Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь



• Дайте участникам возможность демонстрировать новое зна­ние и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и экспе­риментов.

• Должны ли отдельные участники и группа самостоятельно оценивать свои успехи?

• Как вы планируете подготовить перенос опыта в личную и профессиональную жизнь участников? (Создайте несколь­ко ситуаций «Как будто...», чтобы участники могли прове­рить результаты своего обучения.)

• Как будет проходить окончание работы? (Дайте участникам возможность поблагодарить коллег за поддержку и иници­ативу. Используйте «ритуал завершения». Этим вы помо­жете участникам справиться с чувствами печали и расте­рянности при прощании. Подготовьте их к вступлению в повседневную жизнь, к возвращению домой, в семью, на работу.)

Скорее всего, вы не сможете учесть на отдельной встрече все фак­торы. Пожалуйста, избегайте ригидной «отработки» всех пунктов, так как в этом случае пострадают гибкость и изобретательность. Просто задайте себе вопрос: «Могут ли эти размышления принес­ти пользу? Что еще я могу сделать, чтобы удовлетворить потреб­ности участников?» Придерживайтесь философии лучших ведущих: работайте с помощью тех методов, эффективность кото­рых вам известна по собственному опыту, и на каждом воркшопе


пробуйте пару новых приемов. Таким образом, вы получите инте­ресную смесь, и во время работы у вас возникнет приятное чувство, что вы не повторяете постоянно одно и то же.

 

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ ВОРКШОПА

В отелях и конференц-залах обычно есть подсобные средства, например, стенды для плакатов, доски с кнопками, проекторы и видеомагнитофоны. При хорошем оснащении имеется в наличии не только зал заседаний, но и дополнительные комнаты для ра­боты в малых группах. Должны быть наготове освежающие на­питки (лучше всего минеральная вода), а до и после обеда — кофе или чай.

Все же можно порекомендовать ведущему принести с собой соб­ственный «набор материалов», что дало бы простор фантазии. Нижеследующий список организован не по принципу «первооче­редности». Некоторые предметы целесообразно иметь каждому ведущему, другие кому-то могут показаться несколько экзотич­ными. Исходите из того, что нужно лично вам:

Листы белой бумаги формата А4 — необходимы для пись­менных заданий, небольших набросков, рисования или изго­товления чего-либо. Для личных заметок участники могут использовать тетради.

Чертежная бумага формата A3 — это прекрасный формат для рисования, создания «ориентировочных карт», письмен­ной документации групповой работы. ▼ Листы ватмана.

Карточки формата А6 или А7, белые и цветные — они универсальны, их можно использовать в качестве бэйджиков с именами участников, названиями рабочих групп, а также во время проведения групповых игр и упражнений.

Клеящиеся листочки различных цветов — их легко сгруп­пировать на плакатном листе или использовать для создания «карт», это обогащает работу на воркшопах. ▼ Маркировочные полоски различных цветов — эти полос­ки (на которых нельзя писать) можно легко и быстро менять местами, их применяют в ситуациях голосования, при осу­ществлении социометрических выборов.


Катушка с клейкой лентой — с ее помощью вы можете зак­реплять на стенах плакаты или листы. Художественные тво­рения или интеллектуальные результаты работы группы придают атмосфере в помещении личностную ноту. Они сти­мулируют участников и являются прекрасным подтверждени­ем продуктивности работы группы.

Фломастеры, восковые карандаши и мелки разных цве­тов — в основном используются для цветных набросков и ри­сунков и дают участникам возможность применять свой «визуальный интеллект» и фантазию. Должны находиться в сумке любого ведущего.

Карандаши, шариковые ручки — на воркшопах всегда есть участники, которые так торопятся, что забывают пись­менные принадлежности. Для них будет большим облегчени­ем узнать, что забывчивость не исключает их из процесса.

Ножницы — они необходимы для создания «реквизита», для «строительства башни или моста» и других подобных уп­ражнений. Они также пригодятся, если в конце семинара уча­стники захотят сделать друг другу подарки. С помощью ножниц можно выполнять разного рода «символическую» ра­боту — разрезать, утончать, создавать профиль, удалять лиш­нее и пр.

Карандашный клей или клей в тюбиках — это средство для создания трехмерных объектов. Помогает мастерить что-либо, создавать модели или даже изготовить групповой «тотем».

Аудиомагнитофоны с кассетами или дисками — порой встречаются воркшопы, на которых не происходит обращения к «музыкальному интеллекту» участников. Вы можете исполь­зовать музыку для расслабления, активации, в качестве сопро­вождения для творческой работы. Музыка может стимули­ровать продуктивность и концентрацию при работе над письменным заданием, творческими сочинениями. Особенно подходит для этого музыка барокко с ритмом 60 ударов в ми­нуту. Очень хороши диски Гэри Лэмба (Gary Lamb): «Наступ­ление ночи» ("Watching The Night Fall") и «Прогулка в саду» ("A Walk In The Garden"). Эта фортепианная музыка очень све­жая, живая и бодрящая.

Клубок шерсти — с его помощью можно наглядно демон­стрировать социометрические процессы, показывать линии


связи, временные линии или плести «сети принадлежности». Естественно, клубок также можно использовать в арт-терапии, другими словами — это универсальное средство, пробуждаю­щее фантазию и любопытство участников.

Будильник — необходим для всех видов деятельности, где нужно учитывать время.

Декоративные свечи — усиливают эмоциональное воздей­ствие ритуалов и упражнений. «Живое» пламя вызывает у нас особую реакцию. Поэтому можно зажечь свечи, когда у кого-то из участников день рождения, когда происходит представле­ние или по другому праздничному поводу.

Спички — с их помощью можно создавать впечатляющие картинки, пояснять понятия, представлять взаимосвязи и ха­рактеризовать системы. Они подходят для загадок и голово­ломок. Зажечь спички можно во время медитаций или групповых ритуалов.

Шелковые шарфы и шифоновые платки — их можно ис­пользовать в упражнениях, где участники некоторое время не должны ничего видеть. Платки и шарфы также прекрасно под­ходят для танцевальных, двигательных и расслабляющих уп­ражнений. Легкость, с которой платок развевается в воздухе, стимулирует фантазию участников.

Коробка с монетами — важный реквизит для разного рода аукционов, а также для игр, связанных с властью, влиянием и ценой.

Различные минералы (горный хрусталь, аметист, розо­вый кварц и т. п.) — прекрасно подходят для групповых ри­туалов и воображаемых путешествий.

Куклы, надеваемые на руку — если вы относитесь к тем ведущим, которые иногда рассказывают группе анекдоты или истории (стимулируя их мыслительный процесс), то куклы помогут вам в этом. Всегда есть участники, которым легче вос­принимать слова из «уст» куклы, чем из уст ведущего. Куклы создают игровую и радостную атмосферу и помогают с легкос­тью обойти всевозможные сопротивления, возникающие в группе.

Сборники афоризмов или мудрых изречений — старинные мудрости хорошо стимулируют мышление, выходящее за пре­делы сиюминутных психологических тенденций. Они несколь-


ко громоздки, но при этом заслуживают доверия. К оконча­нию работы группы особенно хорошо подобрать короткую ци­тату. Интригует возможность использования такого сборника в качестве «оракула». Вы можете вслепую раскрыть книгу на любой странице и зачитать группе отрывок. Почти всегда об­наруживается поразительная связь с происходящим, которая пробуждает любопытство и мотивацию. Важно использовать тексты, которые что-то значат для вас самих.

Удобная сумка для вашего реквизита — чтобы не искать нужные материалы перед каждым семинаром, все должно на­ходиться во вместительном «чемоданчике», который всегда под рукой. Это освободит вас от суеты. Следите за тем, чтобы ваш реквизит был разнообразным и периодически пополнял­ся во избежание частых повторений.

Найдите также применение ресурсам, которые случайно об­наружатся в группе или на месте проведения воркшопа: если вы работаете в помещении, где есть пианино, а некоторые участники в вашей группе умеют играть на нем, то сама собой напрашивает­ся возможность использовать его для двигательных импровиза­ций или короткого воображаемого путешествия.

 

ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА

Где должен проходить воркшоп? Большие отели — не иде­альное место, так как они слишком сильно привязаны к привыч­ному распорядку. Мне особенно запомнились занятия в старых монастырях и даже в горных хижинах. Во всяком случае, пред­почтительно окружение, где участники могут выйти на природу, чтобы отдохнуть.

Еще важнее, чем место проведения, обстановка и общая атмо­сфера в помещении. Там должно быть достаточно естественного света и мало шумов. Имеет значение величина помещения. Ком­ната должна быть достаточно просторной, чтобы у стены могли стоять столы, которые при необходимости можно было бы исполь­зовать. Стулья должны быть прочными (никаких «качалок»!) и с прямыми спинками. Часто стены помещения бывают голыми, поэтому вы можете создать уютную атмосферу вместе с группой. Это помогает участникам принять на себя определенную ответ-


ственность за успех воркшопа. Рисунки, «ориентировочные кар­ты», плакаты будут дополнительно способствовать тому, чтобы группа чувствовала себя в комнате «как дома».

Имеет значение расстановка стульев. Когда участники сидят за столами, атмосфера в комнате совсем иная, чем в том случае, когда они сидят по кругу и могут видеть друг друга. Для неболь­шого воркшопа лучше всего расставить стулья по кругу. Это един­ственная геометрическая фигура, которая не предполагает иерархии. Ведущий сидит в кругу, как «первый среди равных». Все видят друг друга, нет столов, за которыми можно спрятать­ся. Любой физический барьер увеличивает психологическую ди­станцию и нарушает коммуникацию. Лучше всего, когда размер комнаты позволяет использовать различные расстановки стуль­ев. (Это выгодно и для участников, так как они смогут использо­вать увиденное в повседневных ситуациях для улучшения коммуникации. В конце этого раздела я предложу вам два чрез­вычайно интересных упражнения на пространственную структу­ру власти, которые повысят чувствительность участников к подобным аспектам.)

Ниже приведены классические способы расстановки стульев, преимущества и недостатки этих способов, а также обстоятель­ства, в которых их целесообразно использовать.

 

1. Традиционная «классная комната». Эта модель подходит для больших групп (40-60 человек).


Участники по двое или по четверо сидят за столами, если воз­можно, некоторые столы расставляют полукругом. Стол ведуще­го стоит перед первым рядом. При такой расстановке ведущий находится в центре внимания и контролирует процесс коммуни­кации. За столами участникам удобно делать записи. Это иерар­хическая модель обучения, и служит она передаче «поверхност­ных знаний». Недостаток такой модели: участники быстрее устают, затруднено групповое взаимодействие. Однако возмож­на совместная работа за столами.

2. Модель «кафе». Это дружеская версия «классной комнаты» для небольших групп численностью от 16 до 20 человек.

Столы стоят в свободном порядке, за каждым из них сидят 2-3 участника, все могут относительно неплохо видеть друг друга. Стол ведущего включен в этот «неправильный» порядок. Эта пла­нировка все еще следует иерархической модели. Она подходит для тех форм работы, где надо много писать.

3. Модель «работы в команде». Для нее вы можете либо исполь­зовать столы длиной около 2 метров, либо соединить несколько столов, чтобы за ними могли работать группы из 6-8 человек. Так как команды работают самостоятельно, не так уж важно, где на­ходится стол ведущего. Возникает автономная демократическая ситуация обучения. Помещение должно быть достаточно простор­ным, чтобы команды не мешали друг Другу.


В целом предпочтительно, чтобы команды могли уединиться в маленьких комнатах, чтобы не отвлекаться. Когда участники работают в разных комнатах, возвращение в группу в установ­ленное время почти всегда проблематично, так как команда раз­вивает свой собственный рабочий ритм.

 

4. Модель «конференции» лучше всего подходит для групп с чис­лом участников от 6 до 25, когда используется много докумен­тов и участники должны видеть друг друга. Если количество участников больше 25, эта форма работы становится затрудни­тельной.


Такая расстановка больше всего подходит для процессов при­нятия решений и планирования. Ее недостаток в том, что столы могут восприниматься как барьеры.

5. Модель «аудитории» подходит для очень больших групп, чис­ленностью от 50 до 100 человек, для чтения докладов или для де­монстраций каких-либо материалов.

Можно сделать расстановку посадочных мест чуть более от­крытой, создав два блока мест, сходящихся под углом друг к дру­гу. В этом случае ведущий или докладчик могут на время покинуть кафедру и использовать пространство между рядами. Из всех моделей эта в наибольшей степени делает акцент на клас­сической однонаправленной коммуникации.

6. Модель «круга». Это единственная модель, позволяющая всем видеть всех и интегрирующая ведущего в группу. Круг — преж­де всего символ автономии каждого участника. Он дает понять, что все заслуживают одинаковой степени внимания, имеют оди­наковое право говорить, и каждый самостоятелен и уникален. Это самая старая форма групповой встречи и в то же время — луч­шая форма, соответствующая нашему представлению о динами­ческом обучении. Каждый виден полностью, нет никаких барьеров. Свободное место в середине круга можно использовать для разных действий: ролевых игр, демонстраций и т. п. Круг —


лучшая исходная позиция для всевозможных видов двигатель­ной активности — работы с партнером, образования рабочих групп. Круг как бы приглашает участников открыться, погово­рить друг с другом и обсудить идеи. Происходит настоящая мно­госторонняя коммуникация.

При подобной расстановке стульев рекомендуется поставить столы у стены, чтобы их можно было легко выдвинуть, если уча­стники захотят делать записи или рисовать.

Пожалуйста, не забывайте, что расстановка стульев имеет су­щественное значение для участников. Физически разделенная группа, в которой учащиеся сидят за столами или в большой ауди­тории, существенно отличается от группы, сидящей в кругу, где все могут поддерживать контакт глазами. Если какой-либо участ­ник не может видеть всех остальных (кто-то сидит в углу комна­ты либо позади других, или же есть какие-либо физические барьеры), то можно ожидать возникновения определенной пси­хологической дистанции между участниками и фрагментации группы. Кроме того, у участников не должно возникать ощуще­ния, что они сидят слишком тесно. Комната должна быть доста­точно просторной, чтобы близость не была вынужденной.

Если многие из участников воркшопа сами работают с группа­ми, то может быть полезным изучить всем вместе влияние про­странственного расположения стульев на учебный процесс и распределение власти. Для этого я хотел бы предложить вам два интересных упражнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.024 с.)