Упражнение «Поставьте стул на место» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Поставьте стул на место»



Пригласите добровольца для участия в коротком экспери­менте в кругу. Скажите: «Поднимите стул за ножки и держите его перед собой в вытянутых руках. Теперь нужно поставить его на пол, но при этом не наклоняться и не сгибать колени. Ронять стул тоже нельзя».

Пусть участник попробует все способы, которые приходят ему в голову. Самое простое (и единственное) решение состоит в том, чтобы попросить помощи у других участников, которые могут взять стул и поставить его на место, не нарушив условий. Это хо­рошее свидетельство старой мудрости: нередко лучшее решение проблемы — просьба о помощи.

 

ТРЕВОГИ И ОПАСЕНИЯ

Даже если участникам приблизительно известно, чего ожидать, они все равно могут проявлять неуверенность, озабочен­ность и опасения, мешающие им полностью включаться в проис­ходящее. Кто-то еще мысленно находится дома или на работе и задает себе вопросы типа: «Насыпал ли я корма кошке?», «Уло­жит ли муж детей спать вовремя?», «Справится ли мой заме­ститель с презентацией?» Возникают сомнения, связанные с групповым процессом: «Смогу ли я преодолеть застенчивость?», «Вынудят ли меня говорить?», «Могу ли я рассчитывать на кон­фиденциальность?» и т. п.

И наконец, существуют опасения, касающиеся целей воркшо-па: «Научусь ли я чему-то полезному для моей практической ра­боты?», «Возрастет ли доверие в нашей команде?»

Следующая процедура предоставляет вам неплохую возмож­ность работы с неуверенностью и опасениями.


Упражнение «Хранилище забот»

Цели. Обратить внимание на опасения участников, принять их и частично проработать.

Материалы. Для каждого участника — пять самоклеящихся ли­сточков.

Время. 10-20 минут.

Структура работы. Скажите о том, что порой проходит достаточ­но много времени, прежде чем мы полностью включаемся в про­исходящее. Возможно, мы еще вспоминаем о том, где были до прихода сюда, или мысленно уже перенеслись в будущее. Навер­ное, у каждого есть мысли, отвлекающие его от обучения и огра­ничивающие его внимание.

Предложите участникам задать организационные вопросы, на которые вы, как ведущий, можете сразу дать ответ, напри­мер: «Как долго будет длиться встреча? Где можно будет пообе­дать?», и т. д.

Затем скажите, что работа группы пройдет легче и спокойнее, если попытаться хотя бы на время избавиться от посторонних мыслей, снять тревогу.

Предложите участникам написать о своих тревогах и заботах на листочках (по одной на лист, имена не указывать). Скажите, что позднее их положат в «хранилище» и желающие смогут за­брать их после встречи.

Объясните, что это символическое действие поможет им на время встречи освободиться от забот. («Хранилищем» может быть плакатный лист или специальная доска, куда крепятся за­писки.)

Во многих случаях эта техника действительно эффективно «разгружает» участников. Если вы решите создать такое «хра­нилище», нужно заранее сообщить участникам, будете ли вы чи­тать записки (они могут дать вам важную информацию о группе). Если же участники начинают воркшоп бодрыми и оживленны­ми, это упражнение вполне можно не проводить.

 

ТРИ ФОТОГРАФИИ

Эту процедуру хорошо проводить, когда речь заходит об изменениях, о будущем или просто о динамическом обучении. Прежде всего заранее предложите участникам принести три фо-


тографии. Фотографии, как правило, являются определенными ресурсами участников: они дают возможность вспомнить то, что особенно важно в их жизни. Однако просьба принести снимки мо­жет вызвать некоторые опасения, потому что не уточняется, ка­кие именно фотографии нужны. Практически на любом воркшопе обязательно возникают тревоги и страхи, которые могут стать препятствием для обучения. Во многих организациях, которы­ми руководят мужчины, тема страха подавляется, вместо этого популярными становятся темы «нападения и защиты», «победы или поражения». Предложенная процедура направлена и на то, чтобы дать участникам возможность выразить различные сомне­ния и опасения.

Упражнение «Три фотографии»

Цель. Эта процедура предоставляет участникам возмож­ность выразить чувства, используя достаточно безопасные спосо­бы. Она вызывает интерес к воркшопу и дает ведущему важные сведения о предыстории участников. Время. От 30 до 60 минут.

Структура работы. Одновременно с официальным приглашени­ем на воркшоп попросите участников принести с собой три фотографии. Не давайте никакой уточняющей информации, не говорите, зачем они понадобятся, по какому критерию их выби­рать, что должно быть на них изображено. (Реакции на такое задание бывают различными: некоторые участники воодушевля­ются и приносят фотографии своей семьи; другие реагируют раздраженно или апатично; кто-то вообще не приносит фотогра­фий; кто-то оставляет их в машине, потому что сомневается, понадобятся ли они в действительности; кто-то говорит, что пе­ред отъездом было так много дел, что он забыл об этом; есть участники, которые заранее звонят, чтобы узнать подробности; другие приносят гораздо больше фотографий, чтобы выбрать три, когда получат больше информации.)

Спросите участников на первой встрече: «Как вы думаете, за­чем нужны фотографии?» (Кто-то полагает, что они понадобят­ся для психологического тестирования или для создания коллажа; кто-то считает, что ведущий будет выяснять, что для них самое важное; кто-то беспокоится за сохранность фотогра­фий.)


Предложите участникам представиться и, если они захотят, показать и прокомментировать фотографии. (Очевидно, что для многих участников фотографии являются своеобразным ресур­сом. Перед лицом общей неопределенности и неясной ситуации на воркшопе они представляют собой некую «безопасную гавань», опору и напоминают владельцу о счастливых временах, добрых отношениях, интересных событиях и увлечениях. Они вызыва­ют исключительно позитивные чувства.)

После представления участников задайте им следующие воп­росы:

• Что повлияло на ваше решение принести (или не принести) с собой фотографии?

• Как изменились ваши чувства, когда вы узнали, для чего нужны фотографии?

• Возникло ли одновременно с неуверенностью что-то, что вас порадовало, например, ощущение свободы выбора?

После обсуждения этих вопросов вы можете спросить участ­ников, похожи ли их реакции на ситуации неопределенности в реальной жизни? Существует ли у них некий «образец» реаги­рования? Помогает ли он участникам или они хотели бы его изменить?

В заключение вы можете посмотреть, есть ли сходство между снимками разных участников: быть может, обнаружатся общие интересы, хобби, ценности. Можно также предложить создать небольшую фотогалерею, прикрепив фотографии на стену. Они будут напоминать о существовании важнейших ресурсов в жиз­ни каждого. Может быть, кто-то из участников захочет в даль­нейшем разместить фотографии над своим рабочим столом.

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Наш мозг постоянно подвергается воздействию различ­ных раздражителей. Поэтому совершенно естественно, что он упо­рядочивает поступающую извне информацию. Все, что не является решающим для нашего выживания, привлекает мень­ше внимания. Мозг приходит в активное состояние, когда речь идет о новой информации, когда возникают эмоции, когда мы за­мечаем контрасты. Когда мы смотрим на группу людей, нам бро­саются в глаза необычные лица или внезапные движения, мы


обращаем внимание на голоса, выражающие сильные чувства. Внимание концентрируется на тех раздражителях, которые яв­ляются для нас новыми или вызывают сильные чувства. В то же время фокус внимания, как правило, сохраняется лишь в тече­ние короткого времени. Затем внимание либо перемещается на другие объекты, либо направляется «внутрь», и мы начинаем раз­мышлять, вспоминать или думать о будущем.

Мозг попеременно концентрируется на внешнем мире и внут­ренней среде, и важно учитывать это в процессе обучения. Не сле­дует ожидать, что участники будут внимательно слушать ведущего или кого-либо еще в течение длительного времени. Мы можем претендовать на внимание в течение лишь 20-30% време­ни встречи. Затем нужно дать возможность обратить внимание внутрь себя, чтобы переработать и ассимилировать услышанное. Только посредством такой постоянной смены внешнего и внут­реннего фокуса может происходить настоящее обучение, возмож­но усвоение новой информации, актуализация уже имеющихся знаний и активизация мозга в целом. Смена фокуса может про­исходить осознанно или неосознанно — не только в ходе размыш­лений или общей рефлексии, но и благодаря кажущемуся «ничегонеделанию». Мозг занимается дальнейшей обработкой информации, причем мы этого не осознаем.

Очень часто мы не знаем точно, каким образом участники по­лучают учебный опыт. Кто-то кажется с виду невнимательным, но вполне вероятно, что в этот момент он осознанно или неосоз­нанно сравнивает новую информацию с уже имеющимся знани­ем. Чтобы удостовериться в том, что учебный опыт усваивается, следует предоставлять участникам возможность поговорить об этом на так называемых стадиях рефлексии — в парах или ма­лых группах. В любом случае избегайте продолжительных лек­ций и достаточно часто делайте паузы, чтобы участники могли ассимилировать изученное.

Определенную трудность представляет различие индивидуаль­ных ритмов обучения участников. Одни люди обладают способ­ностью достаточно долго удерживать внимание на внешних объектах, другим требуется время на накопление и ассимиляцию опыта. При создании учебных ситуаций мы должны учитывать и тех, и других и создавать разнообразие, привлекательное для всех участников.


ВАЖНО НАЙТИ ПРАВИЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПЕРИОДАМИ ВНИМАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ

Избегайте классической ошибки преподавателя: не пытайтесь слишком долго удерживать внимание слушателей. Даже когда мы смотрим интересный фильм или хороший спектакль, мы не можем быть внимательными все время: мы отвлекаемся, вспо­минаем о похожих ситуациях, размышляем о будущем, иногда нам приходится сделать над собой усилие, чтобы снова вернуть­ся к фильму или спектаклю. Но именно поэтому мы и смотрим его. Мы хотим вдохновения, хотим получить что-то лично для себя.

То же самое должно происходить и на воркшопе. Важно, что­бы участники получили опыт, значимый прежде всего для них самих. Поэтому мы организуем учебную ситуацию таким обра­зом, чтобы циклы с высоким и низким уровнем энергии, фазы напряжения и расслабления сменяли друг друга и оставалось до­статочно времени для рефлексии и ассимиляции информации. В конце такого насыщенного дня мы часто слышим от самых при­лежных участников, что им уже «достаточно». Они говорят при­мерно следующее: «День был хороший, но мне уже хватит. Мне нужно все это "переварить"».

КОГДА ОСОБЕННО ВАЖНО СКОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВНИМАНИЕ

Иногда нам совершенно необходимо полноценное внимание всех участников:

- когда мы начинаем и заканчиваем воркшоп;

- когда начинается и заканчивается отдельная встреча;

- когда мы даем инструкции;

- когда мы вводим определенную игру или упражнение;

- когда мы договариваемся о правилах и важных соглаше­ниях.

В эти моменты мы должны использовать все свои творческие способности, чтобы сконцентрировать на себе внимание участни­ков. В остальном, как уже было сказано, ведущий не должен слишком часто требовать продолжительного внимания к своим высказываниям. Однонаправленная коммуникация, как прави­ло, менее интересна, чем различные формы активного участия группы.


КАК ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ

Ориентируйтесь на «древнее» распределение функций нашего

мозга:

Создавайте контрасты. Если вы проводите презентацию, попробуйте найти необычную форму, в частности, предлагай­те темы, которые содержали бы некий вызов для участников, выводили бы за рамки привычного, хотя бы частично нару­шали нормы и стандарты. И прежде всего позаботьтесь о том, чтобы было достаточно контрастов, как во взаимодействии участников (начните с индивидуальной работы, затем пусть участники представят свои результаты в кругу) так и в струк­туре обучения (используйте широкий диапазон возможных процедур — дыхательные упражнения, мозговой штурм, ме­дитацию, ролевые игры, воображаемые путешествия, иллюс­трации и т. п). Если вы постараетесь задействовать разные виды интеллекта участников, автоматически получится бога­тый контрастами воркшоп.

Позаботьтесь о разнообразии. Вы можете это сделать, ис­пользуя непривычные для участников формы работы и учеб­ные ситуации. Например, применяйте иногда принцип неожиданности: вводите новую информацию, новые парадиг­мы; изменяйте временные перспективы, переходя в будущее или возвращаясь в прошлое. Но, наверное, самое важное — по­стоянно импровизировать и не придерживаться жестко зара­нее установленной концепции. Однако следите за тем, чтобы ваши сюрпризы не «давили» на участников, а определенным образом соответствовали выраженным и невыраженным по­требностям группы.

Развлеките участников. Обучение на воркшопе должно от­личаться от повседневного опыта. Дайте участникам возмож­ность обрести ощущение безопасности, создав в группе атмосферу доброжелательности и принятия. Организуйте игры, активизирующие «внутреннего ребенка» в каждом уча­стнике, раскрывающие врожденные способности к творчеству. Позаботьтесь также о телесной активности — дыхательных уп­ражнениях, движении, массаже и прогулках.

▼ Избегайте стресса и обид. Избегайте ситуаций, которые могут повредить участникам. Работа может быть напряжен­ной, но она не должна восприниматься как опасная. Страх и


обиды ведут к защитной реакции и вызывают желание мстить. Творчество и обучение невозможны, когда нет ощущения бе­зопасности. Создайте «чувство "мы"», чтобы каждый ощущал себя уверенно и спокойно, идя на риск или решаясь на экспе­римент.

ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

Мы должны предоставлять участникам время на рефлексию, по крайней мере по следующим причинам:

Многое из того, что мы изучаем, не осознается нами. Учебный процесс идет так быстро, что мы не успеваем за ним. Чтобы понять новые точки зрения, взаимосвязи и про­блемы на более глубоком уровне, мы должны определенное время поразмышлять об этом или же просто переключить внимание, то есть передать функцию переработки нашему бессознательному. Даже если мы делаем паузу, мозг продол­жит перерабатывать полученную информацию. Многие из лучших идей приходят внезапно, «как гром среди ясного неба».

▼ У нас есть потребность понять значение новой информа­ции, установить ее связь с уже имеющимися знаниями, пред­ставлениями и планами. Только тогда выученное будет иметь смысл. То, что мы воспринимаем без осмысления (например, когда учим наизусть), не закрепляется, легче забывается и не влияет на наше поведение. Поэтому так важно по окончании учебного процесса предоставить возможность оценки и осмыс­ления — в парах или в малых группах.

Нам нужно время, чтобы то, что мы учили, «осело» и зак­репилось. Необходимо делать паузы между встречами. В эти моменты происходит процесс консолидации информации, воз­можный только тогда, когда мозг не отвлекается на новые раздражители. Чем интенсивнее был учебный процесс, тем важнее стадия консолидации. Иногда полезно, чтобы «закреп­ление» выученного происходило в парах или в небольшом кругу, а иногда можно предложить участникам сделать запись в дневнике. Используйте также творческие сочинения и мето­ды арт-терапии. Хороший метод — составление «карты» (см. главу 46).


ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Смену внутреннего и внешнего фокуса вы можете осуществлять и с помощью планирования времени. Попытайтесь создать атмос­феру, свободную от спешки. Дайте участникам понять, что у них достаточно времени, чтобы сделать то, что действительно важно. Начинайте и заканчивайте встречу вовремя, но проявляйте гиб­кость при планировании времени в ходе работы.

Информируйте участников о том, сколько времени отводится на выполнение того или иного задания. Например, в начале встре­чи вы можете сказать: «У нас есть десять минут, чтобы взбодрить­ся и подготовиться к работе, а затем мы обратимся к нашей новой теме». Или: «Мне нужно две минуты, чтобы вернуться к теме на­шей прошлой встречи, а затем я предложу вам новое задание». И даже если вы осознаете, что времени осталось мало, вы можете активизировать участников, сказав: «У вас есть три минуты, и это время может быть бесконечно долгим, если произойдет что-то важное. Попробуйте сейчас понять, что было самым интерес­ным и значимым для вас в этом упражнении».

Время от времени настраивайте участников на будущее. Под­бодрите их, сказав, например: «Когда вы будете делать это в сле­дующий раз, вам будет уже намного легче». Можете выразить оптимизм по поводу дальнейшей работы: «Вы будете удивлены, когда завтра осознаете, как можно использовать то, что мы узна­ли, в вашей профессиональной деятельности».

 

ИНТЕРЕС И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Любознательность — это естественное желание постоян­но познавать новое. Все мы рождаемся любознательными. В первые годы жизни дети жадно изучают мир и буквально «впи­тывают» знания. Они экспериментируют со всем, что находят в своем окружении. С развитием речи они начинают постоянно задавать вопросы: «Мама, почему небо голубое? Почему собака лает? Почему я родился? Где сейчас дедушка, который умер? Где живет Бог?»

В течение жизни мы развиваемся по-разному. Некоторые в со­вершенстве овладевают искусством ставить вопросы. Другие, по-видимому, утрачивают часть своей любознательности. Они реже задают познавательные вопросы, скорее их беспокоит, как защи-


титься от негативного опыта. В результате они не испытывают того восхитительного ощущения свободы, которое мы пережива­ем, когда спрашиваем о том, что связано с нашими глубинными желаниями и интересами.

Работа на воркшопе — это всегда работа с вопросами. Участ­ники имеют возможность задавать и те вопросы, которые в ином случае рассматривались бы как непозволительная роскошь. Перед ведущими стоит задача создать атмосферу, где вопросы не только желательны, но являются предпосылкой успешной ра­боты.

Классические вопросы для воркшопов:

• Чего я хочу достичь в жизни?

• Каковы мои ресурсы?

• С кем мне хотелось бы достигать моих целей?

• На каком этапе жизненного пути я нахожусь?

• Что я намерен делать дальше?

• Какие препятствия существуют для меня в данный момент?

• Чему я хочу научиться здесь?

• Как изменится моя повседневная жизнь, когда я достигну тех целей, к которым стремлюсь сейчас?

Постоянно давайте участникам возможность ощущать привле­кательность и пользу любознательности. Познакомьте их с людь­ми, в жизни которых любознательность играет важную роль; спросите, как проявляется любознательность в их семьях; пораз­мышляйте над тем, насколько «любознательна» организация, в которой они работают. Следующие упражнения помогут про­будить интерес участников.

Упражнение 1. Сто вопросов

Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает лист ватмана и задание написать на нем сто важных вопросов на любые темы, имеющие значение для обоих участников: связан­ные с управлением, хобби, отношениями между людьми, эконо­микой и т. д. Это могут быть вопросы, начинающиеся со слов «почему», «как», «кто», «что», «когда», «где», «куда», «отку­да» и т. д. Действовать нужно быстро. Возможно, один и тот же вопрос появится в разных формулировках — это указывает на важность темы.


Первые пятнадцать вопросов, как правило, хорошо знакомы всем и, возможно, грешат некоторой поверхностностью. Следу­ющие пятнадцать вопросов касаются общих проблем, и только в конце могут «всплывать» неожиданные темы, которые до сих пор подавлялись. После того как будут записаны все сто вопро­сов, участники просматривают список и мысленно определяют, какие именно темы затрагиваются. На чем концентрируются воп­росы? На взаимоотношениях? На работе? На делах? На удоволь­ствии? На деньгах? На смысле жизни?

Скажите участникам, что в настоящий момент не нужно пы­таться ответить на вопросы. Их также не нужно оценивать, но парт­неры могут поговорить о том, как они переживали сам процесс формулирования такого большого количества вопросов вдвоем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.038 с.)