Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 7. Отражение под музыку

Поиск

Это упражнение демонстрирует, что музыка — прекрасный способ объединения людей и развития их способности к взаимо­пониманию. Его можно использовать в начале встречи.

Участники разбиваются на пары и встают напротив друг дру­га. Ведущий включает спокойную музыку. Один из партнеров на­чинает медленные движения под музыку, другой отражает их. При этом оба остаются на своих местах.

Через две минуты ведущий выключает музыку, а инициатива переходит к другому партнеру. Он импровизирует собственным голосом какую-нибудь мелодию, двигается под нее, а партнер повторяет звуки и движения.

Затем участники находят других партнеров и повторяют весь процесс.

 

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

У Джеймса Джойса есть сборник коротких историй, ге­рои которых — жители ирландского города Дублина. Среди них банковский кассир, некий мистер Джеймс Даффи. Этот робкий господин познакомился с женщиной. Он с удовольствием вел с ней интеллектуальные беседы, но прекратил отношения, когда


она попыталась дотронуться до его лица. Автор так объясняет его удивительное поведение: «Он жил на некотором расстоянии от собственного тела» ("Не lived a little distance from his body"). В не­котором смысле мистер Даффи, живой пример отделенности тела и души, — это каждый из нас. Правда, так происходит не во всех культурах.

Древние греки и римляне придавали большое значение взаи­модействию тела и души, что выразилось в известном изречении: «В здоровом теле — здоровый дух». Восточные культуры поощ­ряли интеллектуальное и духовное развитие с помощью телесных упражнений — йоги, тай чи, айкидо, но в наших школах, уни­верситетах, институтах доминирует тренировка лингвистическо­го и логико-математического интеллекта. Как будто мы все еще находимся на позиции французского философа Рене Декарта, которой исполнилось уже 400 лет: «Я мыслю, следовательно, су­ществую». Однако во многих областях общественной жизни осоз­нание собственного тела и кинестетический интеллект высоко ценятся. Это спорт, в котором выражается наше стремление к фи­зическому совершенству, телевидение, постоянно демонстриру­ющее нам тело, и т. п. Молодое, красивое и привлекательное тело — одна из главных ценностей нашей культуры. Сотни ты­сяч молодых женщин (а теперь и мужчин) отказываются от нор­мальной еды, чтобы не потерять привлекательность. Многие люди интересуются фитнесом, напрямую связывая работоспособность со здоровым, подвижным телом.

Все мы стараемся правильно питаться, заниматься спортом, расслабляться, чтобы не стать жертвой стресса и не «сгореть на работе». Медицина затрачивает огромные усилия на то, чтобы проникнуть в тайны тела и понять сложную взаимосвязь мозга, сердца и тела. Угроза таких тяжелых заболеваний, как рак, СПИД, болезни сердечно-сосудистой системы, усиливает наше стремление к здоровью. Однако в классических институтах обу­чения еще не уделяют достаточного внимания телесным факто­рам.

Воркшопы и тренинги в этом отношении идут немного впере­ди. На них издавна проводилось больше экспериментов, чем в школах и университетах.

Со времени появления «групп встреч» на семинарах, тренин­гах и воркшопах существует традиция телесных упражнений —


«активизирующих» (energizers) и «разогревающих» (icebrea­kers), которые вовлекают участников в физический контакт. Многие ведущие используют в своей работе классические упраж­нения телесно-ориентированной терапии. Однако часто эти уп­ражнения применяются изолированно, чтобы вдохнуть в сугубо когнитивный учебный процесс немного жизни. Это неправиль­но, так как не приводит к изменению установки преподавателей и учащихся по отношению к собственному телу.

Заслуга Говарда Гарднера в том, что он выделил кинестетичес­кий интеллект в отдельную форму. Это был важный вклад в со­временную теорию обучения.

Центральный компонент телесно-кинестетического интел­лекта — способность четко управлять движениями своего тела. Атлеты и танцоры, музыканты и актеры — пример высших до­стижений в этой области. Сюда же относится способность умело обращаться с различными предметами. Кинестетическим интел­лектом должны обладать художники и скульпторы, большин­ство ремесленников и квалифицированных рабочих. Но не сле­дует забывать, что этот вид интеллекта играет важнейшую роль и в нашей личной жизни. Почти все мы знаем людей, которые жалуются, что родители мало прикасались к ним в детстве, не умели так обнять, чтобы дети почувствовали уверенность, при­нятие и любовь. И каждый взрослый знает, как важна способ­ность к дифференцированному телесному выражению в любов­ных отношениях.

И наконец, я хотел бы отметить, что телесно-кинестетичес­кий интеллект имеет особое значение для тех, чья профессия предполагает постоянное общение: руководителей и продавцов, профессиональных ораторов и сотрудников пресс-служб, веду­щих и тренеров, социальных работников, врачей и психотера­певтов. Все они должны уметь выражать себя невербально таким образом, чтобы их клиенты и аудитория, сотрудники и подопеч­ные доверяли им, чувствовали, что их принимают и уважают. Способность использовать собственное тело в качестве средства коммуникации играет важную роль во всех этих видах деятель­ности.

Практические рекомендации. Во время обучения недостаточ­но установить разумный ритм перерывов и регулировать уровень


энергии посредством возбуждения и успокоения. Участники так­же должны учиться обращать внимание на потребности и ресур­сы своего тела.

Следите за тем, чтобы участники научились различать по­верхностное и глубокое дыхание и понимали основополагаю­щее значение правильного дыхания для обучения и работы без напряжения.

Позаботьтесь о том, чтобы во время перерывов комната хо­рошо проветривалась.

Проанализируйте вместе с участниками, как часто во вре­мя интенсивной работы наступает перенапряжение мышц. Покажите простые способы расслабления.

Помогите участникам (особенно мужчинам) научиться различать и замечать свои чувства: о них нам говорит наше тело, а мозг должен расшифровать эти послания, чтобы мы могли сказать: я взволнован; я печален; я раздражен.

Введите следующее правило: «Обращай внимание на те­лесные сигналы!» Это означает: если ты заметил, что хочешь подвигаться или что тебе нужен свежий воздух, сообщи об этом группе.

▼ Учитывайте потребность участников в движении. Обуче­
ние проходит более успешно, когда мы не сидим на одном мес­
те. Переместите учебный процесс на свежий воздух, на
природу; используйте различные помещения в здании, где про­
ходит воркшоп. Новое окружение повышает вероятность ус­
воения новых идей и навыков.

Чаще используйте телесные упражнения в учебном про­цессе. Классическая возможность — ролевые игры.

▼ Переводите на «физический язык» цели, препятствия,
концепции. Дана Маркова в книге «Неиспользованный интел­
лект» ("An unused intelligence") показывает, как можно раци­
онально применять «физическое мышление» на тренинге
руководящего состава. Например, если вы переводите на «фи­
зический язык» доверие, то вам нужно просто предложить уча­
стникам закрыть глаза и пройти по комнате. Внезапно вопрос
доверия становится не теорией, а сильным актуальным пере­
живанием.

Если вы работаете с ролевыми играми, пантомимой, ша­радами, дайте шанс тем участникам, кто не имеет особых вер-


бальных талантов, но прекрасно устанавливает межличност­ный контакт с помощью тела.

Принесите на воркшоп набор игр, мячей, платков и про­чих предметов, которые участники смогут использовать в пе­рерывах или во время занятий, чтобы ощутить особую радость от движения и игры. Исследователь творчества Тони Бьюзен регулярно предлагает своим ученикам жонглировать тремя мя­чами и использует эту необычную ситуацию, чтобы поговорить о препятствиях в обучении.

Далее вы найдете несколько интересных упражнений для те­лесно-кинестетического интеллекта.

 


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.)