Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизньСодержание книги
Поиск на нашем сайте
• Дайте участникам возможность демонстрировать новое знание и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и экспериментов. • Должны ли отдельные участники и группа самостоятельно оценивать свои успехи? • Как вы планируете подготовить перенос опыта в личную и профессиональную жизнь участников? (Создайте несколько ситуаций «Как будто...», чтобы участники могли проверить результаты своего обучения.) • Как будет проходить окончание работы? (Дайте участникам возможность поблагодарить коллег за поддержку и инициативу. Используйте «ритуал завершения». Этим вы поможете участникам справиться с чувствами печали и растерянности при прощании. Подготовьте их к вступлению в повседневную жизнь, к возвращению домой, в семью, на работу.) Скорее всего, вы не сможете учесть на отдельной встрече все факторы. Пожалуйста, избегайте ригидной «отработки» всех пунктов, так как в этом случае пострадают гибкость и изобретательность. Просто задайте себе вопрос: «Могут ли эти размышления принести пользу? Что еще я могу сделать, чтобы удовлетворить потребности участников?» Придерживайтесь философии лучших ведущих: работайте с помощью тех методов, эффективность которых вам известна по собственному опыту, и на каждом воркшопе пробуйте пару новых приемов. Таким образом, вы получите интересную смесь, и во время работы у вас возникнет приятное чувство, что вы не повторяете постоянно одно и то же. МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ВЕДУЩЕМУ ВОРКШОПА В отелях и конференц-залах обычно есть подсобные средства, например, стенды для плакатов, доски с кнопками, проекторы и видеомагнитофоны. При хорошем оснащении имеется в наличии не только зал заседаний, но и дополнительные комнаты для работы в малых группах. Должны быть наготове освежающие напитки (лучше всего минеральная вода), а до и после обеда — кофе или чай. Все же можно порекомендовать ведущему принести с собой собственный «набор материалов», что дало бы простор фантазии. Нижеследующий список организован не по принципу «первоочередности». Некоторые предметы целесообразно иметь каждому ведущему, другие кому-то могут показаться несколько экзотичными. Исходите из того, что нужно лично вам: ▼ Листы белой бумаги формата А4 — необходимы для письменных заданий, небольших набросков, рисования или изготовления чего-либо. Для личных заметок участники могут использовать тетради. ▼ Чертежная бумага формата A3 — это прекрасный формат для рисования, создания «ориентировочных карт», письменной документации групповой работы. ▼ Листы ватмана. ▼ Карточки формата А6 или А7, белые и цветные — они универсальны, их можно использовать в качестве бэйджиков с именами участников, названиями рабочих групп, а также во время проведения групповых игр и упражнений. ▼ Клеящиеся листочки различных цветов — их легко сгруппировать на плакатном листе или использовать для создания «карт», это обогащает работу на воркшопах. ▼ Маркировочные полоски различных цветов — эти полоски (на которых нельзя писать) можно легко и быстро менять местами, их применяют в ситуациях голосования, при осуществлении социометрических выборов. ▼ Катушка с клейкой лентой — с ее помощью вы можете закреплять на стенах плакаты или листы. Художественные творения или интеллектуальные результаты работы группы придают атмосфере в помещении личностную ноту. Они стимулируют участников и являются прекрасным подтверждением продуктивности работы группы. ▼ Фломастеры, восковые карандаши и мелки разных цветов — в основном используются для цветных набросков и рисунков и дают участникам возможность применять свой «визуальный интеллект» и фантазию. Должны находиться в сумке любого ведущего. ▼ Карандаши, шариковые ручки — на воркшопах всегда есть участники, которые так торопятся, что забывают письменные принадлежности. Для них будет большим облегчением узнать, что забывчивость не исключает их из процесса. ▼ Ножницы — они необходимы для создания «реквизита», для «строительства башни или моста» и других подобных упражнений. Они также пригодятся, если в конце семинара участники захотят сделать друг другу подарки. С помощью ножниц можно выполнять разного рода «символическую» работу — разрезать, утончать, создавать профиль, удалять лишнее и пр. ▼ Карандашный клей или клей в тюбиках — это средство для создания трехмерных объектов. Помогает мастерить что-либо, создавать модели или даже изготовить групповой «тотем». ▼ Аудиомагнитофоны с кассетами или дисками — порой встречаются воркшопы, на которых не происходит обращения к «музыкальному интеллекту» участников. Вы можете использовать музыку для расслабления, активации, в качестве сопровождения для творческой работы. Музыка может стимулировать продуктивность и концентрацию при работе над письменным заданием, творческими сочинениями. Особенно подходит для этого музыка барокко с ритмом 60 ударов в минуту. Очень хороши диски Гэри Лэмба (Gary Lamb): «Наступление ночи» ("Watching The Night Fall") и «Прогулка в саду» ("A Walk In The Garden"). Эта фортепианная музыка очень свежая, живая и бодрящая. ▼ Клубок шерсти — с его помощью можно наглядно демонстрировать социометрические процессы, показывать линии связи, временные линии или плести «сети принадлежности». Естественно, клубок также можно использовать в арт-терапии, другими словами — это универсальное средство, пробуждающее фантазию и любопытство участников. ▼ Будильник — необходим для всех видов деятельности, где нужно учитывать время. ▼ Декоративные свечи — усиливают эмоциональное воздействие ритуалов и упражнений. «Живое» пламя вызывает у нас особую реакцию. Поэтому можно зажечь свечи, когда у кого-то из участников день рождения, когда происходит представление или по другому праздничному поводу. ▼ Спички — с их помощью можно создавать впечатляющие картинки, пояснять понятия, представлять взаимосвязи и характеризовать системы. Они подходят для загадок и головоломок. Зажечь спички можно во время медитаций или групповых ритуалов. ▼ Шелковые шарфы и шифоновые платки — их можно использовать в упражнениях, где участники некоторое время не должны ничего видеть. Платки и шарфы также прекрасно подходят для танцевальных, двигательных и расслабляющих упражнений. Легкость, с которой платок развевается в воздухе, стимулирует фантазию участников. ▼ Коробка с монетами — важный реквизит для разного рода аукционов, а также для игр, связанных с властью, влиянием и ценой. ▼ Различные минералы (горный хрусталь, аметист, розовый кварц и т. п.) — прекрасно подходят для групповых ритуалов и воображаемых путешествий. ▼ Куклы, надеваемые на руку — если вы относитесь к тем ведущим, которые иногда рассказывают группе анекдоты или истории (стимулируя их мыслительный процесс), то куклы помогут вам в этом. Всегда есть участники, которым легче воспринимать слова из «уст» куклы, чем из уст ведущего. Куклы создают игровую и радостную атмосферу и помогают с легкостью обойти всевозможные сопротивления, возникающие в группе. ▼ Сборники афоризмов или мудрых изречений — старинные мудрости хорошо стимулируют мышление, выходящее за пределы сиюминутных психологических тенденций. Они несколь- ко громоздки, но при этом заслуживают доверия. К окончанию работы группы особенно хорошо подобрать короткую цитату. Интригует возможность использования такого сборника в качестве «оракула». Вы можете вслепую раскрыть книгу на любой странице и зачитать группе отрывок. Почти всегда обнаруживается поразительная связь с происходящим, которая пробуждает любопытство и мотивацию. Важно использовать тексты, которые что-то значат для вас самих. ▼ Удобная сумка для вашего реквизита — чтобы не искать нужные материалы перед каждым семинаром, все должно находиться во вместительном «чемоданчике», который всегда под рукой. Это освободит вас от суеты. Следите за тем, чтобы ваш реквизит был разнообразным и периодически пополнялся во избежание частых повторений. Найдите также применение ресурсам, которые случайно обнаружатся в группе или на месте проведения воркшопа: если вы работаете в помещении, где есть пианино, а некоторые участники в вашей группе умеют играть на нем, то сама собой напрашивается возможность использовать его для двигательных импровизаций или короткого воображаемого путешествия. ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА Где должен проходить воркшоп? Большие отели — не идеальное место, так как они слишком сильно привязаны к привычному распорядку. Мне особенно запомнились занятия в старых монастырях и даже в горных хижинах. Во всяком случае, предпочтительно окружение, где участники могут выйти на природу, чтобы отдохнуть. Еще важнее, чем место проведения, обстановка и общая атмосфера в помещении. Там должно быть достаточно естественного света и мало шумов. Имеет значение величина помещения. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы у стены могли стоять столы, которые при необходимости можно было бы использовать. Стулья должны быть прочными (никаких «качалок»!) и с прямыми спинками. Часто стены помещения бывают голыми, поэтому вы можете создать уютную атмосферу вместе с группой. Это помогает участникам принять на себя определенную ответ- ственность за успех воркшопа. Рисунки, «ориентировочные карты», плакаты будут дополнительно способствовать тому, чтобы группа чувствовала себя в комнате «как дома». Имеет значение расстановка стульев. Когда участники сидят за столами, атмосфера в комнате совсем иная, чем в том случае, когда они сидят по кругу и могут видеть друг друга. Для небольшого воркшопа лучше всего расставить стулья по кругу. Это единственная геометрическая фигура, которая не предполагает иерархии. Ведущий сидит в кругу, как «первый среди равных». Все видят друг друга, нет столов, за которыми можно спрятаться. Любой физический барьер увеличивает психологическую дистанцию и нарушает коммуникацию. Лучше всего, когда размер комнаты позволяет использовать различные расстановки стульев. (Это выгодно и для участников, так как они смогут использовать увиденное в повседневных ситуациях для улучшения коммуникации. В конце этого раздела я предложу вам два чрезвычайно интересных упражнения на пространственную структуру власти, которые повысят чувствительность участников к подобным аспектам.) Ниже приведены классические способы расстановки стульев, преимущества и недостатки этих способов, а также обстоятельства, в которых их целесообразно использовать. 1. Традиционная «классная комната». Эта модель подходит для больших групп (40-60 человек). Участники по двое или по четверо сидят за столами, если возможно, некоторые столы расставляют полукругом. Стол ведущего стоит перед первым рядом. При такой расстановке ведущий находится в центре внимания и контролирует процесс коммуникации. За столами участникам удобно делать записи. Это иерархическая модель обучения, и служит она передаче «поверхностных знаний». Недостаток такой модели: участники быстрее устают, затруднено групповое взаимодействие. Однако возможна совместная работа за столами. 2. Модель «кафе». Это дружеская версия «классной комнаты» для небольших групп численностью от 16 до 20 человек. Столы стоят в свободном порядке, за каждым из них сидят 2-3 участника, все могут относительно неплохо видеть друг друга. Стол ведущего включен в этот «неправильный» порядок. Эта планировка все еще следует иерархической модели. Она подходит для тех форм работы, где надо много писать. 3. Модель «работы в команде». Для нее вы можете либо использовать столы длиной около 2 метров, либо соединить несколько столов, чтобы за ними могли работать группы из 6-8 человек. Так как команды работают самостоятельно, не так уж важно, где находится стол ведущего. Возникает автономная демократическая ситуация обучения. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы команды не мешали друг Другу. В целом предпочтительно, чтобы команды могли уединиться в маленьких комнатах, чтобы не отвлекаться. Когда участники работают в разных комнатах, возвращение в группу в установленное время почти всегда проблематично, так как команда развивает свой собственный рабочий ритм. 4. Модель «конференции» лучше всего подходит для групп с числом участников от 6 до 25, когда используется много документов и участники должны видеть друг друга. Если количество участников больше 25, эта форма работы становится затруднительной. Такая расстановка больше всего подходит для процессов принятия решений и планирования. Ее недостаток в том, что столы могут восприниматься как барьеры. 5. Модель «аудитории» подходит для очень больших групп, численностью от 50 до 100 человек, для чтения докладов или для демонстраций каких-либо материалов. Можно сделать расстановку посадочных мест чуть более открытой, создав два блока мест, сходящихся под углом друг к другу. В этом случае ведущий или докладчик могут на время покинуть кафедру и использовать пространство между рядами. Из всех моделей эта в наибольшей степени делает акцент на классической однонаправленной коммуникации. 6. Модель «круга». Это единственная модель, позволяющая всем видеть всех и интегрирующая ведущего в группу. Круг — прежде всего символ автономии каждого участника. Он дает понять, что все заслуживают одинаковой степени внимания, имеют одинаковое право говорить, и каждый самостоятелен и уникален. Это самая старая форма групповой встречи и в то же время — лучшая форма, соответствующая нашему представлению о динамическом обучении. Каждый виден полностью, нет никаких барьеров. Свободное место в середине круга можно использовать для разных действий: ролевых игр, демонстраций и т. п. Круг — лучшая исходная позиция для всевозможных видов двигательной активности — работы с партнером, образования рабочих групп. Круг как бы приглашает участников открыться, поговорить друг с другом и обсудить идеи. Происходит настоящая многосторонняя коммуникация. При подобной расстановке стульев рекомендуется поставить столы у стены, чтобы их можно было легко выдвинуть, если участники захотят делать записи или рисовать. Пожалуйста, не забывайте, что расстановка стульев имеет существенное значение для участников. Физически разделенная группа, в которой учащиеся сидят за столами или в большой аудитории, существенно отличается от группы, сидящей в кругу, где все могут поддерживать контакт глазами. Если какой-либо участник не может видеть всех остальных (кто-то сидит в углу комнаты либо позади других, или же есть какие-либо физические барьеры), то можно ожидать возникновения определенной психологической дистанции между участниками и фрагментации группы. Кроме того, у участников не должно возникать ощущения, что они сидят слишком тесно. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы близость не была вынужденной. Если многие из участников воркшопа сами работают с группами, то может быть полезным изучить всем вместе влияние пространственного расположения стульев на учебный процесс и распределение власти. Для этого я хотел бы предложить вам два интересных упражнения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.192 (0.013 с.) |