которое записывается на ватмане, утверждается голосованием. Рефлексия: как происходил процесс принятия решения, что ты чувствовал при этом, учитывалось ли твоё мнение?
ЛАБИРИНТ Цель: командообразование, формирование доверительного и ответственного отношения друг к другу, умение руководить, умение слушать друг друга. Процедура проведения: На земле чертится «лабиринт» в виде буквы «П», по ширине он должен вмещать одну ступню человека. Одному участнику завязывают глаза, и он становится в начало «лабиринта». Задача остальных участников – провести его по «лабиринту», говоря ПО ОДНОМУ СЛОВУ ПО КРУГУ. Ошибка, которой считается два или более слова, сказанное не вовремя слово и др., приводит к тому, что Участник начинает проходить «лабиринт» заново. Также все начинается заново, если тот, кто идет по «лабиринту», заступает за него. Вопросы для последующего обсуждения: · Каково было в роли того, кто проходил «лабиринт»? Сложно? Легко? В чем это проявлялось? · Сложно ли было руководить участников в «лабиринте»? · Что получалось при прохождении испытания? Что не получалось? · Какие выводы о взаимодействии можно сделать после этого упражнения?
ПАЛОЧКА Цель: командообразование, умение слышать и слушать друг друга, внимательное отношение друг к другу. Процедура проведения: Группе дается тонкий легкий прутик длиной 2 метра. Всем участникам необходимо встать в ряд, вытянуть вперед по два пальца каждой руки. Ведущий дает этот прутик группе и кладет его на ряд вытянутых пальцев. Задание – группе необходимо поднять этот прутик на пальцах с земли (расстояние 30 см от земли) на высоту человеческого роста (измеряется по вытянутым рукам самого низкого человека в группе). При этом два главных условия: · Если хоть один палец отрывается от прутика, то группа начинает задание выполнять сначала. · Запрещено разговаривать. Группа имеет возможность обсуждать тактику и способ выполнения до начала действия.
ПОКРЫВАЛО Цель: командообразование, формирование доверия и ответственного отношения друг к другу, снятие тактильных барьеров в группе. Процедура проведения: Участники стоят на покрывале, один из них – нет. Задача стоящих на покрывале – перевернуть покрывало на другую сторону, не сходят с него. Человек, который не стоит на покрывале, может подсказывать, что делать, но дотрагиваться до покрывала ему нельзя. Таким образом, группа должна оказаться на противоположной стороне покрывала. Условия проведения: · Задание выполняется в полной тишине · Если хотя бы один человек заступает на землю, то упражнения начинается снова
СЛЕПОЙ и ПОВАДЫРЬ Цель: формирование доверия участников друг к другу. Процедура проведения: Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. Упражнение рождает много ассоциаций. Оно позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отче
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.013 с.) |