Упражнение 5. «Массажный круг» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 5. «Массажный круг»



Это упражнение способствует возникновению чувства общ­ности в группе. Перед его началом нужно потереть ладони или сделать еще что-нибудь для повышения чувствительности рук. Каждому участнику нужно будет концентрироваться на двух ве­щах: он делает кому-то массаж и в то же время кто-то делает мас­саж ему.

Все становятся в круг. Руки каждого лежат на плечах участ­ника, стоящего перед ним. Глаза закрыты. Сначала все старают­ся почувствовать область плеч и затылка стоящего перед ними ладонью и кончиками пальцев. Где чувствуется напряжение мышц, затвердение и пр.? Затем участники начинают осторож­ный массаж спины. Через одну-две минуты все разворачиваются на 180 градусов и снова повторяют упражнение.

 

Упражнение 6. Противоречивые сигналы

Часто наш «язык тела» бывает неконгруэнтным. Посред­ством слов и действий мы можем демонстрировать, к примеру, видимость спокойствия и контроля над ситуацией, но наши парт­неры одновременно получают указания на лежащие в основе чув­ства — наш голос звучит подавленно, зрительный контакт выглядит неестественным и т. д. Таким образом, мы посылаем противоречивые сообщения. В этом упражнении участвуют два партнера. Они беседуют и сознательно стараются с помощью тела выразить что-то другое, отличное от того, что они выражают с по­мощью слов (5 минут).

 

Упражнение 7. Центрирование

Это полезное упражнение вы сможете использовать на ворк-шопе, а участники — применять и в повседневной жизни. Оно за­нимает совсем немного времени и помогает вернуть самообладание,


когда мы нервничаем, делаем ошибку и хотим ее исправить или когда приступаем к выполнению нового задания.

Скажите участникам: «Встаньте так, чтобы ноги были при­мерно на ширине плеч, как будто вы противостоите сильному ветру. Держите спину прямо. Держите голову так, как будто вы осматриваете горизонт. Колени можно слегка согнуть. Почув­ствуйте пол под ногами каждой ступней от кончиков пальцев до пятки, почувствуйте, как вес равномерно распределяется по всей ступне.

Теперь ощутите свой центр тяжести. Оставайтесь в этой позе и сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте через нос, дыши­те с помощью диафрагмы, животом. Выдыхайте шумно через рот. Сделайте это несколько раз и почувствуйте, как ваш центр тяже­сти будто бы слегка опускается и как вы все больше и больше рас­слабляетесь».

 

Упражнение 8. Идти внимательно

В этом упражнении мы на короткое время выключаем очень важный орган чувств — зрение, и это небольшое изменение со­провождается серьезными последствиями. Каждый проверяет, насколько он может положиться на свой кинестетический интел­лект. Хождение с закрытыми глазами имеет и символический смысл: оно подобно попыткам сориентироваться в ситуации по­стоянных изменений, например, в деловом мире.

Участники ходят по комнате и размышляют, как они могут проявлять доверие и уверенность в себе во время быстрых пере­мен.

Затем каждый выбирает себе какую-нибудь цель, например, окно или дверную ручку, и медленно и внимательно движется к этой цели. При этом он пытается описать сам себе, что делает: «Я не выпускаю цели из поля зрения, я иду прямо к цели и стара­юсь ни с кем не столкнуться...»

Каждый снова возвращается в исходный пункт. Теперь участ­ники идут к цели уже с закрытыми глазами. Они отмечают, что делают и что переживают при этом.

В третьей части упражнения участники просто ходят, сосре­доточившись на процессе ходьбы. Они синхронизируют дыхание и шаги: каждый раз при вдохе делают шаг одной ногой, а при вы­дохе — другой.


Четвертая часть упражнения: участники закрывают глаза и медленно идут к центру комнаты. Цель — не открывая глаз, со­ставить вместе с другими максимально правильный круг. Разго­варивать нельзя.

Выделите достаточно времени для обсуждения этого полезно­го упражнения.

 

ИСКУССТВО ПРИКОСНОВЕНИЯ

Каждый опытный ведущий знает, что участники стремят­ся получить новый опыт. Поэтому мы постоянно пытаемся при­дать учебным ситуациям прелесть новизны. Я предлагаю несколько символических упражнений, которые вы можете вре­мя от времени использовать в своей работе. Эти упражнения объе­диняют наш интерес к новому с детской потребностью потрогать то, к чему испытываешь интерес. Посредством прикосновений и движений маленькие дети учат элементарные понятия, но и для взрослых этот тип обучения очень важен. Наш мозг получает информацию от более чем 500 000 рецепторов кожной чувстви­тельности, от 200 000 температурных рецепторов. В то же время мы видим, что многие люди трогают вещи лишь механически. Часто их мышление следует по накатанному пути. Чувствитель­ное прикосновение — это тайна, связанная с искренностью и вос­приимчивостью. Если наши руки умеют «слушать», то наше сердце и ум, как правило, тоже способны к этому.

 

Упражнение 1. Прикосновение эльфа

Только прикасаясь к чему-либо нежно, мы ощущаем всю полноту чувственных впечатлений. «Жесткое» прикосновение от­ключает большинство тактильных рецепторов. Предложите уча­стникам пройтись по комнате, мягко прикасаясь к разным вещам, как это мог бы сделать эльф. Просто скажите: «Прикоснитесь к миру вокруг себя, как будто вы впервые ощущаете его кончи­ками пальцев. Замечайте особенные чувственные качества раз­личных вещей».

 

Упражнение 2. Слепое прикосновение

Участники разбиваются на пары. Один из партнеров наде­вает повязку на глаза, а другой ведет его по комнате, по зданию


или выводит на улицу. «Зрячий» партнер заботится о том, чтобы «незрячий» потрогал как можно больше разных предметов — вазу, лист бумаги, круглый камень, шелковый платок и пр., «ус­лышал» вещи руками и описал словами свои чувства, вес и тем­пературу вещей. В заключение происходит обмен ролями.

 

Упражнение 3. Демон

Это простое упражнение — самомассаж. Оно дает участни­кам возможность «стряхнуть» значительную часть телесного напряжения: Вы можете использовать его как вступление к сле­дующим за ним упражнениям с применением «взаимного» массажа.

Каждый участник прыгает с одной ноги на другую и делает ру­ками движения, как будто стряхивает капли воды или хочет из­гнать из тела демона, навевающего усталость и напряжение.

 

Упражнение 4. Спина к спине

Участники по двое садятся на пол, спиной к спине. Оба од­новременно стараются своими движениями массировать и рас­слаблять спину партнера.

 

Упражнение 5. Конвейер

Это упражнение все члены группы выполняют вместе. Участники ложатся на пол на спину, плечом к плечу, при этом первый участник — ногами в одну сторону, второй — в противо­положную, третий — в ту же сторону, что и первый, и т. д., головы лежат на одной линии. Общая картина напоминает застежку-«молнию». После этого все вытягивают руки перед собой, и один доброволец осторожно ложится на поднятые руки. Участники медленно продвигают лежащего к концу ряда с рук на руки (руки работают как конвейер). Там уже стоит другой участник, кото­рый «принимает» первого. Как только тот покидает «конвейер», он тоже ложится на пол вместе с остальными. Настала очередь довериться «конвейеру» второму участнику.

 

Упражнение 6. Статуи

Ведущий говорит участникам: «Пожалуйста, встаньте в два ряда, чтобы каждый был на расстоянии двух метров от партнера из другого ряда. В первом ряду участники (пусть это будут парт-


неры под буквой А) закрывают глаза и ждут. Партнеры Б долж­ны изобразить статуи, принимая разнообразные позы и застывая неподвижно (30 секунд). После этого участники А с закрытыми глазами осторожно делают два шага вперед. Они должны угадать, прикасаясь к партнеру, в какой позе тот стоит (1 минута).

Затем они возвращаются на свое место (не открывая глаз) и пытаются скопировать позу партнера, который продолжает сто­ять неподвижно, изображая статую (1 минута).

После этого можно открыть глаза и сравнить копию с ориги­налом.

Таким образом, участники должны создать внутреннюю кар­тину с помощью тактильных ощущений, а затем преобразовать ее в соответствующую позу. В выполнении подобной задачи за­действованы разные структуры мозга.

В первый раз не стоит принимать слишком сложных поз.

Варианты. Участники становятся в два ряда друг напротив друга. Члены группы, закрыв глаза, в течение минуты «исследу­ют» лица своих партнеров, после чего те отходят в другое место. «Невидящие» участники теперь должны найти своих партнеров среди остальных.

 

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Результат работы этого интеллекта мы встречаем повсю­ду, — когда сидим за компьютером, заводим машину, чтобы ехать на работу, ищем в Интернете схему проезда, даже когда налива­ем себе утреннюю чашку чая. Без логико-математического интел­лекта шесть миллиардов жителей нашей планеты не сумели бы выжить. В то же время понятно, что этот необходимый для на­шего существования тип интеллекта требует особого внимания. Мы часто хотели бы быть более способными в этой области, хотя далеко не всегда человек, одаренный высокоразвитым критичес­ким или логическим интеллектом, нравится нам. Возможно, мы назовем его «интеллектуалом» или «сухарем» и таким образом проявим существующие у нас проблемы в обращении со столь труднодоступной формой интеллекта.

Мы живем в мире, в котором многие слишком мало думают, и каждый день страдаем от последствий этого. Мы действуем необ­думанно, опрометчиво и безрассудно, с видимой уверенностью


высказываем наивные суждения, не слушаем, что говорят дру­гие, предпочитая собственные идеи. На работе нами управляют люди, которые мало ценят наше мнение, часто критикуют нас и порой не готовы принять наши идеи. В семье мы соперничаем друг с другом, и романтические отношения часто заканчиваются горь­ким разочарованием и презрением. Родителям нелегко проявлять мудрость в воспитании детей, и нередко они дают им слишком мало любви и внимания.

Дети страдают и от системы образования: в ходе обучения им скорее передают информацию, чем учат действовать в реальной жизни, уделяя больше внимания приспособлению, а не индиви­дуальному развитию. Ежедневно нам приходится общаться с людьми, которые мыслят иррационально, запутанно и плохо го­ворят. Таким образом, мы сталкиваемся с ответом на вопрос: «Что происходит, если люди слишком мало размышляют?»

Что же, собственно, происходит? Как случается эта катастро­фа безрассудности? Мы слишком мало делаем для тренировки ум­ственных способностей просто потому, что не знаем, как это делать. К примеру, известно, что наш логический интеллект и вербальные навыки прямо зависят от того, как часто родители разговаривали с нами в первый год жизни, поскольку коммуни­кация с самого начала является важной предпосылкой для раз­вития нейронных связей. Вероятность заболеть болезнью Альцгеймера уменьшается, если в детстве нас научили дифферен­цированному и комплексному самовыражению. Мы знаем, что частый просмотр телепередач снижает готовность к глубоким размышлениям, и наша фантазия начинает «хромать». Телеви­дение ограничивает нашу способность к абстрактному мышлению и длительной концентрации, создает психическую зависимость, как употребление наркотиков.

Многих людей процесс мышления пугает, они считают, что «способный» мозг достается от рождения, что есть некий «ген», отвечающий за то, насколько хорошо мы можем думать. Но это миф. Способность мыслить отнюдь не дар лишь небольшой «эли­те», эта способность есть у каждого. Однако ее нужно тренировать. Если мы поймем структуру работы нашего мозга, то сможем улуч­шить наши интеллектуальные способности во всех жизненных ситуациях. Впрочем, ясное и глубокое мышление — это также тяжелый труд, особенно если мы хотим изучить, как оно проис-


ходит. Многие люди соблазняются простыми «мыслительными техниками» и надеются таким образом сэкономить время и энер­гию. Они не замечают, что такое «комфортное мышление» приводит к посредственным результатам. Мышление требует уси­лий и времени, а суета нашей жизни не благоприятствует детальной рефлексии. Когнитивный психолог Дэвид Перкинс сформулировал суть дела кратко: «Наше мышление в целом не­четкое, торопливое, слишком узкое или слишком пространное, иначе говоря — мы думаем импульсивно». И, повторимся, как и всякую другую способность, мышление нужно тренировать. Все, чем мы не пользуемся, ослабевает.

С развитием компьютерных технологий мы шагнули в век ин­формации. В результате возникла новая угроза нашей способно­сти основательно и критически мыслить. Нас «засыпают» информацией. Благодаря мобильным телефонам мы стали дости­жимыми всегда и везде. Служащие в среднем 60% времени рабо­тают с информацией. Социолог Дэвид Шенк назвал избыток информации «информационным смогом». Он вреден для нашего мозга и опасен для психического и эмоционального здоровья. От избытка впечатлений возникает стресс, и мы реагируем на него навязчивым поведением. Тот, кто хочет привлечь к себе внима­ние, часто вынужден прибегать к экстравагантным приемам. В то же время возникает эмоциональное притупление, и мы становим­ся относительно невосприимчивы ко всему, что не несет непос­редственной угрозы.

Едва ли мы можем считать, что молодых людей в школах и университетах учат критически мыслить. Наша система обра­зования до сих пор ограничивалась предложением не связанных друг с другом наборов информации, она не дает объединяющих «рамок» для мышления и знания. Информация становится зна­нием только тогда, когда мы изучаем ее основательно, лично с ней экспериментируем. И мы обнаруживаем себя в некой аб­сурдной ситуации, когда мы тонем в информации, но жаждем знания.

В таком положении оказываются не только участники ворк-шопов, но в определенной степени и ведущие. При подготовке учебных мероприятий мы чувствуем, как трудно концентриро­ваться на тех вещах, которые действительно важны для наших учеников. Требования спонсоров часто меняются, а их желания


ориентируются на популярных гуру из области науки управле­ния или на модных психологов.

Практические рекомендации. Лучшим стимулом развития ло­гико-математического интеллекта участников служит умение ведущего показать, что он ценит критическое и системное мыш­ление. Избегайте сходства с учителем «старой школы», который уже знает все, что нужно изучить на воркшопе. Дайте понять, что на большинство вопросов есть множество ответов и что вы ува­жаете способ мышления каждого члена группы. Избегайте позиции эксперта и сделайте все, чтобы участники развивали не­зависимое мышление. Ведущий может стать хорошим примером для группы, если демонстрирует следующие качества:

Интеллектуальную открытость: внимательно слушайте дискуссии; принимайте к сведению любую точку зрения и тщательно и честно оценивайте каждую перспективу.

Информированность: если вы сами выражаете какое-либо мнение, оно должно основываться на фактах или быть убе­дительными; если вы чего-то не знаете, то просто признай­те это.

Любопытство: покажите готовность исследовать проблему до конца, не поверхностно.

Независимость мышления: не бойтесь подвергать сомнению мнение группы, организации или спонсоров. Уважайте чу­жие мнения, но показывайте, что есть альтернативы.

Готовность к дискуссии: обсуждайте модели, концепции, идеи интеллигентно и упорядоченно. В случае жарких дис­куссий уважайте явно противоречивые точки зрения и будь­те тактичным и убедительным.

Основательность: покажите, как добраться до сути темы или проблемы.

Самокритику: покажите, что вы осознаете по крайней мере часть своих собственных предрассудков, и допускайте воз­можность незнания чего-либо.

Творчество: используйте новые способы мышления и рас­сматривайте новые темы с разных углов зрения.

Интерес: в случае важных вопросов покажите, что вы дей­ствительно хотите их понять и вам интересны мнения и про­блемы участников.


Пожалуйста, при планировании воркшопа обратите внимание на следующие советы:

Чаще применяйте формы обучения, стимулирующие не­зависимое мышление и желание экспериментировать. Особен­но важны учебные ситуации в групповом пространстве: упражнения в парах, «тройках» или «четверках», обучение в рабочих группах. Важны также «открытые встречи», где участники сами организуют свою работу и определяют ее темы и формы. Ведущий не присутствует на таких встречах, но с ним можно вступить в контакт.

Чаще предоставляйте возможность экспериментирования и исследовательского обучения. Эксперименты не должны ог­раничиваться постановкой логических и научных вопросов, они могут затрагивать также социальные, экономические или психологические темы.

Многие люди со школьных времен страдают от «плохих отношений» с математикой. Они боятся совершить арифмети­ческие ошибки и избегают осуществлять расчеты в самых раз­ных областях жизни. Отсюда возникает определенная беспо­мощность в экономических дискуссиях, обменах мнениями по политическим вопросам, в планировании собственного бюдже­та. Таким участникам полезно научиться непринужденному и прагматичному подходу к простым расчетам. В этом могут по­мочь любые логико-математические задачи, которые на семи­нарах в основном используются для развлекательных целей.

Во всех группах мы встречаем людей с хорошо развитым ло­гико-математическим интеллектом: техников, инженеров, уче­ных, мастеров. Вы можете учитывать их стиль мышления и облегчать им работу, поясняя концепции с помощью графичес­ких средств — набросков, диаграмм и т. п. К этому виду мышле­ния мы обращаемся, рассказывая время от времени о своей программе: «Я хотел бы перечислить шесть важнейших состав­ляющих этой темы...», или: «На этой встрече у нас предполагает­ся семь шагов работы...»

Не забывайте о значении системного мышления, которое по­лезно не только руководству и менеджерам. Попытайтесь вместе с участниками исследовать, в каком контексте можно понимать вопросы и проблемы.


Ниже приведен ряд упражнений, которые обращаются к ло­гико-математическому интеллекту участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.036 с.)