Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 2. Принцип СфуматоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В своей книге «Думать, как Леонардо да Винчи» ("How to think like Leonardo da Vinci") Майкл Гельб пишет о том, что Леонардо обладал замечательной способностью выдерживать напря- жение противоречий и умел обращаться с неопределенностью, многозначностью и парадоксами жизни. В наше время быстрых перемен очень полезно обладать такой толерантностью, и «инакомыслящие» участники группы должны это знать. Пусть участники разделятся на пары и поговорят о следующих противоположностях и парадоксах: ▼ Радость и печаль. Вспомните о печальных моментах своей жизни... Какие мгновения были самыми счастливыми? Есть ли связь между этими чувствами? Когда вы одновременно переживали радость и печаль? ▼ Сила и слабость. Назовите три сильные стороны, характерные для вас, и три личные слабости. Каким образом сильные стороны становятся слабыми? Как вы можете использовать свои сильные и слабые стороны? ▼ Близость и независимость. Подумайте об их тесной взаимосвязи. В чем она состоит? Может ли одно существовать без другого? Вызывает ли иногда эта связь у вас страх? ▼ Изменение и постоянство. Поговорите о трех важных переменах, которые вам случилось наблюдать в вашей жизни. Вспомните три вещи, которые остались неизменными. Что вы думаете по поводу высказывания: «Чем сильнее изменяются вещи, тем больше они остаются неизменными»? «ТРУДНЫЕ» УЧАСТНИКИ Любая учебная группа работает лучше всего в том случае, когда все ее участники вовлечены в работу примерно в одинаковой степени, когда все вносят свой вклад, никто не монополизирует внимание и нет хронически пассивных или молчащих. Если кто-то постоянно отпускает саркастические и враждебные замечания, беспрестанно выступает в роли советчика или «неофициального ведущего», это нарушает позитивное групповое развитие. В этой главе я хотел бы кратко охарактеризовать четыре наиболее часто встречающихся вида «трудных» участников: - молчаливый; - многословный (монополизирует возможность высказывания); - саркастичный; - «советчик» (постоянно занят другими, а не самим собой). ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ Задача ведущих — заботиться о том, чтобы участники могли обучаться и быть продуктивными членами группы и чтобы группа в целом могла стать средой интенсивного обучения. Если мы наблюдаем трудное и непродуктивное поведение, не нужно пытаться слишком быстро «вылечить» его «виновников» или изменить их проблемное поведение. Сначала мы должны выяснить, что они хотят «сообщить» нам подобным поведением и понимают ли они сами, что создают проблемы для остальных. Ведущий и участники должны действовать тактично, чтобы никого не обидеть, не изолировать и не спровоцировать усиленное сопротивление. Большинству людей легче изменить собственное поведение, если они смогут увидеть его из другой перспективы в дружеской атмосфере, если им дружелюбно расскажут, как их видят другие, и они сами смогут решать, хочется ли им измениться. В любом случае неправильно навешивать на «трудного» участника ярлык, считая его многословным брюзгой. Подобные ярлыки делают его «козлом отпущения» и подкрепляют нежелательные способы поведения. Слишком сильное групповое давление, упреки и нападки могут обидеть участника и заблокировать изменения. Если ведущий примет решение вмешаться, он не должен вредить личным отношениям с «трудным» членом группы. Вместо того чтобы говорить многословному участнику, что он монополизирует дискуссию, можно сказать: «У меня с вами возникают затруднения. Когда вы так подробно описываете своего начальника, то через некоторое время мне становится трудно слушать вас. Мне гораздо интереснее, как вы сами внутренне реагируете на своего шефа». Или же ведущий может выразиться метафорично и сказать: «Мне очень хочется вас понять и узнать лучше, но мне нелегко следовать за вами, когда вы так детально описываете события. Я люблю гулять в лесу, но здесь у меня возникает чувство, что я сбился с пути и заблудился». В результате у участника появляется шанс понять, что он теряет внимание других, когда говорит так много, и, возможно, он решит изменить свое поведение. Но даже если он не захочет изменить его, то будет знать, с какими последствиями ему придется считаться. Наряду с личным вмешательством у ведущего есть возможность попросить группу дать обратную связь. В этом случае он также должен действовать очень тактично. Остальные участники следят за интервенциями ведущего с большим вниманием. На них оказывает благоприятное воздействие умение ведущего дружелюбно и с юмором обращаться с «трудным» поведением. МОЛЧАЛИВЫЕ УЧАСТНИКИ В принципе ведущий должен проявлять уважение к молчащим членам группы, чтобы создать подходящий климат, в котором участник сможет самостоятельно отказаться от собственной сдержанности. В то же время ведущий должен показать, что ему интересно ближе познакомиться с «молчуном» и лучше понять его. Поэтому для участника полезно узнать, какое воздействие оказывает молчание на остальных членов группы. Во многих группах участники в течение некоторого времени предлагают «молчуну» высказаться. И часто такой интерес бывает оценен. Если ведущий предлагает обсудить тему молчания, он может выразить надежду, что молчаливые участники также смогут реализовать свои цели в группе. Можно сначала предложить им самим обсудить свои цели между собой. Можно объяснить «молчунам», как важно для любой группы участие всех ее членов. Однако существует опасность, что активные участники почувствуют, что их критикуют, или посчитают себя виноватыми в том, что якобы отбирают у остальных возможность проявить себя. Стоит выяснить, что приводит к молчанию. Часто молчание является проявлением принятых в нашем обществе или в семье участника норм. Если на воркшопе множество «молчунов», можно использовать технику «аквариума». Молчаливые садятся в центре комнаты в круг и обсуждают, как они чувствовали себя в группе до сих пор, что они получили, есть ли у них желание участвовать более активно. Применяя эту технику, вы должны быть уверены, что молчаливые участники заинтересованы в том, чтобы представить себя в группе более открыто. Вариант этой техники организован по обратному принципу. На этот раз активные участники идут в центр круга и говорят о том, как они себя ощущают, когда остальные молчат. Это дает возможность получения обратной связи. Еще один вариант интервенции — техника «обхода». При этом молчаливый участник ходит по кругу, встает около каждого чле- на группы и заканчивает предложение: «Когда я смотрю на вас, то мне кажется, что вы ожидаете от меня...» В конце обход можно повторить, на этот раз изменив фразу на: «Когда я смотрю на вас, мне хочется, чтобы вы...» Эта техника устанавливает контакт молчаливых участников с каждым членом группы; она дает хорошие предпосылки для большей интеграции. МНОГОСЛОВНЫЕ УЧАСТНИКИ Иногда участники подолгу ждут, пока многословный член группы остановит свою речь, никак не проявляя внешне своих чувств. Многословность — не только внешний дефект, но и причина блокирования группового развития, которое происходит, потому что остальные участники заняты сдерживанием своего раздражения. Возможно, вы решитесь на личную интервенцию и сообщите о том, что вы наблюдаете. Можно сказать, например: «Я рад каждому, кто активно участвует и берет слово, но в то же время мне бы хотелось, чтобы все могли высказаться и имели для этого равные возможности. Возможно, вы захотите помочь мне в этом, следя за тем, чтобы время распределялось равномерно и те, кто молчит, тоже могли проявить себя». Можно выбрать и групповую технику, которая также исследует подобное поведение участников. Поставьте какой-нибудь предмет — вазу или книгу — на пол в середине круга и скажите: «Я хочу предложить вам провести короткую "инспекцию" коммуникации в группе. Если у вас возникает впечатление, что вы слишком часто говорите, то подойдите ближе к предмету в центре, если же вам кажется, что вы говорите редко, то отойдите на соответствующее расстояние. Выберите место, которое символически выражает степень вашего вербального участия в работе группы». После этого все участники комментируют свой выбор. Кроме того, они могут сообщить свою реакцию на выбор остальных. Это социометрическое упражнение предоставляет достаточно материала для общего «круга обратной связи» по поводу коммуникативной ситуации в группе. САРКАСТИЧНЫЕ ИЛИ ЦИНИЧНЫЕ УЧАСТНИКИ Такие участники подшучивают над другими, отпускают пренебрежительные или ироничные замечания, например: «Я, конечно, не так психологически подкован, как Чарли, но делаю свою работу правильно и четко». Постоянный сарказм может нанести вред доверию в группе, особенно, когда остальные участники не осмеливаются обратить внимание на такое поведение. В этом случае вы можете предложить им прямо выражать свою критику и связанное с ней раздражение: «Готовы ли вы провести эксперимент? Пройдите по кругу и скажите каждому, что вам в нем мешает и что вас раздражает». Это поможет установить прямой контакт саркастических участников с остальными и стимулировать группу прямо выражать эмоциональные реакции. «СОВЕТЧИКИ», «УТЕШИТЕЛИ» И «МУДРЕЦЫ» Сложность заключается в том, что эти участники больше сосредоточены на других, чем на себе. К этой категории относятся «ведущие-самозванцы», «медсестры», «советчики» и «мудрецы», хвастающиеся тем, какие «жемчужины мудрости» им удалось собрать за свою жизнь. Они часто являются причиной проблем в группе. Создается впечатление, что они ничему не хотят научиться и уже преодолели все трудности. Такие участники опасаются открыто говорить о проблемах и недостатках. Как и «молчунам», этим «трудным» членам группы остальные часто сообщают об их поведении. Ведущему нужно поддерживать такую обратную связь и помочь понять чересчур «альтруистичному» участнику, что иногда мы даем другим больше, если осмеливаемся позаботиться о себе. Чтобы помочь таким «внешне ориентированным» участникам, вы можете предложить им пройтись по комнате и дать каждому совет, добавив к нему пожелание: «И мне хочется, чтобы вы...» Эта техника позволяет участнику сначала сделать то, что он в основном делает автоматически — дать совет. Но в то же время ему предлагают сделать нечто трудное, а именно — позаботиться о себе и о чем-то попросить каждого члена группы. Впрочем, предлагайте эту технику только тогда, когда участник заинтересован в изменении своего поведения. СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Наш мозг — социальный инструмент. В качестве важного средства выживания был создан язык, связывающий нас с другими, позволяющий вместе с ними строить планы и решать проблемы. Частично это объясняет, почему обучение в группах и командах помогает придумывать новые идеи, анализировать проблемы и знакомиться с новыми концепциями. Разговаривая с другими, мы достигаем нового понимания. Благодаря социальным учебным процессам наше мышление стимулируется. Воркшоп — идеальная среда для социального обучения. В неопасном окружении участники могут высказываться, выражать чувства, формулировать новые идеи и решать проблемы. Члены группы являются важным ресурсом друг для друга, и в этом смысле они важнее ведущего. Порой мы удивляемся тому, что «иерархические» формы обучения раньше принимались как нечто само собой разумеющееся. Школьники концентрировали внимание на учителе, стоящем перед ними. В наши дни все предпочитают разнообразные учебные ситуации. Поддерживайте этот интерес. Иногда на воркшопе идет тихая и сосредоточенная работа, порой — шумная и хаотичная. В одних ситуациях каждый лучше учится сам по себе, в других — вместе с остальными. Самое важное — поощрять взаимопомощь и сотрудничество участников. Подобная установка желательна в деловом мире не менее чем в семье. Поэтому воркшоп должен стать такой обучающей средой, где на первый план выходит взаимодействие между участниками. РАБОТА С ПАРТНЕРАМИ Это естественная возможность, способствующая взаимодействию участников. Вместе с партнером решаются учебные задачи, проводятся эксперименты, осуществляется планирование, закрепление нового материала, обмен мнениями, рефлексия, обратная связь, выполняются творческие упражнения. Чтобы помочь участникам выбрать партнера, вы можете предложить им следующие инструкции: • Встаньте и сделайте семь шагов в любом направлении, остановитесь и подойдите к тому человеку, который стоит ближе к вам... • Закройте глаза и сымитируйте «голос» любого животного... Теперь откройте глаза, обернитесь вокруг и образуйте пару с тем участником, который издает такие же звуки. • Пройдите по комнате. Выберите себе в партнеры того, у кого день рождения в том же месяце, что и у вас. • Разделитесь по парам, выбрав в партнеры участника, который вызывает у вас любопытство. • Выберите партнера, который сильно отличается от вас. • Образуйте пару с тем, с кем вы хотели бы ближе познакомиться. ПЯТЬ ШАГОВ ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ ГРУПП Если предполагается работа в команде, можно действовать следующим образом. Первый шаг: определение состава группы. Скажите группе, сколько участников должно быть в команде, (в идеальном случае — от четырех до восьми). Сообщите, по каким основаниям будет составляться команда. Возможные варианты: • Максимально гетерогенный состав по возрасту, темпераменту и виду деятельности. • Собираются в команду участники, которые хотят выяснить, насколько хорошо у них получится совместная работа. • Если команды работают над разными темами, то могут собраться участники, которых интересует одна и та же тема. • Иногда полезно образовать гомогенные по составу команды — по полу, профессии, отделам предприятия и т. д. Как только команды образовались, удостоверьтесь в том, что все участники вошли в команду и довольны составом группы. Нужно ли что-то изменить? Если всех устраивает разделение, предложите командам распределиться по разным местам в комнате. Второй шаг: знакомство. Важно, чтобы все участники команды познакомились. У каждого есть 30 секунд, чтобы рассказать о себе что-нибудь, не имеющее отношения к работе. После того как кто-то выскажется, остальные хлопают в ладоши, но не задают никаких вопросов. Оставшееся время можно использовать, чтобы задать дополнительные вопросы. Третий шаг: выбор руководителя группы. Иногда нужно, что в команде был лидер. Это дает уверенность и способствует эффективности. Однако это может повредить творчеству. Лидера команды определяет не ведущий. Предложите участникам по очереди объяснить, кто хочет принять на себя роль лидера, а кто — нет. Если руководить хотят два участника, они могут разделить полномочия. Четвертый шаг: выбор названия. Дайте участникам минуту, чтобы придумать название своей команды, и еще полторы минуты, чтобы придумать командный ритуал, который будет проходить в начале и в конце работы, чтобы отметить успех. Он может быть шумным и буйным. Пятый шаг: определение целей работы. Если уже есть цели работы, повторите их еще раз. (Хорошо, если у команд разные задачи, чтобы на последующей презентации результатов было меньше повторений.) Если цели работы еще не сформулированы, то у команд есть пять минут, чтобы определить их. Задачи должны быть интересными для всех членов команды и решаемыми. Лучше формулировать задачи, в которых возможно несколько решений. Затем задачи команд записывают на листе ватмана. Устанавливается время и место работы. ДРУГИЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ ГРУПП Я хочу предложить вам две интересные возможности составления рабочих групп. Предпосылка для этого — хорошее знакомство участников друг с другом и достаточная степень искренности в группе. Создание групп по принципу согласия. Предположим, что на воркшопе пятнадцать участников, а вам нужно образовать три группы. Попросите выйти трех добровольцев, пусть они сядут на пол в центре круга. Каждый доброволец — основа для создания группы. Ритуал группообразования начинается с четко установленных правил. Отбор происходит по принципу согласия. На первом этапе каждый «основатель» может самостоятельно решать, кого он хочет пригласить в группу. Если этот участник согласен, он садится рядом с «основателем». Но у него есть возможность отказаться. Согласие или отказ нужно коротко обосновать. Получив отказ, «основатель» приглашает другого участника. Ритуал начинает самый молодой «основатель». Затем очередь идет по часовой стрелке. «Основатель» и его первый «избранник» на втором этапе договариваются, кого пригласить следующим. Здесь инициатива принадлежит присоединившемуся участнику. Переговоры должны быть «прозрачными» для остальных, то есть говорить нужно громко. Все прочие правила остаются в силе. Этот процесс группообразования может длиться от 15 до 45 минут. И в этом есть очевидное преимущество — развитие чувства сплоченности у команды благодаря обратной связи и общим переживаниям. Процесс командообразования может быть достаточно напряженным из-за возможных отказов. Но зато многое из того, что в другом случае остается скрытым, становится «прозрачным». Быстрое и беспроблемное образование групп. Если вы работаете с большой группой людей (40 и более участников), можно использовать следующую технику: ▼ К примеру, у вас 50 участников, и вам нужно создать пять ▼ Дни рождения. В подгруппу собираются участники, которые родились в одном и том же месяце. Размер групп может сильно варьироваться, к тому же, как правило, не предполагается создание 12 подгрупп. Поэтому придется объединять некоторые группы. ▼ Номера домов. В этом случае участники показывают на СОТРУДНИЧЕСТВО Сотрудничество — сложный процесс, в котором задействовано сразу несколько видов интеллекта. Вербальный интеллект нужен нам, чтобы сообщать о своих желаниях, чувствах и потребностях и понимать точку зрения нашего партнера. Но в то же время мы должны быть в состоянии «слышать» то, что не произносится вслух. Любой процесс коммуникации несовершенен. Что-то остается невысказанным. До «подтекста» мы можем добраться только «на ощупь», осторожно проникая в чувства партнера. Для этого нам понадобится межличностный интеллект. Чтобы осознавать свои собственные чувства и потребности, мы обращаемся к «внутриличностному» интеллекту, а так как значительная часть коммуникации происходит с помощью «языка тела», нам будет нужен визуальный интеллект, чтобы воспринимать тончайшие сигналы и жесты собеседника. Звучание голоса, его интонация также играют большую роль во взаимодействии, и это «акустическое измерение» взаимопонимания открывается нам только тогда, когда мы обращаемся к музыкальному интеллекту. Но самое важное условие эффективной коммуникации — готовность настроиться на партнера. Людей, которые умеют делать это легко и непринужденно, мы называем «командными игроками». С ними легко найти взаимопонимание. Однако способность настраиваться на других не у всех развита хорошо, и когда мы общаемся с такими людьми, нам кажется, что они больше сосредоточены на себе и мы не получаем ясного отклика на наши сообщения. Процесс внутренней настройки на партнера можно сравнить с балансированием на канате: тот, кто хочет научиться сотрудничать, должен хорошо понимать себя и других. Понимать себя означает осознавать свои мысли, желания и чувства. Понимать другого значит быть открытым для идей, желаний и чувств партнера. Сотрудничество не означает, что у партнеров одни и те же цели, чувства и потребности. Это не принесло бы результатов. Цель сотрудничества — создание чего-то нового, решение проблемы, выполнение задачи. Существенно мешает сотрудничеству нарушение баланса — в этом случае у одного из партнеров возникает впечатление, что он не может «достучаться» до другого или что тот не реагирует. Как же достичь баланса в процессе сотрудничества? Мы можем постараться использовать все, что нам известно о коммуникации: активное слушание, внимание к подтексту, пересказ и ясное выражение наших потребностей и целей. Но известно, что в состоянии стресса, в новых ситуациях и в случае сильного расхождения целей партнеров все эти навыки теряются. Когда мы чувствуем себя обиженными, отвергнутыми или бессильными, наши коммуникативные способности ухудшаются и мы замолкаем или начинаем нападать на партнера. Поэтому второй ответ на вопрос «Как сохранить баланс в процессе сотрудничества?» таков: «Нужно слушать свое тело». Нахождение баланса — это не только умственное действие. Мы ощущаем его на телесном уровне. Мы замечаем, когда открываемся партнеру; когда теряем «центр тяжести» в ходе дискуссии; когда партнеры вторгаются на нашу территорию и нападают на нас, и т. д. Если мы хотим в совершенстве овладеть искусством поддержания баланса в процессе сотрудничества, нам будут особенно полезны упражнения, в которых задействовано тело. Ниже представлены игры, которые применяются при обучении актеров. Любая театральная постановка — это тонкий процесс совместной работы, где актеры должны уметь чувствовать друг друга. Игры помогут участникам воркшопа стать более чуткими к межличностному балансу. Их можно время от времени использовать для «разогрева» или для подготовки к групповой работе. Они могут также предварять классические формы совместной работы при решении задач, требующих высокой степени готовности к сотрудничеству. Упражнение 1. «Толкалки» Это упражнение продемонстрирует участникам, как можно применять физическую силу и при этом не брать верх над другими. Иными словами, они узнают, как сотрудничать, постоянно поддерживая баланс. Участники разбиваются на пары, смотрят друг на друга, положив руки на плечи партнера. Нужно представить, что на полу между ними находится воображаемая линия, которую нельзя пересекать. Затем оба начинают с силой давить на плечи друг другу. Если кто-то чувствует, что его «противник» слабее, он несколько уменьшает давление, чтобы не столкнуть партнера, не выиграть. Если кто-то из участников усиливает давление, то второй может сделать то же самое. Цель — применить как можно большую силу, но до того предела, который может терпеть партнер. Варианты. Участники стоят спина к спине и держат друг друга за руки. Оба с силой давят на спину партнера, но так, чтобы не столкнуть его.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.36 (0.012 с.) |