Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 5. «Массажный круг»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это упражнение способствует возникновению чувства общности в группе. Перед его началом нужно потереть ладони или сделать еще что-нибудь для повышения чувствительности рук. Каждому участнику нужно будет концентрироваться на двух вещах: он делает кому-то массаж и в то же время кто-то делает массаж ему. Все становятся в круг. Руки каждого лежат на плечах участника, стоящего перед ним. Глаза закрыты. Сначала все стараются почувствовать область плеч и затылка стоящего перед ними ладонью и кончиками пальцев. Где чувствуется напряжение мышц, затвердение и пр.? Затем участники начинают осторожный массаж спины. Через одну-две минуты все разворачиваются на 180 градусов и снова повторяют упражнение. Упражнение 6. Противоречивые сигналы Часто наш «язык тела» бывает неконгруэнтным. Посредством слов и действий мы можем демонстрировать, к примеру, видимость спокойствия и контроля над ситуацией, но наши партнеры одновременно получают указания на лежащие в основе чувства — наш голос звучит подавленно, зрительный контакт выглядит неестественным и т. д. Таким образом, мы посылаем противоречивые сообщения. В этом упражнении участвуют два партнера. Они беседуют и сознательно стараются с помощью тела выразить что-то другое, отличное от того, что они выражают с помощью слов (5 минут). Упражнение 7. Центрирование Это полезное упражнение вы сможете использовать на ворк-шопе, а участники — применять и в повседневной жизни. Оно занимает совсем немного времени и помогает вернуть самообладание, когда мы нервничаем, делаем ошибку и хотим ее исправить или когда приступаем к выполнению нового задания. Скажите участникам: «Встаньте так, чтобы ноги были примерно на ширине плеч, как будто вы противостоите сильному ветру. Держите спину прямо. Держите голову так, как будто вы осматриваете горизонт. Колени можно слегка согнуть. Почувствуйте пол под ногами каждой ступней от кончиков пальцев до пятки, почувствуйте, как вес равномерно распределяется по всей ступне. Теперь ощутите свой центр тяжести. Оставайтесь в этой позе и сделайте несколько глубоких вдохов. Вдыхайте через нос, дышите с помощью диафрагмы, животом. Выдыхайте шумно через рот. Сделайте это несколько раз и почувствуйте, как ваш центр тяжести будто бы слегка опускается и как вы все больше и больше расслабляетесь». Упражнение 8. Идти внимательно В этом упражнении мы на короткое время выключаем очень важный орган чувств — зрение, и это небольшое изменение сопровождается серьезными последствиями. Каждый проверяет, насколько он может положиться на свой кинестетический интеллект. Хождение с закрытыми глазами имеет и символический смысл: оно подобно попыткам сориентироваться в ситуации постоянных изменений, например, в деловом мире. Участники ходят по комнате и размышляют, как они могут проявлять доверие и уверенность в себе во время быстрых перемен. Затем каждый выбирает себе какую-нибудь цель, например, окно или дверную ручку, и медленно и внимательно движется к этой цели. При этом он пытается описать сам себе, что делает: «Я не выпускаю цели из поля зрения, я иду прямо к цели и стараюсь ни с кем не столкнуться...» Каждый снова возвращается в исходный пункт. Теперь участники идут к цели уже с закрытыми глазами. Они отмечают, что делают и что переживают при этом. В третьей части упражнения участники просто ходят, сосредоточившись на процессе ходьбы. Они синхронизируют дыхание и шаги: каждый раз при вдохе делают шаг одной ногой, а при выдохе — другой. Четвертая часть упражнения: участники закрывают глаза и медленно идут к центру комнаты. Цель — не открывая глаз, составить вместе с другими максимально правильный круг. Разговаривать нельзя. Выделите достаточно времени для обсуждения этого полезного упражнения. ИСКУССТВО ПРИКОСНОВЕНИЯ Каждый опытный ведущий знает, что участники стремятся получить новый опыт. Поэтому мы постоянно пытаемся придать учебным ситуациям прелесть новизны. Я предлагаю несколько символических упражнений, которые вы можете время от времени использовать в своей работе. Эти упражнения объединяют наш интерес к новому с детской потребностью потрогать то, к чему испытываешь интерес. Посредством прикосновений и движений маленькие дети учат элементарные понятия, но и для взрослых этот тип обучения очень важен. Наш мозг получает информацию от более чем 500 000 рецепторов кожной чувствительности, от 200 000 температурных рецепторов. В то же время мы видим, что многие люди трогают вещи лишь механически. Часто их мышление следует по накатанному пути. Чувствительное прикосновение — это тайна, связанная с искренностью и восприимчивостью. Если наши руки умеют «слушать», то наше сердце и ум, как правило, тоже способны к этому. Упражнение 1. Прикосновение эльфа Только прикасаясь к чему-либо нежно, мы ощущаем всю полноту чувственных впечатлений. «Жесткое» прикосновение отключает большинство тактильных рецепторов. Предложите участникам пройтись по комнате, мягко прикасаясь к разным вещам, как это мог бы сделать эльф. Просто скажите: «Прикоснитесь к миру вокруг себя, как будто вы впервые ощущаете его кончиками пальцев. Замечайте особенные чувственные качества различных вещей». Упражнение 2. Слепое прикосновение Участники разбиваются на пары. Один из партнеров надевает повязку на глаза, а другой ведет его по комнате, по зданию или выводит на улицу. «Зрячий» партнер заботится о том, чтобы «незрячий» потрогал как можно больше разных предметов — вазу, лист бумаги, круглый камень, шелковый платок и пр., «услышал» вещи руками и описал словами свои чувства, вес и температуру вещей. В заключение происходит обмен ролями. Упражнение 3. Демон Это простое упражнение — самомассаж. Оно дает участникам возможность «стряхнуть» значительную часть телесного напряжения: Вы можете использовать его как вступление к следующим за ним упражнениям с применением «взаимного» массажа. Каждый участник прыгает с одной ноги на другую и делает руками движения, как будто стряхивает капли воды или хочет изгнать из тела демона, навевающего усталость и напряжение. Упражнение 4. Спина к спине Участники по двое садятся на пол, спиной к спине. Оба одновременно стараются своими движениями массировать и расслаблять спину партнера. Упражнение 5. Конвейер Это упражнение все члены группы выполняют вместе. Участники ложатся на пол на спину, плечом к плечу, при этом первый участник — ногами в одну сторону, второй — в противоположную, третий — в ту же сторону, что и первый, и т. д., головы лежат на одной линии. Общая картина напоминает застежку-«молнию». После этого все вытягивают руки перед собой, и один доброволец осторожно ложится на поднятые руки. Участники медленно продвигают лежащего к концу ряда с рук на руки (руки работают как конвейер). Там уже стоит другой участник, который «принимает» первого. Как только тот покидает «конвейер», он тоже ложится на пол вместе с остальными. Настала очередь довериться «конвейеру» второму участнику. Упражнение 6. Статуи Ведущий говорит участникам: «Пожалуйста, встаньте в два ряда, чтобы каждый был на расстоянии двух метров от партнера из другого ряда. В первом ряду участники (пусть это будут парт- неры под буквой А) закрывают глаза и ждут. Партнеры Б должны изобразить статуи, принимая разнообразные позы и застывая неподвижно (30 секунд). После этого участники А с закрытыми глазами осторожно делают два шага вперед. Они должны угадать, прикасаясь к партнеру, в какой позе тот стоит (1 минута). Затем они возвращаются на свое место (не открывая глаз) и пытаются скопировать позу партнера, который продолжает стоять неподвижно, изображая статую (1 минута). После этого можно открыть глаза и сравнить копию с оригиналом. Таким образом, участники должны создать внутреннюю картину с помощью тактильных ощущений, а затем преобразовать ее в соответствующую позу. В выполнении подобной задачи задействованы разные структуры мозга. В первый раз не стоит принимать слишком сложных поз. Варианты. Участники становятся в два ряда друг напротив друга. Члены группы, закрыв глаза, в течение минуты «исследуют» лица своих партнеров, после чего те отходят в другое место. «Невидящие» участники теперь должны найти своих партнеров среди остальных. ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ Результат работы этого интеллекта мы встречаем повсюду, — когда сидим за компьютером, заводим машину, чтобы ехать на работу, ищем в Интернете схему проезда, даже когда наливаем себе утреннюю чашку чая. Без логико-математического интеллекта шесть миллиардов жителей нашей планеты не сумели бы выжить. В то же время понятно, что этот необходимый для нашего существования тип интеллекта требует особого внимания. Мы часто хотели бы быть более способными в этой области, хотя далеко не всегда человек, одаренный высокоразвитым критическим или логическим интеллектом, нравится нам. Возможно, мы назовем его «интеллектуалом» или «сухарем» и таким образом проявим существующие у нас проблемы в обращении со столь труднодоступной формой интеллекта. Мы живем в мире, в котором многие слишком мало думают, и каждый день страдаем от последствий этого. Мы действуем необдуманно, опрометчиво и безрассудно, с видимой уверенностью высказываем наивные суждения, не слушаем, что говорят другие, предпочитая собственные идеи. На работе нами управляют люди, которые мало ценят наше мнение, часто критикуют нас и порой не готовы принять наши идеи. В семье мы соперничаем друг с другом, и романтические отношения часто заканчиваются горьким разочарованием и презрением. Родителям нелегко проявлять мудрость в воспитании детей, и нередко они дают им слишком мало любви и внимания. Дети страдают и от системы образования: в ходе обучения им скорее передают информацию, чем учат действовать в реальной жизни, уделяя больше внимания приспособлению, а не индивидуальному развитию. Ежедневно нам приходится общаться с людьми, которые мыслят иррационально, запутанно и плохо говорят. Таким образом, мы сталкиваемся с ответом на вопрос: «Что происходит, если люди слишком мало размышляют?» Что же, собственно, происходит? Как случается эта катастрофа безрассудности? Мы слишком мало делаем для тренировки умственных способностей просто потому, что не знаем, как это делать. К примеру, известно, что наш логический интеллект и вербальные навыки прямо зависят от того, как часто родители разговаривали с нами в первый год жизни, поскольку коммуникация с самого начала является важной предпосылкой для развития нейронных связей. Вероятность заболеть болезнью Альцгеймера уменьшается, если в детстве нас научили дифференцированному и комплексному самовыражению. Мы знаем, что частый просмотр телепередач снижает готовность к глубоким размышлениям, и наша фантазия начинает «хромать». Телевидение ограничивает нашу способность к абстрактному мышлению и длительной концентрации, создает психическую зависимость, как употребление наркотиков. Многих людей процесс мышления пугает, они считают, что «способный» мозг достается от рождения, что есть некий «ген», отвечающий за то, насколько хорошо мы можем думать. Но это миф. Способность мыслить отнюдь не дар лишь небольшой «элите», эта способность есть у каждого. Однако ее нужно тренировать. Если мы поймем структуру работы нашего мозга, то сможем улучшить наши интеллектуальные способности во всех жизненных ситуациях. Впрочем, ясное и глубокое мышление — это также тяжелый труд, особенно если мы хотим изучить, как оно проис- ходит. Многие люди соблазняются простыми «мыслительными техниками» и надеются таким образом сэкономить время и энергию. Они не замечают, что такое «комфортное мышление» приводит к посредственным результатам. Мышление требует усилий и времени, а суета нашей жизни не благоприятствует детальной рефлексии. Когнитивный психолог Дэвид Перкинс сформулировал суть дела кратко: «Наше мышление в целом нечеткое, торопливое, слишком узкое или слишком пространное, иначе говоря — мы думаем импульсивно». И, повторимся, как и всякую другую способность, мышление нужно тренировать. Все, чем мы не пользуемся, ослабевает. С развитием компьютерных технологий мы шагнули в век информации. В результате возникла новая угроза нашей способности основательно и критически мыслить. Нас «засыпают» информацией. Благодаря мобильным телефонам мы стали достижимыми всегда и везде. Служащие в среднем 60% времени работают с информацией. Социолог Дэвид Шенк назвал избыток информации «информационным смогом». Он вреден для нашего мозга и опасен для психического и эмоционального здоровья. От избытка впечатлений возникает стресс, и мы реагируем на него навязчивым поведением. Тот, кто хочет привлечь к себе внимание, часто вынужден прибегать к экстравагантным приемам. В то же время возникает эмоциональное притупление, и мы становимся относительно невосприимчивы ко всему, что не несет непосредственной угрозы. Едва ли мы можем считать, что молодых людей в школах и университетах учат критически мыслить. Наша система образования до сих пор ограничивалась предложением не связанных друг с другом наборов информации, она не дает объединяющих «рамок» для мышления и знания. Информация становится знанием только тогда, когда мы изучаем ее основательно, лично с ней экспериментируем. И мы обнаруживаем себя в некой абсурдной ситуации, когда мы тонем в информации, но жаждем знания. В таком положении оказываются не только участники ворк-шопов, но в определенной степени и ведущие. При подготовке учебных мероприятий мы чувствуем, как трудно концентрироваться на тех вещах, которые действительно важны для наших учеников. Требования спонсоров часто меняются, а их желания ориентируются на популярных гуру из области науки управления или на модных психологов. Практические рекомендации. Лучшим стимулом развития логико-математического интеллекта участников служит умение ведущего показать, что он ценит критическое и системное мышление. Избегайте сходства с учителем «старой школы», который уже знает все, что нужно изучить на воркшопе. Дайте понять, что на большинство вопросов есть множество ответов и что вы уважаете способ мышления каждого члена группы. Избегайте позиции эксперта и сделайте все, чтобы участники развивали независимое мышление. Ведущий может стать хорошим примером для группы, если демонстрирует следующие качества: • Интеллектуальную открытость: внимательно слушайте дискуссии; принимайте к сведению любую точку зрения и тщательно и честно оценивайте каждую перспективу. • Информированность: если вы сами выражаете какое-либо мнение, оно должно основываться на фактах или быть убедительными; если вы чего-то не знаете, то просто признайте это. • Любопытство: покажите готовность исследовать проблему до конца, не поверхностно. • Независимость мышления: не бойтесь подвергать сомнению мнение группы, организации или спонсоров. Уважайте чужие мнения, но показывайте, что есть альтернативы. • Готовность к дискуссии: обсуждайте модели, концепции, идеи интеллигентно и упорядоченно. В случае жарких дискуссий уважайте явно противоречивые точки зрения и будьте тактичным и убедительным. • Основательность: покажите, как добраться до сути темы или проблемы. • Самокритику: покажите, что вы осознаете по крайней мере часть своих собственных предрассудков, и допускайте возможность незнания чего-либо. • Творчество: используйте новые способы мышления и рассматривайте новые темы с разных углов зрения. • Интерес: в случае важных вопросов покажите, что вы действительно хотите их понять и вам интересны мнения и проблемы участников. Пожалуйста, при планировании воркшопа обратите внимание на следующие советы: ▼ Чаще применяйте формы обучения, стимулирующие независимое мышление и желание экспериментировать. Особенно важны учебные ситуации в групповом пространстве: упражнения в парах, «тройках» или «четверках», обучение в рабочих группах. Важны также «открытые встречи», где участники сами организуют свою работу и определяют ее темы и формы. Ведущий не присутствует на таких встречах, но с ним можно вступить в контакт. ▼ Чаще предоставляйте возможность экспериментирования и исследовательского обучения. Эксперименты не должны ограничиваться постановкой логических и научных вопросов, они могут затрагивать также социальные, экономические или психологические темы. ▼ Многие люди со школьных времен страдают от «плохих отношений» с математикой. Они боятся совершить арифметические ошибки и избегают осуществлять расчеты в самых разных областях жизни. Отсюда возникает определенная беспомощность в экономических дискуссиях, обменах мнениями по политическим вопросам, в планировании собственного бюджета. Таким участникам полезно научиться непринужденному и прагматичному подходу к простым расчетам. В этом могут помочь любые логико-математические задачи, которые на семинарах в основном используются для развлекательных целей. Во всех группах мы встречаем людей с хорошо развитым логико-математическим интеллектом: техников, инженеров, ученых, мастеров. Вы можете учитывать их стиль мышления и облегчать им работу, поясняя концепции с помощью графических средств — набросков, диаграмм и т. п. К этому виду мышления мы обращаемся, рассказывая время от времени о своей программе: «Я хотел бы перечислить шесть важнейших составляющих этой темы...», или: «На этой встрече у нас предполагается семь шагов работы...» Не забывайте о значении системного мышления, которое полезно не только руководству и менеджерам. Попытайтесь вместе с участниками исследовать, в каком контексте можно понимать вопросы и проблемы. Ниже приведен ряд упражнений, которые обращаются к логико-математическому интеллекту участников.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.015 с.) |