Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 9. То, что не может увидеть компьютерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В области компьютерных технологий появилось множество программ, которые помогают инженерам и дизайнерам, но у этих программ отсутствует «критический взгляд», доступный человеку. Перед катастрофой «Челленджера» техники с помощью своего практического визуального интеллекта определили, что прокладочные кольца в условиях холода потеряют гибкость, а это может вызвать вытекание топлива. Их предупреждения не были приняты в расчет по политическим причинам. Предложите участникам провести воображаемую визуальную «инспекцию» своего предприятия — проверить офисы и производственные установки, отделы продаж и сервиса и сконцентрироваться на обнаружении «слабых мест». Какие образы указывают на трудности, недостатки и возможные опасности? В конце каждый рисует свое предприятие с учетом проблемных аспектов. Упражнение 10. Запись на руке В этой игре тактильные раздражения преобразуются в визуальную информацию, что создает превосходную настройку на интенсивное обучение. Скажите участникам: «Подходите по очереди к одному человеку и вставайте с ним рядом. Тот, кто выше, должен закрыть глаза. Если вы одного роста, то закрывает глаза тот, кто старше. Участник, закрывший глаза, протягивает правую руку перед собой ладонью вверх. Второй партнер начинает «писать» на руке отдельные буквы. «Слепой» партнер пытается расшифровать буквы и говорит, что он «прочитал». Прежде чем участник напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старые. Вы можете начать с букв, которые чаще встречаются, а потом перейти к редким буквам (30-60 секунд). Когда ваш партнер с закрытыми глазами привыкнет «читать по руке», можете усложнить задания. «Напишите» на руке короткие слова. Проверьте, может ли партнер понять рукописный шрифт. Не забывайте «стирать» старое слово, прежде чем напишете новое (1 минута). В конце «напишите» партнеру маленький комплимент, перед тем как поменяться ролями». Упражнение 11. Наблюдение Прекрасная игра для восстановления внимания участников с помощью творческой паузы. Ведущий говорит: «Начните ходить по комнате. Смотрите внимательно вокруг и отмечайте все, что видите. У вас есть две минуты... Теперь встаньте спиной к спине участника, который находится ближе всех к вам. Решите, кто будет А, кто — Б. Участник Б закрывает глаза, участник А задает ему несколько вопросов о том, что находится в комнате, чтобы проверить, насколько внимательно тот смотрел вокруг. Можно задать шесть вопросов, например: «Какого цвета дверь? Сколько в комнате столов?» Участник Б пытается отвечать как можно точнее. После каждого ответа партнер сообщает ему, правильно ли он ответил (2 минуты). Затем участник Б открывает глаза, А закрывает. Но на этот раз он должен как можно точнее описать внешний облик своего партнера: одежду, прическу, цвет волос, цвет глаз, рост, форму рук, украшения и пр. (2 минуты). Участник Б подсчитывает, сколько совпадений было в ответах. Иногда это задание приводит в замешательство участника А, поскольку мы часто рассматриваем наших партнеров по общению довольно поверхностно. «КАРТА» Изобретение «карты» — лучший подарок, который сделал миру британский исследователь проблем творчества Тони Бьюзен. Он придумал эту технику в 60-х годах, и с тех пор она совершенствовалась. Ее суть — в возможности представления мыслей, идей, планов или проектов интересным, нелинейным, красочным и очень личностным образом. «Карты» учитывают нашу склонность к ассоциативному мышлению, стимулируют умственную деятельность и предоставляют возможность «разговора» различных частей нашего мозга. Такой тип графического представления имитирует то, чем постоянно занято наше мышление — установлением связей между концепциями и эмоциями, целями и препятствиями, прошлым и настоящим, предприятием и клиентами. Эта техника представляет содержание нашего внутреннего мира так, что мозг охотно этим занимается. «Карта» — это альтернатива бесконечным часам, проведенным в школе, когда мы с нетерпением ждали конца урока. Она пробуждает энергию, внимательность, творческие способности, стимулирует мышление, помогая устанавливать творческие связи, иногда даже позволяет делать «квантовые скачки». Мы можем использовать «интеллектуальные карты» в повседневной жизни при планировании покупок, а также если хотим создать представление об идеальной семье, поставить диагноз или лучше понять клиента. Для знакомства с этой техникой нам потребуются цветные фломастеры и большой лист бумаги, потому что мы будем не только писать слова и цифры, но и работать с красками, формами, набросками и символами. Начинаем работу с середины листа. Важно чувствовать, что места достаточно. Нужно много «бумажного» пространства, чтобы представить идеи и мысли, учитывая, что многое приходит в голову не сразу. В школе мы учились создавать «линейные» планы, где один пункт следовал за другим, но это нас очень ограничивало, так как не оставалось места для новых идей, если они приходили к нам позже. В случае создания «карты» у нас всегда достаточно места, чтобы включить в нее новые идеи. Мы начинаем в центре, как бы в «теле осьминога», и пририсовываем столько «ответвлений», сколько понадобится. Например, если мы хотим составить набросок романа, то нам может понадобиться «ответвление» для каждого персонажа, от которого, в свою очередь, пойдут другие «ответвления» — с описанием характера, внешнего вида, личных пристрастий и т. п. Позднее, вполне возможно, придется создать отдельные «интеллектуальные карты» для каждого героя с более детальной информацией. Эта техника предполагает не только «дивергентное» мышление, но и наглядность: мы можем нарисовать каждое «ответвление» определенным цветом; можем подчеркивать идеи, выделяя их звездочками, обводя кругами или прямоугольниками; можем использовать маленькие рисунки, чтобы проиллюстрировать наш набросок, — символы, человеческие фигурки, пейзажи, солнце, луну и звезды. В процессе создания такой «карты» работает наше мышление. Мы получаем представление о том, что делают нейроны в нашем мозгу. У нас триллион нервных клеток, каждая из которых может одновременно вступать более чем в 10 000 соединений; трудно представить, в какое количество соединений может вступать только миллион нейронов одновременно! Когда вы вводите эту технику в группе, следует начать с темы, близкой каждому участнику. Например, предложите каждому создать «эскиз идеальной жизни». Вскоре появляются изображения домов и яхт, гор и озер, затем добавляются понятия согласия, отпуска и семьи. Постепенно на рисунке возникают ценности, идеи, стремления и тайные мечты. После того как эти «карты» готовы, все они выглядят по-разному: прекрасные картины уникального внутреннего мира каждого участника. Все поражаются творческим способностям своего ума. Эти наброски вызывают оптимизм: если мы можем что-то придумать, то это можно изобразить, если что-то можно изобразить, то можно и осуществить! Кроме того, эта техника способна изменить наше видение самих себя. Мы можем по-новому расставить приоритеты, лучше позаботиться о себе, принять решение, чем заняться в первую очередь, а что отложить. Чтобы ввести эту технику, мы должны создать игровую атмосферу и все время обращать внимание на удивительные способности нашего разума. Существует опасность того, что мы «заблокируем» свои способности, сказав: «Я это не умею. Это слишком трудно. Я не смогу. Я боюсь. Мне нужно контролировать этот процесс. Я не должен делать ошибок». Таким образом мы ограничиваем количество связей, которые может установить наш мозг, и попадаем в тупик — утомленные, безжизненные, расстроенные. Но мы можем и отказаться от этого «блокирования». Вместо того чтобы сказать: «Да, но...», мы говорим: «Да, и...», допуская все возможные ассоциации и идеи. Тогда то, что мы говорим себе, звучит так: «Мне любопытно. Я хочу больше знать. У меня все время появляются новые идеи. Я могу экспериментировать. Я способен удивляться. Я хочу найти в этом удовольствие. Я знаю намного больше, чем думаю...»
ВООБРАЖЕНИЕ Воображение — великолепный способ обучения, в котором мы не только видим, но и используем другие модальности и чувства, связанные с опытом, переживанием или видением будущего. Воображение можно стимулировать подходящим музыкальным сопровождением. Силу воображения мы можем использовать по-разному: чтобы вспомнить определенный опыт, построить сценарии будущего, сформулировать личные цели и подготовиться к сложным задачам. Оно помогает нам ослабить напряжение, укрепить силу воли, проявить мотивацию и вдохновение. Тщательно разработанные техники, называемые в специальной литературе «управляемым воображением», лучше всего применять, когда участники группы расслабятся. Им нужно будет закрыть глаза. Ведущий говорит медленно и спокойно, чтобы дать участникам достаточно времени пережить то, что появляется в их воображении. В большинстве случаев участники воспринимают себя действующими лицами воображаемых событий. Но участники могут видеть себя и вполне «реалистичными»: например, на теннисном корте, в лаборатории или беседующими с клиентами. При этом важно, чтобы никто не разговаривал, соблюдая тишину, и группа была защищена от «помех» извне. В конце упражнения вы должны «вернуть» участников обратно и предложить им вновь принять нормальное повседневное сознание. Ниже я предлагаю несколько моделей типичных техник управляемого воображения. Упражнение 1. Подготовка: расслабление Цель. Участники могут расслабиться и подготовиться к спонтанному фантазированию. Время. 5-10 минут. Структура работы. Примите удобную позу, чтобы ваш позвоночник был в прямом положении. Можете сесть или лечь...Пожалуйста, закройте глаза и следите за своим дыханием...Пусть воздух сначала направляется в область живота, а затем в область груди... Он наполняет оба легких, до самых ключиц... Когда вы выдыхаете, пусть воздух выходит так же легко, как и входил. При выдохе слегка вздохните и следите, чтобы вышел весь «использованный» воздух... Затем снова сделайте вдох без напряжения и без спешки.... Замечайте, какие части вашего тела соприкасаются со стулом или с полом... В тех местах, где вы чувствуете контакт с полом, вы можете его чуть-чуть усилить... Представьте, что пол или стул слегка приподнимаются, чтобы вас поддержать... Пусть при этом расслабятся те мышцы, которые вы использовали для поддержки... Упражнение 2. Калейдоскоп Цель. Внимание участников медленно переключается с внешнего мира на внутренний. Эта техника требует несколько философской, спокойной позиции. Ее можно использовать в конце напряженной встречи или в течение рабочего дня, если вы хотите, чтобы участники успокоились и в то же время оставались заинтересованными. Материалы. Бумага и карандаш. Время. 20 минут. Структура работы. Для начала заверьте участников, что им не придется рассказывать о своих переживаниях в этом упражнении. • Предложите каждому выбрать любимое животное и записать его название. Затем нужно выбрать три прилагательных для описания этого животного. • Участники выбирают следующее животное, записывают его название и три прилагательных, описывающих это животное. • Участники представляют (в течение минуты с закрытыми глазами), что они находятся в тропических джунглях, в окружении роскошной растительности. Сверху через кроны деревьев до самой земли пробивается луч солнца. Нужно записать три прилагательных, которые лучше всего подходят для описания подобной сцены. • Участники представляют себя в одиночестве на пляже во время заката (в течение минуты, с закрытыми глазами). Записывают три прилагательных, которые описывают их настроение в этот вечерний час. • И наконец, участники представляют, что находятся в белой комнате — с белым ковром, белыми стенами и белым потолком. Нет дверей, нет мебели, лишь одно маленькое окошко. Участники сидят на полу и смотрят на стену. Из стены торчит гвоздь. Участники представляют себе эту картину в течение минуты, с открытыми или закрытыми глазами, и выбирают три прилагательных для описания своих чувств в этой ситуации. Затем вы можете предложить им возможные интерпретации записей: • Три первых прилагательных описывают вашу личность в повседневной жизни. • Следующая «тройка» прилагательных описывает идеального партнера. • Третий набор прилагательных описывает вашу сексуальность. • Четвертый набор прилагательных описывает вашу духовность. • И пятая «тройка» прилагательных описывает то, как вы в настоящий момент представляете себе смерть.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.110 (0.013 с.) |