Игра «обмен карточками с именами» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра «обмен карточками с именами»



Каждый получает карточку и пишет на ней свое имя, а так­же три-пять слов, которые его характеризуют (например, «фут­больный болельщик», «саксофонист», «отец маленькой дочери», «пользователь Интернета» и т. п.). Соберите карточки и раздай­те их снова по принципу случайности. Каждый должен найти хо­зяина карточки.

Игра «Разыскивается»

Составьте объявление о себе (набросайте примерный порт­рет, приведите сведения о росте, цвете волос, хобби и завершите текст словами: «Последний раз видели там-то...»). Но не пишите, как вас зовут. Покажите объявление группе в качестве примера, предложите каждому сочинить такое же про себя и написать его на листе бумаги. Затем повесьте листы на стену, и пусть группа попытается найти автора каждого объявления.

Игра «Фантазия и правда»

Каждый получает карточку, пишет на ней имя, а на обо­ротной стороне — три истинных и три ложных факта про себя


(ложь должна быть похожа на правду). Эти факты следует пере­мешать, чтобы истинность высказывания не была очевидна с первого взгляда. Затем участники разбиваются на пары, обме­ниваются карточками и пытаются узнать, какие факты истинны, а какие — выдумка.

Игра «Бумажные куклы»

Участники получают салфетки, фломастеры, клейкую лен­ту и делают бумажных кукол, символизирующих начальника, подчиненного или кого-нибудь из коллег участника. Каждая кук­ла дает краткое описание личности участника от имени выбран­ного человека.

6. Предложите участникам провести самодиагностику. Тести­рование дает возможность заметить то, что раньше не осознава­лось. Самомнение легко создает препятствия для обучения. Если участники думают, что уже все знают, то не станут раскрывать­ся. С помощью самодиагностики они смогут увидеть некоторые слабые звенья и, возможно, решат, что имеет смысл заполнить пробелы.

Лучше составлять тесты с учетом тематики воркшопа. Реши­те, будет ли тест в большей степени нацелен на знания или на от­ношения. Я привожу пример теста самодиагностики, с помощью которого проверяется готовность к обучению.

Тест для самодиагностики «Любознательность». Попросите участников отметить те высказывания, которые подходят им:

• У меня есть дневник или блокнот, куда я записываю свои идеи и возникающие вопросы.

• Я часто размышляю и медитирую.

• Я все время изучаю что-то новое.

• Если мне нужно принять важное решение, я пытаюсь по­смотреть на проблему с разных углов зрения.

• Я много читаю.

• Я учусь чему-то от маленьких детей.

• Я научился видеть и решать проблемы.

• Мои друзья описали бы меня как открытого и любознатель­ного человека.

• Если я встречаю новое, неизвестное мне слово, я ищу его в словаре и записываю.


• Я знаю многое о других культурах и хотел бы узнать еще.

• Я говорю на иностранном языке или же собираюсь изучить его.

• Я часто прошу друзей, членов семьи или коллег об «обрат­ной связи».

• Я очень люблю учиться.

Варианты. Спросите участников, считают ли они себя любо­знательными и готовыми к обучению, и попросите их написать на листочке пять причин, по которым они так думают. В заклю­чение — краткий обмен мнениями по поводу своей любознатель­ности и готовности учиться. Возможно, вы получите первые сведения о том, какой стиль обучения будет полезен для ваших учеников.

7. Задействуйте чувства. Чувства накладывают отпечаток на все, что мы делаем и думаем. Поэтому, чтобы вызвать любопытство участников, нужно «включать» в работу чувства. Ниже приво­дятся способы «пробуждения» позитивных чувств:

▼ Открыто проявляйте свое собственное любопытство, готов­ность учиться и энтузиазм в отношении вашей профессии. Внесите что-то личное в работу с группой, например, покажи­те новый компакт-диск, книгу или еще что-нибудь из того, что вы открыли для себя в последнее время.

▼ Чтобы создать более раскрепощенную атмосферу, отме­чайте результаты работы участников маленькими праздни­ками. Например, если вы создаете «карту», пусть работа пройдет в праздничной атмосфере, с музыкой, фруктами и т. п. В конце участники могут разбиться на «пятерки», по­казать свои наброски и дать друг другу позитивную обратную связь.

▼ Используйте театр импровизаций и ролевые игры — чем значительнее задача, тем выше риск и сильнее задействованы чувства. Пусть участники разделятся на «актерские» коман­ды и подготовят, а затем сыграют интересные сценки («семья с безработным отцом», «проигравшая футбольная команда», «группа студентов, которая решила прервать учебу, чтобы ос­новать фирму», «участники экспедиции, машина которых сло­малась в пустыне», и т. д.).


▼ Организуйте спор: устройте дебаты, дискуссию экспер­
тов, инсценировку супружеской ссоры и т. п. Важно, чтобы
было две различных точки зрения, это повышает энергию
группы. Участники могут разделиться на пары и поиграть в
игру «У тебя есть то, что нужно мне». Участник А — владе­
лец воображаемого предмета, который очень нужен участни­
ку В. Первый участник ни в коем случае не должен его
отдавать. Такая фрустрирующая ситуация должна поддержи­
ваться в течение 5 минут. Затем происходит обмен ролями.
В конце пара может «поспорить физически», «перетягивая»
воображаемый канат.

▼В начале и в конце воркшопа организуйте процедуры, которые помогут участникам настроиться на работу либо осоз­нать, чему они научились. В начале встречи можно предло­жить членам группы разбиться на пары и ответить на три вопроса: «За что я сейчас больше всего благодарен жизни? Какой вопрос занимает меня сильнее всего в настоящий мо­мент? Какую цель я хотел бы достичь сегодня?»

▼ Используйте упражнения, игры и другие процедуры,
чтобы задействовать эмоции участников. Прекрасная активи­
зирующая игра — «Датский бокс». Участники сжимают все
пальцы правой руки, кроме большого, и пытаются на мгнове­
ние зафиксировать под своим пальцем палец партнера. Эта
игра проходит весело и улучшает контакт.

8. Поддерживайте ответственность и самостоятельность участ­ников. Важно, чтобы участники активно работали и цринимали на себя ответственность за свой учебный процесс. Для сдержан­ных, слабо мотивированных членов группы особенно подходят формы работы, связанные с сотрудничеством. Велика вероят­ность, что в ходе взаимодействия участники с высокой мотива­цией встретятся со слабо мотивированными и «заразят» их своим интересом. Поэтому всегда старайтесь создавать учебные ситуа­ции, требующие взаимодействия участников:

▼Постарайтесь, чтобы участники все время работали с раз­ными партнерами. Скажите, к примеру: «Выберите для этого упражнения того, с кем вы еще не знакомы,., с кем не работа­ли,.. у кого другой темперамент,.. кто работает в другом отде­ле компании...»


▼Предложите какие-нибудь упражнения в парах. Напри­мер: «Повернитесь к своему соседу и поговорите с ним о том, с каким настроением, с какими мыслями каждый из вас при­шел сегодня на встречу».

▼Время от времени предлагайте участникам пересесть, что­бы сменить перспективу и создать новое межличностное про­странство. Скажите: «Пожалуйста, выберите себе новое место. Переместитесь хотя бы на пять стульев от того места, где сиде­ли прежде».

▼Постоянно давайте участникам возможность работать в новых подгруппах или командах. В конце команды обычно рассказывают всей группе о своей работе, и это повышает от­ветственность каждого. Вы можете сказать: «Пройдитесь по комнате и соберитесь в малые группы из 4-5 человек. Выбе­рите среди участников тех, с кем вам хотелось бы познакомить­ся и поработать над этим заданием».

▼Работа с партнером — хорошая возможность лучше узнать себя. Обратная связь может натолкнуть на собственные раз­мышления. Предложите участникам: «Вместе с партнером придумайте короткий тест на тему «Готовность к сотрудниче­ству». Затем ответьте на вопросы этого теста и оцените степень готовности к сотрудничеству друг друга».

▼Участники могут в парах подготовить новые темы для ра­боты. Предложите им следующее: «Выберите себе партнера, который по-другому смотрит на руководство коллективом. Создайте вместе с ним «карту», посвященную делегированию ответственности».

Как правило, большинству такие формы работы нравятся, однако для склонных к соревнованию членов группы слишком интенсивное и частое сотрудничество с другими может быть зат­руднительным. Будьте тактичны, учитывайте менталитет участ­ников и вводите подобные приемы постепенно.

9. Проявляйте заботу об участниках. Большинство взрослых людей не получают достаточной заботы в семье и на работе. Если они почувствуют, что вы ненавязчиво и тактично проявляете за­боту, сделайте дальнейший шаг, чтобы завоевать их сердца. Вот несколько возможных способов проявления заботы:


▼ Через определенные промежутки времени предлагайте не­большие двигательные упражнения.

▼ Следите, чтобы в помещении была комфортная темпера­тура и достаточно свежего воздуха.

▼ Время от времени можно выполнять короткие «массаж­ные упражнения». (Например, «массажный круг» —каждый в течение минуты массирует плечи стоящего перед ним участ­ника, а стоящий сзади массирует его; через минуту все разво­рачиваются и делают массаж другим партнерам.)

▼ Позаботьтесь о том, чтобы опоздавшие участники могли без проблем войти в помещение.

▼ Следите за тем, чтобы все могли свободно отвечать на воп­росы. Для письменных ответов приготовьте доску.

 

ПЕРВЫЕ МИНУТЫ

В первые минуты у вас есть возможность наметить основ­ные направления, так как участники находятся в особом состоя­нии, если работают с вами впервые. Открытие воркшопа решает различные задачи: необходимо сориентировать участников, дать им примерный план работы, мотивировать их и установить с ними контакт. Участники могут быть настроены по-разному. Возмож­но, кто-то мысленно еще дома или на работе — думает о том, что он пропустит, находясь здесь, кто-то ожидает чего-то конкретно­го и сомневается, что его ожидания оправдаются, и т. п. Ваша за­дача — постепенно направить внимание всех на совместную работу. Начальная стадия двухдневного воркшопа продолжает­ся 1-2 часа. За это время участники должны адаптироваться и настроиться на работу. Ваши основные задачи на этот период: ▼ Привлеките внимание участников. Опирайтесь на их лю­бопытство, эмоциональную и физическую активность. Долж­но происходить что-то новое, что, однако, не вызывает слишком сильных опасений.

▼ Установите с участниками отношения доверия, эмоцио­нального и душевного контакта. В этом случае они будут гото­вы следовать вашим предложениям.

▼ «Перекиньте мост» к профессиональным и личным инте­ресам участников. Большинство из них поначалу спрашива­ют: «Какую пользу принесет мне воркшоп?» На этот вопрос


вы должны ответить достаточно быстро, членам группы важ­но знать, чего им ожидать, каковы правила игры и как им ве­сти себя в новой ситуации.

▼ Создайте позитивный климат. Ранее мы уже отмечали, что для этого необходимо уменьшить стресс, устранить тревогу и чувство беспомощности. Лучше всего это происходит, когда участники воркшопа ощущают индивидуальное внимание, вовлеченность в происходящее и возможность эксперименти­ровать.

Всегда начинайте работу в определенное время, даже если еще не все участники присутствуют, и с самого начала дайте понять, что ваше время и время участников — это ценность, и не стоит его тратить попусту. Начиная встречу в установленное время, вы показываете группе, что уважаете присутствующих и их пункту­альность, держите свое слово, что вам можно доверять и что име­ет смысл вовремя приходить на встречу группы. Если в начале первой встречи присутствуют не все, вы можете сказать: «Доб­рый день. Я благодарю вас за то, что вы пришли, и рад, что мно­гие из вас пришли вовремя. Я думаю, что отсутствующие участники придут в течение нескольких минут. Давайте подож­дем их еще пять минут, прежде чем начать. Используйте это вре­мя, чтобы познакомиться с соседями...»

Постарайтесь с самого начала установить с участниками зри­тельный контакт. Посмотрите на каждого, чтобы он знал, что вы обратили на него внимание. Покажите позой, мимикой, выраже­нием лица, что вам интересно и вы с нетерпением ждете предсто­ящего воркшопа. Продемонстрируйте открытость: избегайте скрещивать руки, не начинайте воркшоп, спрятавшись за столом или за стулом. Ваша заинтересованность и открытость будет мяг­ким приглашением участникам также открыться для совместной работы.

Вы можете дополнительно привлечь внимание ваших учени­ков с помощью следующих невербальных методов:

• Включите быструю, ритмичную музыку.

• Выйдите в центр круга.

• Встаньте за спиной участника, сидящего в кругу.

• Возьмите в руки какой-нибудь необычный предмет и под­нимите его.


• Используйте куклу, надеваемую на руку (которая будет со­провождать вас во время воркшопа).

• Измените освещение комнаты.

Существует множество других возможностей привлечь внима­ние участников, используйте ту, которая подходит именно вам и кажется вам в данный момент наиболее приемлемой.

Первые слова, которые вы скажете, всегда важны. Можно по­приветствовать группу, рассказать небольшую историю, сооб­щить о каком-нибудь случае, произошедшем с вами, или задать вопрос. В любом случае произнесите свои первые слова энергич­но и четко. Сконцентрируйтесь при этом на всей группе и говори­те так, чтобы вас слышал каждый участник. И что бы вы ни говорили, старайтесь делать это так, чтобы было видно ваше ува­жительное отношение к группе, готовность поддерживать участ­ников во время работы и заботиться о них.

В первые минуты воркшопа происходит установление контак­та с группой. Это особое ощущение, которое говорит вам, что уча­стники слушают вас и внимательны к тому, что вы говорите. Если вы не можете установить контакт, у вас скорее всего возникнет ощущение беспомощности и фрустрации. Вы облегчите себе за­дачу, если в начале работы скажете о собственных амбивалент­ных чувствах. Невозможно начинать каждый воркшоп с неизмен­но позитивными чувствами. Часто нам хотелось бы заняться чем-нибудь другим, иногда у нас появляется «предстартовая ли­хорадка», и мы не знаем, сможем ли успешно работать именно с этой группой, порой в группе есть участники, вселяющие в нас неуверенность, а иногда и такие, которых мы эмоционально не принимаем. Все эти ощущения совершенно нормальны, и они проходят быстрее, если мы сами себе в них признаемся.

Кстати, для установления хорошего контакта с группой вовсе не обязательно, чтобы нам нравились все участники и мы нрави­лись всем. Достаточно, чтобы мы уважали их и они уважали нас. Если некоторые члены группы нам симпатичны, это весьма от­радно, и вполне вероятно, что в ходе воркшопа нас заинтересуют и другие участники, которые поначалу казались скучными или проблемными.

Чтобы установить контакт с участниками, ведущий должен быть способен идентифицироваться с ними, понимать их точку


зрения, уметь слышать и чувствовать то, что слышат и чувству­ют они. Эта способность к эмпатии не означает обязательного одобрения всего, что делают или думают участники. Мы не долж­ны стремиться изменить членов группы, мы сопровождаем их обучение, стараемся быть «катализатором» группового процесса и хорошей моделью для подражания.

Уже в самом начале воркшопа важно «почувствовать» груп­пу. Это особенно интересно, когда участники не знакомы друг с другом. Группа развивается шаг за шагом, и у нас есть возмож­ность повлиять на групповые нормы. Впрочем, это не должно привести к мысли, что мы можем контролировать группу. Она создает свою собственную культуру. Чтобы принести максимум пользы, ведущий должен занимать различные позиции: иногда быть в центре, иногда — на периферии, а порой — вне группы. Только такая «маневренность» позволит ему принимать во вни­мание различные потребности и пожелания участников. Важней­шая задача ведущего — заботиться о том, чтобы каждый участник чувствовал к себе уважение и чтобы у всех были равные возмож­ности для обучения.

Но только альтруистического отношения недостаточно. Не ме­нее важно, чтобы ведущий был примером спонтанности и аутентичности. Спонтанность и способность к импровизации не­обходимы для динамического обучения. Они практически всегда действуют заразительно.

Начало воркшопа в некотором отношении похоже на первый день в школе. Участников волнует множество вопросов:

• Что произойдет со мной?

• Что я сделаю, когда что-нибудь случится?

• Какая польза будет мне от этого?

• Будут ли на меня оказывать давление, буду ли я смущен или обижен?

Следует ответить на эти вопросы как можно скорее. Прежде всего важно учитывать классические опасения участников: что ведущий будет скучным, что они ничему не научатся и попусту потратят время, что с ними будут некорректно обращаться. Я хо­тел бы подробнее остановиться на этих опасениях.

▼ Интересны ли вы как ведущий? Большинство участников прежде всего боятся скуки. Какова бы ни была тема воркшо­па, они хотят как можно скорее узнать, будет ли работа с вами


приносить удовольствие. У каждого из них достаточно опыта сидения на скучных уроках в школе или на лекциях в универ­ситете, и им хотелось бы избежать подобного времяпрепровож­дения. Поэтому постараетесь заверить участников в том, что вы будете стараться создать для всех возможность получения интересного опыта.

▼ Компетентный ли вы ведущий? Достаточно ли вы разби­раетесь в тематике воркшопа? Как правило, важно быстро от­ветить на эти вопросы, чтобы группа доверяла вашему профессионализму. Если вы проводите командный тренинг с участниками, большинство из которых существенно старше вас, вы можете сказать следующее: «Меня зовут Ханс Майер. Я уже более шести лет занимаюсь темой развития организа­ций и их выживания в трудных ситуациях. Я изучал роль команды в современных организациях. Для меня эта тема очень интересна, и я буду рад вашему участию в работе. В то же время я надеюсь научиться чему-то и от вас. Я думаю, что этот воркшоп будет успешным, если нам удастся объединить ваш опыт и мои знания». Если вы уже «ветеран», то можете сказать по-другому: «Меня зовут Ханс Майер, и я рад возмож­ности работать с вами. Я уже двадцать лет работаю с команда­ми и надеюсь, что в конце воркшопа вы почувствуете, что получили пользу от работы со мной. В любом случае я буду ста­раться, чтобы вы не только научились здесь чему-то новому, но и получили удовольствие от обучения».

▼ Честный ли вы ведущий и можно ли вам доверять? Участ­никам известно, что на воркшопе нелегко сохранить аноним­ность, которую обеспечивают более масштабные мероприятия. В группах с относительно небольшим количеством участни­ков каждый неизбежно предъявляет себя со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Как правило, участники осоз­нают, что лучше всего они смогут учиться, если пойдут на не­который риск и будут готовы делать ошибки. Поэтому они заинтересованы в том, чтобы ведущий был тактичным, не да­вал никому «потерять лицо», никого не выделял особо и был готов оказать поддержку в случае трудностей. Ясно и опреде­ленно скажите, что вы понимаете эти тревоги: «Я хотел бы быть внимательным к каждому, мне очень важно, чтобы ворк­шоп был успешным для каждого из вас».


Если вам удалось установить хороший контакт с группой, можно познакомиться с участниками поближе, например, с по­мощью описанного в следующей главе упражнения «Вопросы ве­дущему».

 

ВОПРОСЫ ВЕДУЩЕМУ

Это упражнение поможет участникам лучше узнать веду­щего. Кроме того, это интересный групповой опыт, демонстри­рующий важные составляющие динамического обучения: любознательность, готовность к риску, сообщение личных мыс­лей и чувств, сотрудничество ведущего и участников, а также по­становку задач, которые могут быть решены различными способами. Когда собирается новая группа, у каждого есть мно­жество впечатлений и предположений об остальных участниках, а также о ведущем. Если вы хотите представить себя интересным образом, то можете сделать следующее.

Упражнение «Вопросы ведущему»

Скажите участникам, что хотите познакомиться с группой и предлагаете для этого необычный способ. А именно — вы гото­вы ответить на вопросы участников. Вы намерены отвечать от­крыто и честно, однако оставляете за собой право не отвечать на некоторые вопросы. Сядьте в центр круга; пусть перед вами сто­ит пустой стул. Объясните участникам правила группового ин­тервью:

• Любой участник может задать вам вопрос. Для этого он выходит в круг и садится на свободный стул, причем сам выбирает, на каком расстоянии от вас он сядет.

• Прежде чем задать вопрос, он должен коротко предста­виться.

• Ваш ответ должен занимать не больше одной минуты.

• После того как вы ответите, «интервьюер» садится на свое место в кругу и определяет, кто будет задавать следующий вопрос.

• Следующий участник также садится в центр. Он вправе ре­шать, воспользоваться ему возможностью задать вопрос или же отказаться от нее. В любом случае он выбирает следую­щего «интервьюера».


• Одни и те же участники могут быть выбраны «интервьюе­рами» несколько раз.

• Интервью заканчивается, когда либо сам ведущий, либо участник, который должен задавать вопрос, объявляют, что опрос окончен, и благодарят за беседу.

Возможны различные варианты этого упражнения:

- интервьюеры выходят в круг по собственной инициативе;

- ведущий сам приглашает интервьюера к себе.

 

ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ

Если участники воркшопа не знакомы между собой, нуж­но, чтобы они как можно скорее запомнили имена друг друга. Это облегчает контакт и способствует развитию доверия в группе. Для этой цели подойдут следующие интересные и эффективные уп­ражнения (карточки с именами не потребуются).

Упражнение 1. Прошепчи имя

Предложите участникам отставить стулья в сторону и по­ходить по комнате. Каждый может общаться с кем захочет, при этом он шепотом произносит свое имя на ухо собеседнику. Че­рез 1-2 минуты вы можете позвонить в колокольчик, хлопнуть в ладони или дать любой другой сигнал, чтобы привлечь вни­мание группы. Предложите теперь устанавливать контакт друг с другом, шепча партнеру на ухо его имя. Если кто-то забыл чье-то имя, он может попробовать угадать, и партнер, если нуж­но, его поправит. Второй «обход», как правило, вызывает всеобщее веселье. К удивлению группы, каждому удается за­помнить множество имен. (Второй этап длится приблизительно 2-3 минуты.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.056 с.)