Упражнение 9. Смена перспектив 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 9. Смена перспектив



Межличностный интеллект проявляется также в способно­сти представить себе, как другие нас видят, как они оценивают наши потребности и цели, каковы, по их мнению, наши сильные и слабые стороны, в чем мы уязвимы.

В этом упражнении участники используют технику творчес­кого сочинения, составляя небольшое описание собственного ха­рактера с точки зрения другого члена группы. Каждый выбирает какого-нибудь участника, мысленно ставит себя на его место и задается вопросами: «Какие мысли и чувства возникают у этого человека по отношению ко мне? Нравится ли другому мое обще­ство и почему? Что ему нравится во мне? Что он во мне не пони­мает? Что ему чуждо, что трудно понять?»


Особенно полезно выбрать участника, с которым у вас возни­кают трудности. Обсуждение происходит с глазу на глаз в тече­ние 5-10 минут, другая возможность — каждый зачитывает в группе свой вариант «мнения со стороны», а другие участники дают обратную связь.

Варианты. Иногда участники хотят подготовиться к ситуаци­ям, в которых они хотели бы выглядеть определенным образом, например, при устройстве на работу, занятии новой должности, проведении тяжелых переговоров, преподавании в сложном клас­се и т. д. В этом случае письменное задание формулируется про­сто: сделайте описание самого себя с точки зрения определенного человека.

 

Упражнение 10. Спасибо!

Социальный интеллект проявляется и в том, что мы в со­стоянии благодарить других за поддержку, стимулирование или критику. Это также готовность сообщать другим, что мы ценим их и хорошо чувствуем себя в их обществе. Это упражнение мож­но провести во второй половине воркшопа. Оно развивает не толь­ко важные аспекты социального интеллекта, но и групповой климат.

Участники выбирают кого-то из группы, кого они хотели бы поблагодарить за поддержку или кому просто хотели бы сооб­щить: «Я вас уважаю». Для этой цели они используют технику творческого сочинения — дают краткое описание характера это­го человека. Делать это нужно, осознавая, что каждый человек уникален и полон загадок.

Эти описания могут стать единственными в своем роде подар­ками, которые мы не часто получаем в нашей жизни.


 

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Знаменитый теолог Мартин Бубер рассказывал следую­щую историю:

«Один человек умер и оказался перед воротами рая, ожидая, что Святой Петр спросит его: "Почему ты вел себя в жизни не так, как Авраам, Моисей или Иосиф?" Но каково же было его удивле­ние, когда Петр спросил: "Почему ты при жизни не был самим собой?"».


Все мы в определенной степени пытаемся найти ответ на воп­рос «Кто я?». Но собственное Я трудно описать. Для некоторых Я как большой вокзал, где координируются все наши действия — планы, надежды, желания, поступки и упущения, задачи и от­ветственность. Для других Я как большой склад, где хранится весь опыт, полученный нами в жизни, который мы можем исполь­зовать в случае возникновения трудностей. Для мистика Я — наше высшее сознание, способное к трансценденции через огра­ниченность нашего Эго.

Если мы скажем трехлетнему ребенку: «Покажи, где ты», он, скорее всего, покажет пальчиком на свой живот. Если мы зада­дим этот же вопрос ребенку более старшего возраста или взросло­му, то они, вероятно, укажут на грудь или на голову. Мы не можем точно сказать, где на самом деле находится наше Я или центр нашего сознания. Трудность заключается в том, что объект на­шего поиска одновременно является субъектом, который его осу­ществляет.

Легче описать, какими качествами обладает «внутреннее Я». Американский психолог Уильям Джеймс так характеризует пред­ставление о себе: «Я много размышлял над тем, как лучше всего описать характер человека. Правильнее всего сконцентрировать­ся на ситуации, в которой человек чувствует себя полностью ак­тивным и живым. В такой момент в нас просыпается внутренний голос, который говорит: «Вот это и есть мое настоящее Я».

Психиатр Джеймс Мастерсон выделяет такие свойства «внут­реннего Я»:

- способность отчетливо, интенсивно и спонтанно переживать широкий спектр чувств;

- способность к самоутверждению;

- чувство собственного достоинства;

- способность признавать и переживать тяжелые чувства;

- готовность принимать на себя обязанности и выполнять их;

- способность к творчеству и близости;

- умение переносить одиночество.

Мастерсон видит во «внутреннем Я» некую константу и центр, который остается неизменным, даже когда мы развива­емся и изменяемся. Раннее детство особенно важно для разви­тия собственного Я. Если ребенок получает достаточно любви, ободрения, если его воспринимают и ценят, то развивается по-


зитивный «образ Я». Если же он растет в окружении, вызываю­щем страх, депрессию или агрессию, у него может развиться не­гативный «образЯ», «ложноеЯ», он будет носить маску, чтобы защитить себя от внешнего мира или избежать ощущения «ник­чемности». Мы не всегда переживаем внутреннее Я как нечто единое. Мы слышим разные «внутренние голоса», а психологи и психотерапевты используют в своей работе идею существова­ния различных составляющих нашего Я: гештальтисты говорят о «собаке сверху» и «собаке снизу», представители транзактно­го анализа разделяют Ребенка, Родителя и Взрослого, психоана­литики используют представление о «Я, Оно и Сверх-Я». Ита­льянский психиатр Роберто Ассаджиоли предполагает, что у нас наряду с центральным Я существует ряд «второстепенных лич­ностей», которые часто скрыты и проявляются впервые, когда перед нами стоит серьезная проблема или мы испытываем стресс. Эти «второстепенные личности», как действующие лица в спек­такле, разноплановы и многообразны. Можно попробовать дать им юмористические имена, например, Клоун, Вамп, Потерян­ный Ребенок и т. д.

Долгое время считалось, что идеи о человеческом Я приходи­ли в голову прежде всего психотерапевтам, философам и теоло­гам. Но ситуация изменилась. Сегодня представителей многих дисциплин занимает вопрос: как научиться справляться со стре­мительными переменами в обществе и конструктивно воздейство­вать на эти изменения? Поэтому интерес к человеческому Я про­является в теории менеджмента и в организационном развитии, в исследовании творчества, педагогике и образовании. Вероятно, причина такого внимания — высочайшие темпы развития обще­ства. В ситуации быстрого устаревания знаний и навыков нуж­ны люди, готовые к непрерывному обучению, самостоятельно решающие, чему конкретно они хотели бы научиться. Специа­листы, работающие с учебными группами, знают, что не стоит пытаться контролировать учащихся. Необходимо восстановить уважение к автономии ученика: он сам решает, приносит ли обу­чение пользу или оно бесполезно, он сам мотивирует себя, помня о своих целях, и сам оценивает успех своего обучения. Именно в этом смысле Рут Кон говорила об автономии учащегося, фор­мулируя мысль: «Будь своим собственным руководителем» ("Be your own chairman").


Практические рекомендации:

▼ Дайте учащимся возможность самостоятельно определять
цели своего обучения и находить их взаимосвязь с жизненны­
ми целями.

Выделите время, чтобы учащиеся могли подробно проана­лизировать свои жизненные цели. В книге «Думать, как Лео­нардо да Винчи» ("How to think like Leonardo da Vinci") Майкл Гельб детально продемонстрировал, как это можно сделать: «Создайте главную "карту" своей жизни» ("Make a master mind map of your life").

▼ Дайте учащимся возможность самим оценивать свои ус­
пехи.

Акцентируйте автономию учащихся при подготовке к теме (что мне уже известно об этом?) и при переносе усвоенного в повседневную жизнь (как я могу использовать это в буду­щем?).

Организуйте работу над интересными темами в парах или в малых группах.

Никогда не используйте ситуации конкуренции в качестве учебного стимула.

▼ Избегайте вознаграждений, премий и похвалы — этим вы
наносите вред внутренней мотивации.

Стремитесь к выяснению личных ценностей и установок.

▼ Применяйте учебные техники, стимулирующие интро­
спекцию и творческое самовыражение, например, рисование,
сочинение, создание «карт».

Заботьтесь о развитии творческих способностей учащих­ся: используйте музыку, читайте литературные произведения, рассказывайте биографии известных людей, включайте в свою работу показ репродукций произведений искусства.

Позволяйте участникам время от времени уединяться или «уходить в себя».

▼ Познакомьте участников с простыми формами медитации,
Чаще используйте техники управляемого воображения.

▼ Создайте атмосферу, в которой участники могут свободно выражать свои чувства.

▼ Побуждайте участников чаще выражать позитивные чув­ства и покажите им конструктивные возможности обращения с чувствами страха, уязвимости и гнева.


Введите «правило работы с нарушениями», чтобы не воз­никало невыраженных чувств, которые оказывают отрица­тельное влияние на способность группы к сотрудничеству (см. главу 55).

▼ Принимайте во внимание духовные темы. Невыраженные различия в духовной ориентации — один из наиболее частых источников межличностных конфликтов. С точки зрения аме­риканского психолога Пола Пирзала, настоящее систематичес­кое мышление возможно только тогда, когда мы размышляем о нашей связи с Вселенной, с Богом или с высшей силой, под­держивающей нас.

Я предлагаю несколько упражнений, помогающих развивать «внутриличностный интеллект» участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.008 с.)