Упражнение 9. То, что не может увидеть компьютер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 9. То, что не может увидеть компьютер



В области компьютерных технологий появилось множество программ, которые помогают инженерам и дизайнерам, но у этих программ отсутствует «критический взгляд», доступный челове­ку. Перед катастрофой «Челленджера» техники с помощью свое­го практического визуального интеллекта определили, что прокладочные кольца в условиях холода потеряют гибкость, а это может вызвать вытекание топлива. Их предупреждения не были приняты в расчет по политическим причинам.

Предложите участникам провести воображаемую визуальную «инспекцию» своего предприятия — проверить офисы и произ­водственные установки, отделы продаж и сервиса и сконцент­рироваться на обнаружении «слабых мест». Какие образы указывают на трудности, недостатки и возможные опасности? В конце каждый рисует свое предприятие с учетом проблемных аспектов.

Упражнение 10. Запись на руке

В этой игре тактильные раздражения преобразуются в ви­зуальную информацию, что создает превосходную настройку на интенсивное обучение. Скажите участникам: «Подходите по оче­реди к одному человеку и вставайте с ним рядом. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если вы одного роста, то закрывает глаза тот, кто старше. Участник, закрывший глаза, протягивает пра­вую руку перед собой ладонью вверх. Второй партнер начинает «писать» на руке отдельные буквы. «Слепой» партнер пытается


расшифровать буквы и говорит, что он «прочитал». Прежде чем участник напишет новую букву, он должен «стереть» с руки ста­рые. Вы можете начать с букв, которые чаще встречаются, а по­том перейти к редким буквам (30-60 секунд).

Когда ваш партнер с закрытыми глазами привыкнет «читать по руке», можете усложнить задания. «Напишите» на руке ко­роткие слова. Проверьте, может ли партнер понять рукописный шрифт. Не забывайте «стирать» старое слово, прежде чем напи­шете новое (1 минута).

В конце «напишите» партнеру маленький комплимент, перед тем как поменяться ролями».

Упражнение 11. Наблюдение

Прекрасная игра для восстановления внимания участников с помощью творческой паузы. Ведущий говорит: «Начните хо­дить по комнате. Смотрите внимательно вокруг и отмечайте все, что видите. У вас есть две минуты... Теперь встаньте спиной к спи­не участника, который находится ближе всех к вам. Решите, кто будет А, кто — Б. Участник Б закрывает глаза, участник А зада­ет ему несколько вопросов о том, что находится в комнате, чтобы проверить, насколько внимательно тот смотрел вокруг. Можно задать шесть вопросов, например: «Какого цвета дверь? Сколько в комнате столов?» Участник Б пытается отвечать как можно точ­нее. После каждого ответа партнер сообщает ему, правильно ли он ответил (2 минуты).

Затем участник Б открывает глаза, А закрывает. Но на этот раз он должен как можно точнее описать внешний облик свое­го партнера: одежду, прическу, цвет волос, цвет глаз, рост, форму рук, украшения и пр. (2 минуты). Участник Б подсчи­тывает, сколько совпадений было в ответах. Иногда это зада­ние приводит в замешательство участника А, поскольку мы часто рассматриваем наших партнеров по общению довольно поверхностно.

 

«КАРТА»

Изобретение «карты» — лучший подарок, который сде­лал миру британский исследователь проблем творчества Тони Бьюзен. Он придумал эту технику в 60-х годах, и с тех пор она


совершенствовалась. Ее суть — в возможности представления мыслей, идей, планов или проектов интересным, нелинейным, красочным и очень личностным образом. «Карты» учитывают нашу склонность к ассоциативному мышлению, стимулируют умственную деятельность и предоставляют возможность «разго­вора» различных частей нашего мозга. Такой тип графического представления имитирует то, чем постоянно занято наше мыш­ление — установлением связей между концепциями и эмоциями, целями и препятствиями, прошлым и настоящим, предприяти­ем и клиентами. Эта техника представляет содержание нашего внутреннего мира так, что мозг охотно этим занимается. «Кар­та» — это альтернатива бесконечным часам, проведенным в шко­ле, когда мы с нетерпением ждали конца урока. Она пробуждает энергию, внимательность, творческие способности, стимулирует мышление, помогая устанавливать творческие связи, иногда даже позволяет делать «квантовые скачки». Мы можем исполь­зовать «интеллектуальные карты» в повседневной жизни при планировании покупок, а также если хотим создать представле­ние об идеальной семье, поставить диагноз или лучше понять клиента. Для знакомства с этой техникой нам потребуются цвет­ные фломастеры и большой лист бумаги, потому что мы будем не только писать слова и цифры, но и работать с красками, форма­ми, набросками и символами.

Начинаем работу с середины листа. Важно чувствовать, что ме­ста достаточно. Нужно много «бумажного» пространства, чтобы представить идеи и мысли, учитывая, что многое приходит в го­лову не сразу. В школе мы учились создавать «линейные» пла­ны, где один пункт следовал за другим, но это нас очень ограничивало, так как не оставалось места для новых идей, если они приходили к нам позже. В случае создания «карты» у нас всегда достаточно места, чтобы включить в нее новые идеи. Мы начинаем в центре, как бы в «теле осьминога», и пририсовываем столько «ответвлений», сколько понадобится. Например, если мы хотим составить набросок романа, то нам может понадобиться «ответвление» для каждого персонажа, от которого, в свою оче­редь, пойдут другие «ответвления» — с описанием характера, внешнего вида, личных пристрастий и т. п. Позднее, вполне воз­можно, придется создать отдельные «интеллектуальные карты» для каждого героя с более детальной информацией.


Эта техника предполагает не только «дивергентное» мышле­ние, но и наглядность: мы можем нарисовать каждое «ответвле­ние» определенным цветом; можем подчеркивать идеи, выделяя их звездочками, обводя кругами или прямоугольниками; можем использовать маленькие рисунки, чтобы проиллюстрировать наш набросок, — символы, человеческие фигурки, пейзажи, солнце, луну и звезды. В процессе создания такой «карты» работает наше мышление. Мы получаем представление о том, что делают ней­роны в нашем мозгу. У нас триллион нервных клеток, каждая из которых может одновременно вступать более чем в 10 000 соеди­нений; трудно представить, в какое количество соединений мо­жет вступать только миллион нейронов одновременно!

Когда вы вводите эту технику в группе, следует начать с темы, близкой каждому участнику. Например, предложите каждому создать «эскиз идеальной жизни». Вскоре появляются изображе­ния домов и яхт, гор и озер, затем добавляются понятия согласия, отпуска и семьи. Постепенно на рисунке возникают ценности, идеи, стремления и тайные мечты. После того как эти «карты» готовы, все они выглядят по-разному: прекрасные картины уни­кального внутреннего мира каждого участника. Все поражаются творческим способностям своего ума.

Эти наброски вызывают оптимизм: если мы можем что-то при­думать, то это можно изобразить, если что-то можно изобразить, то можно и осуществить! Кроме того, эта техника способна изме­нить наше видение самих себя. Мы можем по-новому расставить приоритеты, лучше позаботиться о себе, принять решение, чем заняться в первую очередь, а что отложить.

Чтобы ввести эту технику, мы должны создать игровую атмо­сферу и все время обращать внимание на удивительные способно­сти нашего разума. Существует опасность того, что мы «заблоки­руем» свои способности, сказав: «Я это не умею. Это слишком трудно. Я не смогу. Я боюсь. Мне нужно контролировать этот про­цесс. Я не должен делать ошибок». Таким образом мы ограничи­ваем количество связей, которые может установить наш мозг, и попадаем в тупик — утомленные, безжизненные, расстроенные.

Но мы можем и отказаться от этого «блокирования». Вместо того чтобы сказать: «Да, но...», мы говорим: «Да, и...», допуская все возможные ассоциации и идеи. Тогда то, что мы говорим себе, звучит так: «Мне любопытно. Я хочу больше знать. У меня все


время появляются новые идеи. Я могу экспериментировать. Я способен удивляться. Я хочу найти в этом удовольствие. Я знаю намного больше, чем думаю...»


 

Как я ищу подходящую работу?

 



 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение — великолепный способ обучения, в кото­ром мы не только видим, но и используем другие модальности и чувства, связанные с опытом, переживанием или видением буду­щего. Воображение можно стимулировать подходящим музы­кальным сопровождением. Силу воображения мы можем исполь­зовать по-разному: чтобы вспомнить определенный опыт, построить сценарии будущего, сформулировать личные цели и подготовиться к сложным задачам. Оно помогает нам ослабить напряжение, укрепить силу воли, проявить мотивацию и вдох­новение.

Тщательно разработанные техники, называемые в специаль­ной литературе «управляемым воображением», лучше всего при­менять, когда участники группы расслабятся. Им нужно будет закрыть глаза. Ведущий говорит медленно и спокойно, чтобы дать участникам достаточно времени пережить то, что появляется в их воображении.

В большинстве случаев участники воспринимают себя действу­ющими лицами воображаемых событий. Но участники могут ви­деть себя и вполне «реалистичными»: например, на теннисном корте, в лаборатории или беседующими с клиентами. При этом важно, чтобы никто не разговаривал, соблюдая тишину, и груп­па была защищена от «помех» извне. В конце упражнения вы дол­жны «вернуть» участников обратно и предложить им вновь принять нормальное повседневное сознание.

Ниже я предлагаю несколько моделей типичных техник уп­равляемого воображения.

 

Упражнение 1. Подготовка: расслабление

Цель. Участники могут расслабиться и подготовиться к спонтанному фантазированию. Время. 5-10 минут.

Структура работы. Примите удобную позу, чтобы ваш позвоноч­ник был в прямом положении. Можете сесть или лечь...Пожалуй­ста, закройте глаза и следите за своим дыханием...Пусть воздух сначала направляется в область живота, а затем в область груди... Он наполняет оба легких, до самых ключиц...

Когда вы выдыхаете, пусть воздух выходит так же легко, как и входил. При выдохе слегка вздохните и следите, чтобы вышел


весь «использованный» воздух... Затем снова сделайте вдох без напряжения и без спешки....

Замечайте, какие части вашего тела соприкасаются со сту­лом или с полом... В тех местах, где вы чувствуете контакт с по­лом, вы можете его чуть-чуть усилить... Представьте, что пол или стул слегка приподнимаются, чтобы вас поддержать... Пусть при этом расслабятся те мышцы, которые вы использовали для поддержки...

 

Упражнение 2. Калейдоскоп

Цель. Внимание участников медленно переключается с внешнего мира на внутренний. Эта техника требует несколько философской, спокойной позиции. Ее можно использовать в кон­це напряженной встречи или в течение рабочего дня, если вы хо­тите, чтобы участники успокоились и в то же время оставались заинтересованными. Материалы. Бумага и карандаш. Время. 20 минут.

Структура работы. Для начала заверьте участников, что им не придется рассказывать о своих переживаниях в этом упраж­нении.

• Предложите каждому выбрать любимое животное и запи­сать его название. Затем нужно выбрать три прилагатель­ных для описания этого животного.

• Участники выбирают следующее животное, записывают его название и три прилагательных, описывающих это жи­вотное.

• Участники представляют (в течение минуты с закрытыми глазами), что они находятся в тропических джунглях, в ок­ружении роскошной растительности. Сверху через кроны деревьев до самой земли пробивается луч солнца. Нужно за­писать три прилагательных, которые лучше всего подхо­дят для описания подобной сцены.

• Участники представляют себя в одиночестве на пляже во время заката (в течение минуты, с закрытыми глазами). За­писывают три прилагательных, которые описывают их на­строение в этот вечерний час.

• И наконец, участники представляют, что находятся в бе­лой комнате — с белым ковром, белыми стенами и белым


потолком. Нет дверей, нет мебели, лишь одно маленькое окошко. Участники сидят на полу и смотрят на стену. Из стены торчит гвоздь. Участники представляют себе эту кар­тину в течение минуты, с открытыми или закрытыми гла­зами, и выбирают три прилагательных для описания своих чувств в этой ситуации.

Затем вы можете предложить им возможные интерпретации записей:

• Три первых прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни.

• Следующая «тройка» прилагательных описывает идеаль­ного партнера.

• Третий набор прилагательных описывает вашу сексуаль­ность.

• Четвертый набор прилагательных описывает вашу духов­ность.

• И пятая «тройка» прилагательных описывает то, как вы в настоящий момент представляете себе смерть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.018 с.)