Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение «Поставьте стул на место»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пригласите добровольца для участия в коротком эксперименте в кругу. Скажите: «Поднимите стул за ножки и держите его перед собой в вытянутых руках. Теперь нужно поставить его на пол, но при этом не наклоняться и не сгибать колени. Ронять стул тоже нельзя». Пусть участник попробует все способы, которые приходят ему в голову. Самое простое (и единственное) решение состоит в том, чтобы попросить помощи у других участников, которые могут взять стул и поставить его на место, не нарушив условий. Это хорошее свидетельство старой мудрости: нередко лучшее решение проблемы — просьба о помощи. ТРЕВОГИ И ОПАСЕНИЯ Даже если участникам приблизительно известно, чего ожидать, они все равно могут проявлять неуверенность, озабоченность и опасения, мешающие им полностью включаться в происходящее. Кто-то еще мысленно находится дома или на работе и задает себе вопросы типа: «Насыпал ли я корма кошке?», «Уложит ли муж детей спать вовремя?», «Справится ли мой заместитель с презентацией?» Возникают сомнения, связанные с групповым процессом: «Смогу ли я преодолеть застенчивость?», «Вынудят ли меня говорить?», «Могу ли я рассчитывать на конфиденциальность?» и т. п. И наконец, существуют опасения, касающиеся целей воркшо-па: «Научусь ли я чему-то полезному для моей практической работы?», «Возрастет ли доверие в нашей команде?» Следующая процедура предоставляет вам неплохую возможность работы с неуверенностью и опасениями. Упражнение «Хранилище забот» Цели. Обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать. Материалы. Для каждого участника — пять самоклеящихся листочков. Время. 10-20 минут. Структура работы. Скажите о том, что порой проходит достаточно много времени, прежде чем мы полностью включаемся в происходящее. Возможно, мы еще вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Наверное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и ограничивающие его внимание. Предложите участникам задать организационные вопросы, на которые вы, как ведущий, можете сразу дать ответ, например: «Как долго будет длиться встреча? Где можно будет пообедать?», и т. д. Затем скажите, что работа группы пройдет легче и спокойнее, если попытаться хотя бы на время избавиться от посторонних мыслей, снять тревогу. Предложите участникам написать о своих тревогах и заботах на листочках (по одной на лист, имена не указывать). Скажите, что позднее их положат в «хранилище» и желающие смогут забрать их после встречи. Объясните, что это символическое действие поможет им на время встречи освободиться от забот. («Хранилищем» может быть плакатный лист или специальная доска, куда крепятся записки.) Во многих случаях эта техника действительно эффективно «разгружает» участников. Если вы решите создать такое «хранилище», нужно заранее сообщить участникам, будете ли вы читать записки (они могут дать вам важную информацию о группе). Если же участники начинают воркшоп бодрыми и оживленными, это упражнение вполне можно не проводить. ТРИ ФОТОГРАФИИ Эту процедуру хорошо проводить, когда речь заходит об изменениях, о будущем или просто о динамическом обучении. Прежде всего заранее предложите участникам принести три фо- тографии. Фотографии, как правило, являются определенными ресурсами участников: они дают возможность вспомнить то, что особенно важно в их жизни. Однако просьба принести снимки может вызвать некоторые опасения, потому что не уточняется, какие именно фотографии нужны. Практически на любом воркшопе обязательно возникают тревоги и страхи, которые могут стать препятствием для обучения. Во многих организациях, которыми руководят мужчины, тема страха подавляется, вместо этого популярными становятся темы «нападения и защиты», «победы или поражения». Предложенная процедура направлена и на то, чтобы дать участникам возможность выразить различные сомнения и опасения. Упражнение «Три фотографии» Цель. Эта процедура предоставляет участникам возможность выразить чувства, используя достаточно безопасные способы. Она вызывает интерес к воркшопу и дает ведущему важные сведения о предыстории участников. Время. От 30 до 60 минут. Структура работы. Одновременно с официальным приглашением на воркшоп попросите участников принести с собой три фотографии. Не давайте никакой уточняющей информации, не говорите, зачем они понадобятся, по какому критерию их выбирать, что должно быть на них изображено. (Реакции на такое задание бывают различными: некоторые участники воодушевляются и приносят фотографии своей семьи; другие реагируют раздраженно или апатично; кто-то вообще не приносит фотографий; кто-то оставляет их в машине, потому что сомневается, понадобятся ли они в действительности; кто-то говорит, что перед отъездом было так много дел, что он забыл об этом; есть участники, которые заранее звонят, чтобы узнать подробности; другие приносят гораздо больше фотографий, чтобы выбрать три, когда получат больше информации.) Спросите участников на первой встрече: «Как вы думаете, зачем нужны фотографии?» (Кто-то полагает, что они понадобятся для психологического тестирования или для создания коллажа; кто-то считает, что ведущий будет выяснять, что для них самое важное; кто-то беспокоится за сохранность фотографий.) Предложите участникам представиться и, если они захотят, показать и прокомментировать фотографии. (Очевидно, что для многих участников фотографии являются своеобразным ресурсом. Перед лицом общей неопределенности и неясной ситуации на воркшопе они представляют собой некую «безопасную гавань», опору и напоминают владельцу о счастливых временах, добрых отношениях, интересных событиях и увлечениях. Они вызывают исключительно позитивные чувства.) После представления участников задайте им следующие вопросы: • Что повлияло на ваше решение принести (или не принести) с собой фотографии? • Как изменились ваши чувства, когда вы узнали, для чего нужны фотографии? • Возникло ли одновременно с неуверенностью что-то, что вас порадовало, например, ощущение свободы выбора? После обсуждения этих вопросов вы можете спросить участников, похожи ли их реакции на ситуации неопределенности в реальной жизни? Существует ли у них некий «образец» реагирования? Помогает ли он участникам или они хотели бы его изменить? В заключение вы можете посмотреть, есть ли сходство между снимками разных участников: быть может, обнаружатся общие интересы, хобби, ценности. Можно также предложить создать небольшую фотогалерею, прикрепив фотографии на стену. Они будут напоминать о существовании важнейших ресурсов в жизни каждого. Может быть, кто-то из участников захочет в дальнейшем разместить фотографии над своим рабочим столом. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ Наш мозг постоянно подвергается воздействию различных раздражителей. Поэтому совершенно естественно, что он упорядочивает поступающую извне информацию. Все, что не является решающим для нашего выживания, привлекает меньше внимания. Мозг приходит в активное состояние, когда речь идет о новой информации, когда возникают эмоции, когда мы замечаем контрасты. Когда мы смотрим на группу людей, нам бросаются в глаза необычные лица или внезапные движения, мы обращаем внимание на голоса, выражающие сильные чувства. Внимание концентрируется на тех раздражителях, которые являются для нас новыми или вызывают сильные чувства. В то же время фокус внимания, как правило, сохраняется лишь в течение короткого времени. Затем внимание либо перемещается на другие объекты, либо направляется «внутрь», и мы начинаем размышлять, вспоминать или думать о будущем. Мозг попеременно концентрируется на внешнем мире и внутренней среде, и важно учитывать это в процессе обучения. Не следует ожидать, что участники будут внимательно слушать ведущего или кого-либо еще в течение длительного времени. Мы можем претендовать на внимание в течение лишь 20-30% времени встречи. Затем нужно дать возможность обратить внимание внутрь себя, чтобы переработать и ассимилировать услышанное. Только посредством такой постоянной смены внешнего и внутреннего фокуса может происходить настоящее обучение, возможно усвоение новой информации, актуализация уже имеющихся знаний и активизация мозга в целом. Смена фокуса может происходить осознанно или неосознанно — не только в ходе размышлений или общей рефлексии, но и благодаря кажущемуся «ничегонеделанию». Мозг занимается дальнейшей обработкой информации, причем мы этого не осознаем. Очень часто мы не знаем точно, каким образом участники получают учебный опыт. Кто-то кажется с виду невнимательным, но вполне вероятно, что в этот момент он осознанно или неосознанно сравнивает новую информацию с уже имеющимся знанием. Чтобы удостовериться в том, что учебный опыт усваивается, следует предоставлять участникам возможность поговорить об этом на так называемых стадиях рефлексии — в парах или малых группах. В любом случае избегайте продолжительных лекций и достаточно часто делайте паузы, чтобы участники могли ассимилировать изученное. Определенную трудность представляет различие индивидуальных ритмов обучения участников. Одни люди обладают способностью достаточно долго удерживать внимание на внешних объектах, другим требуется время на накопление и ассимиляцию опыта. При создании учебных ситуаций мы должны учитывать и тех, и других и создавать разнообразие, привлекательное для всех участников. ВАЖНО НАЙТИ ПРАВИЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕРИОДАМИ ВНИМАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ Избегайте классической ошибки преподавателя: не пытайтесь слишком долго удерживать внимание слушателей. Даже когда мы смотрим интересный фильм или хороший спектакль, мы не можем быть внимательными все время: мы отвлекаемся, вспоминаем о похожих ситуациях, размышляем о будущем, иногда нам приходится сделать над собой усилие, чтобы снова вернуться к фильму или спектаклю. Но именно поэтому мы и смотрим его. Мы хотим вдохновения, хотим получить что-то лично для себя. То же самое должно происходить и на воркшопе. Важно, чтобы участники получили опыт, значимый прежде всего для них самих. Поэтому мы организуем учебную ситуацию таким образом, чтобы циклы с высоким и низким уровнем энергии, фазы напряжения и расслабления сменяли друг друга и оставалось достаточно времени для рефлексии и ассимиляции информации. В конце такого насыщенного дня мы часто слышим от самых прилежных участников, что им уже «достаточно». Они говорят примерно следующее: «День был хороший, но мне уже хватит. Мне нужно все это "переварить"». КОГДА ОСОБЕННО ВАЖНО СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВНИМАНИЕ Иногда нам совершенно необходимо полноценное внимание всех участников: - когда мы начинаем и заканчиваем воркшоп; - когда начинается и заканчивается отдельная встреча; - когда мы даем инструкции; - когда мы вводим определенную игру или упражнение; - когда мы договариваемся о правилах и важных соглашениях. В эти моменты мы должны использовать все свои творческие способности, чтобы сконцентрировать на себе внимание участников. В остальном, как уже было сказано, ведущий не должен слишком часто требовать продолжительного внимания к своим высказываниям. Однонаправленная коммуникация, как правило, менее интересна, чем различные формы активного участия группы. КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ Ориентируйтесь на «древнее» распределение функций нашего мозга: ▼ Создавайте контрасты. Если вы проводите презентацию, попробуйте найти необычную форму, в частности, предлагайте темы, которые содержали бы некий вызов для участников, выводили бы за рамки привычного, хотя бы частично нарушали нормы и стандарты. И прежде всего позаботьтесь о том, чтобы было достаточно контрастов, как во взаимодействии участников (начните с индивидуальной работы, затем пусть участники представят свои результаты в кругу) так и в структуре обучения (используйте широкий диапазон возможных процедур — дыхательные упражнения, мозговой штурм, медитацию, ролевые игры, воображаемые путешествия, иллюстрации и т. п). Если вы постараетесь задействовать разные виды интеллекта участников, автоматически получится богатый контрастами воркшоп. ▼ Позаботьтесь о разнообразии. Вы можете это сделать, используя непривычные для участников формы работы и учебные ситуации. Например, применяйте иногда принцип неожиданности: вводите новую информацию, новые парадигмы; изменяйте временные перспективы, переходя в будущее или возвращаясь в прошлое. Но, наверное, самое важное — постоянно импровизировать и не придерживаться жестко заранее установленной концепции. Однако следите за тем, чтобы ваши сюрпризы не «давили» на участников, а определенным образом соответствовали выраженным и невыраженным потребностям группы. ▼ Развлеките участников. Обучение на воркшопе должно отличаться от повседневного опыта. Дайте участникам возможность обрести ощущение безопасности, создав в группе атмосферу доброжелательности и принятия. Организуйте игры, активизирующие «внутреннего ребенка» в каждом участнике, раскрывающие врожденные способности к творчеству. Позаботьтесь также о телесной активности — дыхательных упражнениях, движении, массаже и прогулках. ▼ Избегайте стресса и обид. Избегайте ситуаций, которые могут повредить участникам. Работа может быть напряженной, но она не должна восприниматься как опасная. Страх и обиды ведут к защитной реакции и вызывают желание мстить. Творчество и обучение невозможны, когда нет ощущения безопасности. Создайте «чувство "мы"», чтобы каждый ощущал себя уверенно и спокойно, идя на риск или решаясь на эксперимент. ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ Мы должны предоставлять участникам время на рефлексию, по крайней мере по следующим причинам: ▼ Многое из того, что мы изучаем, не осознается нами. Учебный процесс идет так быстро, что мы не успеваем за ним. Чтобы понять новые точки зрения, взаимосвязи и проблемы на более глубоком уровне, мы должны определенное время поразмышлять об этом или же просто переключить внимание, то есть передать функцию переработки нашему бессознательному. Даже если мы делаем паузу, мозг продолжит перерабатывать полученную информацию. Многие из лучших идей приходят внезапно, «как гром среди ясного неба». ▼ У нас есть потребность понять значение новой информации, установить ее связь с уже имеющимися знаниями, представлениями и планами. Только тогда выученное будет иметь смысл. То, что мы воспринимаем без осмысления (например, когда учим наизусть), не закрепляется, легче забывается и не влияет на наше поведение. Поэтому так важно по окончании учебного процесса предоставить возможность оценки и осмысления — в парах или в малых группах. ▼ Нам нужно время, чтобы то, что мы учили, «осело» и закрепилось. Необходимо делать паузы между встречами. В эти моменты происходит процесс консолидации информации, возможный только тогда, когда мозг не отвлекается на новые раздражители. Чем интенсивнее был учебный процесс, тем важнее стадия консолидации. Иногда полезно, чтобы «закрепление» выученного происходило в парах или в небольшом кругу, а иногда можно предложить участникам сделать запись в дневнике. Используйте также творческие сочинения и методы арт-терапии. Хороший метод — составление «карты» (см. главу 46). ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Смену внутреннего и внешнего фокуса вы можете осуществлять и с помощью планирования времени. Попытайтесь создать атмосферу, свободную от спешки. Дайте участникам понять, что у них достаточно времени, чтобы сделать то, что действительно важно. Начинайте и заканчивайте встречу вовремя, но проявляйте гибкость при планировании времени в ходе работы. Информируйте участников о том, сколько времени отводится на выполнение того или иного задания. Например, в начале встречи вы можете сказать: «У нас есть десять минут, чтобы взбодриться и подготовиться к работе, а затем мы обратимся к нашей новой теме». Или: «Мне нужно две минуты, чтобы вернуться к теме нашей прошлой встречи, а затем я предложу вам новое задание». И даже если вы осознаете, что времени осталось мало, вы можете активизировать участников, сказав: «У вас есть три минуты, и это время может быть бесконечно долгим, если произойдет что-то важное. Попробуйте сейчас понять, что было самым интересным и значимым для вас в этом упражнении». Время от времени настраивайте участников на будущее. Подбодрите их, сказав, например: «Когда вы будете делать это в следующий раз, вам будет уже намного легче». Можете выразить оптимизм по поводу дальнейшей работы: «Вы будете удивлены, когда завтра осознаете, как можно использовать то, что мы узнали, в вашей профессиональной деятельности». ИНТЕРЕС И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Любознательность — это естественное желание постоянно познавать новое. Все мы рождаемся любознательными. В первые годы жизни дети жадно изучают мир и буквально «впитывают» знания. Они экспериментируют со всем, что находят в своем окружении. С развитием речи они начинают постоянно задавать вопросы: «Мама, почему небо голубое? Почему собака лает? Почему я родился? Где сейчас дедушка, который умер? Где живет Бог?» В течение жизни мы развиваемся по-разному. Некоторые в совершенстве овладевают искусством ставить вопросы. Другие, по-видимому, утрачивают часть своей любознательности. Они реже задают познавательные вопросы, скорее их беспокоит, как защи- титься от негативного опыта. В результате они не испытывают того восхитительного ощущения свободы, которое мы переживаем, когда спрашиваем о том, что связано с нашими глубинными желаниями и интересами. Работа на воркшопе — это всегда работа с вопросами. Участники имеют возможность задавать и те вопросы, которые в ином случае рассматривались бы как непозволительная роскошь. Перед ведущими стоит задача создать атмосферу, где вопросы не только желательны, но являются предпосылкой успешной работы. Классические вопросы для воркшопов: • Чего я хочу достичь в жизни? • Каковы мои ресурсы? • С кем мне хотелось бы достигать моих целей? • На каком этапе жизненного пути я нахожусь? • Что я намерен делать дальше? • Какие препятствия существуют для меня в данный момент? • Чему я хочу научиться здесь? • Как изменится моя повседневная жизнь, когда я достигну тех целей, к которым стремлюсь сейчас? Постоянно давайте участникам возможность ощущать привлекательность и пользу любознательности. Познакомьте их с людьми, в жизни которых любознательность играет важную роль; спросите, как проявляется любознательность в их семьях; поразмышляйте над тем, насколько «любознательна» организация, в которой они работают. Следующие упражнения помогут пробудить интерес участников. Упражнение 1. Сто вопросов Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает лист ватмана и задание написать на нем сто важных вопросов на любые темы, имеющие значение для обоих участников: связанные с управлением, хобби, отношениями между людьми, экономикой и т. д. Это могут быть вопросы, начинающиеся со слов «почему», «как», «кто», «что», «когда», «где», «куда», «откуда» и т. д. Действовать нужно быстро. Возможно, один и тот же вопрос появится в разных формулировках — это указывает на важность темы. Первые пятнадцать вопросов, как правило, хорошо знакомы всем и, возможно, грешат некоторой поверхностностью. Следующие пятнадцать вопросов касаются общих проблем, и только в конце могут «всплывать» неожиданные темы, которые до сих пор подавлялись. После того как будут записаны все сто вопросов, участники просматривают список и мысленно определяют, какие именно темы затрагиваются. На чем концентрируются вопросы? На взаимоотношениях? На работе? На делах? На удовольствии? На деньгах? На смысле жизни? Скажите участникам, что в настоящий момент не нужно пытаться ответить на вопросы. Их также не нужно оценивать, но партнеры могут поговорить о том, как они переживали сам процесс формулирования такого большого количества вопросов вдвоем.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.141.236 (0.009 с.) |